Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
&
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
&Q

"Ареопагитики"

"АРЕОПАГИ́ТИКИ" — назв., закрепившееся за религ.-филос. соч. 5 — нач. 6 в., написанными от им. Дионисия Ареопагита, персонажа "Деяний святых апостолов" (17, 34). Однако яз., развитое богословское учение, ссылки на факты позднейшей церк. истории, влияние неоплатоников, особенно Прокла, отсутствие упоминаний до нач. 6 в. оспаривают подлинность автора, к-рого в свет. и церк. науке наз. Псевдо-Дионисием. "А." — 4 больших трактата: 1) "О Божеств. именах" — о встречающихся в Библии именах Божиих с разъяснением сущности и свойств Божиих применительно к ним; 2) "О мистическом богословии" — о мистич. единении души с Богом; 3) "О небесной иерархии" — о царстве небесных духов, их природе, свойствах и классификации (три триады); 4) "О церк. иерархии" — о Церкви как об отражении духовного мира, устроенной в соответствии с тем же принципом разделения на триады, что и небесная иерархия (3 таинства: крещение, евхаристия, миропомазание; 3 степени священства: диакон, священник, епископ; 3 состояния верующих: монах, член общины, несовершенный). Доп. к трактатам — 11 посланий к разным лицам и пастырские наставления. В системе богопознания "А." Божеств. существо непознаваемо и неизреченно. Оно изливается световыми эманациями в материю, в к-рой угасает. Путь к Богу состоит из двух ступеней — очищения (катарсиса) и "выхода из себя" (экстаза). Идея экстаза связана с идеей эроса. Душа, вдохновленная любовью к Богу, "выходит из себя" и устремляется к недостижимому объекту своего желания. Движение это представляется автором как пост. и бесконечное приближение к Богу, бытие к-рого неисчерпаемо. Преп. Максим Исповедник написал к "А." комментарии, на них ссылались все позднейшие визант. богословы; мн. в литургич. жизни возникло под их влиянием. На Западе "А." были невразумительно пер. на латынь Гильдуином (9 в.), лучше (но с ошибками) — Скотом Эриугеной (10 в.) значит. повлияли на великих схоластов, и особенно на Николая Кузанского, Дж. Бруно, Пико делла Мирандола и Марсилио Фичино (к-рый написал комментарий к собств. пер. "О Божественных именах"). С 14 в. "А.", уже пер. на сирийский, араб., армян., коптский, эфиопский и груз. яз., изв. в России по пер. серб. инока Исайи (1371). Влияние "А." на обществ. мысль и культуру Др. Руси проявилось у создателей фресок и икон "Премудрость создала себе дом", автора "Слова о житии и преставлении великого князя Дмитрия Ивановича, царя Русьскаго", на Ивана Грозного, протопопа Аввакума. Интерес к "А." достиг апогея в 17 в. Нов. ред. пер. осуществил в 17 в. Евфимий Чудовский; вплоть до 1-й трети 19 в. появлялись новые слав. пер. Соч.: Великии Минеи Четии. Октябрь, дни 1—3. СПб., 1870. Стб. 266—787; Памятники пер. и рус. лит-ры 14—15 вв. Л., 1987. С. 158—199. Лит.: Прохоров Г. М. Корпус сочинений с именем Дионисия Ареопагита в др.-рус. лит-ре: (Пробл. и задачи изучения) // Тр. Отд. др.-рус. лит-ры. Л., 1976. Т. 31. С. 351—361.
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2019
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.