Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
& <
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V Z
Ё А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ШЁ ША ШВ ШГ ШЕ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШЭ ШЮ

ШНЕЕРСОН Григорий Михайлович (1901--82) -



ШНЕЕРСОН Григорий Михайлович (1901--82) - сов. музыковед, пианист. Засл. деят. иск-в РСФСР (1979). С 1932 ответств. секр. муз. секции Междунар. объединения революц. т-ров. С 1936 секр. Иностр. бюро СК СССР. В 1942 - 48зав. муз. отделом Всес. об-ва культурных связей с заграницей. С 1968 пред. Сов. к-та Междунар. реферативного каталога музыковедч. работ. Автор работо совр. заруб. и сов. музыке, в т. ч. "О музыке живой и мёртвой" (М. , 1960,-1964), "Э. Буш" (М. , 1962, 1964), "Франц. музыка XX в." (М. , 1964, 21970),"Статьи о совр. заруб. музыке. Очерки. Воспоминания" (М. , 1974), "Портретыамер. композиторов" (М. , 1977), "Хачатурян А. И. Страницы жизни и творчества"(М. , 1982).
ШНЕЙДЕР (Schneider) Гортензия (1833 - 1920) - франц. артистка оперетты. С 1846 выступала в водевилях, опереттах. По приглашению Ж. Оффенбаха с1855 пела в его т-ре "Буфф-Паризьен" и др. парижских т-рах (до 1881). Перваяисполнительница партий Елены, Герцогини Генриетты, Периколы ("ПрекраснаяЕлена", "Великая герцогиня Герольштейнская", "Перикола") и др. партий вопереттах Оффенбаха. Гастролировала во мн. странах (в России в 1871 - 72).
ШНЕФОХТ, Шнеефойгт (Schneevoigt) Георг (1872 - 1947) - фин. дирижёр, виолончелист. Ученик Ю. Кленгеля (влч. ). Солист и концертмейстер симф. орк. в Хельсинки(1895 - 98, 1899 - 1903). В Риге дирижировал симф. орк. (1901 - 14), организовалсимф. орк. (1909), с к-рым выступал в городах России, руководил Латв. нац. оперой (1929 - 32). Основал в Хельсинки симф. орк. (1912), руководил гор. симф. орк. (1932 - 41). Дирижировал в петерб. Т-ре муз. драмы (1912 - 14),возглавлял оркестры в Стокгольме (1915 - 24), Осло (1919 - 27), Лос-Анджелесе(США, 1927 - 29), Мальме (с 1930) и др. Пропагандировал музыку фин. композиторов. Преподавал в орк. школе и Муз. ин-те в Хельсинки (1896 - 99). Его жена Си г р и д Ш. (урожд. С у н д г р е н) (1878 - 1953) - пианистка. Ученица Ф. Бузони. Выступала как солистка с оркестрами под управлением Ш.
ШНИДЕР ФОН ВАРТЕНЗЕ (Schnyder von Wartensee) Франц Ксавер (1786 - 1868) - швейц. композитор, пианист, педагог. Ученик X. Г. Негели (композиция)и др. Жил в Вене, где встречался с Л. Бетховеном, с 1812 - в Швейцарии. Выступал как пианист. С 1816 преподавал в Ин-те Песталоцци в Ивердоне. С 1817 жил во Франкфурте-на-Майне, стал известным фп. педагогом. Автормуз. произв. Ему также принадлежат уч. -методич. соч. и др.
ШНИТКЕ Альфред Гарриевич (р. 1934) - сов. композитор. Засл. деят. иск-вРСФСР (1987). Ученик Е. К. Голубева. Один из ведущих мастеров совр. музыки,Ш. в творчестве синтезирует элементы классич. традиций и разнообразныеэлементы совр. комп. техники. Обращается к полистилистике, коллажу идр. Музыка Ш. отмечена концепционностью, ощущением единства прошлого инастоящего культуры. В 1961 - 72 преподавал в Моск. конс. Автор статей,в т. ч. о творчестве композиторов 20 в. Чл. -корр. Академии иск-в Зап. Берлина(1982), Академии иск-в ГДР (1986), Баварской академии иск-в (1986), Корол. швед. академии музыки (1987). Гос. пр. РСФСР им. Н. К. Крупской (1986).
Б а л е т ы - Лабиринты (1971, пост. 1989, Москва), Эскизы (по мотивамН. В. Гоголя, 1985, там же), Пер Гюнт (1987, пост. 1989, Гамбург); сценич. композиция Жёлтый звук (1974, пост. 1984, Москва); кантаты - Солнечноепение (сл. Франциска Ассизского, 1976), История доктора Иоганна Фауста(1983); Реквием (1975); для о р к. - 5 симф. (1972 - 88), Pianissimo (1968),In memoriam (1978), Пассакалия (1980), Ритуал (1985); к о н ц е р т ы сорк. - 2 для фп. (1960, 1979), 4 для скр. (1957 - 84), для гоб. , арфы и струнных(1972), для альта (1985), для влч. (1986); Диалог для влч. (1965), Монологдля альта (1989) с орк. ; 3 Concerti grossi (1977 - 85); кам. -инстр. ансамбли - сонаты для скр. (1963, 1968), для влч. (1978) с фл. , струн. трио (1975),3 струн. квартета (1966 - 84), фп. квинтет (1976), септет (1982) и др. ; дляхора - Миннезанг (1980), концерт (1985), концерт Стихи покаянные (сл. Г. Нарекаци, 1988) и др. : соната (1987) и др. соч. для фп. ; музыка к спектаклямдрам. т-ра, кино- и телефильмам (ок. 60).
• Нек-рые особенности орк. голосоведения в симф. произв. Д. Д. Шостаковича,в сб. : Дмитрий Шостакович, М. , 1967; Парадоксальность как черта муз. логикиСтравинского, в сб. : И. Ф. Стравинский, М. , 1973; Щолистилистич. тенденциив совр. музыке], всб. : Муз. культуры народов. Традиции и современность,М. , 1973; На пути к воплощению новой идеи, в сб. : Проблемы традиций и новаторствав совр. музыке, М. , 1982, и др.
• X о л о п о в а В. Н. , Ч и г а р ё в а Е. И. , А. Шнитке, М. , 1990. В. Н. Холопова.
ШНОРАЛИ НЕРСЕС - см. Персее Щнорали.
ШНОРР ФОН КАРОЛЬСФЕЛЬД (Schnorr von Carolsfeld) Людвиг (1836 - 65) - нем. певец (тенор). Ученик И. Отто, Э. Девриента. С 1858 солист т-ра в Карлсруэ,с 1860 - придв. оперы в Дрездене. Прославился исполнением партий в операхР. Вагнера, Дж. Мейербера, итал. композиторов. Его жена Мальвина Ш. ф. К. (урожд. Г арригес) (1825 - 1904) - певица (сопрано). Пела в оперных т-рахДрездена, Гамбурга, Карлсруэ. Людвиг и Мальвина Ш. ф. К. - первые исполнителипартий Тристана и Изольды в одноим. опере Вагнера.
ШОБЕРЛЕХНЕР Софья Филипповна (урожд. Далль'Окка) (1807 - 63) рус. певица(драм, сопрано). Ученица Ф. Далль'Окки, Л. Лаблаша. Выступала в концертах,нередко с мужем - пианистом Ф. Шоберлехнером. Пела в петерб. Итал. опере,в 1831 - 41 - в т-рах Италии (неск. сезонов в "Ла Скала") и др. европ. стран. Г. Доницетти написал для Ш. партию Антонины ("Велизарий"). К лучшим в репертуарепринадлежат партии Аменанды, Дездемоны, "Нинетты ("Танкред", "Отелло","Сорока-воровка" Россини)
ШОБЕРТ (Schoberr Иоганн (1740 - 67) - нем. клавесинист, композитор. Предположительно, с 1760 клавесинист у принца Конти в Париже. Один из известныхвиртуозов своего времени. Принадлежал к числу первых композиторов, к-рыеписали кам. соч. с развитой клавирной партией. В его творчестве ощутимытрадиции ранней венской и мангеймской школ. Внёс черты фантазии втрактовку сонатного allegro. Творчество Ш. оказало влияние на В. А. Моцарта. Автор оперы "Большая охота и браконьер" (1765, Париж); 6 концертов дляклавесина со струн. орк. и духовыми; 6 симфоний для клавесина, скр. и 2валт. ad libitum; квартетов для струнных с фп. ; фп. трио, сонат и др.
• Saint-Foix G. de St. , J. Schobert, "RM", 1922, volume 3, №11; D a-vi d Н. Т. , J. Schobert als Sonatenkomponist, Lpz. , 1928 (diss. )
ШОЙФЕР, ш о ф а р, - евр. духовой инструмент. Представляет собой баранийили коровий рог, полый внутри; его узкий конец, срезанный и обточенный,служит мундштуком. Звучание Ш. громкое и резкое. Ш. упоминается в Библии("иерихонская труба"). До 20 в. в евр. быту применялся как магич. инструментдля отпугивания злых духов. Ныне выполняет ритуальную функцию - в Ш. трубятв синагоге в праздник евр. Нового года.
ШОЛЛУМ (Scholium) Роберт (1913 - 87) - австр. композитор, пианист, органист,педагог. В 1952 - 55 городской музик-директор в Линце. В 1965 - 69 през. Австр. СК. Пишет преим. в неоклассич. стиле. Среди соч. : опера "Ночь превращения"(1952, Линц); "Песнь из ночи" (1957) для сопрано, хора и орк. ; 5 симфонийи др. произв. для орк. ; концерты для инстр. с орк. ; кам. -инстр. ансамбли;произв. для фп. , органа. С 1959 проф. Венской академии музыки и сценич. иск-ва. Автор музыковедч. трудов. Гос. пр. Австрии (1961).
ШОЛТИ (Solti) Георг (Дьёрдь) (р. 1912) - англ. дирижёр. По нац. венгр. Ученик Б. Бартока, Э. Дохнаньи (фп. ), 3. Кодая (композиция), Ф. Вейнгартнера(дирижирование). Выступал как пианист, С 1930 капельмейстер оперного т-рав Будапеште. В 1939 - 1945 жил в Швейцарии. С 1946 генерал-музик-директорБаварской оперы в Мюнхене, в 1952 - 61 работал во Франкфурте-на-Майне. Дирижировалспектаклями в т-ре "Ковент-Гарден". В 1971 - 75 гл. дирижёр Парижского симф. орк. , в 1973 - 79 муз. рук. Парижской оперы. С 1979 гл. дирижёр и художеств. директор Лондонского филармонич. орк. С 1983 живёт в США. Ш. - один изкрупнейших совр. дирижёров. В репертуаре - нем. и австр. оперы, симфонииЛ. Бетховена, Г. Малера. Гастролировал во мн. странах мира.
• Robinson P. , Solti, L. , 1979.
ШОЛЬЦ Фёдор (Фридрих) Ефимович (1787 - 1830) - рус. композитор, дирижёр,педагог. По нац. немец. С 1815 работал в Москве. С 1820 дирижёр Петровскогот-ра (с 1825 - Большой т-р). Автор 10 балетов (ставились в Москве), в т. ч. "Руслан и Людмила" (1821), явившегося первым муз. -сценич. воплощениемсюжета А. С. Пушкина; опер-водевилей (мн. совм. с др. композиторами). Вместес А. А. Алябьевым и А. Н. Верстовским написал музыку пролога "Торжествомуз" к открытию Большого т-ра (1825). Организовал курсы генерал-баса икомпозиции (1830).
ШОПЕН (Chopin) Фридерик (1810 - 49) - польск. композитор, пианист. Первонач. муз. образование получил у В. Живного, затем обучался под рук. Ю. Эльснерав Высш. муз. школе в Варшаве. На формирование мировоззрения композитораоказали влияние борьба за независимость Польши (восстание под рук. Т. Костюшков 1794, в к-ром принимал участие отец композитора - Николай Ш. , выходециз Франции), а также идеи польск. лит. романтизма (К. Бродзиньский, А. Мицкевич, Ю. Словацкий). Рано проявившаяся гениальность композитора и пианиста(первые полонезы изд. в 1817) развивалась в творчески насыщенной атмосферепредреволюц. Варшавы, где Ш. усваивал опыт польск. композиторов (Ф. Островского,М. Шимановской, М. Огиньского и др. ) и венской классической школы, Вранних произв. органично использованы обработки нар. мелодий (Большая фантазияна польск. темы B-dur для фп. с орк. ), освоены жанры фп. миниатюр (в т. ч. ноктюрн), а также крупные формы (соната для фп. № 1, фп. трио). Вершины раннего периода - 2 концерта для фп. с оркестром. Ш. -виртуоз получилпризнание в Вене, где выступал с концертами в 1829 и 1830 - 31. После пораженияпольск. восстания (1830 - 31) Ш. , связанный с участниками восстания, не смогвернуться на родину и остался до конца жизни в Париже, куда прибыл осенью1831. Париж обогатил его новыми впечатлениями лит. , художеств. и муз. жизни(знакомство с Г. Гейне, Ж, Санд, А. Мюссе, О. Бальзаком, Э. Делакруа, В. Беллини, Г Берлиозом, Ф. Листом, Ф. Мендельсоном и др. ). Отказавшись откарьеры виртуоза (Ш. много выступал в открытых концертах только в первыегоды жизни в Париже), он сосредоточил свои поиски в области комп. творчества,создав в 1830 - 40-х гг. выдающиеся произв. в разл. жанрах фп. музыки. Ихобъединяет тема Родины, приобретающая то героико-драм. и трагедийный характер(этюд № 12, прелюдии a-moll и d-moll, скерцо № 1, баллада № 1, соната b-mollс траурным маршем, полонезы es-moll, fis-moll), то глубоко лирический (ноктюрны,мазурки), нар. -жанровый (мазурки) или торжественно-триумфальный (полонезыA-dur, As-dur). В произв. 1840-х гг. эти образы находят гармоничное единение(фантазия f-moll, соната h-moll и др. ).
В 1835 " 1836 Ш. выезжал в Германию, в 1837 - в Лондон. Зиму 1838 - 39провёл на острове Майорка (Испания). В последние годы жизнь Ш. осложниласьнеобеспеченным материальным положением, разрывом с Ж. Санд и тяжёлой болезнью. После кончины Ш. его сердце (по желанию композитора) было перевезено народину, в Желязову-Волю.
Глубоко национальное и подлинно нар. творчество Ш. - родоначальникапольск. муз. классики, выдающегося пианиста своего времени - уникальноеявление в истории музыки. Ограничив себя почти исключительно рамками фп. музыки, он сконцентрировал в ней разнообразнейшие и наиб. перспективныехудожеств. тенденции времени. художеств. мир Ш. отличается универсализмом:глубочайшая психологичность и сокровенный лиризм сочетаются с постояннымощущением объективной жизненной реальности, тонкость в передаче отд. настроений - с крупным рельефом драм. развития, мечтательная созерцательность - сактивной действенностью. Характерная особенность его муз. языка - новаторскийсинтез. Композитор-романтик, Ш. в своих соч. развивал принципы бетховенскогосимф. метода, а также (в миниатюрах) баховских импровизац, форм. В то жевремя его произв. отличает моцартовское совершенство пропорций. МелодикаШ. соединила вокальность и инструментальность, песенность и танцевальность,кантиленное и речевое начала, претворила характерные черты польск. нар. мелоса и итал. оперного бельканто. В ладово-гармонич. сфере опора на диатонич. лады соединилась с утончённой хроматикой, ладовая переменность - с развитоймодуляционной (в т. ч. и энгармонической) техникой, предвосхитившей мн. открытия в области гармонии Ф. Листа, Р. Вагнера, К. Дебюсси, А. Н. Скрябина. Ш. раскрыл богатейшие возможности фп. фактуры, создав выразит. типы фигурац. тематизма, "поющей" гармонии. Фп. стиль Ш. , тесно связанныйс его исполнит. стилем, отличается всепроникающим мелодизмом, гибкостьюи пластичностью, сочетанием крупного штриха с тончайшей отделкой деталей,поэтич. одухотворённостью целого. Влияние разнообразнейших жанровых связейШ. сказалось на всех выразит. средствах (в т. ч. и на ритмике). Разныетипы польск. деревенских и гор. танцев (мазур, куявяк, оберек, полонез),вальс, хорал, марш, их жанровые признаки, появляясь в разл. комбинациях,подтверждают глубинную жизненную основу музыки Ш. и придают ей особую многомерностьи содержательную ёмкость.
Жанры и формы фп. творчества Ш. обобщают важнейшие тенденции муз. романтизма. Равнозначноеместо занимают у Ш. и миниатюра, н крупная (одночастная или циклическая)форма. Он возродил на романтич. основе жанр прелюдии, создал образцы художеств. (концертного) этюда, облёк в классически совершенную форму жанры ноктюрнаи экспромта, а также опоэтизированных и драматизированных танц. жанров - мазурки, полонеза, вальса. Явился создателем жанра инстр. баллады, чертык-рой проникли во мн. его соч. , превратил в самостоят. жанрскерцо,создал замечат. образец романтич. фантазиu. В балладах, скерцо,фантазиях складывается одночастная смешанная, (свободная) форма с чертамивнутр. цикличности. Зрелые сонаты Ш. по своей концепционности и интенсивностиразвития рмнозначны. симфониям.
Творчество Ш. оказало огромное влияние на мн. поколения музыкантов. С 1927 в Варшаве каждые 5 лет проводятся междунар. конкурсы пианистовимени Ш. В 1934 организован Ин-т Ш. (с 1950 - Об-во им. Ф. Шопена). Об-ваШ. существуют в ЧССР, ГДР, Австрии, до 2-й мировой войны 1939 - 45 существовалово Франции. В 1932 в Желязовой-Воле открыт Дом-музей Ш. , в 1985 - основанаМеждунар. федерация об-в Ш.
Д л я ф п. сор к. - 2 концерта (1829,1830), вариации (1828), рондо (1828),фантазия (1829), Andante spianato и полонез (1831 - 35): к а м. - и н с тр. ансамбли - соната для влч. и фп. (1846), интродукция и полонез для фп. и влч. (18301, фп. трио (1829) и др. ; для ф п. - 3 сонаты (1828 - 44), фантазия(1841), 4 баллалы (1835 - 42), 4 Скерцо (1832 - 42). 4 экспромта (1834 - 42),21 ноктюрн (1827 - 46), 4 рондо (1825 - 34), 27 этюдов (1829 - 39), 17 вальсов(1827 - 47), ок. 60 мазурок, 16 полонезов (1817 - 46), 25 прелюдий (в т. ч. 24 прелюдия, 1831 - 39), тарантелла (1841), болеро (1833), 3 экоссеза (1830),бар"арола (1846), колыбельная (1844), неск. циклов вариаций и др. ; 19 песендля голоса с фп. (1829 - 47).
Шопен Ф. Поли. собр. соч. для фп. под общей ред. Г. Г. Нейгауза и Л. Н. Оборина, т. 1, 3 - 7, 11, М. - Л. , 1950 - 62; F. Chopin. Dzieta fortepianowe,red. Y. Kleczynskiego, L 1 - 12, Warsz. , 1882; Brown M. J. E. , Chopin: anindex of his works in chronological order, L. , a!972.
Письма, пер. Л. Гольденвейзера, под ред. Л. Б. Гольденвейзера, М. , 1929;Письма, рус. пер. С. А. Семеновского н Г. С. Кухарского, сост. и комментарииГ. С. Кухарского, под ред. А. Соловцова, М. , 1964; Зт. 1 - 2,1982 - 84. • Асафьев Б. (И. Глебов), Шопен. Опыт характеристики, М. , 1922;Лейхтентритт Г. , Ф. Шопен, пер. с нем. , М. , 1930; Богданов-БерезовскийВ. , Шопен, Л. , 1935; Пасхалов В. , Шопен и польск. нар. музыка, Л. - М. , 1949;Лист Ф. , Ф. Шопен, [пер. с франц. ), М. , 21956; Кобылянская К. ,Шопен на родине. Документы и мемории, пер. с польск. , 3Краков,1957; Ф. Шопен, М. , 1961; Ф. Шопен. Статьи и исследования сов. музыковедов,М. , 1960; С о л о в ц о в А. , Ф. Шопен. Жизнь и творчество, М. , 1960 (сбибл. ); Ивашкевич Я. , Шопен, пер. с польск. , М. , 1963; Тюлин Ю. , О программностив произв. Шопена, М. , 31968; Бэл за И. , Шопен, М. , 1968; Шопен,каким мы его слышим. [Сб. ст. ], сост. С. М. Хентова, М. , 1970; М а з ел к Л. А. , Исследования оШопене, М. , 1971; Шуман Р. , О музыке и музыкантах. Собр. ст. , [пер. с нем. ], т. 1 - 2, М. , 1975 - 79; Николаев В. , Шопен-педагог,М. , 1980; Цуккерман В. , Десять "мелодий века", "СМ", 1985, №10; KarasowskiМ. , F. Chopin, t. 1 - 2, Warsz. , 1882; Noskowski Z. , Istota utwordw Chopina,Warsz. , 1902; R о go w ski L. M. , F. Chopin. Sylwetka ducha i twurczosci,Wilno, 1908; Cane he E. , Fr. Chopin. Sa vie el ses ceuvres, 1810 - 49, P. ,1949; "Muzyka", Warsz. , 1932, N5 - 6 (номера, поев. Ш. ); L i s s a Z. , Chopin,Warsz. , 1949; Sydow B. E. , Bibliografia F. F. Chopina, Warsz. , 1949; "Peupleamis". P. , [1949] (номер, посв. Ш. ); "Kwartalnik muzyczny", 1949, N 26/27(сдвоенный номер, поев. Ш. ); "La Revue musicale", 1955, N 229 (номер, посв. Ш. ); F. F. Chopin, Warsz. , 1960; F. Chopin. Profiles of the man and themusician, ed. by A. Walker, L. , 1966; Yezewska Z. , F. Chopin, Warsz. , 1969;1973 M i с ha to wski K. , Bibliografia Chopinowska, Kr. , 1970; Ei ge Idin ger J. -J. , Chopin vu par ses eleves, Neuchatel, 1979; S z u 1с M. A. , F. Chopin i utwory jego muzyczne. . . , Krakow, 1986. E. M. Царева.
ШОР Давид Соломонович (1867 - 1942) - пианист, педагог, муз. -общесте. деятель. Ученик В. И. Сафонова и др. С 1889 выступал как солист и ансамблист. Организатор (1892) и участник (до 1907) "Московского трио", концертировавшегов России и за рубежом. Проводил лекции-концерты по истории музыки. В 1918 - 1925 вёл класс фп. и кам. ансамбля в Моск. конс. (с 1919 проф. ). С 1927жил в Палестине. Автор статей о музыке.
ШОРИН Михаил Георгиевич (1904 - 65) - сов. хор. дирижёр. Засл. деят. иск-вРСФСР (1951). Учился у А. Д. Кастальского, Н. С. Голованова, Н. М. Данилинаи В. П. Степанова. С 1929 хормейстер, в 1944 - 58 гл. хормейстер Большогот-ра. Участвовал в пост. мн. опер на сцене т-ра, в т. ч. "Борис Годунов","Хованщина". Гос. пр. СССР (1949, 1951).
ШОРОН (Choron) Александр Этьен (1771 - 1834) - франц. музыковед, педагог,композитор, дирижёр. Чл. Ин-та Франции (1811). Выступал за общедоступноемуз. воспитание, за включение музыки в программы начальных школ. Основательи руководитель (1817 - 31) муз. школы, готовившей учителей хор. пения (известнакак Школа церк. пения, Ин-т церк. музыки). В концертах школы были исполненывпервые во Франции мн. соч. Палестрины, И. С. Баха, Г. Ф. Генделя и др. В работах связывал муз. теорию с общей муз. эстетикой. Опубликовал "Dictionnairehistorique des musiciens. . ." (v. 1 - 2, P. , 1810 - 11, совм. с F. Fayolle). Издал забытые произв. Жоскена Депре, К. Жанекена, Палестрины и др. Сочинялромансы, песни (сб-к вок. соч. вышел в 1806) и др.
• Рус. пер. ряда фрагментов, в кн. : Муз. эстетика Франции XIX в. , М. ,1974.
ШОССОН (Chausson) Эрнест (1855 - 99) - франц. композитор. Ученик Ж. Массне,С. Франка. С 1889 секр. Нац. муз. об-ва. В творчестве Ш. сказалось влияниеего учителей, а также К. Дебюсси, Р. Вагнера. Уже ранние произв. свидетельствуюто склонности композитора к утончённой мечтат. лирике (7 песен для голосас фп. на сл. Ш. Леконта де Лиля, Т. Готье и др. ). В музыке Ш. , с её изысканностьюгармоний, оркестрового колорита, проявились черты импрессионизма. Средисоч. : опера "Король Артюс" (перекликается с сюжетом оперы "Тристан и Изольда",1903, Брюссель); симфония (1890), симф. поэма "Вивиана"; сохранившаясяпоныне в репертуаре скрипачей "Поэма" для скр. с орк. (1896); кам. -инстр. соч. ; песни (св. 50), в т. ч. на сл. П. Верлена, М. Метерлинка; Балладаыа сл. Данте, 1897) и др. ; соч. для хора; музыка к спектаклям драм. т-ра.
• Саllоis J. , E. Chausson. L'homme et son oeuvre, [P. , 19671.
ШОСТАКОВИЧ Дмитрий Дмитриевич (1906 - 75) - сов. композитор, пианист,педагог, муз. -обществ, деятель. Нар. арт. СССР (1954). Д-р иск-ведения(1965). Герой Соц. Труда (1966). Чл. КПСС с 1960. Окончил Ленингр. конс. у Л. В. Николаева (фп. , 1923), М. О. Штейнберга (композиция, 1925). Концертировалкак пианист, участвовал в ансамблях, исполняя свои произведения (на 1-мМеждунар. конкурсе пианистов им. Ф. Шопена в Варшаве награждён почётнымдипломом, 1927). С 1937 преподавал композицию (с 1939 проф. ) в Ленинградской,в 1943 - 48 - в Моск. конс. Среди учеников: Р. С. Бунин, Дж. Гаджиев, Г. Г. Галынин, О. А. Евлахов, К. Караев, Ю. А. Левитин, Г. В. Свиридов, Б. И. Тищенко, Г. И. Уствольская, К. С. Хачатурян, Б. А. Чайковский. Секр. СК СССР (с 1957), СК РСФСР (в 1960 - 68, 1-й секр. ). Чл. Сов. комитета защитымира (с 1949), Славянского к-та СССР (с 1942), Всемирного к-та защиты мира(с 1968). През. об-ва СССР - Австрия (с 1958), Почётный чл. ряда заруб. академий иск-в, почётный доктор мн. ун-тов. Междунар. пр. Мира (1954),Ленинская пр. (1958), Гос. пр. СССР (1941, 1942, 1946, 1950, 1952, 1968),Гос. пр. РСФСР (1974), Гос. пр. УССР (1976), пр. им. Я. Сибелиуса (1958).
Многоплановое, разнообразное по жанрам творчество Ш. стало классикойсов. и мировой муз. культуры 20 в. Особенно велико значение Ш. -симфониста. В его 15 симфониях воплощены глубокие философские концепции, сложный мирчеловеческих переживаний, острые, трагич. конфликты, звучит голос художника-гуманиста,борца против зла и социальной несправедливости. Продолжая лучшие традициирус. и заруб. музыки (И. С. Бах, Л. Бетховен, Б. Малер, П. И. Чайковский,М. П. Мусоргский), Ш. создал свой неповторимо-индивидуальный стиль, чертык-рого (динамика развития, неожиданность контрастов и образных перевоплощенийтематизма, тонкая лирика, нередко окрашенная юмором или иронией, полифонизацияфактуры) проявились уже в 1-й симф. (1925), принёсшей известность автору. О гворч. зрелости Ш. свидетельствуют 4-я (1936) и 5-я (1937) симфонии (идеюпоследней композитор определил как "становление личности" - от сумрачныхраздумий через борьбу к итоговому жизнеутверждеккю). 7-я симф. (1941) - выдающийсяпамятник героизму сов. народа в годы Великой Отечеств, войны 1941 - 45 - начата в осаждённом Ленинграде и посв. этому городу. Драматургия симфонийоснована на резком образном конфликте темы Родины и темы фаш. нашествия;пронизанная страстным пафосом обличения милитаризма, симфония имела большойполитич. резонанс во всём мире. 8-я симф. (1943), также связанная с воен. тематикой, предвосхитила ряд произв. Ш. , вдохновлённых движением борьбыза мир. 10-ю симф. (1953) отличает внедрение песенных интонаций и приёмовразвёртывания. 11-я (1957) и 12-я (1961) симфонии, поев. Революции 1905и Окт. революции 1917, ознаменовали обращение Ш. к программности. 11-ясимф. , построенная на мелодиях подлинных резолюц. песен, опиралась на опытмузыки к ист. -революц. фильмам 30-х гг. и "Десяти поэм" для хора на словарус. революц. поэтов (1951). 12-я симф. , поев. В. И. Ленину, раскрывает идеюреволюц. борьбы народа во имя свободы и счастья. 13-я симф. (на стихи Е. А. Евтушенко, 1962) - симф. -оратория, плакатно-броская по муз. языку, посв. актуальным проблемам гражд. нравственности, бичуя кровавые преступлениярасизма, она славит нар. юмор, душевную красоту и долготерпение рус. женщины,бескорыстное служение истине. 14-я симф. (на стихи Ф. Гарсии Лорки и др. ,1969), камерная по составу и масштабам частей, не уступает монументальнымсимфониям по широте охвата жизненных явлений и их философскому осмыслению. Это произв. , прототипом к-рого, по признанию автора, были "Песни и пляскисмерти" Мусоргского, сконцентрировало трагедийность и проникновенную лирику,гротеск и драматизм. 15-я симф. (1971) замыкает эволюцию позднего симфонизмаШ. , отчасти перекликаясь с нек-рыми ранними его произв. В ткань симфонииорганично включены цитаты из увертюры к "Вильгельму Теллю" Россини и мотивсудьбы из "Кольца нибелунга".
Большой вклад внёс Ш. в развитие муз. т-ра. Однако его деятельностьв этой области была грубо прервана появлением редакц. статей газ. "Правда" - "Сумбур вместо музыки" (28 янв. 1936) и "Балетная фальшь" (6 февр. 1936). Заметное влияние на сценич. произв. Ш. оказал В. Э. Мейерхольд. Опера "Нос" - оригинальное муз. воплощение повести И. В. Гоголя, отличается быстрымчередованием эпизодов, смелым употреблением сложных средств совр. комп. техники, многопланово-контрапунктич. строением массовых и ансамблевых сцен. Важнейшей вехой в творчестве Ш. и в истории оперного иск-ва стала опера"Леди Макбет Мценского уезда" ("Катерина Измайлова", по Н. С. Лескову, 1932),где сатирическая заостренность в обрисовке отрицат. персонажей сочетаетсяс одухотворенной лирикой и суровым, возвыш. трагизмом. Правдивость и сочностьмуз. портретов, психологическая углублённость, обобщение нар. -песенныхинтонаций, особенно в финале, в картине каторги, говорят о близости Ш. к иск-ву М. П. Мусоргского. Идейно-эстетич. заветы и выразит, средствапоследнего нашли отражение в эпич. широте вок. -симф. поэмы "Казнь СтепанаРазина" (на сл. Евтушенко, 1964), в раскрытии темы "маленького человека"• вок. цикле "Из евр. нар. поэзии" (1948). Ш. осуществил орк. ред. опер"Борис Годунов" (1940) и "Хованщина" (1959), оркестровку вок. цикла "Песнии пляски смерти" (1962). Крупными событиями сов. муз. жизни было появлениенеск. концертов для фп. , для скр. , для влч. с оркестром, мн. камерных произв. Ш. : фп. квинтет, трио памяти И. И. Соллертинского, 15 струн. квартетов,24 прелюдии и фуги для фп. (первый подобный цикл в отечеств, музыке), циклыромансов на слова А. С. Пушкина, А. А. Блока, М. И. Цветаевой, МикеланджелоБуонарроти.
Нарочитая простота письма нек-рых соч. кон. 40-х - нач. 50-х гг. (оратория"Песнь о лесах", 1949; вок. цикл на сл. Долматовского, 1951; кантата "НадРодиной нашей солнце сияет", 1952) объясняется стремлением композитораответить на обвинения в "антинар. формализме", выдвинутые тенденциознымпостановлением ЦК ВКП(б) "Об опере „Великая дружба" В. Мурадели" от 10февр. 1948. Многолетняя работа Ш. в кино характеризуется созданием муз. образов, использованием гор. фольклора и рабочей революц. массовой песни("Златые горы", 1931; "Встречный", 1932; трилогия о Максиме, 1935 - 39; "Человекс ружьём", 1938; "Молодая гвардия", 1948; "Овод", 1955), музыке более позднихк. -ф. присущи симфонизиров. принципы развития ("Гамлет", 1964; "КорольЛир", 1971). Творчество Ш. , завоевавшее ныне всеобщее признание, оказалозначит. воздействие на развитие сов. и мирового муз. иск-ва.
Оперы - Нос (по Н. В. Гоголю, 1930, Ленинград), Леда Макбет Мценскогоуезда (Катерина Измаилом, no H. С. Лескову, 1934, Ленинград, Москва; новаяред. 1956, пост. 1963, Москва), Игроки (по Гоголю, не окончена, конц. исп. ,1978, Ленинград); б а л е т ы - Золотой век (1930, Ленинград), Болт (1931,там же), Светлый ручей (1935, Ленинград, Москва); муз. комедия Москва - Черёмушки (1959, Москва); для с о л и ст о в, х о р а и орк. - ораторияПеснь о лесах (сл. Е, А. Долматовского, 1949), кантата Над Родиной нашейсолнце сияет (сл. Долматовского, 1952), Поэма о Родине (1947), сатнрич. кантата Раёк (сл. Л. Н. Лебединского, ок. I960), Казнь Степана Разина (сл. В. А. Евтушенко, 1964); для хора н о р к. - Гимн РСФСР (сл. С. П. Щипачёва,1945), Гимн Москве (1947); для о р к. - 15 симф. (1925; Октябрю, 1927;Первомайская, 1929; 1936; 1937; 1939; 1941; 1943; 1945; 1953; 1905 год,1957; 1917 год, 1961; 1962; 1969; 1971), Праздничная увертюра (1954), симф. поэма Октябрь (1967), увертюры, сюиты н др. ; концерты с орк. - 2дляфп. (1933,1957), 2 для скр. (1948, 1967), 2 для влч. (1959, 1966); кам. -инстр. ансамбли - сонаты для скр. (1968), для альта (1975), для влч. (1934) сфп. , 2 фп. трио (1923, 1944), 15 струн. квартетов (1938, 1944, 1946, 1949,1952, 1956, I960, 1960, 1964, 1964, 1966, 1968, 1970, 1973, 1974), фп. квинтет (1940); для ф п. - 2 сонаты (1926, 1942), 24 прелюдия (1933), 24прелюдии и фуги (1951) и др. ; для хора a cappella - 10 поэм на слова рус. революц. поэтов (1951) идр. ; 7 романсов на сл. А. А. Блока для голоса,скр. , влч. и фп. (1967); для голоса с фп. - вок. цикл Из евр. нар. поэзиидля сопрано, контральто и тенора с чрп. (1948); романсы ипесни на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. Черного, М. И. Цветаевой, М. А. Светлова,У. Шекспира, Р. Вернее и др. , сюита Сонеты Микеланджело Буонарроти (длябаса с фп. , 1974) и др. ; музыка к спектаклям драм. т-ра, к. -ф.
• Д. Шостакович о времени и о себе, М. , 1980, и др. Данилевич Л. , Д. Д. Шостакович, М. , 1958; его же, Д. Шостакович. Жизнь и творчество, М. ,1980; Бобровский В. , Кам. инетр. ансамбли Д. Шостаковича, М. , 1961; ОрловГ. , Симфонии Шостаковича, Л. , 1962; Мартынов И. И. , Д. Шостакович. Творч. портрет, М. , 1962; Сабинина М. Д. , Симфонизм Шостаковича. Путь к зрелости,М. , 1965; её же, Шостакович - симфонист, М. , 1976; е ё ж е, Шостакович,в кн. : Музыка XX в. , ч. 2, кн. 4, М. , 1984; Д. Шостакович, [сб. ], М. , 1967;Дельсон В. Ю. , Фп. творчество Д. Д. Шостаковича, М. , 1971; Хентова С. М. ,Молодые годы Шостаковича, кн. 1 - 2, Л. - М. , 1975 - 80; её же, Д. Д. Шостаковичв годы Великой Отечеств, войны, Л. , 1979; её же, Шостакович. Тридцатилетие1945 - 1975. Л. , 1982; е ё ж е, Шостакович. Жизнь и творчество, т. 1 - 2, Л. ,1985 - 86; Д. Шостакович. Статьи и материалы, М. , 1976; Володина М. , Д. Шостакович. Нотографич. справочник, М. , 1976; Третьякова Л. С. , Д. Шостакович, М. , 1976;Богдан ова А. В. , Оперы и балеты Шостаковича, М. , 1979; Ш а г и н я н М. С. , О Шостаковиче, М. , 1979; Л у к ь я н о в а Н. В;, Д. Д. Шостакович,М. , 1980; Сокольский М. М. , Мусоргский. Шостакович, М. , 1983;Мазель Л. ,Этюды о Шостаковиче, М. , 1986; Н о f f m a n n R. М. , О. Chostakovitch,P. , 1963; Meyer K. , D. Schostakowitsch, Lpz. , 1980; Sire lie г F. , D. Schosiakowitsch,Lpz. , 1982. М. Д. Сабинина.
ШОСТАКОВСКИЙ Пётр Адамович (1851 или 1853 - 1917)-рус. пианист, дирижёр,педагог, муз. -обществ, деятель. Ученик А. Дрейшока, Т. Куллака (фп. ). Одиниз основателей (1878) и директоров Об-ва любителей муз. и драм. иск-ва,на базе к-рого в 1883 создано Моск. филармония, об-во. Открыл в 1878 вМоскве собств. муз. школу, преобразованную в Муз. -драм, уч-ще при Моск. филармонич. об-ве (с 1886 приравнено к высшим уч. заведениям). Был профессороми директором уч-ща (до 1898), а также первым дирижёром организованных имсимф. концертов Моск. филармонии, об-ва.
ШОТЛАНДСКАЯ МУЗЫКА. Истоки муз. иск-ва Шотландии восходят к нар. песенно-танц. культуре племён, населявших страну (скоттов, бритов, скандинавов и др. ). В нар. песнях - 7- и 8-ступенные звукоряды, а также трихордовые и пентатонныемелодич. обороты. Характерны скачки на большие интервалы, типичны ритмич. фигура, сходная с ломбардским ритмом, а также синкопиров. рисунок,т. н. с к о ч с н э п. Ритмы нар. Ш. м. связаны с танц. движениями, средитанцев - рил, стретспей, флинг, экоссез. В 12 - 15 вв. носителями нац. муз. иск-ва были барды, менестрели, лютнисты, исполнявшие эпич. , героич. ,лирич. и др. песни и баллады. Осн. инструменты - арфа (с12 в. ) и волынка (с 15 в. ). В 12 - 15 вв. появились муз. центры сразвитой церк. и светской муз. культурой - Абердин и Стерлинг (в последнемс 12 в. была корол. капелла), позднее - Данбар, Эдинбург. Сохранились рукописныепсалтыри 16 - 17 вв. , содержащие соч. шотл. композиторов и органистов. Всветской Ш. м. в 16 в. возникли т. н. консорты ("содружества" музыкантов). В нач. 17 в. в Ш. м. , как и в англ. музыке эпохи Возрождения, наступилрасцвет. Корол. капелла была переведена в Эдинбург, где при дворе Стюартовразвивалось муз. иск-во, в гор. среде широко бытовало домашнее музицирование. Во 2-й пол. 17 в. Г. Пёрселл, Дж. Плейфорд и др. англ. композиторы использовалишотл. нар. мелодии. В 18 - 19 вв. нар. и проф. шотл. песни и баллады сталииздаваться и в др. странах; появились фольклорные сб-ки (среди них - составленныепоэтом Р. Бёрнсом). Мелодии шотл. баллад легли в основу первой шотл. пасторальнойбалладной оперы "Благородный пастух" А. Рамзея, ставшей образцом этогожанра. Известны обработки шотл. нар. мелодий для голоса с фп. (или с инстр. ансамблем) И. Гайдна, Л. Бетховена и К. М. Вебера. На основе шотл. мелодийсозданы "Шотландская симфония" Ф. Мендельсона, "Шотландская фантазия" дляскр. с орк. М. Бруха и др. В 18 в. основаны мн. муз. об-ва, хор. , конц. ,симф. и оперные объединения, в т. ч. Муз. об-во (1725; с 1728 регулярнопроводило концерты), Об-во вок. иск-ва (1770), "Кэч-клаб" (1771; с 1790 - "Гли-клаб"). Среди шотл. композиторов 2-й пол. 18 - 19 вв. : Т. Эрскин,Дж. Фергюс, У. Макгиббон. Созданы разл. муз. орг-ции и коллективы, в т. ч. Эдинбургское хор. объединение (1858), Шотл. орк. (1893). В 1839 Дж. Ридом основана первая шотл. кафедра музыки в Эдинбургском ун-те, где работалиР. Бишоп, Д. Тови и др. ; проводились концерты. Основателем шотл. комп. школы считается А. Макензи (кон. 19 - нач. 20 вв. ; 5 опер, вок. -симф. соч. ,хоры и др. ); среди др. композиторов этого времени: У. Уоллес, Ф. Скотт. В сер. 20 в. приобретают известность комп. Э. Чизем, С. Дейви, Я. Уайт,Р. Кроуфорд, пианист Ф. Ламонд. Среди крупных уч. заведений: Корол. шотл. академия музыки (1890, Эдинбург), Шотл. нац. академия музыки (1929, Глазго). С 1947 в Эдинбурге проводятся ежегодные междунар. фестивали музыки и драмы.
• Farmer Н. О. , A history of music in Scotland, L. , [1947]; С о 11 in son Fr, The traditional and national music of Scotland, L. , [1966).
"ШOTT", "СЫНОВЬЯ ШОТТА" ("Schott", "В. Schott's Sdhne"), - нем. муз. -издательскаяфирма (ФРГ). Осн. в 1770 в Майнце Бернхардом Ш. (1748 - 1809) - придв. муз. издателем (с 1780), впервые применившим технику литографии (1799). Впоследствииизд-во возглавляли его сыновья Иоганн Андреас Ш. (1781 - 1840), Иоганн ЙозефШ. (1782 - 1855), Адам Йозеф Ш. (1794-1840), к-рые открыли отделения фирмыв Лейпциге, Париже, Лондоне и др. городах, с 1855 - его внук Франц ФилиппШ. (1811 - 74), с 1875 - Людвиг Штреккер (1853 - 1943), позднее - сыновы иродственники последнего. Фирма получила известность в 1824 в связи с изданиемпоследних соч. Л. Бетховена. В 20 в. фирмой выпущены полные собр. соч. Л. Бетховена, Р. Вагнера, П. Хиндемита, А. Шёнберга, 12-е изд. "Муз. словаря"X. Римана. Издаёт ряд муз. журналов ("Melos",- "Musik und Bildung" и др. ),соч. совр. композиторов, осуществляет единые издат. программы совм. с дочернимипредприятиями в Великобритании, США, Японии.
ШОУ (Shaw) Роберт (р. 1916) - "мер. дирижёр. Руководитель основанных имв Нью-Йорке хоров - "Университетского хорала" (1941 - 54) и "Хора Р. Шоу"(с 1948; с 1952 гастролировал с ним в разных странах, в 1962 выступал вСССР). Возглавлял хор. отд. в Беркширском муз. пентре в Танглвуде, преподавалв Джульярдской муз. школе. С 1950-х гг. выступает как симф. дирижёр, вт. ч. с симф. орк. Атланты (с 1967 гл. дирижёр). Пр. Гуггенхейма (1944).
ШОУРЕК (Sourek) Отакар (1883 - 1956) - чехосл. музыковед. Работал в Праге. Дирижёр разл. хоров (в т. ч. Об-ва им. Б. Сметаны), концертмейстер Нац. т-ра, муз. критик в жури. "Hudebni revue" (1908 - 20). Науч. сотрудник Об-ваим. А. Дворжака, Ш. - видный исследователь его творчества. Автор монографиио Дворжаке ("Zivot a dilo A. Dvofaka", 3Praha, dl 1 - 4, 1954 - 57),гл. редактор издания полного собрания его соч. Др. работы Ш. посвященыБ. Сметане, Л. Яначеку, И. Суку и В. Новаку.
ШПИДЛЕН (Spidlen) Пшемысл (р. 1920) - чехосл. мастер струн. смычковыхинструментов. Работает преим. по моделям А. Страдивари. Чл. жюри неск. междунар. конкурсов скр. мастеров. Золотая медаль за квартет инструментовна конкурсе мастеров квартетов (Льеж, 1957), 1-я пр. на Междунар. конкурсескр. мастеров им. Г. Венявского (Познань, 1962).
ШПИЛЛЕР Наталья Дмитриевна (р. 1909) - сов. певица (лирич. сопрано),педагог. Нар. арт. РСФСР (1947). В 1935 - 58 солистка Большого т-ра. Средипартий: Антонида, Татьяна, Волхова; Матильда ("Вильгельм Телль" Россини). Выступала в концертах. Гастролировала за рубежом. С 1950 преподавательМуз. -пед. ин-та им. Гнесиных (с 1963 проф. ). Автор муз. -критич. статей. Гос. пр. СССР (1941, 1943, 1950).
ШПИЛЬМАН (нем. Spielmann, от spielen - играть и Mann - человек) - ср. -век. странствующий актёр и музыкант в немецкоязычных странах. То же, что жонглёрвоФранции, скоморох и Др. Руси. Ш. исполняли собств. песни при дворахфеодалов, а также на ярмарках, сельских и гор. празднествах; их творчествоносило демократич. характер. В 13 - 14 вв. Ш. осели в городах, вошли в певч. цехи и гильдии, к-рые сохранялись до 18 в.
ШПИНАЛЬСКИЙ (Szpinalski) Станислав (1901 - 57) - польск. пианист, педагог. Ученик К. А. Киппа, Ю. Турчиньского, И. Падеревского. Исполнял гл. обр. классич. я романтич. произв. Гастролировал во мн. странах (неоднократнов СССР). 2-я пр. на 1-м Между нар. конкурсе им. Ф. Шопена (Варшава, 1927). С 1951 проф. (с 1953 также ректор) Гос. высш. муз. школы в Варшаве.
ШПИС (Spies) Лео (1899 - 1965) - нем. композитор, дирижёр (ГДР). Чл. Академиииск-в ГДР (1952), с 1959 её проф. Ученик Э. Хумпердинка, Э. Кшенека. Дирижёри муз. руководитель балета Гос. оперы в Берлине (1928 - 35 и 1945 - 47), дирижёрНем. оперы (1935 - 44) и т-ра "Комише опер" (1947 - 54) там же. Автор балетов"Аполлон и Дафна" (1936, Берлин), "Любящие из Вероны" (1944, Лейпциг),и др. ; кантат, в т. ч. "Турксиб" (1932), "Красная площадь" (1957), "Г. Димитров" (1962); 2 симфоний; концертов для инстр. с орк. ; кам. -инстр. ансамблей и др. Нац. пр. ГДР (1956).
ШПИТТА (Spitta) Филипп (1841 - 94) - нем. музыковед, филолог. С 1875 преподавательистории музыки и директор Высш. муз. школы в Берлине, секр. Академии иск-в,проф. Берлинского унта. Совм. с Ф. Кризандером и Г. Адлером основал жури. "VfMw" (1885), инициатор издания серии "DDT" (с 1892). Ш. - один из основоположниковнауч. баховедения. Участвовал в основании Баховского союза в Лейпциге. Положил начало возрождению и науч. изучению музыки Г. Шютца. Друг И. Брамса,пропагандист его творчества. Наряду с Г. Беллерманом Ш. - создатель совр. муз. -историк, школы в Германии. Среди учеников и последователей: П. Вагнер,И. Вольф, А. Зандбергер, М. Зейферт, О. Флейшер, М. Фридлендер, Ж. Комбарьё. Автор муз. произв.
• J. S. Bach, Bd 1 - 2, Lpz. , 1873 - 80, 'Darmstadt, . 1962; MusikgeschichtlicheAufsStze, В. , 1894, и др.
• Rinmann Н. , Ph. Spitta und "eine Bach-Biographic, B, 1900.
ШПОР (Spohr) Людвиг (Луи) (1784 - 1859) - нем. композитор, скрипач, дирижёр,педагог. Ученик Ф. Экка (скр. ). В 1813 - 15 капельмейстер т-ра "Ан дер Вин",в 1817 - 19 директор оперного т-ра во Франкфурте-на-Майне. В 1821 основалмуз. об-во св. Цецилии (Дрезден). С 1822 жил в Касселе (с 1847 генерал-музик-директор). Как скрипач-виртуоз выступал в странах Европы, в т. ч. в России. Ш. создалодну из первых романтич. опер ("Фауст", по роману Ф. М. Клингера, исполненапод упр. К. М. Вебера, 1816, Прага). Оказал влияние на оперное творчествоК. М. Вебера и Р. Вагнера. В симфониях Ш. традиции венской классич. школысочетаются с романтич. программностью (гл. обр. в 4-й, 7 - 9-й симфониях). Ш. - один из основоположников нем. скр. школы 19 в. В 1820-х гг. изобрёлподбородник для скрипки. Одним из первых ввёл практику дирижирования палочкой. Автор "Violinschule" (W. , 1833) и автобиографии ("L. Spohr's Selbstbiographie",Bd 1 - 2, Kas. - Gоtt. , 1860 - 61, факс, переизд. - Kas. - Basel, 1954 - 55). Средиучеников: Ф. Давид, М. Хауптман. Почётный чл. мн. европ. муз. об-в. В Касселеоснованы Об-во Ш. (1908) и музей (1921).
Оперы (более 10) - Испытание (1806, Гота), Поединок с возлюбленной (1811,Гамбург), Йессонда (1823), Горный дух (1825), Алхимик (1830), Крестоносцы(1845, все - Кассель) и др. ; о р а т о р и и - Страшный суд (1812), Последниедеяния (1826), Падение Вавилона (1842), месса Vater unser, сценич. кантатаОсюбождённая Германия (1814); для о р к. - 9 сямф. (1811 - 50), 3 конц. увертюры;для инстр. с о р к. - 12 концерте", 3 концертино для скр. , 4 концерта длякл. ; 34 струн. квартета, 3 фп. квинтета и др. кам. -ннстр. ансамбли; фп. пьесы; ок. 100 песен и др.
• Р а а б е и Л. , Л. Шпор, в его кн. : Жизнь замечательных скрипачей,(М. - Л. , 19671; Stierlin L. , U. Spohr. . , Bd 1 - 2, Z, (1862 - 631; Mayer D. ,The forgotten master, L. , 1959; Homburg H. , L. Spohr, Kas. , 1968. H. А. Миронова.
ШРАЙЕР (Schreier) Петер (р. 1935) - нем. певец (тенор), дирижёр (ГДР). С 1959 работал в Дрезденской гос. опере, с 1963 солист Нем. гос. оперы. Гл. куратор берлинского конц, зала "Шаушпиль-Хауз". Пел в крупнейших оперныхт-рах мира, на Зальцбургских фестивалях. Ш. - один из ведущих совр. нем. певцов. Среди партий: Тамино ("Волшебная флейта"), Ленский, партии в операхК. Монтеверди, Г. Ф. Генделя, Р. Вагнера и совр. нем. композиторов. Выступаеткак кам. певец, с 1970 также как симф. и оперный дирижёр. Гастролируетво мн. странах, в т. ч. в СССР, Автор кн. "Моя позиция" (пер. с нем. , М. ,1990).
ШРАМЕК Иван Осипович (ок. 1814 - 74) - дирижёр, пианист, композитор. Понац. чех. Пианист-виртуоз, Ш. концертировал с юного возраста. Дирижировалв Париже нем. оперой, с 1839 - в Риге. С 1863 дирижёр Большого т-ра. Участвовалв первой пост, оперы-балета "Торжество Вакха" Даргомыжского (1867), а такжев первом исполнении в Москве опер "Русалка", "Юдифь" (обе - 1865), "Руслани Людмила", "Рогнеда" (обе - 1868) и др.
ШРЁДЕР-ДЕВРИЕНТ (Schreder-Devrient) Вильгельмина (1804 - 1860) - нем. певица (сопрано). Дочь певца Ф. Шредера (1744 - 1816) и драм. актрисы С. Бюргер-Шредер. В 1823 - 47 ведущая солистка Дрезденской придв. оперы, пелав городах Германии, Италии, в Париже, Лондоне, Праге, Риге, Петербурге. С 1847 выступала как кам. певица. В 1849 за революц, настроения была высланаиз Дрездена. Европ. известность Ш. -Д. принесла партия Леоноры ("Фиделио",1822). Среди др. партий: Донна Анна ("Дон Жуан"), Ифигения ("Ифигения вАвлиде" Глюка), Агата; Эврианта ("Эврианта" Вебера), Норма; Дездемона ("Отелло"Россини). Первая исполнительница ряда партий в операх Р. Вагнера, к-рыйпосвятил её памяти очерк "Uber Schauspieler und Sanger" (1872). Иск-воШ. -Д. ценили также И. В. Гёте, Р. Шуман, Г. Берлиоз, Ф. Мендельсон и др.
• Wollogen A. V, W. SchrMer-Dcvrient, Lpi, 1863.
ШРЕЕР-ТКАЧЕНКО Анисия Яковлевна (1905 - 85) - сов. музыковед, педагог. Канд. иск-ведения (1947). Автор монографий, брошюр, статей, посв. историиукр. муз. культуры, в т. ч. "Г. Сковорода - музикант" (Ки1в, 1972), "НародженаЖовтнем" (КиТв, 1974), "История укр. музыки" (ч. 1, К. , 1981). В 1937 - 80преподавала в Киевской конс. (с 1953 доцент, в 1960 - 70 зав. кафедрой).
ШРЁКЕР (Schreker) Франц (1878 - 1934) - австр. композитор, дирижёр. УченикР. Фукса (композиция). Основатель филармония. хора (1908). С 1912 преподавателькомпозиции в Академии музыки и сценич. иск-ва в Вене, с 1920 директор Высш. муз. школы в Берлине, в 1932 - 33 вёл класс высшего комп. мастерства в Прусскойакадемии иск-в (отстранён фашистами от работы). Среди учеников: Э. Кшенек,А. Хаба. Известен как автор опер в традициях позднего романтизма иэкспрессионизма(среди них - "Дальний звон", была пост. в 1925 также в Ленинграде подупр. Ш. ). Эффектный муз. язык и оркестровка во многом обусловили популярностьопер Ш. в 1910 - 20-х гг.
Оперы - Пламя(1902, Вена), Дальний звон (1912, Франкфурт-на-Майне), Игрушкаи принцесса (1913, Вена; 2-я ред. 1920, Мюнхен), Отмеченные (1918, Франкфурт-на-Майне),Искатель кладов (1920, там же), Иррелоэ (1924, Кёльн), Поющий чёрт (1928,Берлин), Кузнец из Гента (1932, там же), Христофор (1932, Фрайбург); балеты - День рождения инфанты (1908, Вена; 2-я ред. под назв. Испанский праздник,1923), Ветер, Рококо (оба - 1908, Вена); для хора и орк. - Лебединая песнь(после 1902); для орк. - ноктюрн, интермеццо и др. ; для кам. орк. - маленькаясюита (1916), кам. симфония для 23 солирующих инстр. (1929) и др. ; песнии др. Briefwechsel A. Schоnberg - F. Schreker, Tutzing, 1974.
• BekkerP. , F. Schreker, В. , 1919; KappJ. , F. Schreker, Munch. , 1921;N e u w i r t h G. , F. Schreker, W. , 1959; F. Schreker, [сб. ], W. , 1970;F. Schreker. Am Beginn der Neuen Musik, [сб. ], Graz, 1978.
ШРИ-ЛАНКИ МУЗЫКА - см. Южной зии музыка.
ШРУТИ (санскр. , букв. - то, что может быть услышано - минимальный интервал(менее полутона) звукоряда инд. классич. музыки. Строй инд. музыки не темперирован,и 7 основных ступеней звукоряда (свары) не имеют твёрдо зафиксированнойвысоты тона. Расстояние между соседними сварами неодинаково, оно определяетсячислом заполняющих его шрути (от 2 до 4). Существуют разл. системы разделенияинд. октавы; в исполнит. практике наиб. употребительна октава из 22 микроинтервалов. В инд. теории, связывающей любой муз. звук с определ. эмоц. содержанием,все Ш. на основе типология, родства классифицируются по 5 категориям - нейтральные, широкие, устрашающие, нежные, жалостные. Конкретная образнаяхарактеристика делает микроинтервалы важным художеств. -выразит, элементомладовой организации раги: в интонац. нюансах проявляются мелодич. особенности каждой раги, её образно-эмоц. строй, а также стилистика разл. исполнит. традиций.
• Алиханова Ю. , Индия, в сб. : Муз. эстетика стран Востока, М. , 1967;М о d a k V. , Propriety of dividing an oktave into twenty-two srutis. . . ,"Journal of the Music Academy", Madras, 1967, v. 38, pt 1 - 4; SathyanarayanaR. , Sruti: the scalic foundation, "Sangeet Natak", New Delhi, 1970, N 17;S h a n k a r V. , Srutis, в сб. : The art and science of Carnatic music,Madras, 1983. H. Л. Черкасова.
ШТАЙНЕР (Stainer) Якоб (1617 - 83) - австр. скрипичный мастер. В 1634 - 40учился изготовлению скрипок в Кремоне или в Венеции. С 1649 жил в Абзаме,с 1658 придв. музыкант. Ш. оказал влияние на многих европ. , в т. ч. итал. ,мастеров. Также конструировал инструменты семейства виол. ИнструментыШ. славились красотой и чистотой звучания; на них играли А. Корелли, Дж. Тартини, И. С. Бах.
ШТАНДФУС (StandfuB) Иоганн (? - ум. ок. 1759) - нем. скрипач, композитор. В 1750 - 56 скрипач и концертмейстер труппы Г. Коха в Лейпциге, позднее - в Веймаре (до 1757). Создатель первого нем. зингшпиля "Чёрт на свободе,или Превращённые женщины" (либр. К. Вайсе, 1752, Лейпциг; партитура несохранилась), явившегося переводом и обработкой балладной оперы Ч. Коффи и послужившего образцом для одноим. зингшпиля И. А. Хиллера (текстВайсе, музыка Ш, частично сохранена). Автор эингшпилей "Весёлый сапожник"(1759, Любек), "Гордый крестьянин Йохем Трёбс" (1759, Гамбург) к др. соч.
ШТАРК Александр Леонидович (1910 - 63) - сов. кларнетист, педагог. УченикС. В. Розанова. С 1936 артист симф. орк. Моск. филармонии, с 1941 - Гос. симф. орк. СССР. Выступал как солист и ансамблист. Ш. посвящён концертдля кларнета с орк. С. Н. Василенко. 2-я пр. на Всес. конкурсе музыкантов-исп. (1935). С 1944 преподавал в Муз. -пед. ин-те им. Гнесиных (с 1954 проф. ,с 1953 зав. кафедрой дух. инстр. ). Автор методич. пособий.
ШТЕДРОНЬ (Stedroft) Богумир (1905 - 83) - чехосл. музыковед, педагог,муз. -обществ. деятель. Ученик В. Гельферта (музыковедение). Выступал какпианист, клавесинист и ансамблист. Был симф. дирижёром на Радио в Брно. Преподавал в Пед. академии (1931 - 39), в консерватории (1939 - 45), ун-те(1945 - 70, с 1963 проф. ). Занимался вопросами муз. воспитания, историейчеш. и моравской музыки, изучением творчества В. Новака, Л. Яначека и др. Ш. - один из редакторов и авторов муз. словаря "Ceskoslovensky hudebnislovnik. . ." (sv. 1 - 2, Praha, 1963 - 65).
• Fukac J. , OdeS 1 prof. B. Stedroft, "HR", 1983, N 2.
ШТЕЙБЕЛЬТ (Steibelt) Даниель (1765 - 1823) - нем. пианист, дирижёр, композитор. Ученик И. Ф. Кирнбергера. Осн. деятельность связана с Парижем и Лондоном. С 1810 капельмейстер придв. Франц. оперы в Петербурге. Одним из первыхначал использовать педаль и описал технику педализации в кн. "Полная практич. школа для фп." (в рус. пер. - СПБ, 1830). Гастролировал как пианист и дирижёрво мн. городах Европы (в т. ч. в России). Автор 7 опер (в т. ч. "Ромеои Джульетта", 1793, Париж); 4 балетов; 7 концертов для фп. с орк. ; св. 100 сонат; вальсов, вариаций, этюдов.
ШТЕЙНБЕРГ Лев Петрович (1870 - 1945) - сов. дирижёр, композитор. Нар. арт. СССР (1937). Ученик Н. А. Римского-Корсакова (композиция) и др. С1892 работал в оперных т-рах Петербурга, Москвы и др. городов. Принималучастие в "Рус, сезонах" С. П. Дягилева (Лондон, Париж). С 1928 (с перерывом)дирижёр Большого т-ра. Автор муз. хроники "Джон Рид" (1932), балета, кантат,симфоний и др. соч.
ШТЁЙНБЕРГ Максимилиан Осеевич (1883 - 1946) - сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1934). Нар. арт. Узб. ССР (1944). Д-р иск-ведения(1943). Ученик Н. А. Римского-Корсакова. Автор балетов "Метаморфозы" (поОвидию, 1914, Париж), "Тиль Уленшпигель" (по Ш. де Костеру, 1936); кантат"Русалка" (по М. Ю. Лермонтову, 1907), "Памяти А. С. Пушкина" (1937); 5симф. (1906 - 42); кам. -инстр. ансамблей; вок. соч. Завершил труд Римского-Корсакова"Основы оркестровки" (т. 1 - 2, Берлин - М. - СПБ, 1913). С 1908 преподавал вПетерб. (Петрогр. - Ленингр. ) конс. композицию и инструментовку (с 1915проф. , в 1917 - 1931 декан комп. ф-та). Среди учеников: С. В. Бархударян,А. Ф. Пащенко, Д. Д. Шостакович, В. В. Щербачёв.
• Римскнй-КорсаковА. Н. , М. Штейнберг, М. , 1928; Богданов-БерезовскийВ. М. , М. Штейнберг, М. , 1947.
ШТЕЙНПРЕСС Борис Соломонович (1908 - 86) - сов. музыковед. Канд. иск-ведения(1938). Чл. КПСС с 1942. В 1938 - 59 (с перерывом) ст. науч. редактор изд-ва"Сов. энциклопедия". Написал работы по истории рус. и заруб. музыки. Автор-составитель"Энциклопедия, муз. словаря" (совм. с И. М. Ямпольским, М. , 1959, 21966),"Краткого словаря любителя музыки" (М. , 1961, 21967), словарей"Оперные премьеры XX в. 1901 - 1940" (М. , 1983), "Оперные премьеры XX в. 1941 - 1960" (М. , 1986).
• Страницы из жизни А. А. Алябьева, М. , 1956; Л. А. Алябьев в изгнании,М. . 1959; Популярный очерк истории музыки до XIX в. , М. , 1963; Музыка XIXв. . . , ч. 1, М. , 1968; Очерки и этюды, М. , 1980, и др.
ШТЁЛИН, Стелин (Stahlin) фон Шторксбург Якоб (Яков Яковлевич) (1709 - 85) - историк рус. иск-ва, писатель, переводчик, гравёр, обществ. деятель. По нац. немец. Чл. Петерб. АН (1735). Участвовал в работе академии, в выпускеряда её изданий. Способствовал развитию в России гравировального и медальерногоиск-ва. Среди работ - кн. "Музыка и балет в России XVIII в." (пер. с нем. ,Л. , 1935).
ШТЕФЭНЕСКУ, Стефэнеску (Stephanescu) Джордже (1843 - 1925) - рум. композитор,дирижёр, педагог, муз. -обществ, деятель. В 1877 - 90 дирижёр и композиторНац. т-ра в Бухаресте. С 1885 дирижёр основанных им неск. проф. оперныхтрупп, подготовивших создание в Румынии нац. оперного т-ра. Один из основоположниковнац. вок. и комп. школ. Автор оперетт, первой значит. рум. симфонии (1869),кам. -инстр. и вок. соч. В 1872 - 1904 проф. вок. и оперного классов Бухарестскойконс.
• Ванча 3. , Дж. Штефэнеску, (пер. с рум. ], в сб. : Страницы истории рум. музыки, М. , 1979 (сост. Р. Э. Лейтес); Sloinanov С. - A. , G. Stephinescu,Buc. , 1981.
ШТЕФЭНЕСКУ-ГОАНГЭ (Stefanescu-Goangu) Петре (1902 - 73) -рум. певец (драм,баритон), педагог. Нар. арт. СРР (1952). Ученик Ф. В. Литвин (Париж). С1925 пел в оперных т-рах Франции, в 1928 - 32 - в т-рах Бельгии. В 1932 - 68солист Рум. т-ра оперы и балета. Репертуар певца, обширный и разнообразный,включал партии в операх Р. Вагнера, партии Бориса Годунова, Князя Игоря. Выступал в концертах. Гастролировал за рубежом (в СССР неоднократно с 1952). В 1950 - 72 проф. Бухарестской конс. Гос. пр. СРР (1952).
ШТИДРИ (Stiedry) Фриц (1883 - 1968) - австр. дирижёр. Работал, театр. и конц. дирижёром в ряде европ. городов, в т. ч. с 1914 гл. дирижёр Нем. оперы в Берлине, в 1924 - 25 директор венской "Фольксопер". В 1920 - 30-х гг. неоднократно гастролировал в СССР. В 1933 - 1937 худ. рук. Ленингр. филармонии. С 1938 жил в США (работал в "Метрополитен-опера" и др. ), с 1958 - в Цюрихе. Известен как интерпретатор произв. И. Брамса, Р. Вагнера, Дж. Верди, Г. Малера, А. Шёнберга.
ШТОГАРЕНКО Андрей Яковлевич (р. 1902) - сов. композитор, педагог. Нар. арт. СССР (1972). Герой Соц. Труда (1982). Чл. КПСС с 1944. Ученик С. С. Богатырёва. С 1936 зам. пред. Харьковского отд. СК УССР, в 1941 - 43 ответств. секр. СК Туркм. ССР, с 1948 секр. правления СК СССР, в 1968 - 89 одноврем. пред, правления СК УССР. Гл. область творчества - вок. -симф. и симф. жанры. В 1954 - 68 ректор, в 1968 - 89 зав. кафедрой в Киевской конс. (с 1960 проф. ). Гос. пр. СССР (1946, 1952), Гос. пр. УССР (1974). О Для солистов, хораи о р к. - оратория Дорогами Октября (1977), поэма Россия (1967), сюитаДружба народов (1964); для о р к. - 6 симф. (1943 - 83, в т. ч. № 1 - симфония-кантатаУкраина моя, № 3 - Киевская), 5 сюит (1934 - 69; № 2 - Памяти ЛесиУкраинки), Симф. танцы (1982); для и н с т р. с о р к. - концерт-сюитадля фп. Партизанские картины (1959),, концерт для скр. (1969), Поэма-концертдля фп. (1977); кам. -инстр. ансамбли - 4 укр. танца для скр. и фп. (1976),Молодёжное трио (1962), струн. квартет Арм. эскизы (1960); произв. дляфп. ; хоры; песни; музыка, к спектаклям драм. т-ра и к. -ф.
ШТОКМАН (Stockmann) Дорис (р. 1929) - нем. музыковед (ГДР). С 1953 работаетв Ин-те фольклора АН ГДР. Занимается проблемами европ. нар. музыки, изучаетсоциальное бытование музыки с позиций теории коммуникации. Разрабатываетновые методы записи муз. фольклора. Среди трудов: "Der Volksgesang in dcrAllmark" (В. , 1962), "Die Erforschung vokaler und instrumentaler Praktikenim mittelalterlichen Rechtsleben" (в кн. : Deutsches Jahrbuch der Musikwissenschaftfur 1973 - 1977, Jg. 18: Lpz. , 1978); "Die Ssthetisch-kommunikativenFunktionen der Musik unter historischen, genetischen und Entwicklungsaspekten"(в сб. : Musikаsthetik in der Diskussion, Lpz. , 1981).
ШТОКМАН (Stockmann) Эрих (р. 1926) - нем. музыковед (ГДР). С 1952 сотрудник,с 1960 рук. отдела нар. музыки в Ин-те фольклора АН ГДР. Участник экспедициипо изучению песен Юж. Албании (1957). С 1957 преподаёт в Гумбольдтовскомун-те в Берлине. Организатор (1962) и руководитель Группы по изучению европ. нар. муз. инструментов в рамках Междунар. совета нар. музыки (с 1975 еговице-през. ). Ред. изданий "Handbuch der europSischen Volksmusikinstrumente"(Bd 1 - 2, Lpz. , 1967 - 74), "Studia instrumentorum musicae popularis" (Stockh. ,1969 - ).
ШТОКОЛОВ Борис Тимофеевич (р. 1930) - сов. певец (бас). Нар. арт. СССР(1966). С 1959 солист Ленингр. т-ра оперы и балета. Певца отличает сдержанная,благородная манера исполнения. В его пении сливаются красота, мягкостьзвучания голоса с интонац, выразительностью. Среди партий: Мельник, Демон,Сусанин, Руслан, Досифей, Борис Годунов, Галицкий; Дон Базилио. и конц. репертуаре - рус. нар. песни, романсы. Гастролирует за рубежом. Гос. пр. СССР (1981), Гос. пр. РСФСР (1976).
• К он н о в А. , Б. Штоколов, "Л. , 1987.
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2016
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.