Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
&
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ПЁ ПА ПЕ ПИ ПЛ ПН ПО ПР ПС ПУ ПФ ПЧ ПЫ ПЬ ПЯ

Поэма

ПОЭ́МА — 1) Литературный жанр. Эпическая П. — центральная разновидность жанра — крупная повествовав форма. Чаще всего имеет стихотворную организацию, иногда в пределах нац. традиции фиксированную метрически (гекзаметр, александрийский стих) или строфически (терцины, октавы), изредка пишется ритмизованной прозой. Разделяется на героическую П., воспевающую значительное, длительное и представленное как процесс событие, обычно имеющее общенац. или вселенский смысл, и комическую П., к-рая пародирует героическую посредством бурлеска или замены тематики на противоположную. Лирическая П. — крупная бесфабульная стихотв. форма. Разделяется на описательную и дидактическую. Эпическая и лирическая П. стремится к созданию объективной и многогранной картины мира. Лиро-эпическая П. — осложненная фабулой крупная лирическая форма, иногда с элементами драмы (драматическая П.), или расширенная баллада, повесть в стихах (новеллистическая П.). В России не произошло окончат. циклизации ср.-век. эпических песен, поэтому не было нац. традиции П. В системе нормативной лит-ры 18 в. П. считалась высшим жанром, поэтому А. Д. Кантемир, М. В. Ломоносов и др. пробовали создать нац. эпопею, ориентируясь на античную и западную П. 16—18 вв. В сер. 18 в. появляются сначала стихотворные переложения франц. романов (В. К. Тредиаковский), затем популярные комические П. В. И. Майкова, И. Ф. Богдановича, И. П. Котляревского, соединившие бытописание с пародией на классический эпос. Канонические героические П. на русском мат-ле создал М. М. Херасков. В нач. 19 в. благодаря эпигонству архаистов эта традиция П. пресеклась, но переводы Н. И. Гнедичем и В. А. Жуковским П. Гомера стали лит. события ми. В кон. 18 — нач. 19 в. развивались описательная, дидактическая (Херасков), сказочная П., связавшие традиции былин, оссианизма и шутливого эпоса (Херасков, Н. М. Карамзин, А. Н. Радищев, А. С. Пушкин). В 20—30-е гг. 19 в. под влиянием Байрона прежние виды П. вытесняет лироэпическая. Появляются романтические П. с исключительными героями, романтическим конфликтом, "вершин ной" композицией, субъективным тоном повествования (Пушкин, Е. А. Баратынский, И. И. Козлов, М. Ю. Лермонтов) и шутливые новеллистические П. (Пушкин, Лермонтов). Интерес к прозе, усиление реалистических тенденций в 1830—40-е гг. приводит к созданию бытовой П. в прозе ("Мертвые души" Н. В. Гоголя), многостильной, синтези рующей смешное и серьезное, сатирический, лирический и дидактический взгляд на русскую жизнь, а также к насыщению серьезным, даже трагическим ("Медный всадник" Пушкина) содержанием новеллистической П. Эта разновидность жанра стала госодствующей в сер. 19 в. (А. Н. Майков, И. С. Тургенев, Н. П. Огарев, А. А. Григорьев, Н. А. Некрасов, А. А. Фет), приближаясь по построению и тематике к бытовой психологической повести писателей, вышедших из натуральной школы. В 1860—70-е гг. распространяется пародийная П.-фельетон (Д. Д. Минаев, В. П. Буренин) и сатирическая П. (Некрасов). Обращение к фольклору позволило Некрасову возродить и обновить эпическую П. ("Мороз, Красный нос" и др.), моделируя цельный народный взгляд на мир путем разностильного освещения бытового сюжета. Во 2-й пол. 19 в. возрождается и романтическая фило-софско-эстетическая (А. К. Толстой) и философско-психологич. (А. Н. Апухтин) П., иногда сниженно-ироническая (Я. П. Полонский). Бытописательная П. кон. 19 в. (К. К. Случевский) в творчестве символистов стала насыщаться философским содержанием и лиризмом (Н. М. Минский, Д. С. Мережковский, Ф. К. Сологуб). У К. Д. Бальмонта, В. Я. Брюсова, Н. С. Гумилева, А. А. Ахматовой и иных поэтов нач. 20 в. лиро-эпическая П. почти утратила фабулу. 20 в. — кризис и разрушение жанра П. в России. Авангардные П. В. В. Маяковского, Велемира Хлебникова, М. И. Цветаевой, Н. Н. Асеева и пр., подобно "малым" П. 19 в., отличаются от лирических стихотворений обычно не структурой, а лишь объемом. Лишь у А. А. Блока, реже — у Маяковского, Б. Л. Пастернака, Н. А. Заболоцкого субъективное переживание реальности достигает остроты, порождающей эпически обобщенный образ. Фабульная лиро-эпическая П. 1920—30-х гг. (Э. Г. Багрицкий, В. Н. Инбер, П. Н. Васильев, Б. П. Корнилов) — обширная баллада, осложненная лирическими рассуждениями и ассоциативными описаниями. Комическая П. за редкими исключениями (И. Л. Сельвинский, А. Т. Твардовский и пр.) в 20 в. почти не представлена. В сталинскую эпоху одним из центральных жанров стала героическая П. на историч. (К. М. Симонов) и современные (А. Я. Яшин) сюжеты, построенная по строгим канонам и имеющая идеологич. задание, но не давшая значит. художеств. достижений. Патриотический подъем военных лет способствовал возрождению П., к-рая все же, несмотря на свой эпический тон, маскируется под лирический дневник (О. Ф. Берггольц) или сборник новелл ("Василий Теркин" Твардовского, продолжавшего в целом традиции Н. Некрасова). В послевоенный период развивается лишь лиро-эпическая с сильно ослабленной фабулой и особенно лирическая П. разных видов: патетическая, медитативная и др. (Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенский, Д. С. Самойлов). Предпринимались опыты драматической (И. А. Бродский, Самойлов) и прозаической П. (В. В. Ерофеев). 2) Небольшая инстр. пьеса для фортепиано или струнного смычкового инструмента с сопровождением, сочетающая повествовательность с лирико-драматич. экспрессией. Нередко имеет дополняющие жанр. определение программные названия, характеризуется свободой построения. Эти признаки роднят П. с ее жанровым прообразом — симф. поэмами Ф. Листа. В рус. музыке блестящие образцы фп. соч. в этом жанре дал А. Н. Скрябин ("К пламени", "Сатаническая поэма"). 3) Эл-т названия нек-рых крупных хоровых или вок.-инстр. соч., подчеркивающий, помимо указания на наличие поэтич. текста, лирикоэпич. характер замысла композитора ("10 поэм для хора" Д. Д. Шостаковича, "Поэма памяти Сергея Есенина" Г. В. Свиридова).
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2019
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.