Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
& <
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V Z
Ё А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЭБ ЭВ ЭГ ЭД ЭЖ ЭЗ ЭЙ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП ЭР ЭС ЭТ ЭФ ЭХ ЭШ

ЭРВЕ (Herve) (наст. фам. Ронже,



ЭРВЕ (Herve) (наст. фам. Ронже, Ronger) Флоримон (1825 - 1892) - франц. композитор, органист, певец, либреттист. Ученик Ф. Обера. Был органистом(в т. ч. церковным), театр, дирижёром в Париже. Гастролировал как певеци дирижёр во Франции и др. странах. В 1854 открыл т-р "Фоли консертант"(позже - под назв. "Фоли нувель"). Создатель жанра оперетты-буфф. Во мн. произв. пародировал (под влиянием Ж. Оффенбаха) традип, оперные формы. Среди его оперетт (пост. в Париже): "Маленький Фауст" (1869; на рус. сценепод назв. "Фауст наизнанку"), "Мадемуазель Нитуш" (1883). Автор балетов,песен, духовных произведений.
ЭРВЕЛУА ДЕ КЭ, Ке д'Эрвелуа (Caix d'Hervelois) Луи (между 1670 и 1680 - 1760) - франц. исполнитель на виоле да гамба, композитор. Ученик М. Маре. Был камер-музыкантомгерцога Орлеанского. Музыкант-виртуоз, один из последних крупнейших представителейфранц. виольной школы. Автор пьес для виолы да гамба, многие из к-рых - программные (5 сб-ков, 1708 - 48), а также для флейты (3 сб-ка, 1726 - 36). Его дети (сын и 3 дочери) играли на виоле да гамба, были придв. корол. музыкантами.
ЭРДЕЛИ Ксения Александровна (1878 - 1971) - сов. арфистка, педагог, муз. деятель. Нар. арт. СССР (1966). Ученица Е. А. Вальтер-Кюне. Была солисткойорк. Большого т-ра (1899 - 1938, с перерывом), Персимфанса. Основоположниксов. школы игры на арфе, Э. способствовала созданию отечеств, репертуараэтого инструмента. Для Э. писали пьесы Ц. А. Кюи, А. Т. Гречанинов, М. М. Ипполитов-Иванов, Р. М. Глиэр, А. И. Кос-Анатольский и др. Особое местов конц. программах Э. занимали произв. П. И. Чайковского в её переложении. Первая исполнительница ряда соч. сов. композиторов, в т. ч. посвящённыхей. Выступала в ансамбле с крупнейшими певцами и инструменталистами. Инициаторсоздания первого в мире проф. квартета арф. Автор соч. для арфы. Авторкн. "Арфа в моей жизни" (М. , 1967). Преподавала в уч. заведениях, в т. ч. в 1905 - 71 (с перерывом) - в Моск. конс. (с 1939 проф. ). Среди учеников - О. Г. Эрдели.
• Борисовский В. , Талант я энергия, "СМ", 1962, 1* 4.
ЭРДЕЛИ Ольга Георгиевна (р. 1927) - сов. арфистка, педагог. Нар. арт. РСФСР (1986). Племянница и ученица К. А. Эрдели. В 1946 - 86 солистка Большогосимф. оркестра Центр. ТВ и радиовещания. Выступает как солистка и в ансамбле. Гастролирует за рубежом. С 1953 преподаёт в Моск. конс. (с 1986 проф. ).
ЭРДЕНКО (наст. фам. Ерденков) Михаил Гаврилович (1885 - 1940) - сов. скрипач, композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1934). Ученик И. В. Гржимали, Э. Изаи. Концертировал как скрипач и дирижёр. После Окт. революции1917 совм. с Р. М. Глиэром и К. Н. Михайловым участвовал в реорганизацииКиевской конс. Один из первых сов. исполнителей, гастролировавших за рубежом. 2-я пр. на Моск. конкурсе скрипачей (1910). В 1910 - 19 проф. муз. уч-щаКиевского отд. РМО (с 1913 - консерватория), с 1935 - Моск. конс.
ЭРДМАНСДЁРФЕР (ErdmannsdSrfer) Макс (Макс Карлович) (1848 - 1905) - нем. дирижёр. С 1871 придв. капельмейстер в Зондерсхаузене, с 1880 дирижёр вЛейпциге. Дирижёр симф. концертов РМО в Москве (1882 - 89) и Петербурге (1895 - 97). В 1880 - 89 проф. Моск. конс. В 1889 - 95 дирижёр Филармония, концертов и Певч. академии в Бремене. С 1897 придв. капельмейстер и преподаватель Академиимуз. иск-ва в Мюнхене. Первый исполнитель мн. произв. П. И. Чайковского,к-рый посвятил Э. 3-ю сюиту для орк. Автор муз. соч. , а также "Таблицынаиболее употребительных инструментов оркестра" (1888).
ЭРЕНБЕРГ Владимир Георгиевич (1875 - 1923) - рус. композитор, дирижёр. Один из основателей т-ра малых форм "Кривое зеркало" в Петербурге (1908;до 1916 зав. муз. частью, дирижёр, автор музыки к спектаклям т-ра). В 1917 - 19работал в Михайловском т-ре (Петроград). Известность принесла ему опера-пародияна рутину и штампы оперных постановок - "Вампука" (1909, Петербург). Автор др. муз. пародий и оперетт, комич. оперы "Свадьба" (по А. П. Чехову,1916, Москва), "Муз. иллюстрации" к стихотворениям Козьмы Пруткова, романсови др.
ЭРКЕЛЬ (Erkel) Ференц (1810 - 93) - вент, композитор, дирижёр, пианист,муз. -обществ. деятель. С юных лет концертировал как пианист и преподавалигру на фп. С 1835 дирижёр Венг. театр. об-ва, с 1838 - Нац. т-ра (егорук. , муз. директор), с 1884 - Оперного т-ра в Будапеште. Один из основателейМуз. академии (1875), её директор и проф. по классу фп. (до 1886). Основоположниквенг. нац. оперы. В операх Э. , связанных с нац. стилем вербункош, широкоиспользованы и достижения зап. -европ. муз. иск-ва. Нек-рые мелодии из оперЭ. пелись как массовые песни во время нар. демонстраций (частично с изменённымитекстами). Автор гимна (на сл. Ф. Кёльчеи, 1844), ставшего Нац. гимномВНР, и патриотич. хор. произведений. Сыновья Э. - Д ь ю л а Э. (1842 - 1909),Элек Э. (1843 - 93), ЛаслоЭ. (1844 - 96), Шандор Э. (1846 - 1900) тоже были музыкантами.
Оперы (все пост, в Будапеште) - Мария Батори (1840), Ласло Хуньяди (1844),Банк бан (1861), Дьёрдь Дожа (1867), Дьёрдь Бранкович (1874) и др. ; кантатыи др. хор. произв. ; для орк. - Торжеств, увертюра (1867); пьесы для фп. ;песни и др.
• Н е м е т Л. , Ф. Эркель, [пер. с нем. ], Л. , 1980; В 6 n i s F. , ErkelF. , Bdpst, 1954.
ЭРКИН (Erkin) Ульви Джемаль (1906 - 72) - тур. композитор, пианист, дирижёр,педагог. Брал уроки композиции у Н. Буланже. В 1960 - 70-х гг. дирижёр оркестровАнкарской конс. и Анкарской гос. оперы. Один из ведущих тур. композиторов,предст. тур. "пятёрки" (см. Турции музыка). Автор балета "Келоглан"(1950); 3 симф. (1946 - 66) и др. орк. произв. ; концертов для фп. и для скр. с орк. ; кам. -инстр. ансамблей; фп. пьес и др. Как пианист часто выступалс исполнением собств. произв. С 1936 преподавал (класс фп. ) в Анкарскойконс. (в 1949 - 51 её директор). В 1963 приезжал в СССР.
ЭРКОМАИШВИЛИ Анзор Давидович (р. 1940) - сов. фольклорист, хор. дирижёр. Нар. арт. Груз. ССР (1980). Основатель и худ. рук. (с 1969) вок. ансамбля"Рустави", с к-рым гастролирует, в т. ч. за рубежом. Собирает и исследуетгруз. нар. песни (часть издана в сб. "Гурийские песни", М. , 1972; Тб. ,1980). Автор статей о груз. нар. песнях, кн. "Дедушка" (Тб. , 1980, на груз. яз. ). Гос. пр. Груз. ССР (1981, 1989).
ЭРЛАНГЕР Максимилиан (Максим Максимович) (1812 или 1811 - 1873) - рус. композитор, дирижёр, издатель. По нац. немец. С 1840 работал в России,с 1848 дирижёр орк. Малого т-ра, для спектаклей к-рого подбирал и сочинялмузыку. Автор романсов, фп. танц. пьес. В 1857 открыл в Москве муз. магазин"Лира". В 1870 - 1872 издавал муз. -лит. журн. "Муз. вестник", в к-ром печаталфп. произв. , романсы (в 1873 права на все издания Э. приобрёл П. И. Юргенсон).
ЭРЛИХ Рудольф Иванович (1866 - 1924) - рус. виолончелист, педагог. Понац. чех. Ок. 40 лет (с 1882) играл в орк. Большого т-ра (мн. годы былконцертмейстером). Участник "Моск. трио" (с 1896), ансамблей с С. И. Танеевым,А. Б. Гольденвейзером и др. Преподавал в Муз. -драм, уч-ще Моск. филармонии,об-ва, а также в Муз. техникуме им. А. Г. и Н. Г. Рубинштейнов в Москве.
ЭРМИТАЖНЫЙ ТЕАТР. Открыт в 1785 в Петербурге оперой "Мельник - колдун,обманщик и сват" Соколовского. (Оформление фасада здания было завершенов 1802. ) В т-ре устраивались балы, маскарады, любительские спектакли сучастием придв. знати, ставились оперы, балеты, драмы в исполнении рус. ,итал. , франц. , нем. трупп. Специально для Э. т. написаны нек-рыеоперы В. А. Пашкевича, Дж. Сарти, Д. Чимарозы и др. После Окт. революции1917 в Э. т. действовал первый Рабочий ун-т, в 1932 - 35 здесь размещалсямуз. музей. В помещении Э. т. ныне работает филиал центр. лектория, проводятсяконцерты, спектакли, науч. конференции.
ЭРНЕСАКС Густав (р. 1908) - сов. хор. дирижёр, композитор, педагог. Нар. арт. СССР (1956). Герой Соц. Труда (1974). Ученик А. Каппа. Во времяВеликой Отечеств, войны 1941 - 45 дирижёр хоров Эст. художеств. ансамблейв Ярославле. Основатель Гос. академия, муж. хора Эст. ССР (1944), его худ. рук. и гл. дирижёр. С 1947 гл. дирижёр Респ. певч. праздников. Осн. областьтворчества - хор. музыка. Автор музыки Гос. гимна Эст. ССР (утверждён в1945). С 1937 преподаёт в Таллиннской конс. (с 1945 проф. ). Среди учеников:хор. дирижёры К. Аренг, О. Оя. Ленинская пр. (1970), Гос. пр. СССР (1947,1951), Гос. пр. Эст. ССР (1947, 1948, 1949, 1950, 1959, 1965). Оперы - Священное озеро (1946), Берег бурь (1949, обе - Таллинн), Рука об руку(1955, там же; 2-я ред. - зингшпиль Мари н Микхель, 1965, Тарту), комич. опера Женихи из Мульгимаа (1960, Тарту); кантаты для хора a cappella - Из тысячи сердец (сл. П. Руммо, 1955) и др. ; сюиты и поэмы для хора с со п р. ф п. - Песни Иванова дня (1957), Девушка и Смерть (сл. М. Горького,1961), Тысячелетний Ленин (сл. И. Бехера, 1969) и др. ; хор. песни (св. 300), в т. ч. Тартуские белые ночи, Музыка; сольные песни; музыка к спектаклямдрам. т-ра, к. -ф.
• Nii ajaratas ring! kaib, Tallinn, 1977; Kutse, Tallinn, 1980; Lainetcuseb, Tallinn, 1983; Laul ava tiivad, Tallinn, 1985; в рус. пер. - Напесенных дорогах. Выступления, статьи, воспоминания, Л. , 1981, и др.
• Вахтер А. , Г. Эрнесакс, М. , 1961; Пасхалов В. , Рыцарь хор. музыки,"МЖ", 1978, № 23. А. Хиреесоо.
ЭРНСТ (Ernst) Генрих Вильгельм (1814 - 65) - чеш. скрипач, композитор. Ученик И. Бёма и И. Майзедера (скрипка). Выступал с 9-летнего возраста,с 1829 - во мн. странах Европы (в России в 1847). С 1855 жил в Лондоне,возглавлял струн. квартет Бетховенского об-ва. Э. - скрипач виртуозно-романтич. направления. Один из лучших исполнителей произв. Н. Паганини (выступалс ним в 1837 в Марселе). Играл в дуэтах с В. Нерудой (скр. ) и А. Пиатти(влч. ), Ф. Мендельсоном (фп. ). Автор "Патетнч. концерта" для скр. с орк. ,концертино, конц. полонеза, этюдов, многие из к-рых поныне входят в репертуарскрипачей, а также др. произв.
ЭРРИО (Herriot) Эдуар (1872 - 1957) - франц. гос. деятель, историк, муз. писатель. Чл. Франц. академии (1946). Мэр Лиона (1905 - 1940 и 1945 - 55),сенатор (1912 - 19), премьер-министр и министр иностр. дел (1924 - 25, 1926,1932), деп. парламента (1919 - 40 и с 1946). В 1942 - 45 находился в фаш. концлагере. Пред. Нац. собрания (с 1947, с 1954 почётный). Выступал засотрудничество с СССР (неоднократно приезжал в Сов. Союз). Автор работпо философии, иск-ву, в т. ч. кн. "La vie de Beethoven" (P. , 1929, l251957; пер. с франц. - М. , 1959), завоевавшей признание во всём мире.
ЭРХАРДТ (Erhardt) Людвик (р. 1929) - польск. музыковед. С 1971 гл. ред. журн. "Ruch muzyczny". Автор критич. статей, работ, посв. вопросам муз. исполнительства, монографий.
• Papierowe nosy, Warsz. , 1970; Ponizej muzyki, Kr. , 1972; Spotkaniaz K. Pendereckim, Kr. , 1975; I. Strawins-ki, Warsz. , 1978, и др.
ЭРХУ (кит. "эр" - два, "ху" - смычковый) - кит. 2-струнный смычковыйинструмент, разновидность хуциня. Имеет 6 - 8-гранный, реже цилиндрич. ,корпус; дека-мембрана - из змеиной кожи. Шейка длинная (ок. 800 мм), проходитсквозь корпус, головка отогнута назад. Струны высоко подняты над шейкойи соединены с ней металлич. скобой, а с декой - подставкой. Волос лукообразногобамбукового смычка продевается между струнами. На Э. играют сидя, ставяинструмент на левое колено в вертик. положении. Тембр напоминает пениефальцетом. Используется соло, в ансамбле, в оркестре, в т. ч. театральном. Имеетсяусовершенствованная в нач. 20 в. конструкция Э. , принадлежащая Лю Тяньхуа.
ЭСКИМОССКАЯ МУЗЫКА - см. Народов Севера, Сибири и Дальнего ВостокаСССР музыка.
ЭСКОБАР (Escobar) Луис Антонио (р. 1925) - колумб. композитор, педагог. Брал уроки у Б. Блахера (Зап. Берлин). През. Нац. совета по делам музыки,чл. дирекции Нац. симф. орк. Колумбии. Представитель нац. направления вколумб. музыке. Среди соч. : оперы "Принцесса на горошине" (детская, 1957),"Забияки" (1961); балет "Авирама" (1955); произведения для орк. ; инстр. концерты; кам. -инстр. ансамбли; хоры; музыка к спектаклям драм. т-ра ик. -ф. С 1953 преподаёт в Нац. конс. (композиция, муз. -теоретич. предметы).
ЭСКЮДЬЕ (Escudier) - франц. муз. писатели и журналисты, братья: МариЭ. (1809 - 80), Леон Э. (1816 - 81). В 1838 основали газ. "La France musicale",а также муз. изд-во (в частности, изд. неск. партитур опер Дж. Верди, либр,к-рых перевёл на франц. яз. Леон Э. ). Совм. написали ряд работ о музыке,в т. ч. монографию о Дж. Россини (1854). Их совместный труд - "Dictionnairede musique d'apres les theoriciens, historiens et critiques. . ." (v. 1 - 2,P. , 1844). В 1862 братья прекратили совм. деятельность. Леон Э. продолжалруководство изд-вом, был директором "Т-р Итальен" (1876 - 78), издавал газ. "L'art musicale". Ему принадлежат кн. "Mes souvenirs" (P. , 1863), "Messouvenirs: les virtuoses" (P. , 1868) и др. Мари Э. продолжал издание газ. "La France musicale".
ЭСПОЗИТО (Esposito) Эудженио (Евгений Доминикович) (1863 - 1935) - итал. дирижёр, композитор. Дирижировал оперными труппами в Италии, с 1892 работалв России: бил дирижёром в т-рах Москвы, оперных антреприз в Харькове (в1894 - 97 - антреприза Э. ) и др. городах (до 1913), в сезон 1897/98 гл. дирижёрМоск. частной рус. оперы. С 1913 хормейстер в драм. т-рах Москвы. В 1925уехал в Италию. Участвовал в первой пост, оперы "Садко", а также в первомисполнении в Москве оперы "Хованщина" и др. Успехом пользовались его комич. оперы, в т. ч. "Каморра" (1903, Москва). Автор балета, кантаты, романсов,музыки к спектаклям театра-кабаре.
ЭСТАМПИД А, э с т а м п и (франц. , англ. estampie, от старопрованс. estampida - шум, спор) - одна из форм зап. -европ. инстр. музыки 13 - 14 вв. Состоит из неск. (5 - 6) повторяющихся мелодия, фраз с одинаковыми или меняющимисяокончаниями. Неизменные участки фразы наз. puncti (лат. punctum - точка),меняющиеся продолжения, подобные 1-й и 2-й вольтам, - соответственно ouvert(франц. - открытый) и clos (франц. - закрытый):
Э. , также как ле, является светской разновидностью секвенции(1). Осн. область применения - танц. музыка. Всего сохранилось ок. 20 (лреим. одногол. ) образцов Э. ; среди них наиб. известны "Жалоба Тристана" ("Lamenlodi Tristano") и "Kalenda maya" (обе - 13 в. ). Э. (stantipes) описана И. Грохео (ок. 1300).
• Пэрриш К. , Оул Дж. , Образцы муз. форм от григорианского хорала доБаха, пер. с англ. , Л. , 1975.
ЭСТЕРХАЗИ (Eszterhazy) - семья венг. меценатов и музыкантов (17 - 19вв. ). П а л Э. (1635 - 1713) - композитор, исполнитель на вёрджинеле. Опубликовалсб-к собств. произв. "Небесная музыка" (1711; включает также обработкимелодий др. композиторов). Содержал вок. -инстр. капеллу; его дворец в Эйзенштадтебыл одним из культурных центров Австро-Венгрии. Пал Антал Э. (1711 - 62) - скрипач, виолончелист. Внучатый племянник Пала Э. В капелле Э. работалс 1761 И. Гайдн. Миклош Э. (1714 - 90) - исполнитель на баритоне (2). Брат Пала Аитала Э. , владелец имения Эстерхаза с 1762. Гл. капельмейстероми придв. композитором у него с 1766 был И. Гайдн, служивший в капелле досмерти Миклоша Э. Под упр. И. Гайдна исполнялись его собств. произв. (оперы,симфонии), а также произв. др. композиторов. Миклош Э. -младший (1765 - 1833) - внук Миклоша Э. По его заказу писали музыку И. Гайдн и Л. Бетховен. ОтецФ. Листа - А. Лист служил у Э. в оркестре. Миклош Э. (1775 - 1856) - представительдр. ветви рода Э. Содержал придв. капеллу в г. Тага, собрал большую нотнуюб-ку, основал муз. школу.
ЭСТЕТИКА МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. - чувствующий, чувственный) - музыковедческаядисциплина, изучающая музыку как специфич. вид иск-ва, что предполагаетанализ диалектич. соотношения общих законов чувственно-образного освоениядействительности, особенных законов художеств. творчества и конкретныхзакономерностей муз. иск-ва. Э. м. связана с философской эстетикой и опоере дует её методологии, влияние на разл. отрасли музыковедения. В антич. науке о музыке Э. м. вбирала в себя как общие, так и конкретные проблемытеории музыки. По мере обретения самостоятельности частными областями муэыкознанняЭ. м. также выделяется в самостоят. направление исследований (начиная сэпохи Возрождения). Однако лишь в 19 в. Э. м. осознаётся как особаясфера муз. науки. Сам термин "Э. м." был применён впервые К. Ф. Д. Шубартом(1784). В процессе историч. формирования Э. м. как науки в ней ставилисьразл. проблемы, складывались определ. традиции.
Вопрос о соотношении универсальных законов бытия и закономерностей музыкивосходит к мифология, представлениям человечества. Он формулируется в пифагорейско-платоновскойонтологии числа и меры, согласно к-рой законы космоса ("мировой музыки")определяли и отношения между муз. звуками, а сама музыка воспринималаськак подобие мира (см. рис. в ст. Гептахорд). Эта традиция, продолженнаяБоэцием, Якобом Льежским и др. , удерживается вплоть до 19 в. (Ф. В. Шеллинг,Новалис), воспроизводится и в 20 в. (Э. Мак-Клайн, Р. Штейнер и др. ). Наоснове материалистич. диалектики вопрос о соотношении универсальных и муз. законов решается в рамках учения об общих закономерностях социального развитияи ленинской теории отражения. Муз. иск-во имеет процессуальный характер,и этим обусловливается проявление в нём общих диалектич. законов движения.
Проблемы специфики муз. деятельности, её предметного воплощения в муз. произведении получают первонач. разработку в эпоху Возрождения (И. Тинкторис,Н. Листений). В 19 в. подчёркивалась завершённость муз. произв. как художеств. -автономнойструктуры. Противоречие между однозначной фиксированностью авторской мыслив нотном тексте и множественностью её исполнит. прочтений и слушательскихтолкований обусловило в 20 в. постановку вопроса о способе существованиямуз. произв. (Р. Ингарден). Ряд исследователей разрабатывает проблему бытиямузыки на диалектич. основе. Муз. произв. рассматривается с точки зренияего внутр. завершённости и одноврем. открытости для разл. интерпретаторскихи слушательских трактовок. Указывается на историчность феномена завершённогопроизв. , связанного с классич. идеалом композиции (3. Лисса, К. Дальхауэ, X. Г. Эггебрехт, Е. В. Назайкинский).
Учение об этосе музыки возникло в античности (Дамон), позднеепревратилось под влиянием риторики в аффектов теорию и далее - вконцепцию выразительно-эмоц. сущности музыки, отличающей музыку от изобразит,иск-в. В 19 в. эта концепция представлена т. н. эстетикой чувства (А. В. Амброс и др. ), на рубеже 19 - 20 вв. она перерождается в герменевтикумузыкальную (Г. Кречмар) и получает отражение в трудах ряда учёных(Л. Мейер, Д. Кук и др. ). В сер. 19 в. Э. Ганслик полемизировал с "эстетикойчувства" и акцентировал собственно муз. содержание мыслей и идей, передаваемыхмузыкой. Также и др. музыковеды 19 в. под "идеей" подразумевали в равноймере художеств. образ сочинения и его исходный мотивно-тематич. комплекс,т. е. собственно муз. мысль, к-рой должна соответствовать строящаяся наоснове данного тематич. материала форма (А. Б. Маркс).
Проблема ценности музыки (этич. и эстетич. ) связывалась в антич. мыслис нормативными структурами ладов, ритмов, отражающими иерархию этич. качествчеловека и космич. гармонию. Нормативный взгляд на муз. ценность сохранялсяещё в эстетике 19 в. , хотя начиная с эпохи Возрождения подчёркивалось значениеавторской изобретательности, самоценной художеств. фантазии. В 20 в. художеств. ценность изучается в аспекте диалектики нормативного и индивидуализированного(3. Лисса). При этом за рубежом особое значение приобретает исследование"тривиальной музыки" (К. Дальхауз, Т. Кнайф и др. ), феномена эпигонства. В отечеств. науке проблемы муз. ценности ставились Б. В. Асафьевым. Оживлениеинтереса к ней в кон. 1970-х гг. ведёт к детальной проработке следующихобщих представлений. Предпосылками муз. -художеств. ценности являются: опорапроизв. на социально-значимые интонации; высокий уровень творч. мышлениякомпозитора, развивающего органичный стиль музыкальный; способностьпроизв. стимулировать самосознание, идейно-творч. потенциал слушателей(см. Народность искусства); глубокое воплощение в художеств. образеправды действительности (см. Реализм). Ценность музыки отражаетсяи интерпретируется в оценках критики музыкальной.
Понимание музыки и др. иск-в как подражания (mimesis, imitatio) человеческимсостояниям или воспринимаемым слухом событиям внешнего мира зародилосьв антич. философии. Эта традиция привела в Э. м. 19 в. к обоснованию программноймузыки (Г. Берлиоз, Р. Шуман), позднее - к поискам скрытой лит. программыво всяком муз. произв. (А. Шеринг). В эстетике Г. В. Ф. Гегеля пониманиемузыки как "подражания" действительности сменилось признанием универсальностии обобщённости муз. содержания. А. Шопенгауэр видел в специфичной для музыкипроцессуальности аналог стоящей за явлениями "мировой воли". Развивая этутеорию, западные философы и музыковеды 20 в. (Э. Кассирер, С. Лангер, М. Мила и др. ) трактовали динамич. качества музыки как символы сознания. Др. линия истолкования муз. процессуальности - психология, энергетизм Э. -Курта. Переосмыслив эту интерпретацию, Б. Л. Яворский и Б. 'В. Асафьев рассматриваливременное развёртывание музыки как процесс интонирования (см. Интонация).
Учение об историч. эволюции муз. иск-ва формируется в эпоху Возрождения,ознаменованную ростом историч. сознания в целом. Само понятие "историямузыки" впервые появилось у С. Кальвизия (1600). Характерная для Э. м. 17 - 18 вв. схема истории музыки противопоставляла прошлому муз. иск-ва какне имеющему самостоят. ценности современность как "расцвет" музыки. Историч. интерес к прошлому как самоценному явлению впервые ярко проявился у И. Г. Гердера. Развитие обществ. сознания в 19 в. привело к пониманию историимузыки как процесса, связанного с общей историей, но самобытно-значимогона всех своих стадиях. В кон. 19 в. муз. историология (теория истории)подпадает под влияние т. н. философии жизни. История музыки трактуетсяв биологическивитальном ключе как смена жизненных циклов отд. "организмов" - муз. стилей и нац. муз. культур (В. Данкерт). Музыковеды-феноменологи(X. Мерсман, Л. Дорнер) рассматривают муз. стили как стадии саморазвитияидеальной сущности музыки. К отрицанию единого процесса эволюции музыкитяготеет совр. муз. герменевтика. Социальные детерминанты муз. историиисследуются в западной социологии музыки (М. Вебер, Т. Адорно). С точки зрения марксистско-ленинской Э. м. история музыки - единый по своимзакономерностям и многообразный по проявлениям процесс, генетически и логическисвязанный с общими законами материальной практики и мышления, с законамисоциально-историч. развития, имеющий в то же время относительную самостоятельность. Социологич. аспекты истории музыки в отечеств, музыкознании изучаются параллельнос решением конкретных проблем совр. бытования музыки разл. жанров, соотношенияслушательских вкусов и т. д.
• Маркс К. , Энгельс Ф. , Об искусстве. Сб. , т. 1 - 2. 'М. , 1983; Ленин В. И. , О лнт-рс н иск-вс. [Cб. ], М. , 1986; Игорь Глебов [Асафьев Б. В. ], Ценностьмузыки, в сб. : De musica, П. , 1923; его же. Муз. форма как процесс, кн. 1 - 2, Л. , 1971; Лосев А. Ф. , Музыка как предмет логики, М. , 1927;
ЭСТОНСКАЯ МУЗЫКА по происхождению связана с культурой прибалтийско-фин. народов. Древнейшие формы муз. фольклора - заговоры, причитания, байки,пастушьи переклички. наиб. значительная его часть - однопол, руническиепесни (см. Руны) - трудовые, календарио-обрядовые, семейно-обрядовые,лирические, лиро-эпические. По жанровым и стилистич. признакам различаютсясеверноэст. (характерен жанр т. н. качельных песен) и южноэст. (распространеныпастушьи песни) рунические традиции. Стилистически обособлен фольклор этиич. группы сету, у к-рой бытует многоголосие. С 17 в. в Эстонии развиваютсят. н. песни переходной формы, имеющие признаки как древних рунических,так и поздних, т. н. новых нар. песен с рифмованным стихом. Распространениепоследних со 2-й пол. 19 в. связано с изменением историч. условий в Эстонии(зарождение капиталистнч. отношений, развитие гор. культуры). Для них характерны куплетная форма, мажорные, реже минорные напевы широкого диапазона сфункционально-гармонич. основой, преим. муж. традиция исполнения. Средидревнейших инструментов: щипковый 5 - 7-струн. канне ль, смычковый3 - 4-струн. хийуканиель; духовые - карьяпасун, сарв, вилепилль. С16 в. распространена эст. волынка - торупилль, с 18 в. - скрипка,с 19 в. - многострун. канне ль, гармоника, партитив; на этих инструментахисполняются гл. обр. танц. наигрыши (лабаялавалас полька, рейнлендер).
Свадебная руническая песня. Северная Эстония.
Со 2-й пол. 18 в. начало развиваться светское любительское музицирование,в религ. крестьянских общинах - многогол. пение хоралов, приобщавшее певчихк мажоро-минорной ладовой счетеме. Подъём культуры во 2-й пол. 19 в. связанс ростом нац. самосознания. Просветители-демократы (Ф. Р. Фельман, Ф. Р. Крейцвальд и др. ) сыграли существ, роль в возникновении эст. фольклористики. В 1857 - 61 издан эст. нац. поэтич. эпос "Калевипоэг" (сост. Крейцвальд). Муз. фольклор записывали также А. Томсон, М. Хярма, с 1904 - О. Каллас. Начало проф. музыке в Эстонии положили патриотич. хор. песни А. Кунилейдана сл. Л. Койдула (1869). Мн. эст. музыканты (в т. ч. Кунилейд, Томсон)получили образование в учительской семинарии Я. Цимэс в г. Валга. С 1869в Тарту, а затем в Таллинне (с 1896) стали проводиться всеэст. певч. праздники,положившие начало этой традиции в Финляндии, Латвии, затем в Литве. В 1865основаны любительские театр. -певч. об-ва "Ванемуйие" в Тарту и "Эстония"в Таллинне, затем и в др. городах. В 1885 - 94 филолог и комп. К. А. Херманиздавал первый эст. муз. журн. "Laulu ja mangu lent". На рубеже 19 - 20 вв. мн. эст. музыканты учились в Петерб. конс. (в частности, у Н. А. Римского-Корсакова):М. Хярма, К. Тюрнпу, Р. Тобиас, А. Капп, А. Лемба, М. Людиг, М. Саар, К. Креэк, позднее - X. Эллер н др. В 1900 А. Л яте основал в Тарту первый эст. симф. орк. (любительский). С 1908 в Тарту регулярно проходили симф. концертыпод упр. Ю. Аавика, Ю. Симма, с 1913 - в Таллинне под упр. Р. Кулля. В1906 при об-вах "Ванемуйпё" и "Эстония" открылись проф. т-ры. Первая нац. опера - "Дочь Лемйиту" Л. Лембы (1908). Автором первых в Э, м. произв. крупных форм стал Р. Топкас (орк. увертюра "Юлий Шпарь" - 1896, кантата"Иоанн Дамаскин" - 1897, оратория "Послание Ионы" - 1909). Эст. композиторыв 1905 -1-й пол. 1920-х гг. , оставаясь в русле позднего романтизма,разрабатывалиновые приёмы письма (соч. Тобиаса, Эллера, атональные произв. Саара); вхор. музыке комп. М. Саар, К. Креэк стремились к синтезу нац. элементовс совр. средствами выразительности. Среди муз. деятелей этого периода - пианист и комп. А. Лемба, пианист Т. Лемба, валторнист Я. Тамм (все трос - профессоры Петерб. конс. ), певицы П. Брем-Юргенсон и А. Тамм.
На фронтах Гражд. войны выступали А. Лемба, скрипач Э. Сырмус. Революц. события отразились в симф. поэмах "Могилы" А. Каппа (1917), "Эпизод извремени революции" X. Эллера (1917).
В февр. 1918 была провозглашена Эстонская Республика. В 1919 открытыТаллиннская конс. и Тартуское высшее муз. уч-ще. В 1921 учреждён Союз эст. певчих, руководивший проведением певч. праздников и издававший жури. "Muusikaleht"(1924 - 40). В 1926 основан свмф. оркестр Эст. радиовещания. В 1930 созданСоюз эст. рабочей музыки, входящий в Интернационал рабочей музыки в Веке(объединил 12 об-в в разл. эст. городах). Ведущими композиторами и педагогамибыли А. Капп и X. Эллер. Выдвинулись комп. Э. Тубин (в дальнейшем крупнейшийэст. симфонист) и Э. Оя. Гл. обр. хор. музыку писали наряду с Сааром иКреэком Ю. Аавик, Т. Вэттик, Р. Пяте, Э. Вырк. Первая репертуарная эст. опера - "Викерцы" Э. Аава (1928). Среди исполнителей этого периода: певцыК. Отс, Т. Куузик, Э. Маазик, О. Лунд, пианисты Б. Луки, А. Клас, Т. Коха,О. Роотс (также дирижёр), скрипачи X. Аумере, В. Алумяэ. Среди музыковедов:П. Рамул, Л. Нойман, Эл. Арро, К. Лейхтер, фольклористы X. Тампере, Ю. Цейгер.
После провозглашения Сов. власти в Эстонии в 1940 были организованыФилармония, Дом кар. творчества, оргкомитет СК во главе с X. Эллером. Вгоды Великой Отечеств, войны 1941 - 45 мн. эст. музыканты работали в Ярославле,объединившись в гос. художеств. ансамбли. С 1944 возобновили работу муз. учреждения, в т. ч. симф. оркестр Эст. радиовещания (с 1975 - Гос. симф. орк. Эст. ССР); с 1947 регулярно проводятся возобновлённые всеэст. певч. праздники (более чем с 30 тыс. участников каждый), школьные и студенч. певч. праздники. Одно из ведущих мест в Э. м. традиционно занимает хор. песня (Эд. Арро, Р. Валгре, Т. Вэттик, А. Каринди, Б. Кырвер, Р. Пяте,Г. Эрнесакс и др. ). В хор. жанре продолжают писать М. Саар и К. Кр"эк. Э. Капп выступил как автор первых эст. сов. опер "Огни мщения" (1945),"Певец свободы" (1950). Первый эст. балет "Домовой" Тубина был пост. в1943. Поставлены также опера "Берег бурь" Эрнесакса (1949), балеты "Калевипсэг"Э. Каппа (1948), "Тийна" Л. Аустер (1955). Первая эст. сов. оперетта - "Румму Юри" Л. Нормета н Эд. Арро (1954). Продолжили творч. деятельностьЛ. Капп и X. Эллер (крупнейший эст. муз. педагог). Появились произв. 8разных жанрах - В. Каппа, В. Рейманна, X. Лепнурма, А. Гаршнека, Э. Мяги. Со 2-й пол. 1950-х гг. Э. м. значительно обновляется в отношении муз. языкаи жанрового состава. Достигает расцвета инстр. Э. м. (соч. Э. Тамберга,в т. ч. "Concerto grosso", 1956; симф. и инстр. концерты Я. Ряэтса; соч. X. Юрисалу, в т. ч. "Три эст. танца", 1956; также соч. А. Пярта, М. Куулберга,Л. Сумеры, В. Рейманна, Б. Парсаданяна, Э. Мяги, X. Отсы, А. Пыльдмяэ). Для этого периода характерно стилевое и жанровое многообразие. Появляютсяоперы Э. Каппа ("Зимняя сказка", 1958; "Рембрандт", 1975), Э. Тамберга("Железный дом", 1965; "Сирано де Бержерак", 1975; "Парение", 1983), В. Тормиса ("Лебединый полёт", 1966). Л. Нормета ("Грушевое дерево", 1973),Р. Кангро ("Жертва", 1981); балеты Э. Тамберга ("Балет-симфония", 1959;"loanna tentata", 1971), М. Куулберга, А. Пыльдмяэ, Л. Сумеры, кантата-балетВ. Тормиса ("Эст. баллады", 1980); произв. кантатно-ораториального жанраЭ. Тамберга ("Лунная оратория", 1962), Я. Ряэтса (декламаторий "Карл Маркс",1964), В. Тормиса ("Заклятие железа", 1972), кантаты Я. Кохи, К. Синка,Л. Сумеры и др. ; кам. -вок. произв. В. Тормиса, К. Синка, Л. Нормета. ДляЭ. м. 60-х - нач. 80-х гг. характерно обращение к древнейшим слоям нац. фольклора, в частности в форме хор. обработки; главой т. н. фольклорногонаправления в хор. музыке (А. Маргусте, Т. Лепик и др. ) является В. Тормис. В кам. -инстр. и эстр. музыке достигнут синтез эстр. -джазового стиля с нац. интонац. строем (У. Найссоо, В. Оякяэр). Среди известных исполнителей:хор. дирижёры - нар. арт. СССР Г. Эрнесакс, нар. арт. Эст. ССР К. Аренг,О. Оя, А. Юлеоя, А. Ратассепп, В. Лаул, X. Кальюсте, засл. арт. Эст. ССРТ. Калыосте; симф. дирижеры - нар. арт. СССР Э. Клас, нар. арт. Эст. ССРР. Матсов, К. Раудсепп, П. Лилье; певцы - нар. арт. СССР Г. Отс, Т. Куузик,X. Крумм, А. Кааль, М. Войтес, нар. арт. Эст. ССР И. Кууск, М. -И. Пальм,Т. -Э. Майсте, У. Таутс; пианисты - нар. арт. Эст ССР X. Сепп, К. Рандалу,засл. арт. Эст. ССР Р. Раннап; скрипачи -игр. арт. Эст. ССР В. Алумяэ,Ю. Геррец; органисты - нар. арт. Эст. ССР X. Лепнурм, Р. Уусвяли. Средимузыковедов: А. Вахтер, Л. Нормет, М. Хумал, Т. Ярг, М. Вайтма, И. Юриссон,фольклористы X. Тампере, У. Кольк, И. Рюйтел. За рубежом работают композиторыЭ. Тубин, Ю. Аавик, Р. Той, А. Пярт; дирижёр Н. Ярви; певец Н. Пылд; пианисткаК. Ларетей.
В Эст. ССР Функционируют (1988): Эст. т-р оперы и балета "Эстония" (с1949), т-р "Яанемуйне", Гос. симф. оркестр Эст. ССР (1975), Филармония,Гос. ак. -. демич. муж. хор Эст. ССР (1944), смет, хор Эст. радио и ТВ (1946),Таллиннский кам. хор (1962), Кам. хор Эст. филармонии (1981), ансамбльстаринной музыки "Hortus music us" (1977), квинтет дух. инстр. (1942, с1975 - им. Я. Тамма), многочнсл. самодеятельные, в т. ч. детские, хоры;фольклорно-этиографич. ансамбли ("Леэгаюс" и др. ); СК; Таллиннская конс. и средняя муз. школа. 2 муз. уч-ща (Таллинн, Тарту), св. 30 муз. школ.
• Тампере X. , Эст. нар. песни. Л. , 1483; Myj. культура Эст. ССР. Сб. ст. , Л„ 1984; Tampere H. , Eesti rahvalaule viisidega, t. 1 - 5, Tallinn,1956 - 65; Eesti muusika, t. 1 - 2, Tallinn, 1968 - 75; Oil H. , Modern Estoniancomposers, Tallinn, 1972; его же, Estonian music. Tallinn, 1980. И. H. Рюйгел (фольклор), Л. Т. Нормет.
ЭСТОНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА (Ордена Трудового Красного Знамени академич. т-р оперы и балета Эст. ССР "Э стони я") - крупнейший муз. т-р Эст. ССР. Осн. в Таллинне как проф. т-р в 1906 на базе театр. -певч. об-ва "Эстония". Оперы ставятся с 1908. Постоянная оперная труппа сформировалась в 1918,балетная - в 1926. С 1949, когда драм. труппа отделилась от т-ра, - Э. т. о. и б. , с 1950 - академический. В 1956 награждён орденом ТрудовогоКрасного Знамени.
ЭСТРАДНАЯ МУЗЫКА - термин, применяемый для обозначения разнообразныхформ развлекательной ("лёгкой") музыки 19 - 20 вв. Понятие "Э. м." трактуетсявесьма широко: включает популярные симф. миниатюры (как правило, в переложении),отрывки из оперетт, песни, марши, разл. виды танц. -бытовой музыки.
ЭСХЕР, Эшер (Escher) Рудолф (р. 1912) - нидерл. композитор. Ученик В. Пейпера. Среди соч. : зингшпиль; 2 симф. (1954, 1958), "Музыка скорбящегодуха" (произв. написано под впечатлением событий 2-й мировой войны. 1943),"Пассакалья" (1945), "Гимн о Большом Мольнесе" (1951) и др. произв. дляорк. ; кам. -инстр. ансамбли; произв. для голоса с фп. ; музыка к спектаклямдрам. т-ра. Э. принадлежат работы о М. Равеле, К. Дебюсси, совр. музыке.
• Schdnberger E. . R. Escher - thinking in and about music, "Key notes",1977, 1* 5.
ЭСЫ - 1) боковые выемки в корпусе инструментов скрипичного семейства,облегчающие ведение смычка при игре на крайних струнах и позволяющиенаклонять смычок, не задевая средних струн. 2) Эс - деталь фагота, контрафаготаианглийского рожка. Металлич. трубка в виде лат. буквы S (отсюданазв. ), служащая продолжением ствола инструмента и имеющая узкий конец,на к-рый надевается трость.
ЭТНОГРАФИЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ (от греч. народ и пишу) - отрасль музыковедения,науч. дисциплина, посв. изучению музыки устной традиции. Известна в разныхстранах и в разл. историч. периоды под названиями: муз. фольклористика,муз. этнология, сравнит. музыкознание, этномузыкология, этномузыкознание. Её предметом является традиц. бытовая (прежде всего, фольклорная) муз. культура. Э. м. изучает нар. музыку одноврем. как "язык", т. е. как системуспецифич. муз. -выразит, средств, муз. структур, и как "речь", т. е. какспецифич. исполнительское "поведение". Запись нар. музыки - важнейшая областьЭ. м. Сбор образцов фольклора осуществляется гл. обр. во время экспедиц. работы среди сельского и гор. населения. После записи производятся систематизацияматериала, его архивная обработка и каталогизация. В качестве связующегоэвена между фиксацией, систематизацией и исследованием нар. музыки выступаютмуз. -этнографнч. публикации - нотные антологии, региональные, жанровыеили тематич. сб-ки, монографии с подробной паспортизацией, комментариями,развёрнутой системой указателей, звукозаписями. Муз. -этнографич. исследования,многообразные по жанрам и целям, включают спец. муз. анализ (муз. строя,ладов, ритма, формы и т. д. ). В них применяются и методы смежных науч. областей: общей этнографии и фольклористики, эстетики, социологии, психологии,стиховедения, лингвистики и др. , а также методы точных наук (математики,статистики, акустики) и картографирование.
Истоки Э. м. связаны с именами писателей, философов и учёных М. Монтеня(16 в. ), Ж. Ж. Руссо и И. Г. Гердера (18 в. ),Ф. Ж. Фетиса (19 в. ) и др. значит. вклад в становление Э, м. внесли композиторы, обратившиеся к материалунар. творчества: М. А. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Лядов (Россия),Б. Барток, 3. Кодай (Венгрия) и др. Начало Э. м. как науки принято относитько времени введения А. Эллисом центной системы измерения звуковысотныхрасстояний (1885) и применения фонографа к записи музыки устной традиции(1890). В Вене (1899) и Берлине (1900) были основаны крупнейшие фоноархивы. На их базе складывались науч. школы Э. м.
В развитие Э. м. народов России внесли вклад А. Н. Серов, В. Ф. Одоевский,П. П. Сокальский, Ю. Н. Мельгунов, А. Л. Маслов, с. Э. Линёва, С. Ф. Людкевич,Ф. М. Колесса, Комитас, Д. И. Аракишвили, А. Юрьянс и др. Собирание и изучениенар. муз. творчества было сосредоточено в Музыкально-этнографическойкомиссии и этнографич. отделении Рус. Географич. об-за. После Окт. революции 1917 были созданы этнография, секция Гос. ин-та муз. науки (1921 - 31, Москва), секция изучения крестьянского иск-ва Ленингр. ин-та историииск-в (1925; ныне сектор фольклора Ленингр. гос. ин-та т-ра, музыки и кинематографии),Ленингр, фоноархив (1927, с 1938 - при Ин-те рус. лит-ры АН СССР), кабинетнар. музыки при Моск. конс. (1936) и др. Среди сов. ученых в области Э. м. - В. М. Беляев, В. С. Виноградов, Е. Витолиньш, У. Гаджибеков, Е. В. Гиппиус, Б. Г. Ерзакович, А. В. Затаевич, К. В. Квитка, X. С. Кушнарёв,Л. С. Мухаринская, Ф. А. Рубцов, А. В. Руднева, X. Тампере, В. А. Успенский,Я. Чюрлёните, 3. В. Эвальд. Сов. муз. этнографы добились значит. успеховв изучении локальных стилей и художеств. системы традиц. и совр. нар. музыки.
• См. лит. при ст. Народная музыка, П. И. Земцоасхий.
ЭТОС (греч. обычай, нрав, характер) - термин др. -греч. этики, эстетикии педагогики, обозначающий сущностный характер к. -л. фиэич. , моральногоили эстетич. явления. Учение об Э. - один из осн. разделов антич. муз. теории, трактующий музыку как средство этнко-воспитат. воздействия на человека. Традиция такого понимания музыки коренится в др. -греч. мифологии, представленав лирич. поэзии (Терпандр, Алкей, Сапфо, Пиндар). Её элементы прослеживаютсятакже у пифагорейцев. С кон. 5 в. до н. э. формировалось герменевтическоеучение, приписывавшее определ. Э. муз. ладам (напр. , дорийский характеризовалсякак мужественный и серьёзный; фригийский - экстатический, неуравновешенный;лидийский - грустный, жалобный и т. д. ), а также ладовым наклонениям,стопам, инструментам, голосам (Дамон, Платон, Аристотель). В эллинистич. эстетике такой подход получил дальнейшее развитие (Плутарх) и вместе стем стал объектом эпикурейской и скептической критики (Филодем, Секст Эмпирик).
Коррелятом понятия Э. в антич. традиции была категория патоса (от греч. лйОос, - страдание, страсть, возбуждение), обозначавшая изменения в предмете,происходившие под влиянием внешних факторов, а также сильное душевное переживание,волнение. Нередко противоположность между Э. и патосом рассматриваласькак стилистическая, напр. в риторике (Дионисий Галикарнасский, Псевдо-Лонгин,Квинтилиан).
Антич. учение о муз. Э. оказало влияние на позднейшую европ. эстетикуи теорию музыки, отозвавшись, напр. , в герменевтич. трактовке средневековыхладов, в аффектов теории 17 - 18 вв.
• Антнч. муз. эстетика, вступит, очерк и собр. текстов А. Ф. Лосева,М. , 1960; Aberl H. , Die Lehre vom Ethos in der griechischen Musik, Lpz. ,1899; Suss W Ethos. Sludien lur ilteren griechischen Rhetorik, Lpz. , 1910(Diss. ); Schmidl J. . Ethos. Beitr&ge zum antiken Wertepipfinden, Borna,1941; Anderson W. , Ethos and education in Greek music. The evidence ofpoetry and philosophy, Camb. (Mass. ), 1968; см. также лит. при ст. Аффектовтеория. Г. Ю. Шестакоа.
ЭТЮД (от франц. etude - букв. учение, изучение) - инструктивная муз. пьеса, первоначально предназначенная только для совершенствования технич. навыков игры на инструменте. Развитие жанра связано прежде всего с расцветомв нач. 19 в. виртуозного исполнительства на фп. (Э. для фп. И. Б. Крамера,М. Клементи, М. Шимановской, И. Мошелеса, К. Черни). Позднее появляютсяЭ. для скр. (Р. Крейцера, П. Роде), для влч. (Д. Поппера) и др. инструментов. У композиторов-романтиков (Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен, Р. Шуман, Ф. Мендельсон, И. Брамс н . др. ) Э. становится художественно значит. произв. ,трактованным либо как яркая кон ц. пьеса, либо как миниатюра типа прелюдии. В дальнейшем в творчестве русских (А. К. Лядова, А. С. Аренского, С. В. Рахманинова, А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского), сов. (С. С. Прокофьева,Д. Д. Шостаковича, Н. П. Ракова, Д. Д. Кабалевского и др. ) и заруб. композиторов(К. Дебюсси, О. Мессиана, Б. Бартока, К. Шимановского и др. ) Э. , развиваяопредел. исполнит. навык, сохраняет значение художеств. сочинения.
ЭФИОПИИ МУЗЫКА - см. Северо-Восточной Африки музыка.
ЭФЫ - 2 резонаторных отверстия в виде строчной лат. буквы f (отсюданазв. ) на верхней деке струнных смычковых инструментов. Ширина прорезиЭ. влияет на характер звука инструмента. Очертания Э. и степень наклонаразличны у разных мастеров. По форме Э. определялась принадлежность мастерак определ. школе.
ЭХО (греч. - звук, отголосок) - эффект отражения звуковых волн. Согласноантич. мифологии нимфа Э. была проклята женой Зевса Герой: она не моглазаговорить первой и на все вопросы отвечала лишь повторением последнихслов, произнесённых другими. В др. -греч. муз. -теоретич. лит-ре термин,употреблялся как "звук" в общем смысле, в отличие от "фонэ" и "фтонгос",обозначавших муз. звук. Эффект Э. учитывался при постройке антич. т-ров:для его создания под скамьями для зрителей помещались полые медные сосуды. Подражание Э. нередко использовалось в муз. иск-ве: повторение отд. интонаций,мотивов или небольших фраз (в др. регистре, тембре, динамике), как правило,в виде имитаций. Эти приёмы применялись в 16 в. в вок. музыке ("Эхо"О. Лассо), впоследствии - и в инструментальной (сонаты Бетховена для фп. ор. 81 и 90).
ЭШПАЙ Андрей Яковлевич (р. 1925) - сов. композитор, пианист. Нар. арт. СССР (1981). Сын Я. А. Эшпая. Ученик Е. К. Голубева, А. И. Хачатуряна (композиция),В. В. Софроницкого (фп. ). Один из ведущих сов. композиторов. Работает вразл. жанрах, осн. область творчества - симф. соч. , инстр. концерты, музыкак спектаклям драм. т-ра и к. -ф. Использует нар. основу (муз. фольклор мари). Выступает как пианист с исполнением собств. произв. В 1965 - 70 преподавалкомпозицию в Моск. конс. Автор критич. статей. Пред. жюри конкурса пианистовна 6-м и 8-м Междунар. конкурсах им. П. И. Чайковского (Москва, 1978, 1986). Чл. ММС, почётныйфл. об-ва Ф. Листа (США). Ленинская пр. (1986), Гос. пр. СССР (1976). Балеты - Ангара (1976. Москва), Круг (под назв. Помните!,1981, Куйбышев); оперетта Нет меня счастливее (Внимание, съёмка!, 1968,Киев); мюзикл Любить воспрещается (под назв. Свадьба по жребию, 1973, Братислава);кантата Ленин с нами (сл. В. В. Маяковского, 1968); для о р к. - 6 симф. (1959 - 89, 4-я - симфония-балет, 6-я - Литургическая), симф. танцы на мар. темы (1951), праздничная увертюра Кремлёвские куранты (1970), Концерт дляорк. с солирующими трубой, фп. , вибрафоном и к-басом (1967). Песни горныхи луговых марн (1983); концерты с орк. - 2 для фп. (1954, 1972), 2 дляскр. (1956, 1977), для альта (1987), для гобоя (1982), для саксофона-сопрано(1986), рапсодия Венгерские напевы для скр. с орк. (1953); кам. -икстр. ансамбли; соч. для фп. ; для орг. - Пассакалья памяти Н. Я. Мясковского (1951)и др. ; хоры, в. т. ч. Из первого послания к коринфянам св. апостола Павла(1988); романсы и песни (св. 100); музыка к спектаклям драм. т-ра и к. -ф. (св. 50, в т. ч. "Жажда", I960; "Адъютант его превосходительства", 1972;"Вмельян Пугачёв", 1978).
• А. Эшпай. Нотогр&фич. справочник, сост. Н. Сладком, М. , 1979;Новоселева Л. А. , Творчество А. Эшпая, М. , 1981; Богданова А. В. , А. Эшпай,М. , 1986; А. Эшпай. Беседы. Статьи. Материалы. Очерки, сост. Е. Гульянц,М. , 1988.
ЭШПАЙ Яков Андреевич (1890 - 1963) - COD. композитор, хормейстер, фольклорист,педагог. Засл. дсят. иск-в Map. АССР (1941). Канд. иск-ведения (1946). Преподавал пение в Уфимской духовной семинарии, муз. -теоретич. предметыв начальной школе. С 1931 науч. сотрудник Марийского н. -и. ин-та языка,лит-ры и истории (Йошкар-Ола). С 1932 редактор Музгиза. Собирал (с 1917)и исследовал мар. нар. песни. Один из первых композиторов, создавших наоснове мар. нар. музыки ряд значит. произв. Среди соч. : "Марийская сюита"(1951), "Марийские картины" (1955) для орк. ; "Мелодия народа мари" длягобоя или скр. с фп. (1931). Обработал нар. мар. песни для голоса с фп. Совм. с В. М. Васильевым составил сб-к мар. нар. песен "Марий кары муро"(Йошкар-Ола, 1957). Автор кн. "Нац. муз. инструменты марийцев" (Йошкар-Ола,1940).
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2016
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.