Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
& <
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V Z
Ё А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЭБ ЭВ ЭГ ЭД ЭЖ ЭЗ ЭЙ ЭК ЭЛ ЭМ ЭН ЭО ЭП ЭР ЭС ЭТ ЭФ ЭХ ЭШ

ЭБЕРЛЕ (Eberle) Ян Ольдржих (1699



ЭБЕРЛЕ (Eberle) Ян Ольдржих (1699 - 1768) - чеш. мастер смычковыхинструментов. Ученик Т. Эдлингера. С 1726 изготовлял (гл. обр. по моделямЯ. Штайнера) скр. , альты, влч. , к-басы, виолы д'амур и виолы да гамба. Учеником и преемником Э. был его сын Вацлав Э. (1738 - 72).
ЭВАЛЬД Зинаида Викторовна (1894 - 1942) - сов. музыковед, фольклорист. Канд. историч. наук (1935). С 1926 науч. сотрудник Ин-та истории иск-в(ныне - Ленингр. ин-т т-ра, музыки и кинематографии). С 1927 преподавалаисторию музыки в Ленингр. конс. (с 1932 доцент). В 1931 - 41 ст. науч. сотрудникфольклорной комиссии Ин-та археологии и этнографии АН СССР. Внесла большойвклад в формирование сов. муз. -фольклористич. школы. Участница мн. науч. экспедиций. Её работы поев. нар. песенному творчеству сев. -рус. областей,Белоруссии, Удмуртии, Карелии. Среди работ: "Протяжные песни Заонежья"(в сб. : "Крестьянское иск-во СССР", Л. , 1927), "Песни Пинежья. . ." (кн. 2, М. , 1937, совм. с Е. В. Гиппиусом), "К изучению поэтич. и муз. стиляудм. нар. песни" (в сб. : "Записки НИИ истории, языка, лит-ры и фольклорапри СНК Удм. АССР", в. 10, Ижевск, 1941, совм. с Е. В. Гиппиусом).
ЭВЕНКИЙСКАЯ МУЗЫКА - см. Народов Севера, Сибири и Дальнего ВостокаСССР музыка.
ЭВЕНСКАЯ МУЗЫКА - см. Народов Севера, Сибири и Дальнего Востока СССРмузыка.
ЭВФОНИЯ (греч. благозвучие) - категория антич. муз. эстетики, посредствомк-рой оценивались с точки зрения качества звучания звуковые явления действительности - как музыкальные (. интервалы, лады, регистры и целые муз. произв. ),так и немузыкальные (голоса людей и животных, сочетания букв и т. д. ). Слово "Э." использовалось также для обозначения сильного голоса (глашатайс сильным голосом). Представления об Э. (лат. euphonia) вошли в муз. эстетикусредневековья и Возрождения, где они трактовались то как "приятность звучания",то как "искусное звучание". Вообще, "эвфоническим" считалось то, что соответствовалонормам муз. мышления данного историч. этапа.
ЭГГЕ (Egge) Клаус (р. 1906) - норв. композитор. Ученик Ф. У. Валена. В творчестве Э. элементы нац. фольклора сочетаются с приёмами совр. техники. Произв. 40-х гг. имеют антивоен. и патриотич. направленность ("Норв. песнь"для хора и орк. , 1941; 1-я симф. , 1942, и др. ). Среди др. соч. : балет;симфония-баллада для солистов, хора и орк. "Свейнунг Врейм" (1938), 5 симф. (1942 - 69); инстр. концерты; кам. -инстр. , хор. произв. В 1946 - 72 (с перерывом)пред. Норв. СК. Чл. Корол. академии музыки в Стокгольме. Гос. пр. Норвегии(1949).
ЭГГЕБРЕХТ (Eggebrecht) Ханс Генрих (р. 1919) - нем. музыковед, муз. -обществ. деятель (ФРГ). Действит. чл. Майнцской академии наук и лит-ры (1965). Преподавалв ряде нем. ун-тов, с 1961 проф. Фрайбургского ун-та. С 1964 редактор журн. "AfMw", с 1969 - "Freiburger Schriften zur Musikwissenschaft". Специалиств области муз. лексикографии, редактор словаря "Handwdrterbuch der musikalischenTerminologie" (Wiesbaden, 1972 - ), 3-го тома (термины и понятия) 12-го изд. "Муз. словаря" X. Римана и др. Автор статей в "Riemann-Musiklexikon" (Bd1 - 3, l2Mainz, 1959 - 67, ErgSnzungsbande 1 - 2, Mainz, 1972 - 75),трудов по теории и истории музыки средневековья и барокко, муз. эстетике,о творчестве Г. Шютца, Л. Бетховена и др. • Barock als musikgeschichtlicheEpoche, в сб. : Aus der Welt des Barock, Stuttg. , [1957]; Die Orgelbewegung,Stuttg. , 1967; Schutz und Gottesdierat, Stung. , 1969; Beethoven und derBegriff der Klassik, в кн. : Beethoven-Symposion, W. , 1970; MusikalischesDenken. AufzStze zur Theorie und Asthetik der Musik, Wilhelmshaven, [1977);Sinn und Gehalt, Wilhelmshaven, 1979, и др.
ЭГК (Egk) (наст. фам. М а и е p. Mayer) Вернер (1901 - 83) - нем. композитор,дирижёр (ФРГ). Чл. -корр. Академии иск-в (1966). Брал уроки композиции уК. Орфа. В 1936 - 40 капельмейстер Нем. гос. оперы в Берлине, с 1950 през. Зап. -Герм. СК, в 1969 - 1971 през. Нем. муз. совета. Особенно значительныдостижения Э. в области сценич. музыки. Разносторонняя одарённость Э. проявиласьтакже в создании им многочисл. оперных либретто и живописном оформлениимуз. спектаклей. Выступал как публицист. О Оперы - Колумб (опера-оратория,исп. 1933, радио, Мюнхен; пост. 1942, Франкфурт-на-Майне; новая ред. - опера-балет, 1951, Зап. Берлин), Волшебная скрипка (1935, Франкфурт-на-Майне;2-я ред. 1954, Штутгарт), Пер Гюнт (1938, Берлин), Цирцея (1948, Зап. Берлин;новая ред. под назв. Семнадцать дней и четыре минуты - 1966, Штутгарт),Ирландская легенда (1955, Зальцбург, Гамбург; 2-я ред. 1970), Ревизор (комич. опера, по Н. В. Гоголю, 1957, Шветцинген), Обручение в Сан-Доминго (1963,Мюнхен); б а л е т ы - Хоан Зарисса (1940, Берлин), Абраксас (1948, Мюнхен),Летний день (1950, Берлин), Китайский соловей (1953, Мюнхен), Казаковав Лондоне (1969, там же); для с о л и с т о в, х о р а и орк. - ораторияБесстрашие и благосклонность (1931; 2-я ред. 1959), 4 канцоны, кантатаПрирода - Любовь - Смерть (1937); для орк. - Олимпийская праздничная музыка(1936), Франц. сюита (по музыке Ж. Ф. Рамо, 1949; используется для балетныхпост. ) и др. ; музыка к спектаклям драм. т-ра.
• К r а u s e Е. , W. Egk. Ope r und Ballett, В. , 1971; Schumann К, W. Egk, Mainz, 1976.
ЭДЛИНГЕР (Edlinger) - семья чеш. мастеров смычковых инструментов. Томаш1-й Э. (нач. 17 в. - 1690). Инструменты этого мастера встречаются оченьредко (виолы да гамба, пошетты, пошетты д'амур, лютни). Томаш 2-й Э. (1662 - 1729) - ученик своего отца Томаша 1-го и Я. Штайнера; создал пражскую школу скр. мастеров; среди учеников - сыновья, в т. ч. Йозеф Иоахим Э. (1693 - 1748) - первый чеш. инстр. мастер, чьи инструменты ценились за рубежом. Сделалмного альтов; его скрипки и лютни по качеству превосходят работы отца.
ЭЗГИ (Ezgi), Супхи-бей Эзги МехметЗюхтю (1869 - 1962) - тур. музыковед,композитор, исполнитель на неск. муз. инструментах. Мн. годы был воен. врачом. В то же время славился игрой на сазе и танбуре (концертировал с13-летнего возраста). Изучал и записывал с помощью европ. нотации традиц. тур. музыку. Совм. с С. X. Арелем классифицировал тур. макамы. Авторработ о тур. музыке, а также муз. произв. , в традиц. манере.
ЭЙГЕС - семья сов. музыкантов. Иосиф Романович Э. (1887 - 1953) - муз. писатель, пианист, литературовед. Ученик К. А. Киппа (фп. ). Автор работпо вопросам эстетики, о роли музыки в жизни и творчестве рус. писателей. Его брат Константин Романович Э. (1875 - 1950) - композитор, пианист, педагог. Занимался у С. И. Танеева (полифония), М. М. Ипполитова-Иванова (композиция),А. А. Ярошевского (фп. ). Выступал как муз. критик. В 20-х гг. зав. отделомспец. муз. образования Муз. отдела Наркомпроса РСФСР. Автор кантаты "Песньо вещем Олеге" (1905), симф. картины "Метель" (1907), кам. -инстр. ансамблей,романсов. Преподавал. Автор книг, посв. вопросам муз. эстетики, философиимузыки, а также воспоминаний о С. В. Рахманинове и С. И. Танееве. Его сынОлег Константинович Э. (р. 1905) - пианист, композитор, педагог. Совершенствовалсяу Э. Петри (фп. ). Выступал в авторских концертах. Автор оперы "Воскресение"(по Л. Н. Толстому, 1967); 15 симф. (1930 - 80); концертов для инстр. с орк. ,в т. ч. для фп. (1935; 2-я ред. 1952); кам. -инстр. ансамблей; соч. дляфп. Преподавал в ряде высших уч. заведений.
ЭЙДЛИН Юлий Ильич (1896 - 1958) - сов. скрипач, педагог. Ученик Л. С. Ауэра, С. П. Коргуева. С 1927 руководитель класса квартета, преподавательпо классу скр. в Ленингр. конс. (с 1935 проф. ). Один из видных педагоговленингр. скр. школы. Среди учеников: М. И. Вайман, Б. Л. Гутников.
ЭЙЗЕН Артур Артурович (р. 1927) - сов. певец (бас). Hip. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1964. Ученик В. М. Политковского. С 1949 солист Ансамбля песнии пляски Сов. Армии им. А. В. Александрова, с 1956 - Большого т-ра. Средипартий: Иван Хованский, Салтан, Мефистофель; Васков ("Зори здесь тихие"Молчанова). Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом. С 1975 преподаётв Муз. -пед. ин-те им. Гнесиных (с 1986 проф. ).
ЭЙЛЕР (Euler) Леонард (1707 - 83) - швейц. математик, физик. Чл. Петерб. АН (в 1731 - 41 и с 1766). С 1741 жил в Берлине, где с 1744 директор математич. класса в АН. С 1766 работал в Петербурге. Занимался проблемами муз. акустики(объяснил происхождение обертонов) в связи с муз. теорией (аккордикой,модуляциоиностью), вопросами цветомуз. ассоциаций. Работы Э. о музыке изд. в его собр. соч. , т. 1, серия III ("Opera omnia", Lpz. - В. , 1926).
ЭЙМЕРТ, Айме рт (Eimert) Херберт (1897 - 1972) - нем. композитор, муз. критик (ФРГ). В 1951 основал Студию электронной музыки (руководил ею до1962), в 1965 - 71 проф. и рук. Студии электронной музыки при Высш. муз. школе в Кёльне. В 1955 - 62 гл. ред. журн. "Die Reihe". Один из лидеров муз. авангардизма. Автор гл. обр. электронной музыки - "Колокола" (1953), "Даньуважения И. Стравинскому" (1957) и др. Выступал с критич. статьями. Подготовилк изд. (совм. с X. У. Хумпертом и X. Ульрихом) "Das Lexikon der elektronischenMusik" (Regensburg, 1973, 1977).
• Atonale Musiklehre, Lpz. , 1924; Lehrbuch der ZwSlftontechnik, Wiesbaden,1950; Grundlagen der murikalischen Reinentechnik, W. , 1964, н др.
ЭЙНЕМ, А и н е м (Einem) Готфрид фон (р. 1918) - австр. композитор,педагог. Чл. Академии иск-в ГДР. В 1941 - 43 ученик Б. Блахера. С 1938 коррепетиторБерлинской гос. оперы, с 1961 директор об-ва "Концертхауз" в Вене. През. Австр. об-ва авторов, композиторов и муз. издателей (1965 - 70). На муз. стиль Э. оказали влияние Р. Штраус, И. Ф. Стравинский. Осн. место в творчествеЭ. занимают оперы: "Смерть Дантона" (по Г. Бюхиеру, 1947, Зальцбург), "Процесс"(по Ф. Кафке, 1953, там же), "Разорванный человек" (по И. Нестрою, 1964,Гамбург), "Визит старой дамы" (по Ф. Дюрренматту, 1971, Вена), "Коварствон любовь" (по Ф. Шиллеру, 1976, там же) и др. Среди др. соч. : балеты (вт. ч. "Принцесса Турандот", 1944, Дрезден); "Филадельфийская симфония"(1960) и др. соч. для орк. ; хоры, песни. С 1965 проф. Венской академиимузыки и сценич. иск-ва. Автор муз. -социологич. статей "Ein Komponist imTurin" ("Melos", 1964, Jahrg. 31, H. 4), "Die Freiheit des Komponisten"("OMz", 1965, Jahrg. 20, S. 278 - 81), "Komponist und Gesellschaft" (в серии:"Musik und Gesellschaft", I, Karlsruhe, 1967). Гос. пр. Австрии (1965).
• S a a I h e n P. , Eincm-Chronik. . . , W. - KSIn - Graz, 1982.
ЭЙНШТЕЙН (Einstein) Альфред (1880 - 1952) - музыковед, критик, библиограф. Род. в Германии. Двоюродный брат физика Альберта Э. Ученик А. Зандбергера. В 1918 - 33 ред. журн. "ZfMw". В 1933 эмигрировал из фаш. Германии. С 1939жил в США (с 1945 амер. гражданин), работал в ряде ун-тов. Проф. колледжаСмита (до 1950), при к-ром основал муз. архив. Э. - один из крупнейшихмузыковедов 20 в. центр. место в его исследованиях занимают монографиии статьи об итал. и нем. музыке 16 - 18 вв. Опубликовал сб-к историч. документов"Lebenslaufe deutscher Musiker, von ihnen selbst erzShlt" (Bd 1 - 4, Lpz. ,1915), перевёл на нем. яз. работу Б. Марчелло "Teatro alia moda" (Munch. ,1917). Был ред. 9 - 11-го изд. (1919 - 29) "Riemann Musiklexikon", перевёлна нем. яз. и переработал муз. словарь А. Иглфилд-Халла "Dictionary ofmodern music and musicians" (В. , 1926), исправил н дополнил указатель соч. В. А. Моцарта, составленный Л. Кёхелем (Lpz. , Э1937, 61969). Редактор изд. ряда соч. композиторов 16 - 18 вв. Автор одной из лучших монографийо Моцарте.
• Geschichte der Musik, Lpz. - В. , 1917, crw. Ausgabe, Z. - Stung. , 1953;P. Hindemith, "Modern Music", 1926, v. 3, N9 3; H. Schulz, К as. ,1928; gluk, L. , 1936, факс, переиэд. - 1964; Music in the Romantic era,L. , 1947; Mozart. His character, his work, N. Y, 1945, нем. изд. - Stockh. ,1947, перензд. - Fr. /M. , 1977 (рус. пер. - Моцарт. Личность. Творчество,М. , 1977); The Italian madrigal, Princeton (N. J. ), 1949, факс, переизд. - 1970; Von Schulz bis Hindemith, Z. - Sfuttg, [1957]; Nationale und universaleMusik, Z. - Stung. , [1958].
ЭЙСЛЕР (Eisler) Ханс (1898 - 1962) - нем. композитор, педагог, муз. писатель,обществ. деятель (ГДР). Чл. Академии иск-в ГДР (1950). Чл. Коммунистич. партии Германии с 1926. Ранние соч. Э. созданы в Вене под влиянием егоучителя А. Шёнберга. С 1924 жил в Берлине. Работал в тесном контакте споэтом Э. Вайнертом, драматургом Б. Брехтом, певцом Э. Бушем - исполнителеммн. песен Э. В 1933 покинул Германию, участвовал в борьбе испан. республиканцев. В 1938 - 48 жил в США (был выслан по обвинению в "антиамер. деятельности"). С 1950 работал в Берлине, был одним из ведущих композиторов ГДР. Вёл классыкомпозиции в Академии иск-в ГДР, Высшей муз. школе (ныне - его имени),был в числе основателей СК ГДР. През. Муз. совета ГДР (1962). Автор Гос. гимна ГДР (сл. И. Бехера, 1949). В центре обширного наследия Э. - песни,баллады революц. и антифаш. содержания, боевые песни-марши (Kampflied),в числе к-рых - "Песнь Коминтерна", "Песнь солидарности", "Песня единогофронта", "Баллада о солдате" и др. Автор кантатно-ораториальных соч. , вт. ч. реквиема "Ленин" (1937) и "Немецкой симфонии" (1935 - 58); орк. сюити пьес; кам. -инстр. ансамблей, в т. ч. квинтета "14 способов описания дождя"(1941), "Камерной симфонии" для 15 инстр. (1940); хоров; вок. циклов; музыкик к. -ф. (св. 40) и спектаклям драм. т-ра (ок. 40). Нац. пр. ГДР (1950,1958), пр. им. Ж. Вито (Франция, 1956), пр. Амер. академии киноиск-ва (1942,1944).
• Избр. статьи. Беседы о музыке, пер. с нем. , М. , 1973; Я яе верю •"свободное" иск-во, "СМ", 1973, N1 7; Composing for the films, N. Y. , 1947;Materialien zu einer Dialektik der Musik, Lpz. , 1973; Musik undPolitik, Bd 1 - 3, Lpz. , 1973 - 82, и др.
• Друскин М. , Г. Эйслер и рабочее муз. движение • Германии, М. , 1934;его же, Г. Эйслер о своем времени и о себе, в его кн. : Исследования. Воспоминания,Л. - М. , 1977; Клемм Э. , Г. Эйслер. Творч. портрет, пер. с нем, М. , 1979;Н е с т ь е в И. , Г. Эйслер, его время, его песни, М. , 1981; е г о же,Эйслер, в кн. : Музыка XX в. , ч. 2, кн. 4, М. , 1984; Ступель А. М. , Г, Эйслер. . . ,Л. , 1970; Назарова В. Т. , Г. Эйслер - В. Брехт. Творч. содружество, Л. ,1980; R a 1 z E. , Н. Eisler, "Musikblatter der Anbruch", 1924, Jahrg. 6; В г о с k h a u s Н. А. , Н. Eisler, Lpz. , 1961; Notowicz N. und Elsne r J. , H. Eisler. . . , Lpz, 1966; В u nge H. , Fragen Sic mehr flber Brecht,Munch. , 1970; N о t о w i с z N, Gesprlche mit H. Eisler und G. Eisler,В. , 1971; В e t z A. , H. Eisler, Munch, 1976; S с h e b e г • J. , H. Eisler. Eine Bildbiogrofic, B, 1981; H e n n e n b e rg F, H. Eisler. Bibliographic,Lpz. , 1986.
ЭЙХЕНВАЛЬД Антон Александрович (1875 - 1952) - сов. композитор, дирижёр,педагог, этнограф. Нар. арт. Башк. АССР (1945). Сын И. И. Эйхенвальд. Собралсв. 4000 нар. мелодий народов Поволжья и Ср. Азии. Гастролировал как оперныйи симф. дирижёр. С 1944 пред. Куйбышевской орг-ции СК РСФСР. Осн. областьтворчества - произв. для муз. т-ра, в т. ч. оперы "Степь" (1928; 2-я ред. 1930, пост. 1931, Самара), "Мэргэн" (1940, Уфа), балеты "Жар-птица" (1925,Париж), "Всадники" (1947). Среди др. соч. : кантаты, орк. музыка, кам. -инстр. ансамбли, романсы, песни. Вёл пед. деятельность.
ЭЙХЕНВАЛЬД (урожд. Папендик) Ида Ивановна (1842 - 1917) - рус. арфистка,педагог. Род. в Германии, где с детского возраста выступала в концертах. С 1860 солистка орк. Мариинского, в 1864 - 1901 - Большого т-ров. Концертировала. В 1875 - 1906 проф. Моск. конс.
ЭЙХЕНВАЛЬД (по мужу Треэввяская) Маргарита Александровна (1866 - после1948) - рус. певица (лирико-колоратурное сопрано). Дочь И. И. Эйхенвальд. В 1889 - 1900 пела в Большом т-ре, затем - в Моск. частной рус. опере, внеск. частных антрепризах. Среди партий: Прилепа ("Пиковая дама", перваянсп. в Москве), Иоланта, Снегурочка (первая исп. на сцене Большого т-ра),Лиза, Маргарита. С 1901 жила за рубежом.
ЭКВАДОРСКАЯ МУЗЫКА - см. Лндских стран музыка.
ЭКВАТОРИАЛЬНОЙ ГВИНЕИ МУЗЫКА - см. Западной Африки музыка, ЦентральнойАфрики музыка.
ЭКЗОДЕ (Exaudet, Exaude) Андре Жозеф (ок. 1710 - 1762 или 1763) - франц. скрипач, композитор. Играл в ряде оркестров, в т. ч. Парижской оперы (с1749), в "Духовных концертах". С 1759 участник ансамбля "24 скрипкикороля", а также придв. скрипач принца Конде. Автор сонат для скр. с bassocontinue. Одним из первых ввёл в сонату романс (в качестве медленной частя).
ЭККЕРТ Фердинанд Фердинандович (1865 - 1941) - сов. валторнист, дирижёр,композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1931). В 1895 - 1912 солисторк. Большого т-ра. Был воен. капельмейстером в Ашхабаде (1887 - 92) и Москве(1918 - 22). В 1915 - 18 дирижёр оркестров частных т-ров драмы и оперетты. В 1922 - 34 - Моск. т-ра оперетты. Автор св. 200 муз. -сценич. и вок. -симф. произв. , романсов, соч. для валт. , музыки к спектаклям драм. т-ра. С 1904проф. Моск. конс. Среди учеников: А. И. Усов, А. А. Янкелевич.
ЭКЛС (Eccles) Джон (ок. 1668 - 1735) - англ. скрипач, композитор. С 1695муз. директор т-ра "Линколнс-Иии-Филдс" в Лондоне. Писал музыку к маскамидр. театр, представлениям (в Лондоне поставлено ок. 50 пьес с музыкой Э. ),среди них - "Похищение Европы" (1694), "Геркулес" (1697), "Суд Париса"(1701). Опубликовал 3-томное нотное изд. мелодий из театр, муз. номеровв собств. обработке для разл. инстр. и с методич. указаниями ("Theatremusic. . .", L. , 1698). Издал сб-к песен (ок. 100) из входивших в музыкук маскам (1710). Нек-рые соч. Э. включены в раэл. сб-ки соч. композиторов17 - 18 вв. Автор инструктивных работ.
ЭКМЕЛИКА (от греч. exfieXf); - неблагозвучный, внемелодический) - интервальныйрод, включающий звуки неопредел. высоты. Характерен для раннего муз. фольклоравсех народов. Б проф. музыке нового времени используется эпизодически,гл. обр. как приём в рамках более развитой звуковысотной системы (глиссандо,элементыречевого интонирования). Экмелич. интонационность господствует в конкретноймузыке. См. Роды интервальные.
ЭКОРШВИЛЬ (Ecorcheville) Жюль (1872 - 1915). - франц. музыковед, муз. -обществ,деятель. Основал в 1904 совм. с Ж. Г. Продоммом и Л. Дориаком франц. секциюМеждунар. муз. об-ва (её президент). Один из организаторов и редактор журн. "Bulletin francais de la SIM" (с 1909 - "Revue musicale SIM"), Сост. каталогфонда старинной музыки Нац. б-ки (т. 1 - 8, Париж, 1910 - 14), собрал уникальнуюколлекцию книг и нот (гл. обр. ср. -век. музыки и франц. скр. школы). •De Lullia Rameau. L'esthetique musicale. P. , 1906; Actes d'etat-civil demusiciens insinues au Chatelet de Paris (1539 - 1650), P. , 1907, и др.
ЭКОСЕЗ, э к о с с е з (франц. ecossaise, danse ecossaise - шотл. танец), - старинный шотл. нар. танец. Первоначально муз. размер 3/5, 3/4, темпумеренный, сопровождался волынкой. В кон. 17 в. появился во Франции, затемпод общим иазв. "англез" распространился по всей Европе (в России при ПетреI назывался "англ. танцем"). Позднее стал весёлым парно-групповым танцембыстрого темпа, в 2-дольном размере. Под назв. "Э." известен с 1726 воФранции; особенно популярен в 1-й трети 19 в. (как разновидность контрданса). Муз. форма Э. представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части. Жанр Э. использован в творчестве Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, П. И. Чайковского.
Л. Бетховен. "Шесть экоссезов для фортепьяно" № 1.
ЭКСКУЗОВИЧ Иван Васильевич (1882 - 1942) - сов. театр. деятель. С 1917управляющий академия, т-рами Петрограда, в 1924 - 28 - Москвы и Ленинграда. С 1919 чл. коллегии Театр. отдела Наркомпроса РСФСР, один из помощниковА. В. Луначарского по Наркомпросу, постоянный чл. художеств. совета академич. т-ров. Автор первой в России книги, посв. технике театр. сцены.
ЭКСПЕР (Expert) Анри (1863 - 1952) - франц. музыковед. Библиотекарь б-ксв. Женевьевы (с 1905) и Парижской конс. (в 1909 - 33, с 1920 - главный). Один из основателей (совм. с Р. Ролланом, Ж. Комбарьё и др. ) журн. "Revued'histoire et critique musicale" (1901). Знаток и пропагандист старинноймузыки, Э. опубликовал мн. произв. композиторов 15 - 16 вв. (издания: Lesmaitres-musiciens de la Renaissance francaise", v. 1 - 23, P. , 1894 - 1908;"Les monuments de la musique francaise au temps de la Renaissance", v. 1 - 10, P. , 1924 - 29, 11 - 1958), а также гугенотские псалмы (1902). ОсновалОб-во муз. исследований и историч. концертов (совм. с Э. Мори, 1903), хор. об-во (1924). Выступал в концертах как дирижёр. В 1952 К. Дельвенкур организовалАссоциацию друзей Э. и старинной франц. музыки.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА (от лат. experimentum - опыт) - музыка, создаваемаяс целью применения необычного звукового материала, отыскания новых областейзвукового иск-ва, часто с использованием приёмов, прежде к музыке не относившихся. Таковы, напр. , попытки воссоздать в эпоху Возрождения антич. микрохроматику(Н. Вичентино, 1555), в 18 в. - эксперименты-забавы по составлению муз. произв. путём комбинирования заранее заданных элементов-тактов (напр. , "Игра любителеймузыки" - "Gioco Filarmonico о sia maniera facile per comporre un infinitenumero di menuetti e trio. . .", Hob. I, S. 473 - 74). В 20 в. "Э. м." былиназваны конкретная музыка и электронная музыка (напр. , экспериментальнаяопера "Орфей 53" П. Шеффера). К Э. м. относятся также опыты светомузыки,создания машинной музыки (в СССР - мелодии, сочинённые ЭВМ "Урал" идр. ). Ю. Н. Холопов.
ЭКСПОЗИЦИЯ (от лат. expositio - изложение, показ). В узком смысле - название первого раздела в фуге, сонатной форме, рондо-сонате. Вшироком смысле - часть или раздел всякой муз. формы, содержащий первоначальноеизложение осн. материала - одной или нескольких тем. Экспонированиюпротивоположно развитие (варьирование, разработка). Масштаб Э. определяетсяконкретной формой музыкальной и охватывает построения разного масштабногоуровня (напр. , в периоде Э. - первое предложение, в простых формах - нач. период и т. д. ); Э. не исключает элементов развития (напр. ,в сонатной форме). Характерные для Э. муз. свойства обобщаются впонятии экспозиционного типа изложения.
ЭКСПРЕССИОНИЗМ (от лат. expressio, род. падеж expressionis - выражение) - направление в европ. иск-ве и лит-ре 1-й четв. 20 в. В Э. отразилосьтрагич. мироощущение европ. интеллигенции в преддверии 1-й мировой войны1914 - 18, в воен. и послевоен. годы. Э. стал одной из форм индивидуалистич. бунта против абсурдности совр. мира, позитивного выхода из к-рой художникне видел. Отсюда резко критич. отношение экспрессионистов к идеалам классич. и романтич. иск-ва, к-рые перед лицом реального социального зла воспринималиськак благодушные иллюзии. В центре внимания иск-ва Э. оказываются болезненные,иррациональные состояния души, порождённые страхом и отчаянием. Беспощадныйпоказ негативных сторон действительности, гуманистич. идея состраданияк "униженным и оскорблённым" внесли в иск-во Э. остро обличительную струю("Воццек" Берга). Э. наиб. ярко представлен в иск-ве и лит-ре Австрии иГермании (художники О. Кокошка, М. Бекман, Ж. Грос и др. ; писатели И. Бехер,Л. Франк, драматурги Э. Толлер, Г. Кайзер и др. ). В музыке чертами Э. былиотмечены нек-рые позднеромантич. произв. (последние симфонии Г. Малера,оперы "Саломея" и "Электра" Р. Штрауса); полное и законч. выражение муз. Э. нашёл в творчестве А. Шёнберга ("Лунный Пьеро", оперы "Ожидание", "Счастливаярука", пьесы ор. 11, 16, 19), А. Берга (все соч. ) и их последователей (см. Новаявенская школа). Экспрессионистским муз. соч. обычно свойственны отказот мажора и минора (см. Атональность, Додекафония), разорванностьмелодики, предельная диссонантность гармонии, в вок. партии - полупение-полуговор(Sprechstimme). Крайняя напряжённость эмоц. строя обнаруживается в предельнозаострённых контрастах настроений - от сгущённо-мрачных, бредовых до инфантильно-просветлённых. Лирика предстаёт в музыке Э. либо в огрублённо-гротескном виде, либо связываетсясо смутными видениями нервно-взвинченной психики.
Черты Э. проникли в разл. нац. школы (напр. , в творчество Б. Бартока). Во время 2-й мировой войны 1939 - 45 и после неё мн. соч. , близкие Э. постилистике, имели антифаш. направленность ("Уцелевший из Варшавы" Шёнберга).
• Экспрессионизм. Сб. статей, П. - М. , 1923; Экспрессионизм. Сб. статей,М. , 1966; Друскин М. , Австр. экспрессионизм, в его кн. : О зап. -европ. музыкеXX в. , М. , 1973; Конен В. Д. , О муз. экспрессионизме, в её кн. ; Этюды озаруб. музыке, 2М. , 1975; Музыка XX. . Очерки, ч. 1, ки. 1, М. ,1976; ч. 2, кн. -С, М. , 1984; Adorno Т h. , Philosophic der neuen Musik,Tub. , 1949; Stuckensсhmid t Н. Н. , Was ist musikalische Expressionismus?,"Melos", 1969, Jahrg. 36, H. 1; Dube W. - D. , The expressionists, L. , 1972. Г. В. Жданова.
ЭКСПРОМТ (от лат. expromptus - готовый, имеющийся под рукой) - инструментальная,преим. фп. , пьеса импровизац. характера. Жанр Э. сформировался в фп. иск-вев нач. 19 в. (Я. В. Воржишек, Г. А. Маршнер), став характерным для творчествакомпозиторов-романтиков. Классич. образцы - у Ф. Шуберта (8 Э. , 1827),Ф. Шопена, Ф. Листа (Вальс-экспромт, 1852). К жанру Э. обращались Р. Шуман,А. Дворжак, Г. Форе, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. К. Лядов,А. Н. Скрябин. Э. допускает свободный выбор формы (сонатная, сложная 3-частнаяформа, вариации и др. ).
ЭКФОНЕТИЧЕСКАЯ НОТАЦИЯ (восклицаю) - нотация, предназначенная для ритуальногочтения нараспев канонич. книг. Встречается в сирийской, др. -евр. , визант. ,др. -рус. , арм. и груз, рукописях Библии. Возникла в кон. 4 в. на основедр. -греч. знаков просодии. В рус. книгах Э. н. повторяет греч. экфонетич. знаки в сокращённом виде. Различают 3 вида знаков Э. н. : строчные (синтаксические),подстрочные (акцентные), надстрочные (указывают повышение или понижениеголоса). Мн. знаки Э. н. вошли в ранневизант. , раннюю знаменную и кондакарнуюнотации (параклит, крюк, стрела, палка, крыж; см. Крюки). Старейшимирус. памятниками, содержащими Э. н. , являются "Остромнрово евангелие" (1056 - 1057) и "Куприяновы листы" (отрывок из Евангелия 11 в. ).
• Успенский Н. , Др. -рус. певч. искусство, М. , 1971; Thibaut J. - В. ,Monuments de la notation ekphonetique et neumatique de l'eglise latine,St. -Petersbourg, 1912; его же, Monuments de la notation ekphonetique ethagiopolite de l'eglise grecque, St. -Petersbourg, 1913; H о e gC. , La notation ekphonetique, Cbh. , 1935.
Т. Ф. Владыщевская.
ЭЛГАР (Elgar) Эдуард (1857 - 1934) - англ. композитор, дирижёр. Начальноемуз. образование получил под рук. отца. С 1877 руководил рядом муз. об-ви оркестром в Вустере. С 1882 концертмейстер, затем дирижёр орк. Вустерскоголюбительского об-ва исполнителей-инструменталистов; выступал как пианисти органист. В 1889 - 91 и 1904 - 20 работал в Лондоне, в 1891 - 1904 - в Молверне,с 1929 - в Вустере. Э. - крупнейший предст. англ. муз. романтизма и движеният. н. англ. муз. возрождения (см. Английская музыка), идеи к-роговпервые воплотил в монументальной оратории "Сновидение Геронтиуса". Длямузыки характерны благородство муз. стиля, тонкий психологизм, мастерствомуз. портрета. Композитор обладал богатым мелодия, даром; в мелодиях ощутимыинтонации англ. нар. напевов. В творчестве преобладают вок. -симф. , орк. и хор. произв. гл. обр. крупных форм.
Маска Корона Индии (1912, Лондон); 5 ораторий, в т. ч. Сновидение Геронтиуса(1400), Апостолы (1903), Королевство (1906); 3 кантаты - Карактакус (1898)и др. ; для орк. - 2 симф. (1908, 1911), 3 увертюры (в т. ч. Фруассар, концертная,1890), 3 сюиты (Для малышей, 1931, и др. ), симф. прелюд Polonia (1915),14 вариаций на оригинальную тему Загадка (1899), марши, танцы; пьесы дляструн. орк. ; кам. -инстр. ансамбли, в т. ч. струн. квартет (1918), фп. квинтет (1918); хоры a cappella, в т. ч. культовые; соч. для голоса с орк. и с фп. ; пьесы для фп. и для органа; орк. транскр. произв. др. композиторов.
• Pa r roll I. , Elgar, L. , 1971.
ЭЛЕГИЯ (жалобная песня) - в антич. Греции песнь траурного или к. -л. иного содержания в сопр. авлоса, состоящая из т. н. элегич. дистихов. В дальнейшем в Др. Греции и Риме Э. - лирич. песнь-размышление с преобладаниемоттенка печали. Как самостоят. муз. жанр известна с 17 в. (в т. ч. траурныевок. элегии Г. Пёрселла). В кон. 18 - нач. 20 вв. в рус. музыке распространенавок. Э. , обычно связанная с любовной тематикой, мотивами одиночества, утраты,тоски ("Не искушай меня без нужды" М. И. Глинки, "Для берегов отчизны дальней"А. П. Бородина, "Когда, кружась, осенние листы" С. И. Танеева, мн. романсыН. Я. Мясковского и др. ). С сер. 19 в. развивается инстр. Э. (у Ф. Листа,Э. Грига, Г. Форе и др. ), обращение к к-рой становится характерным длярус. композиторов (Э. из 3-й орк. сюиты, из "Серенады для струн. орк."Чайковского, Э. для фп. , "Элегическое трио" Рахманинова, Соната-Э. дляфп. Метнера и др. ). В 20 в. инструментальные Э. созданы И. Ф. Стравинским,Б. Бартоком, Э. Кшенеком. Особой известностью пользуется элегия Ж. Массне.
ЭЛЕКТРОМУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - инструменты, в к-рых звук создаётсяв результате генерирования, усиления и преобразования электрич. сигналов(с помощью электронной аппаратуры, управляемой исполнителем). Вт. н. адаптерных(адаптеризованных) Э. и. механич. колебания струн. язычков и др. источников звука, вызываемые традиц. способами, воспринимаются и преобразуютсят. н. адаптерами. В т. н. электронных инструментах (разл. рода синтезаторы)генерирование, усиление и преобразование звука осуществляются только электроннымустройством. Э. и. бывают клавишные (органы, фортепьяно и др. ),воспроизводящие многогол. музыку с фиксированным строем, и Э. и. (с нефиксированным строем), воспроизводящие одногол. (реже 2-гол. ) музыкуи снабжённые особым грифом, позволяющим производить глиссандо, portamento,вибрато. На Э. и. можно получать разл. звуковые эффекты, к-рые неосуществимына обычных муз. инстр. и не наблюдаются в повседневной действительности,а также тонко регулировать громкость и тембр звуков. В 1920 Л. С. Терменсоздал одногол. Э. и. терменвокс. В 20 - 30-х гг. в СССР разработаныпервые грифовые и клавишные Э. и. Одним из первых многогол. Э. и. был органЛ. Хаммонда (США, 1934). В 30-х гг. сконструированы разл. адаптерные Э. и. - гитары, т. и. грифовые и эфирные скрипки и др. Электронные муз. инструментышироко распространились с конца 50-х гг. (особенно в рок- и поп-музыке). Используются также в иллюстративной, театр, и киномузыке.
• Т е р м е н Л. , Физика и муз. иск-во, М. , 1966; Володин А. , Электронныемуз. инструменты, М. , 1970; Кузнецов Л. А. , Основы теории, конструирования,производства и ремонта электромуз. инструментов, М. , 1981; Ноwe H. S. ,Electronic music sinthesis. Concepts, facilities, techniques, N. Y. , 1975;E n ge 1 G. , Elektromechanische und vollelektronische Musikinstrumente,Tl 1 - 4, В. , 1975.
ЭЛЕКТРОННАЯ МУЗЫКА (ЭМ) - музыка, создаваемая и реализуемая с помощьюэлектронно-акустич. , звукозаписывающей и звуковоспроизводящей аппаратуры(электронных синтезаторов - "синти", магнитофонов).
Исторически почва для возникновения ЭМ была подготовлена развитием сонорнойтрактовки звукового материала (см. Сонорика) и возможностями электротехники(см. Терменвокс, Волны Мартена). Собственно ЭМ получила развитиес 1950-х гг. [соч. X. Эймерта (Аймерта), К. Штокхаузена, Э. Кшенека, Э. В. Денисова, А. Г. Шнитке, С. А. Губайдулиной, Э. Н. Артемьева].
• Когоутек Д. , Техника композиции в музыке XX в. , [пер. с чеш. ], М. ,1976; Griffiths P. , A guide to electronic music, 1979; Manning P. , Electronicand computer music, Oxf. , 1985. Ю. Н. Холопов.
ЭЛЕКТРОФОН - аппарат для проигрывания грампластинок. Состоит из электропроигрывателя,усилителя звуковых частот и одного или нескольких громкоговорителей. Электропроигрывательобъединяет в себе электромотор, равномерно вращающий с определ. скоростьюдиск для пластинок, и звукосниматель с иглой. Электропроигрыватели выпускаютсятакже отдельно и могут быть присоединены к отд. усилителю и акустич. системамили радиоприёмникам. Стереофонич. Э. оснащаются 2 и более отд. громкоговорителями("акустич. системами"), создающими эффект объёмного звучания. С появлениемв 1970-х гг. т. н. цифровой звукозаписи и компакт-дисков созданыболее совершенные воспроизводящие радиоэлектронные устройства.
• КозюренкоЮ. И. , Совр. электропроигрывающие устройства, М. , 1984.
ЭЛЕМЕНТАРНАЯ ТЕОРИЯ МУЗЫКИ - начальный курс в цикле муз. -теоретич. дисциплин. Включает нотную грамоту и общие сведения об элементах музыки и средствахмуз. выразительности: ритме, метре, ладе, тональности, созвучиях, темпе,динамике, формах мелодич. движения, муз. синтаксисе, мелизмах, гармонич. связи гл. аккордов в тональности, внутритональных отклонениях идр. Тесно связан с начальным курсом сольфеджио.
• Вахромеев В. А. , Элементарная теория музыки, 8М. , 1983;Способин . И. В. , Элементарная теория музыки, 8М. , 1984; АлексеевБ. , Мясоедов А. , Элементарная теория музыки, М. , 1986.
ЭЛИАСБЕРГ Карл Ильич (1907 - 78) - сов. дирижёр. Засл. деят. иск-в РСФСР(1944). С 1932 дирижёр, в 1937 - 50 гл. дирижёр Большого симф. орк. Ленингр. радиокомитета. В 1941 - 45 возглавлял симф. орк. , образованный из оставшихсяв осаждённом Ленинграде музыкантов, с к-рым исполнил 7-ю симф. Шостаковича(9 авг. 1942). В репертуаре выделяются соч. И. Гайдна, Л. Бетховена, Р. Вагнера, М. И. Глинки, П. И. Чайковского, А. К. Глазунова.
ЭЛЛЕР Хейно (1887 - 1970) - сов. композитор, педагог. Нар. арт. СССР (1967). В 1920 окончил Петрогр. конс. по классу композиции у В. П. Калафати. Э. - один из основоположников нац. стиля в инстр. эст. музыке. Преподавалс 1920 в тартуском Высш. муз. уч-ще, с 1940 проф. Таллиннской конс. Средиучеников: Э. Тубин, В. Капп, Я. Ряэтс, Б. Кырвер, А. И. Гаршнек, Л. Нормет,В. Оякяэр, А. Ойт, Я. Коха. Гос. пр. Эст. ССР (1948, 1965). Для орк. - 3 симф. (1936 - 61), симфониетта (1965), 8 симф. поэм и сюит, в т. ч. Заря(1920), Ночные зовы (1920), Призраки (1925), Полёт орла (1949), Поющиеполя (1951); концерт для скр. с орк. (1933; 2-я ред. 1964); кам. -инстр. ансамбли, в т. ч. 2 сонаты для скр. и фп. (1922, 1944), 5 струн. квартетов(1925 - 59); пьесы для скр. соло; для ф п. - ок. 200 произв. , в т. ч. 4 сонаты(1920 - 58), и др.
• Р е м м е л ь Р. , X у м а л М. , X. Эллер. Жизнь и творчество, Л. ,1988; Н. ЕНег, sonas ja pildis, сост. Н. Sepp, Tallinn, 1967; Н i r v еs о о А. , Н. Еhеr, Tallinn, 1982; Н u m а 1 М. , Н. Elleri harmooniast,Tallinn, 1984.
ЭЛЛИНГ (Elling) Катаринус (1858 - 1942) - норв. композитор, фольклорист. Учился в Лейпцигской конс. , в Высш. муз. школе в Берлине. В 1909 - 26 работалруководителем хора и органистом церкви в Старом городе в Осло. С 1898 собирали обрабатывал норв. нар. мелодии (ок. 1400). Среди соч. : опера "Казаки"(по повести Н. В. Гоголя "Тарас Бульба", 1897, Осло); оратория "Блудныйсын" (1896); 2 симф. (1890, 1897). В 1896 - 1908 преподавал в консерваториив Христиании (Осло). Автор работ о норв. иар. музыке, норв. композиторах.
ЭЛЛИНГТОН (Ellington) Эдуард (прозвище Дюк, Duke) (1899 - 1974) - амер. пианист, композитор. Негр. Один из крупнейших джазовых музыкантов, основоположникряда направлений в джазе - т. н. стиля джунглей, стиля настроений и конц. стиля. Тематика мн. его соч. навеяна сюжетами из жизни негров. Автор популярныхмелодий (нек-рые совм. с др. музыкантами) "Караван", "Одиночество", "Атласнаякукла" и др. , орк. сюит, музыки к к. -ф. и театр. постановкам, а также оперы;балетов. Гастроли оркестра, созданного я возглавляемого Э. , имели большойуспех во мн. странах мира (в СССР выступал в 1971).
ЭЛЬМАН (Elman) Миша (Михаил Саулович) (1891 - 1967) - амер. скрипач. Род. в России. Ученик Л. С. Ауэра (Петербург) и др. Концертировал с 1904. Гастролировал в разных странах с крупнейшими оркестрами. С 1911 жил в США. В 1926 основал струн. квартет. Исполнял музыку преим. виртуозно-романтич. характера; применял особые исполнит. приёмы, достигая исключит. певучести,красоты тона. Автор пьес для скр. с фп. и оперетты. Создал ряд транскрипций,обработок и переложений фп. пьес (С. В. Рахманинова и др. ) для скр.
• [А. И. ], Концерт Миши Эльмана, "Театр. Россия", 1905, 26 февр. ; ElmanS. , Memoirs of Mischa Elman's father, N. Y. , 1933; Carpenter D. , MischaElman and Joseph Szigeti, N. Y. , 1955.
ЭЛЬСНЕР (Elsner) Юзеф Ксаверий (1769 - 1854) - польск. композитор, дирижёр,педагог, муз. -обществ. деятель. Муз. образование получил, будучи певчимв костёле во Вроцлаве; там же обучался игре на органе, изучал композицию. В 1792 дирижёр оркестра Нем. оперного т-ра во Львове, где организовал Муз. академию (Филармония, об-во). В 1799 - 1824 директор "Т-ра Народовы" в Варшаве. В 1821 создал на базе ф-та изящных иск-в Варшавского ун-та Ин-т музыкии декламации (с этого же года - консерватория). С 1826 рук. Гл. муз. школы,выделившейся из консерватории, где до 1829 у Э. учился Ф. Шопен. В 1824 - 31проф. Варшавского ун-та. Выступал как муз. критик. Автор теоретич. работ(в т. ч. на нем. яз. ). Редактор и издатель мн. сб-ков польск. нар. песен,инстр. произв.
Творчество Э. - важный этап в развитии раннего польского романтизма,охватывает все существовавшие в его время жанры, однако гл. вклад композиторвнёс в оперу. Им написано 45 опер, зингшпилей, водевилей и мелодрам, вк-рых он продолжил традиции венской классической школы. Темы мн. его соч. , особенно сценических, основаны на нац. муз. фольклоре (впервыев истории польск. оперы). Оперы - Ведьмы с Лысой горы, или Лешек Белый(1809), Король Локетек, или Висличанки (1818, обе - Варшава) и др. ; длясолистов, хора и орк. - культовая музыка, 3 оратории, 55 кантат, 33 мессы,Stabat mater (1848); для орк. - 5 симфоний и др. ; кам. -инстр. ансамбли;соч. для фп. ; для хора (ок. 100 хоралов и др. ); музыка к спектаклям драм. т-ра.
• J. Elsner. Sumariusz moich utwarow muzycznych z objaSnieniami. . . ,Kr. , 1957.
• Р о m о r s k a H. , J. Elsner. Monografia, Warsz. , 1948; N о w a k-Rо m a n o-wicz A. , J. Elsner, [Kr. , 1957).
ЭЛЬШЕК (Elschek) Оскар (р. 1931) - чехосл. музыковед. Гл. редактор журн. "Slovenska hudba" (1963 - 71), один из редакторов (с 1967) библ. ежегодника"Annual bibliography of European ethnomusicology". Автор работ по муз. фольклористике и этномузыкологии, по теории музыки. В сотрудничестве сженой - Алидей Эльшековой-Станковичовой (р. 1930), музыковедом и фольклористкой,написал науч. работы и подготовил к изданию сб-ки слов. нар. песен, собранныхи записанных Б. Бартоком ("Slovenske I'udove piesne", diel 1 - 2, Brat. ,1959 - 70).
• Pojem a,zakladne znaky hudebneho folkloru, "Hudobnovedne Studie",[zv. ] 3, Brat. , 1959; lived do Studia slovenskej 1'udovej hudby. Brat. ,1962 (совм. с A. Elschekova); Systematika a predmet dneSnej hudobnej vedy,"Musicologica slovaca", [zv. ] 4, Brat. , 1973; Slovenske I'udove piesnea naslrojovi hudba, Brat. , 1982 (совм. с A. Elschekova); Hudobna veda sucastnosti,Brat. , 1984.
ЭМСХАЙМЕР, Эмсгеймер (Emsheimer) Эрнст (р. 1904) - швед. музыковед-этнограф,инструментовед. По нац. немец. В 1932 - 1936 жил в СССР, работал муз. консультантомЭрмитажа в Ленинграде. В 1936 возглавлял фольклорную экспедицию на Сев. Кавказ. С 1937 сотрудник Этнографич. музея, в 1949 - 73 директор Муз. -историч. музея в Стокгольме. Автор статей по этномузыкологии. Совм. с Э. Штокманомиздал "Handbuch der europaischen Volksmusikinstrumente" (Bd 1 - 2, Lpz. ,1967 - 74).
• HillestromG. (сост. ), Festschrift to E. Emsheimer on the occasionof his 70th birthday, Stockh. , 1974.
ЭНАРМОНИКА, энармон, энармонический род - один из 3 родов др. -греч. музыки (см. Роды интервальные). Его признак - наличие интерваловуже полутона. Совершенная система в энармонич. роде (по Алипню):
Э. характеризовалась как музыка изнеженная, утончённая. По мере распространенияхрист. монодии Э. , порицавшаяся за свой этос, исчезла измуз. практики. Возобновление Э. (с 16 в. ) связано с идеями возрожденияантич. музыки. См. Микрохроматика, Четвертитоновая система. • VogelM. , Die Enharmonik der Griechen, T. 1 - 2, Dusseldorf, 1963. Ю. И. Холопов.
ЭНГАРМОНИЗМ (от греч. evacfi6vios - согласный, созвучный, стройный) - совпадение по выси-re разл. по написанию звуков (напр. , c=his), интервалов,аккордов (h-d-f-as = h-d-f-gis = h-d-eis-gis), тональностей (es-moll= dis-moll). Явление и понятие Э. сложились по мере распространения темперации(особенноравномерной). Различают 2 типа Э. - пассивный (иная запись звуков без измененияих функционального значения, напр, в целях удобства чтения нот; см. Э. отклонений в es = dis, Des "ж Cis, As = Cis в Песне Варлаама fismoll из"Бориса Годунова") и активный (напр. , Э. аккорда a-cis-e-g = a-cis-disis-fisisпри отклонении D-Cis в Гавоте "Классич. симфонии" Прокофьева), последнийявляется средством энгармонич. модуляции (напр. , при введении побочнойтемы в "Ромео и Джульетте" Чайковского). Особенно важна роль энгармонич. равенства в 12-тоновой музыке 20 в. (см. Додекафония). Ю. И. Холопов.
ЭНГЕЛЬ Юлий Дмитриевич (1868 - 1927) - рус. муз. критик. Ученик М. М. Ипполитова-Иванова, С. И. Танеева. С 1897 сотрудник, в 1898 - 1918 зав. муз. отделом газ. "Рус. ведомости". Печатался и в др. периодич. изданиях, вт. ч. в журн. "РМГ". Один из организаторов и пред, бюро Нар. конс. в Москве(1906 - 18). После Окт. революции 1917 сотрудничал в Муз. отделе НаркомпросаРСФСР. С 1922 жил за рубежом. Автор статей о Н. А. Римском-Корсакове, П. И. Чайковском, С. И. Танееве, о совр. ему композиторах и др. Существенвклад Э. в рус. муз. лексикографию: под его редакцией издан рус. пер. 5-гонем. изд. "Муз. словаря" X. Римана (М. - Лейпциг, 1901; с прибавлением ок. 800 статей о рус. музыкантах, написанных Э. ). Ш В опере. Сб. ст. об операхи балетах, [М. ], 1911; Глазами современника. Избр. статьи о рус. музыке. 1898 - 1918, М. , 1971, и др.
ЭНГЕЛЬБРЁХТ (Inghelbrecht) Дезире Эмиль (1880 - 1965) - франц. дирижёр,композитор, муз. -обществ, деятель. С 1908 дирижировал в т-рах Парижа, атакже симф. концертами, в 1928 - 32 - орк. "Ассоциации концертов Падлу". Музик-директор т-ра "Опера комик" (1924 - 25, 1932 - 33)и Парижской оперы (1927,1945 - 50). Основатель (1934) и руководитель (до 1944) Нац. орк. Франц. радио. Среди соч. : оперы; балеты; оперетты; орк. , кам. -инстр. , фп. произв. ; песни,романсы. Автор книг и статей, в т. ч. "Равель и русские" ("СМ",1962, № 12).
ЭНГЕЛЬГАРДТА КОНЦЕРТНЫЙ ЗАЛ - см. Малый зал имени М. И. Глинки.
ЭНГЕЛЬ-КРОН (по сцене Акимов) Сергей Михайлович (1867 - 1930) - сов. певец(бас), педагог. Пел в т-рах- Киева, Тбилиси, Петербурга и др. Исполнялгл. обр. комич. и характерные партии. Вместе с братом - певцом МихаиломМихайловичем Э. -К. (1873 - 1933), организовал оперное т-во в Харькове (1910). С 1913 работал в Екатеринославе (ныне - Днепропетровск): возглавлял драм. труппу, был режиссёром гор. т-ра, преподавал в муз. уч-ще, Екатеринославскойконс. (с 1920), руководил муз. самодеятельностью.
ЭНГЛУНД (England) Эйнар (р. 1916) - фин. композитор, пианист, педагог. Ученик С. Палмгрена, А. Копленда (композиция). Изучал муз. фольклор в СССР(в республиках Закавказья), Болгарии, Югославии. На творчество Э. большоевлияние оказала музыка сов. композиторов, особенно С. С. Прокофьева и Д. Д. Шостаковича (памяти к-рого посвящена 4-я симфония для струнных и ударных). Среди соч. : балеты "Одиссей" (1959), "Синухэ" (1965, оба - Хельсинки);5 симф. (1946 - 77), симф. сюиты; концерты для фп. (1955, 1975), для влч. (1954) с орк. ; кам. -инстр. соч. ; музыка к спектаклям драм. т-ра и к. -ф. С 1958 преподаёт в Муз. академии в Хельсинки (с 1976 проф. ).
ЭНДЕ (наст. фам. фон Дер в из) Николай Григорьевич (1837 - 1880) - рус. певец (тенор). Занимался у бр. Дж. и Ф. Ронкони. С 1871 пел в Киеве, с1876 - в Мариинском т-ре. Лучшими в репертуаре были характерные партии: Школьныйучитель ("Кузнец Вакула" Чайковского), Винокур ("Майская ночь", обе - первыйнсп. ). Выступал как кам. певец.
ЭНДИ (Indy) Венсан д' (1851 - 1931) - франц. композитор, органист, дирижёр,педагог, муз. критик и писатель, муз. -обществ. деятель. В 1873 - 75 занималсяв Парижской конс. Ученик и друг С. Франка, последователь его идей, глават. н. школы Франка. В 1874 - 87 хормейстер, а также литаврист ряда конц. орг-ций, церк. органист, с 1887 хормейстер "Об-ва новых концертов" (с 1897 - "Концерты Ламурё"), Концертировал как дирижёр, исполняя преим. собств. произв. , во мн. странах (в России в 1903, 1907). Один из организаторовНациональногомузыкального общества (1871; его секр. , с 1890 през. ). В 1894 основалсовм. с хормейстером Ш. Бордом и органистом А. Гнльманом "Схола канторум"(открыта в 1896, Э. создал спец. курс орк. дирижирования, вёл класскомпозиции; с 1900 её директор). Среди учеников: Ж. Орик, А. Руссель, Э. Варез, Г. Самазёй, Д. Северак. В стилистике и религ. -мистич. направленностиего оперы "Фервааль" (либр. Э. , 1395) и др. произв. ощущается влияние Р. Вагнера. В творчестве Э. наметились неоклассицист, тенденции. Для Э. характерноувлечение франц. фольклором, что сказалось в ряде его соч. ("Симфония натему песни франц. горца", 1886; "Фантазия на темы франц. нар. песен" длягобоя с орк. , 1888, и др. ), особое внимание к старинной музыке. Плодотворнойбыла также опора на традиции Франка. Самобытность композитора проявиласьв таких произв. , как симф. триптих "Летний день в горах" (1905), симф. поэма "Воспоминания" (1906); "Поэма гор" (1881) и "Фантазия на тему старинногофранц. рондо" (1930) для фп. и др. Автор книг (изд. в Париже) о Франке(1906, 3 1930), Л. Бетховене (1911), Вагнере (1930), труда "Coursde composition musicale" (v. 1 - 4, P. , 1902 - 51, совм. с О. Серье). Выступалтакже как муз. критик. Оперы - Фервааль (1897, Брюссель), Чужеземец (1903,там же) идр. ,для о р к. - 5 симф. (1872 - 1918, в т. ч. Симфонии на темупесни франц. горца, с фп. , 1886), снмф. сюиты, увертюры; произв. для инстр. с орк. ; кам. -инстр. ансамбли; произв. для фп. , для органа; романсы, песнн.
• [Избр. статьи и рецензии], в кн. : Статьи ы рецензия композиторовФранции. Кон. XIX - нач. XX вв. . Л. , 1972.
• Р о л л а н Р. , В. д'Энди, Собр. соч. , т. 5 - Музыканты наших дней,М. , 1938; Т ь е р с о Ж. , В. д'Энди и школа Ц. Франка, в сб. : Франц. музыкавторой пол. 19 в. , пер. с франц. , М. , 1938; Шнеерсон Г. , Франц. музыкаXX в. , М. , 1970. , Е. Ф. Бронфин.
ЭНЕСКУ (Enescu) Джордже (1881 - 1955) - рум. композитор, скрипач, дирижёр,пианист, педагог, муз. -обществ. деятель. Академик Рум. академии (1932). Чл. Нац. академии "Санта-Чечилия" (Италия, 1931), Ин-та Франции (1936). Ученик М. П. Ж. Марсика (скрипка), Ж. Массне и Г. Форе (композиция). Э. - глава нац. комп. школы 20 в. , классик рум. музыки, один из первых рум. композиторов, получивших мировую известность. В соч. Э. органично сочетаютсянац. стилистика и традиции европ. иск-ва, особенно муз. романтизма и импрессионизма. В основе творчества - тема победы человека в борьбе с антигуманными силами(муз. трагедия "Эдип", симфонии, симф. поэма "Зов моря", поздние кам. ансамбли),а также темы родины и народа ("Рум. рапсодии", в к-рых получили развитиеподлинные рум. нар. мелодии, "Сельская сюита" для орк. , 3-я соната "в рум. нар. характере" и сюита "Впечатления детства" для скр. и фп. ). Многограннаятворч. и обществ. деятельность композитора сыграла важную роль в развитиирум. муз. культуры 20 в. Э. прославился прежде всего как скрипач и дирижёр. Гастролировал во мн. европ. странах (в России в 1909, 1917), в США, Канаде. В 1946 дал 5 концертов в Москве (выступал как скрипач, дирижёр и пианист). исполнит. иск-во Э. отличали одухотворённость, благородство, классич. строгостьинтерпретаций в сочетании с самобытностью трактовок. Играл в ансамбле скрупнейшими музыкантами - Б. Бартоком, Э. Изаи, П. Касальсом, А. Корто,Д. Липатти, Д. Ойстрахом, Ж. Тибо и др. Э. -скрнпач был известным педагогом. Среди учеников - И. Менухин.
Э. - один из основателей и первый президент Об-ва рум. композиторов,учредил премию для молодых рум. композиторов (присуждалась в 1913 - 46),принимал участие в создании т-ра "Опера Ромынэ" (см. Румынский театроперы и балета), в организации Об-ва культурных связей с СССР (1930-егг. ). Демократ, антифашист, Э. был среди организаторов, а также председателеммуз. секции Рум. об-ва дружественных связей с СССР (с 1944). С 1958 в Бухарестепроводится Междуиар. фестиваль имени Э.
Опера Эдип (1936, Париж); симф. поэма Зов моря (для солистов, хора иорк. , 1951); для орк. - 3 симф. (1905 - 18), 3 сюиты, 2 Рум. рапсодии (1901)и др. ; Камерная симфония (для 12 инстр. , 1954); кам. -инстр. ансамбли, вт. ч. 3 сонаты (3-я - "в рум. нар. характере", 1926) и сюита Впечатлениядетства для скр. и фп. , 2 струн. и 2 фп. квартета, струн. октет, дециметдля духовых; для ф п. - 2 сонаты, 3 сюиты н др. ; хоры; вок. миниатюры.
• Scrisori, У. 1 - 2, Вис. , 1974 - 81.
• Ойстрах Д. , Встречи с Энеску, "СМ", 1961, № 8; Котляров Б. , Дж. Энеску,!М„1970; Л е и т е с Р. , Два очерка об Энеску, "СМ". 1971, № 8; ее же, Оперная эстетика Дж. Энеску, в сб. : Из истории музыки социалистич. странЕвропы, М. , 1975; е ё ж е, Энеску, в кн. : Музыка XX в. , ч. 2, кн. 5а, М. ,1987; Ц э р а н у К. , Энеску-предтеча, в кн. : Страницы истории рум. музыки,пер. с рум. , М. , 1979; Чомак Э. , Энеску-скрипач, там же; его же, Энеску-дирижёр,там же; Oavoty В. (ed. ), Les souvenirs de G. Enesco, P. , 1955 (рус. пер. - Г а в о т н Б. [ред. ], Дж. Энеску. Воспоминания и биографнч. материалы,М. - Л. , 1966); Poni Р, Missir N. , Voicana М. , Lottoviceanu Е. (eds. ), G. Enescu, Вис, 1964; О. Enescu. Monografie, v. 1 - 2, Вис, 1971; Enesciana,v. 1 - 4, Вис, 1976 - 85; Simpozion G. Enescu. [Вис, 17 - 19 sept. 1981], Вис,1984; Bentoiu P, Capodopere enesciene, Вис, 1984; Fire a C. L, Cataloguitematic al creafiei lui G. Enescu, v. 1 - , Вис, 1985 - ; Ma noli и G, G. Enescu,poet 31 gtnditor al viorii, Вис, 1986 (на рум. и франц. яз. ). Р. Э. Лейтес.
ЭНЕЦКАЯ МУЗЫКА - см. Народов Севера, Сибири и Дальнего Востока СССРмузыка.
ЭНИГЭРЕСКУ (Enigarescu) Октав (р. 1924) - рум. певец (баритон), педагог. Засл. арт. СРР (1962). На оперной сцене с 1945, с 1949 пел в т-ре Рум. оперы Клужа, в 1955 - 77 солист Рум. т-ра оперы и балета. С 1978 солист ирежиссёр Оперного т-ра в г. Нови-Сад (Югославия). Вок. и актёрское мастерствоЭ. позволяет ему с блеском исполнять разнохарактерные партии - Риголетто,Фигаро; Бекмессер ("Нюрнбергские мейстерзингеры"), Джанни Скикки ("ДжанииСкикки" Пуччини), Олег Кошевой ("Молодая гвардия") и др. Выступает в концертах. Гастролирует (в СССР неоднократно с 1953). В 1953 - 1955 проф. Клужской,в 1958 - 68 - Бухарестской конс. , с 1978 - Академии иск-в в г. Нови-Сад. Гос. пр. СРР (1954).
ЭНКЕ Владимир Робертович (1908 - 87) - сов. композитор. Ученик В. Я. Шебалинаи др. Среди соч. : оперы, в т. ч. "Любовь Яровая" (1947, Львов; 2-я ред. 1970, Донецк); оперетта "Сильное чувство" (1935, Москва) и др. ; кантата-оратория"Русскому воинству" (1942), оратория "Дороги родины моей" (сл. К. Я. Ваншенкина,1968);симфония (1947), орк. фантазия "Мастер и Маргарита" (1980); кам. -инстр. ансамбли; романсы; музыка к спектаклям драм. т-ра. Записывал и обрабатывалчастушки и песни. Выступал как муз. критик.
ЭНСИНА (Encina, Enzina) Хуан дель (наст. имя и фам. Хуан де Фермоселье,de Fermoselie) (1468 - 1529) - испан. поэт, драматург, композитор. С 1484певчий хора кафедрального собора в Саламанке, с 1490 его руководитель. С 1492 поэт при дворе герцога Альбы, где в 1492 - 98 ставил свои эклоги светского(пасторали) и религ. содержания, к-рые положили начало светскому т-ру вИспании. Э. - крупнейший композитор испан. Возрождения, сыгравшийзначит. роль в становлении испан. муз. т-ра. В светских соч. Э. ощутимовлияние нар. кастильских песен и итал. фроттол. После принятия духовногосана (1519) писал преим. церк. музыку. Автор св. 60 вок. ансамблей и соч. для голоса с инстр, сопровождением. A Cancionero de las obras de Juan delEncina, Salamanca, 1496; Cancionero musical de los siglos XV у XVI, Madrid,1890.
• Cotarelo у Mori P. , Juan del Encina у los origenes del teatro espafiol,Madrid, 1901; Espinosa Maeso R. , Nuevos datos biograficos de Juan del Encina,"Boletin de la Real Academia Espanola", 1921, v. 8.
ЭОЛИЙСКИЙ ЛАД - см. Минор, Натуральные лады, Церковные лады.
ЭОЛОВА АРФА (по имени бога ветров Эола в др. -греч. мифологии), воздушнаяарф а, - струнный инструмент. Состоит из узкого дерев, ящика (резонатора)с отверстием, над к-рым натянуты струны (9 - 13) одинаковой длины, но разл. толщины, настроенные в унисон. Струя воздуха колеблет струны, издающиеразл. обертоны одного общего тона. Звучание меняется в зависимостиот силы ветра - от нежного до весьма громкого при порывах. Описана в 17в. А. Кирхером. Получила распространение с кон. 18 в. Устанавливалась накрышах, фронтонах зданий, в гротах, беседках и др. Отображена в романтич. поэзии и живописи.
ЭПИЗОД (греч. добавление, вставка) - серединная часть или раздел формы,основанный на новом, как правило, контрастном предшествующим темам муз. материале. Термин применяется к сложным формам (в 3-частной - средняячасть), концертной форме, рондо, рондо-сонате и сонатной формесЭ. вместо разработки или Э. в разработке. Иногда Э. наз. интермедиюв фуге. ф См. лит. при ст. Форма музыкальная.
ЭПИЛОГ (от греч. - заключение, послесловие) - заключит, часть, как правило,муз. -сценич. произведения, итог предшествовавшего развития действия (Э. в операх "Дон Жуан" Моцарта, "Гибель богов" Вагнера, "Похождения повесы"Стравинского). Являясь идейным обобщением спектакля, нередко Э. написанв характере апофеоза ("Жизнь за царя" Глинки, "Медный всадник" Глиэра). Э. также может раскрывать смысл произв. , как, напр. , фп. постлюдии-эпилогивок. циклов "Любовь поэта" и "Любовь и жизнь женщины" Шумана. В опере 17 - 18вв. Э. под назв. личенца (итал. licenza - благосклонное почтение) выполнялобычно функцию чествования коронованной особы.
ЭПИТАЛАМА, эпиталамий (от греч. ЬтФаХбрюс, - свадебный, брачный, отЬл1 - при, перед и ФйХацос, - брачный покой), - в Др. Греции свадебная песня,исполняемая хором девушек и юношей (вместе или раздельно) перед покояминовобрачных. Жанр Э. имел неск. разновидностей: вечернее песнопение - катакеметик(от убаюкивать, успокаивать) утреннее - диегертик (пробуждение); гименей(свадебный) - исполнялся друзьями новобрачных, сопровождавшими невестуот дома родителей к жениху. Нередко Э. пелась под аккомпанемент авлоса. Иногдапение Э. чередовалось с сольными пьесами для авлоса - "гамглион авлема". Музыка др. -греч. Э. не сохранилась. В европ. музыке под Э. понимается арияхвалебного характера, своеобразный гимн любви (Э. из оперы "Нерон" А. Г. Рубинштейна).
ЭПИТАФИЯ (от греч. - надгробный, от - на, над и - могила) - надгробнаянадпись, обычно стихотворная, сформировавшаяся как жанр в Др. Греции иДр. Риме. В 1883 в гробнице Сейкила в Траллах (Лидия, Малая Азия) был найденотрывок Э. , текст к-рой выгравирован на плите вместе с нотными знаками(др. -греч. буквенная нотация). Другая Э. с нотами обнаружена на погребальномстолбе в Смирне. В 19 - 20 вв. создавались муз. произв. под назв. "Э.", характерк-рых соответствовал представлениям композиторов об этом жанре, - воспоминания,молитва, философское раздумие и др. (Г. Берлиоз, Ф. Лист, М. Равель, И. Ф. Стравинский и др. ).
• Греч. эпиграмма, [М. , I960]; Pohlmann E. , Denkmller altgriechischerMusik, Nurnberg, 1970 (Erlanger Beitrage zur Sprach- und Kunstwissenschaft,Bd 31), S. 54 - 57.
ЭРАР (Erard) Себастьен (1752 - 1831) - франц. инстр. мастер. Построил первоево Франции фп. (1777). Совм. с братом Жаном Батистом Э. (1745 - 1826) осн. в кон. 1770-х гг. ф-ку муз. инструментов (в 1786 открыл её отделение вЛондоне). Сконструировал т. н. органное фп. (сочетание фп. с органом-позитивом),а также фп. с двойной репетицией (1821). Реконструировал механикуарфы, изобрёл арфу с двойным действием педалей (1801; этот принцип сталглавным в последующем изготовлении арф). Ф-ку впоследствии возглавлял племянникЭ. - П ь е р Э. (1794 - 1865). Фирма мн. годы существовала под назв. "Э. ,Гишар и К°", с 1960 (после объединения с фирмой "Гаво") - "Гаво - Э.".
ЭРАРСКИЙ Анатолий Александрович (1839 - 97) - рус. пианист, дирижёр, педагог. В 1887 организовал (совм. с женой) при Синодальном уч-ще в Москве детскийоркестр, для к-рого изобрёл несложные клавишные инструменты типа фисгармоний. Для этого оркестра он переложил ряд соч. П. И. Чайковского, Р. Шумана ндр. Выступал с оркестром в концертах. В 1891 - 95 преподаватель (фп. ) в Синодальномуч-ще.
ЭРАТОСФЕН Киренский (ок. 276 до н. э. - 194 до н. э. ) - др. -греч. учёный,поэт, музыкант эпохи эллинизма. Работал также в области географии, математики,астрономии, филологии, истории лит-ры и др. Исчислил натуральную малуютерцию как соотношение 6:5, остаточную часть тетрахорда - как малый целыйтон 10:9; разрабатывал интервалику тетрахорда по родам (см. Родыинтервальные) и "окраскам" (хрбям).
• Антич. муз. эстетика, вступит. очерк и собрание тексте" А. Ф. Лосева,М. , 1960.
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2016
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.