Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
& . 1 2 3 4
A D E H K M O P R S
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
ТЁ ТА ТВ ТЕ ТИ ТК ТО ТР ТУ ТЮ

Тард

ТАРД (Tarde) Габриэль (1843-1904) - французский социолог, социальный психолог, криминалист. Судья в провинции, затем глава отдела криминальной статистики в Министерстве юстиции, профессор в Свободном колледже социальных наук и в Коллеж де Франс. Основные сочинения: "Законы подражания" (1890), "Социальная логика" (1895), "Этюды по социальной психологии" (1898) и др. Выступал с критикой биологизма и органицизма. Активно полемизировал с Дюркгеймом (см.), отвергая социологизм последнего. Все социальные процессы основаны, по Т., на межличностных взаимодействиях, изучение которых Т. полагает основной задачей общественных наук. Психологизируя социальную реальность, Т. считал, что социология должна опираться на психологию. Им была выдвинута программа создания социальной психологии как науки о взаимодействиях индивидуальных сознаний. Акты межличностных взаимодействий Т. трактовал как основные социальные факты, лежащие в основе социальных явлений. Фундаментальными социальными процессами, по Т., являются подражание (повторение), адаптация (приспособление) и оппозиция (противоположение). Основанием социальности Т. считал действие универсальных "законов подражания". По мнению Т., именно подражание является базовой формой взаимодействия людей, предшествующей всем прочим. Все социальные явления рассматриваются им как имеющие подражательный характер. С действием "законов подражания" Т. связывается не только социальная интеграция, но и социальное развитие, которое обусловлено, по Т., творческой деятельностью отдельных личностей. Такая деятельность рассматривается как обусловленная (мотивированная) подражанием. Внедрение инноваций также связывается Т. с подражанием (новым образцам). Социальный процесс оппозиции связывался Т. с наличием различных образцов подражания и противодействием их сторонников. Разрешение оппозиции, по мысли Т., происходит в результате процесса адаптации. В целом творчеству Т. было свойственно гипертрофирование значимости процесса подражания-как в социальной, так и в индивидуальной жизни. К подражанию им сводятся весьма разнородные процессы: социализация (подражание ребенка взрослым), мода (подражание современным образцам), обычаи (подражание традиционным образцам), привычки (подражание человека самому себе). На основе своих концептуальных построений, особенно "законов подражания", Т. пытался анализировать язык, преступность, религию, право. В границах собственного понимания социальной психологии (см.) Т. исходил из редукции всех психических явлений (а также рассматриваемых - как их производные - явлений социальных) к двум основным формам - верованиям и желаниям. Верования и желания оцениваются им как присущие всем живым организмам. Их проявлениями Т. считает утверждение и отрицание для верований, наслаждение и страдание для желаний. Соответственно социологией и психологией, по Т., могут изучаться социальные и индивидуальные проявления базовых психических форм. Изучение верований (определяемых как согласие ума с какой-либо мыслью) Т. относит к "логике" (индивидуальной и социальной). Изучением желаний должна, по мысли Т., заниматься индивидуальная и социальная "телеология". Кроме того, термины "логика" и "телеология" Т. относит к самим социальным и индивидуально-психическим процессам и явлениям. Организация психических и социальных феноменов связывается Т. с существованием "категорий". Для "индивидуального ума" это Пространство - Время, Материя - Сила, Удовольствие и Страдание; для "социального ума" - Божество, Язык, Добро и Зло. "Категории", по Т., есть "постоянные и необходимые условия равновесия", интегрирующее начало. Становление индивидуального психического строя связывается Т. с возникновением сознания собственного "Я". Социальным эквивалентом этого процесса является, согласно Т., появление "социального Я" - "начальника", выдающегося члена первобытного общества. Установление равновесия, согласия между двумя "логиками" и двумя "телеологиями" рассматривается Т. по двум линиям: уничтожение индивидуального в пользу социального и постепенное расширение области индивидуального. Примером первого является Китай, второго - направление движения западноевропейской цивилизации. В то же время Т. полагает нежелательным установление полного равновесия - как для индивидуальности, так и для общества. Поддержание активности и жизнеспособности связывается им с существованием противоречий. Т. проводит аналогию между обществом и мозгом. По его мнению, эта аналогия тем правомернее, чем выше уровень развития общества. Взаимодействие индивидуальностей в рамках общества уподобляется им взаимодействию нервных клеток. Отсюда делается вывод, что социальный прогресс сопровождается не возрастанием дифференциации и неравенства, а, напротив, демократизацией, нарастанием сходства между различными общественными классами, укрепляющими истинную социальную связь. Общими интенциями индивидов и обществ Т. полагаются стремления к равновесию, к непрестанному возрастанию верования и желания и к примирению этих стремлений. Верования и желания, по Т., увеличиваются в результате последовательных открытий и изобретений и уравновешиваются через образование больших социальных систем. Изобретение рассматривается им как элемент адаптации (индивидуальной и социальной) к действию наличных условий. На изобретения, как и на процессы подражания, действуют, по мысли Т., "логические законы" - "логические поединки" и "логические союзы". Результатом является отбор и комбинация тех или иных изобретений, а также их усвоение. По мнению Т., под влиянием привычки в индивидууме и действием подражания в обществе происходит преобразование изобретения из цели деятельности в средство. Обращаясь к проблеме разрешения индивидуальных и социальных телеологий в их противоречии, Т. отмечает, что синтез утилитаризма эгоистического и утилитаризма коллективного (морального) возможен только в любви - в духе сострадания, доброты, братства. Распространение этого духа рассматривается как главная заслуга высокоразвитых религий. Принципы "логики" и "телеологии" Т. пытался применить также к анализу религии, "сердца" (эмоций), экономики, искусства. Значительное место в творчестве Т. принадлежит анализу "толпы" и "публики". Т. определял толпу как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединяемых чувством, верой и действием. Толпа возникает как результат действия "законов подражания" по двум линиям: взаимного подражания включенных в толпу индивидов и подражания общим образцам. Т. описывал толпу как общность, для которой характерны иррациональность, внушаемость, самолюбие, деиндивидуализация. Толпе, по Т., присущи единство мнений и поведения. В отличие от толпы, публика есть общность, в которой, по мнению Т., индивид сохраняет свои личностные характеристики. Если толпа объединена пространственно и эмоционально, то публика характеризуется духовным единством, не зависящим от объединенности в пространстве. Формирование публики связывалось Т. с воздействием средств массовой коммуникации (гл. обр. прессы). Именно публикой, по мысли Т., формируется общественное мнение. По Т., толпа является исходным элементом организации общества в условиях города. Творчество Т. внесло существенный вклад в развитие обществоведения. Им были поставлены проблемы массовой коммуникации, межличностного общения, инноваций, девиантного поведения, социального контроля. М.Н. Мазаник
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2019
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.