Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
& <
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V Z
Ё А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ШЁ ША ШВ ШГ ШЕ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШЭ ШЮ

ШВЯДАС Йонас (1908 - 71)



ШВЯДАС Йонас (1908 - 71) - сов. композитор, хор. дирижёр, педагог. Нар. арт. СССР (1954). Организатор (1940) и худ. рук. (до 1962) ансамбля песнии танца "Летува". В 1946 - 70 гл. дирижёр Литов. певч. праздников. С 1945преподаватель и зав. кафедрой Литов. конс. (с 1967 проф. ). Гос. пр. СССР(1950). D Для солистов, хора и орк. - оратория Песнь о Великом Октябре(1957), кантаты В честь десятилетия Сов. Литвы (1949), Цвети, СоветскаяЛитва (1960), Нямунас (1964); концерты для инстр. с орк. - для тромбона(1933), для канклес и орк. нар. иистр. (1955); произв. для орк. нар. инстр. ;инстр. пьесы; хор. и сольные песни; музыка к спектаклям драм. т-ра и к. -ф,;обработки нар. песен.
• J. Svedas. Teoriniai-metodiniai darbai. Straipsniai. . . (sudare A. Vyzintas), Vilnius, 1978.
ШЕБАЛИН Виссарион Яковлевич (1902 - 63) - сов. композитор, педагог, обществ. деятель. Нар. арт. РСФСР (1947). Д-р иск-ведения (1941). Ученик Н. Я. Мясковского. Пред, правления Моск. отд; СК (1941 - 42). В творчестве Ш. развивал традициирус. классич. музыки. Большую популярность завоевала опера "Укрощение строптивой",поставленная во мн. т-рах СССР и за рубежом, хоры на стихи А. С. Пушкинаи др. соч. Ш. завершил и отредактировал оперы "Сорочинская ярмарка" Мусоргского,"Запорожец за Дунаем" Гулак-Артемовского, "Симфонию на две рус. темы" Глинки. С 1928 (с перерывом) преподавал в Моск. конс. (с 1935 проф. , в 1940 - 41зав. кафедрой композиции, в 1942 - 48 директор). Среди учеников: Ю. М. Александров,Л. Аустер, С. А. Губайдуллина, Э. В. Денисов, Н. Н. Каретников, Т. И. Корганов,К. X. Кужамьяров; В. Кучера (ЧССР), А. А. Николаев, А. Н. Пахмутова, В. Тормис, Т. Н. Хренников, К. С. Хачатурян. Гос. пр. СССР (1943, 1947).
П Оперы - Укрощение строптивой (по У. Шекспиру, 1957, Москва), Солнценад степью (конц. исп. фрагментов, 1958, завершена в 1959); балет Минувшихдней воспоминанье (на темы М. И. Глинки; оркестрован совм. с А. Паппе,1961), балетная сюита Жаворонок (1944, Москва); муз. комедия Жених из посольства(1942, Свердловск); к а н т а т ы -Синий май, вольный край (сл. Н. Н. Асеева,1930), Москва (1946); драм. симфония Ленин (для чтеца, солистов, хора иорк. , сл. В. В. Маяковского, 1931; 2-я ред. 1959); для о р к. - 5 симф. (1925 - 621и др. ; для инстр. с орк. - концерт для скр. (1940), концертино - для скр. и струн. орк. (1932; 2-я ред. 1958), для валт. и малого орк. (1930; 2-ярей. 1959); к а м. -и н с т р. ансамбли - 9 струн. квартетов (1923 - 63);хоры a cappella на стихи А. С. Пушкина (1949), Максима Танка (1950), М. Ю. Лермонтова (1951), М, В. Исаковского (1952) и др. , хоры с сопр. фп. ;соч. для голоса с фп. ; музыка к спектаклям драм. т-ра, к. -ф. , радиопостановкам.
• В. Я. Шебалин. Лит. наследие. . . , М. , 1975, и др.
• БэлзаИ. , В. Я. Шебалин, М. - Л. , 1945; А с а ф ь е в Б. , В. Я. Шебалин,"СМ", 1962, №6; Хренников Т. , Выдающийся художник, там же; В. Я. Шебалин. Нотографич. справочник, М. , 1963; В. Я. Шебалин. Статьи, воспоминания, материалы. М. , 1970; Л истова Н, А. , В. Я. Шебалин, М. , 1982; Бонч-Осмоловская Е. К. ,В. Я. Шебалин, Л. , 1983; Памяти В. Я. Шебалина, М. , 1984: Шебалина А. , В. Я. Шебалин. Годы жизни и творчества, М. , 1989 М. Ф. Леонова.
ШЕБАЛИН Дмитрий Виссарионович (р. 1930) - сов. альтист, педагог. Нар. арт. РСФСР (1974). Сын В. Я. Шебалина. Ученик В. В. Борисовского, занималсятакже у М. Н. Тэриана. С 1952 участник Квартета им. А. П. Бородина. ПреподавательМоск. конс. (с 1969 доцент). Гос. пр. СССР (1986), Гос. пр. РСФСР (1968).
ШЕБАНОВА Татьяна Владимировна (р. 1953) - сов. пианистка. Ученица В. К. Мержанова. С 1978 солистка Москонцерта. 1-я пр. на Междунар; конкурсе музыкантов-исп. (Женева, 1976).
ШЕВАЛЬЕ (Chevalier) Морис (1888 - 1972) - франц. шансонье, композитор,поэт. С 1899 пел в кафе, мюзик-холлах. Снимался в к. -ф. , в т. ч. в Голливуде(фильм "Весёлая вдова", по оперетте Ш. Легара, и др. ), в 1950 - 60-х гг. - во франц. фильмах. Создатель своеобразных песен-скетчей ("Я сам", "Естьрадость в том" и др. ). Опубликовал "Autobiographic" (Р. , 1936), "Ma routeet mes chansons" (v. 1 - 9, P. , 1946 - 67), "C'est l'amour" (2P. ,1963).
ШЕВЕ (Cheve) Эмиль Жозеф Морис (1804 - 64) - франц. педагог, врач. Развилцифровой метод обучения музыке, созданный П. Галеном (получил назв. методГалена - Ш. ; см. также Мелопласт). В 1883 этот метод был рекомендовандля обучения пению в начальных школах Франции. В России его пропагандировалиВ. Ф. Одоевский, Г. А. Ла-рош, Г. Я. Ломакин. К. К. Альбрехт издал "Руководствок хор. пению по цифирной методе Шеве" (М. , 1868). В 20 в. метод почти неприменялся.
ШЕВЕЛЁВ (наст. фам. Шевелюхин) Николай Артемьевич (1874 - 1929) - рус. певец (баритон). Пел в хоре Т. И. Филиппова. Нек-рое время учился пению вИталии. В 1896 - 1903 солист Моск. частной рус. оперы, в 1908 - 13 и 1922 - 24 - Оперного т-ра Зимина. Выступал также в т-рах мн. городов России, в т. ч. в 1919 - 1922 - в Тбилиси. Первый исполнитель партий Грязного; Гонца("Сказка о царе Салтане"). Среди др. партий: Калашников ("Купец Калашников"Рубинштейна, первый исп. в Москве), Евгений Онегин, Мазепа. Гастролировалв странах Европы и Америки. В 1919 - 22 проф. Тбилисской конс.
ШЕВИЙЯР, Шевиллар (Chevillard) Камиль (1859 - 1923) - франц. дирижёр,пианист, композитор, педагог. Сын композитора, проф. Парижской конс. ПьераАлександра Франсуа Ш. (1811 - 77). С 1886 дирижёр орк. Об-ва новых концертов,а также руководитель орк. "Концерты оперы", после объединения обоих в орк. "Концерты Ламурё" (1897) гл. дирижёр этого оркестра. Первый исполнительряда произв. К. Дебюсси, М. Равеля, пропагандист рус. музыки. В 1914 - 23дирижёр и директор Парижской оперы. Основал трио (1895), в к-ром исполнялпартию фп. Автор орк. , кам. -инстр. , фп. произв. С 1907 проф. Парижскойконс. (класс кам. ансамбля).
ШЕВЧИК (Sevcik) Отакар (1852 - 1934) - чехосл. скрипач, педагог. УченикА. Бенневица. С 1861 концертировал как солист и ансамблист (с Э. Изаи,В. В. Пухальским). Автор скр. пьес, этюдов, обработок для скр. с фп. С1870 преподавал в разл. муз. -уч. заведениях, в т. ч. в Зальцбурге, Вене,Праге, Чикаго, Нью-Йорке, Бостоне, Лондоне, а также Харькове (1874) и Киеве(1875 - 92). Среди учеников: Я. Кубелик, Я. Коциан. Ш. принадлежат инструктивно-методич. работы, разл. пособия и сб-ки упражнений.
• Vy metal J. , О. Sevcik a jeho houslova metoda, Praha, 1904; ВaslarJ. , O. Sevcik, Praha, 1934; К u b a t N. , O. Sevcik, Praba, 1956.
ШЁЙБЕ, Шайбе (Scheibe) Иоганн Адольф (1708 - 76) - нем. муз. критик, органист,композитор. С 1736 органист в Гамбурге. В 1737 - 40 издавал еженедельник"Der critische Musikus" (факс. изд. - Hildesheim - N. Y. , 1970; рус. пер. фрагментов - в сб. "Муз. эстетика Зап. Европы XVII - XVIII вв.", М. , 1971). С 1739 капельмейстер маркграфа Кульмбахского, в 1744 - 47 ко-рол. капельмейстер,с 1766 композитор в Копенгагене. Один из известных муз. теоретиков и критиков1-й пол. 18 в. , предст. просветительского классицизма, в своих трудахШ. разрабатывал вопросы "подражания", "вкуса", а также теории композиции. В силу собств. эстетич. воззрений отрицательно относился к музыке нем. бароккои, в частности, к соч. И. С. Баха. Автор кантат, месс, песен, инстр. сонат, пьес и др.
• Rosenkaimer Е. , j. A. Scheibe als Verfasser des Critischen Musikus,Bonn, 1929.
ШЕЙБЛЕР Трувор Карлович (1900 - 60) - сов. композитор, дирижёр, фольклорист. Заел. деят. иск-в РСФСР (1957). Ученик М. О. Штейнберга (композиция). С1917 дирижёр передвижных театр, коллективов во мн. городах (Петроград,Омск, Тюмень, Пермь, Свердловск). С 1939 работал в Нальчике. В 1947 - 49худ. рук. и гл. дирижёр Кабардино-Балкар. филармонии. С 1959 пред. СК Кабардино-Балкар. АССР. Один из основоположников кабардино-бал-кар. проф. музыки. Автор первогокабардино-балкар. муз. -сценич. произв. - оперы-балета "Нарты" (по мотивамнар. эпоса, 1957, Нальчик); симф. картин "Адиюх" (1947), "Мадина" (1950);увертюр; инстр. и вок. произв. Записывал и использовал в соч. кабардино-балкар. мелодии. Написал статьи о муз. культуре Кабардино-Балкарии.
ШЕЙДТ, Ш а и д т (Scheldt) Самуэль (1587 - 1654) - нем. композитор, органист. Учился у Я. Свелинка. В 1603 - 08 органист в Галле, с 1609 придв. органист,с 1619 придв. капельмейстер, с 1628 музик-директор там же. Один из основателейсев. -нем. орг. школы, Ш. внёс большой вклад в развитие орг. хоральной обработкии орг. исполнительства. Под рук. Ш. построено неск. органов. Был крупнейшиммастером вок. -хор. музыки, подытожил традиции нидерл. полифонич. школы.
Хор. произв. - Священные песнопения (изд. Гамбург, 1620), Священныеконцерты (там же, 1622), (Новые) Духовные концерты (4 сб-ка. Галле, 1631 - 40);Муз. игры (3 сб-ка танцев, Гамбург, 1621 - 27), 70 симфоний в концертнойманере (Лейпциг, 1644) для разл. иистр. с basso continue; для органа - Новая табулатура (Гамбург, 1624), Табулатурная книга (Гёрлитц, 1650) идр.
Gesamtausgabe der Werke S. Scheidts, hrsg. von G. Harms und Ch. Mahrenholz,Bd 1 - 16, Hamb. , 1923 - 62.
• MahrenholzCh. , S. Scheldt. Sein Leben und seine Werke, 2Lpz. ,1968.
ШЕЙКА - конструктивная деталь мн. струнных смычковых, а также щипковых(гл. обр. лютневого типа) инструментов. Крепится к корпусу или составляетс ним целое. Заканчивается головкой. Верх, сторона плоская, у мн. инструментовслужит и грифом (лютня, мандолина, бандура и др. ); у ряда инструментовгриф наклеивается на Ш. Ниж. сторона округлая (для удобства скольжениялевой руки).
ШЕЙН, Шайн (Schein) Иоганн Герман (1586 - 1630) - нем. композитор, педагог. С 1599 пел в Дрезденской придв. певч. капелле. С 1616 кантор Томаскирхев Лейпциге, преподавал пение и латынь в Томасшуле. Среди учеников: поэтЛ. Флеминг, комп. Г. Альберт. Ш. , наряду с Г. Шютцем и С. Шейдтом, - крупнейшийкомпозитор Германии 17 в. Одним из первых соединил завоевания итал. музыки,творч. принципы О. Лассо с нац. нем. традициями, в т. ч. в жанрах мадригалаи духовного концерта. Автор 4 - 6-гол. обработок протестантских хоралов "Канционал"(изд. Лейпциг, 1627) и светских 1 - 3-гол. песен в сопр. генерал-баса. Средисветских соч. : "Лесная музыка" (изд. в 3 частях, там же, 1621, 1626, 1628);3-гол. нем. песни, развивающие традиции итал. вилланеллы и концерта длянебольшого состава; инстр. , преим. танцевальные (сб-к "Banchetto musicale",1617), соч. A J. H. Schein. Sgmtliche Werke, hrsg. von A. Prflfer, Bd 1 - 7, Lpz. , 1901 - 1923; Neue Ausgabe sa'mtlicher Werke, hrsg. von A. Adrio,Kas. , 1963 - .
• PrBfer A. , J. H. Schein, Lpz. , 1895; e г о ж e, J. H. Schein und dasweltliche deutsche Lied des 17. Jg. , Lpz. , 1908, 2Walluf [beiWiesbaden], 1973.
ШЕЙНИН Егошуа (Еошуа) Павлович (по уточнённым данным, 1890 - 1948) - сов. хор. дирижёр, композитор. Засл. арт. УССР (1934). Засл. деят. иск-в РСФСР(1947). Чл. КПСС с 1945. Организатор (1929) и руководитель Евр. вок. ансамбля(в 1934 - 39 засл. капеллы УССР "Евоканс"). С 1941 худ. рук. ряда ансамблейпесни и пляски Сов. Армии. Автор хор. соч. , обработок для хора и др.
ШЕЙТ, Ш а и т (Scheit) Карл (р. 1909) - австр. гитарист, композитор,педагог. С 1929 концертировал во мн. странах. Автор обработок для гитары. В 1938 - 58 преподавал игру на гитаре в Венской конс. (с 1952 проф. ), Муз. академии и на междунар. летних курсах в ФРГ. Издал (совм. с Э. Шаллером)уч. пособие "Lehrwerk fur die Gitarre" (Bd 1 - 5, W,, 1939 - 41, переизд. - 1960).
ШЁК (Schoeck) Отмар (1886 - 1957) - швейц. композитор, дирижёр, пианист. Ученик М. Регера (композиция) и др. Дирижировал хорами в Цюрихе, в 1917 - 44 - симф. концертами в Санкт-Галлене. Один из крупнейших швейц. композиторов20 в. Стиль Ш. сочетает романтич. и неоклассицистич. традиции. Автор песен(ок. 400), в т. ч. для солиста, хора и орк. : "Почтальон" (1909), "Заживопогребённый" (1921, поев, событиям 1-й мировой войны 1914 - 18). Среди др. соч. : оперы "Пентесилея" (1927), "Массимилла Дони" (по О. Бальзаку, 1937,обе - Дрезден) и др. ; кантаты; симф. произв. ; концерты с орк. - для скр. (1912), для влч. (1947), для валт. (1951); кам. -инстр. ансамбли; музыкак спектаклям драм. т-ра. В Цюрихе организовано Об-во Ш.
• О. Schoeck, Werkverzeichnis, Z. , 1972.
ШЕЛИГОВСКИЙ (Szeligowski) Тадеуш (1896 - 1963) - польск. композитор, педагог. Ученик 3. Яхимецкого (музыковедение), Н. Буланже (композиция). В 1947 - 50рук. оперной школы и филармонии в Познани. В 1951 - 54 пред. СК ПНР. Средисоч. : оперы, в т. ч. "Бунт жаков" (1951, Вроцлав); опера-оратория; балеты;кантата; произв. для орк. ; концерты с орк. ; кам. -инстр. ансамбли. С 1950проф. консерватории в Познани, с 1951 - в Варшаве. Гос. пр. ПНР (1950,1951).
ШЕЛЬДЕРУП, Скьеллеруп (Schjelderup) Герхард (1859 - 1933) - норв. композитор,муз. писатель. Ученик Ж. Массне, Ф. Мотля и др. Один из первых норв. оперныхкомпозиторов. Среди соч. : 6 опер, в т. ч. "Норвежская свадьба" (1900, Прага;2-я ред. 1921, Осло); балет "Чудесный рог" (1905, Осло); 2 симфонии. Подред. У. М. Санвика и Ш. издана первая работа по истории норв. музыки ("Norgesmusikhistorie", Kristiania, 1921). Автор первой полной биографии Э. Грига.
ШЕЛЮТО (Szeluto) Аполинарий (1884 - 1966) - польск. композитор, пианист. Ученик Р. Статковского и 3. Носковского (композиция). Концертировал. Участникгруппы "Молодая Польша". Среди соч. : 14 опер; балеты; 25 симф. (1920 - 45),симф. поэмы ("Макбет", 1933, и др. ); концерты с орк. , в г. ч. 5 дляфп. (1937 - 44); кам. -инстр. ансамбли.
ШЕН - см. Шэн.
ШЁНБЕРГ (Schonberg) Арнольд (1874 - 1951) - австр. композитор, педагог,муз. теоретик, дирижёр, художник. Глава новой венской школы. ФормированиюШ. как проф. музыканта способствовали муз. традиции семьи, изучение классич. наследия, занятия с А. Цемлинским. С 1895 дирижёр (в т. ч. руководительхора рабочих-металлистов в Штоккерау близ Вены), затем преподаватель теориии композиции в консерватории Штерна в Берлине. В 1903 - 24 жил гл. обр. вВене. С 1925 проф. композиции в Прусской академии иск-в в Берлине. В 1933эмигрировал; с 1934 жил в Лос-Анджелесе (работал как композитор и педагог). Среди учеников: А. Берг, А. Веберн, X. Эйслер, Э. Веллес, X. Э. Апостель,Г. Кауэлл. Автор муз. -теоретич. работ и критич. статей.
Творчество Ш. - одного из крупнейших композиторов 20 в. - сформировалосьпод воздействием эстетики символизма, австро-нем. позднего романтизмаиэкспрессионизма и ярко выразило противоречивость совр. эпохи. Еготворч. путь - образец непрестанных поисков в области муз. языка и средстввыразительности. Обновление традиц. норм и приёмов композиц. техники обусловленосвоеобразием содержания, образного строя музыки Ш. Социально-историч. действительностьпреломилась в иск-ве композитора сквозь призму остро субъективного, трагич. мировосприятия, порождённого социальными катаклизмами 20 в. Ш. - основательметода додекафонии, являющегося закономерным результатом упорядоченияатональностив строгую систему композиции. Целенаправленно проводя этот метод всвоём творчестве, Ш. , однако, не декларировал его в своих работах по муз. теории. В муз. -критич. статьях Ш. подчёркивал связь своего метода с традицияминем. муз. классики и подчинённость художеств. задачам. В соч. "романтического"периода (1897 - 1908; струн. секстет "Просветлённая ночь", симф. поэма "Пеллеаси Мелизанда", кантата "Песни Гурре" и др. ) Ш. ещё следовал традициям И. Брамса, Р. Вагнера, Г. Малера, Р. Штрауса. Но уже и здесь проступало стремлениек предельной хроматизации гармонии, сплошной полифонизации и тематизациимуз. ткани, повышению экспрессивного накала музыки. Эти тенденции привелиШ. к использованию атональности в соч. (3 фп. пьесы, 5 орк. пьес, монодрама"Ожидание", все - 1909), ознаменовавших начало "атонального" периода (до1920). Экспрессионистич. черты обострились в соч. этого времени (атмосферастраха и тревожных предчувствий в монодраме "Ожидание", порывы экзальтации,гротескная деформированность образов в цикле мелодрам "Лунный Пьеро", 1912). Для передачи разл. психич. состояний (начиная с "Лунного Пьеро") Ш. постоянноиспользовал новые приёмы мелодекламации и т. н. речевого пения (Sprechstimme,Sprechgesang), получившие распространение в вок. музыке 20 в. Продолжаяв атональных соч. поиск строгого организующего принципа в звуковысотностии форме, Ш. в Сюите для фп. (1921 - 23) впервые полностью реализует методдодекафонии. В последующих соч. "додекафонного" периода (после 1920; Вариациидля орк. , 1928; 3-й и 4-й струн. квартеты, 1927, 1936; концерты - для скр. с орк. , 1936, для фп. с орк. , 1942) Ш. развил свою композиц. технику, гибкосочетая её с тональным письмом и классич. формами (рондо, вариации, сонатнаяи полифонич. формы), достигая высокого контрапунктич. мастерства и изобретательностив варьировании муз. материала. Откликом на события 2-й мировой войны 1939 - 45стали драматичные "Ода Наполеону" (1942) и кантата "Уцелевший из Варшавы"(1947), проникнутые гуманистич. протестом. В неоконч. соч. Ш. на библейскиесюжеты (оратория "Лестница Иакова" и опера "Моисей и Аарон") в форме религ. притчи выражены острые нравственно-философские коллизии. Творчеству и эстетикеШ. свойственна противоречивость (сочетание радикального новаторства в муз. средствах со стремлением следовать классич. традициям, высокой эмоц. возбуждённостимузыки с её рационалистич. конструктивизмом, мрачно-трагич. колорита сбольшой этич. и эстетич. силой воздействия), отражающая раздвоенность сознанияи мировоззрения композитора. Творчество Ш. оказало значит. влияние на муз. иск-во 20 в. ; разработанный им метод стимулировал развитие муз. сериализма(см. Сериальность, Серийная техника. Серия).
Оперы - Счастливая рука (1913, Вена), монодрама Ожидание (1909; пост. 1924, Прага), С сегодня на завтра (1929; пост. 1930, Франкфурт-на-Майне),Моисей и Аарон (1932, не окончена; 1954, радио Гамбурга; пост. 1957, Цюрих);длясолистов, хора и орк. - оратория Лестница Иакова (неоконч. ); кантаты - ПесниГурре (1911), Уцелевший из Варшавы (1947) и др. ; для голоса с инстр. ансамблем - Побеги сердца (1911), Лунный Пьеро (1912), Ода Наполеону (1942); дляорк. - симф. поэма Пеллеас и Мелиэанда (1903; 2-я ред. 1918), 2 камерныесимфонии (1906, 1939) и др. ; концерты с орк. - для скр. (1936), для фп. (1942); кам. -инстр. ансамбли - Фантазия для скр. и фп. (1949), струн. трио(1946), 4 струн. квартета (1905 - 36), квинтет для дух. инстр. (1924), струн. секстет Просветлённая ночь(1899) и др. ; для голоса с фп. - 15 стихотворенийиз "Книги висячих садов" (1909), песни, баллады; для хора a cappella - Мир на земле(1907), 3 нем. нар. песни 15 - 16 вв. (1928), Трижды по тысячелет (1949), De profundis (1950) и др. ; пьесы для фп. ; обработки соч. др. авторов. A Gesamtausgabe, АЫ. 1 - 8, W. - Mainz, 1966 - 88 - (вышло 19 тт. разл. серий). • Проблемы преподавания иск-ва, в сб. : Муз. альманах, [пер. с нем. 1,М. , 1914; Моя эволюция, [пер. с нем. ), в сб. : Зарубежная музыка XX в. (Материалын документы). Сост. И. В. Нестьев, М. , 1975; Harmonielehre, W. , 1911, Lpz. ,1977; Models for beginners in composition, N. Y. , 1942; Style and idea,N. Y, 1950; Preliminary exercises in counterpoint, L. , 1963; Sch5pferischeKonfessionen, Z. , 1964; Fundamentals of musical composition, L. , 1967;Berliner Tagebuch, Fr. /M. - в. - W. , 1974; A. Schunberg. Gedenkausstellung1974, W. , 1974.
• Briefe, Mainz, 1958; Briefwechsel A. SchSnberg - F. Schreker, Tutzing,1974; Der Briefwechsel zwischen A. Schenberg und F. Busoni, В. , 1979.
• Соллертинский И. , А. Шёнберг, Л. , 1934; Э и с л е р Г. , А. Шёнберг,в сб. : Избр. статьи музыковедов ГДР, [пер. с нем. ], М. , 1960; ШнеерсонГ. , О письмах Шёнберга, в сб. : Музыка и современность, в. 4, М. , 1966;Холопов Ю. , О трёх заруб. системах гармонии, там же; Л а у л Р. , О творч. методе А. Шёнберга, в сб. : Вопросы теории и эстетики музыки, в. 9, Л. ,1969; П а в л и ш и н С. , Творчество А. Шёнберга, 1899 - 1908 гг. , в сб. :Музыка и современность, в. 6, М. , 1969; Шахназарова Н. , Об эстетич. взглядахШёнберга, в сб. : Кризис буржуазной культуры и музыка, в. 2, М. , 1973; еёж е, А. Шёнберг. "Стиль и идея", в её кн. : Проблемы муз. эстетики. . . , М. ,1975; Назарова В. , Г. Эйслер и А. Шёнберг, в сб. : Проблемы истории австро-нем,музыки. Первая треть XX в. , М. , 1983; Кон Ю. , Шёнберг, в кн. : Музыка XX'в. ,ч. 2, кн. 4, М. , 1984; A. Schonberg, [сб. ], Milnch. , 1912; A. Schonberg,[сб. 1, N. Y. , 1937; Leibоwitz R. , Schonberg et son ecole. P. , 1947; StuckenschmidtН. Н-, A. Schonberg, Z. , 1951, 21957, нов. изд. - Z. , 1974;Wellesz E. , The origins of Schonberg's twelve-tone system, Wash. , 1958;Rufer J. , Das Werk A. SchSnbergs, Kas. , 1959; В г i n k m a n n R. , A. Schfinberg: drei Klavierstucke op. 11. Studien zur fruhen Atonalitit beiSchonberg, Wiesbaden, 1969; Maegaard J. , Studien zur Entwicklung des dodekaphonenSatzes bei A. Schonberg, Bd 1 - 2, Cph. , 1972; Reich W. , A. Schonberg OderDer konservative Revolutionar, 2Munch. , 1974; S t e p h a nR. , A. Schonberg, W. , 1976; P f i s t e г e r M. , Studien zur Kompositionstechnikin den fruhen atonalen Werken von A. Schfinberg, Stuttg. , 1978; D a h Ih a u s K. , Schonberg und andere, Mainz, 1978; A. Schonberg - W. Kandinsky,Salzburg, 1980; A. Schonberg [сб. [, Munch. , 1981.
ШЕНДЕРОВИЧ Евгений Михайлович (р. 1918) - сов. пианист, композитор,педагог. Засл. арт. РСФСР (1981). Ученик М. Я. Хальфина, Л. В. Николаева,О. К. Калантаровой (фп. ). Выступает в ансамблях с советскими, в т. ч. сЕ. Е. Нестеренко, и заруб. певцами. Автор фп. пьес, романсов и др. С 1959преподаватель Ленингр. , с 1976 - Моск. (классы концертмейстерского мастерстваи вок. ансамбля; с 1986 проф. ) конс.
ШЁНЕВОЛЬФ (Schonewolf) Карл (1894 - 1962) - нем. музыковед (ГДР). Работалкак муз. критик в Дрездене, Гамбурге, Вроцлаве, с 1947 - в Берлине. Автормонографий о Ф. Шуберте (Берлин, 1953), Л. Бетховене (т. 1 - 2, там же, 1955);редактор и автор отд. разделов путеводителя по симф. музыке ("Konzertbuch. Orchestermusik", Tl 1 - 2, В. , 1958 - 60, Tl 1, 2, Lpz. , 1965).
ШЕНК Пётр Петрович (1870 - 1915) - рус. композитор, пианист. Концертировалкак пианист и дирижёр, преим. с исполнением собств. соч. Инициатор созданияОб-ва рус. композиторов (1910-е гг. ; его пред. ). Среди соч. : оперы, в т. ч. "Чудо роз" ("Дочь иных веков", 1913, Петербург); балет "Синяя Борода"(1896, там же); 4 симфонии, симф. поэма "Геро и Леандр"; кам. -инстр. ансамбли;фп. произв. ; хоры; романсы.
ШЕНК (Schenk) Эрих (1902 - 74) - австр. музыковед. Чл. Австр. АН (1946). Ученик Г. Адлера, Р. Лаха, А. Шеринга. Преподавал, с 1938 проф. , в 1957 - 58ректор Венского ун-та. С 1964 през. Австр. об-ва музыковедения. Внёс значит. вклад в муз. -историч. науку, в т. ч. по проблемам муз. стилей. Опубл. рядмуз. -историч. материалов, с 1942 продолжил изд. "ОТО". Был одним из рук. австр. секции Муз. совета ЮНЕСКО.
• 950 Jahre Musik in Osterreich, W. , [19461; Kleine Wiener Musikgeschichte,W. , 1947; Ausgewahlte Aufsatze. . . , Graz, 1967; Mozart. Eine Biographic,Munch. , 1983.
ШЁНКЕР (Schenker) Генрих (1868 - 1935) - австр. муз. теоретик. Учился уА. Брукнера. Выступал как муз. критик, аккомпаниатор, преподавал муз. -теоретич. предметы и игру на фп. Разработал метод анализа, основанный на выявлениии соотнесении уровней-слоев структуры муз. произв. (см. Редукции метод). Опубликовал(с комментариями) выверенные по автографам соч. И. С. Баха, К. Ф. Э. Баха,фп. сонаты Л. Бетховена. Автор муз. произв.
• Em Beitrag zur Ornamentik als Einfuhrung zu Ph. Em. Bachs Klavierwerken,W. , [1903],21908,переизд. - W. - L. , 1954;NeuemusikaIischeTheorienundPhantasi. en, Bd 1 - 3, Stuttg. - В. , 1906 - 35, переизд. - 1956 - 78; Instrumentation-Tabelie;W. , 1908 (под псевд. A. Niloff); Der Tonwille, H. 1 - 10, W. , 1921 - 24;Das Meisjerwerk in der Musik, Bd 1 - 3, Munch. , 1925 - 30, переизд. - Hildesheim - N. Y. , 1974, и др.
• Холопов Ю. Н. , Муз. -эстетич. взгляды X. Шенкера, в сб. : Эстетич. очерки,в. 5, М. , 1979; Forte A. , Schenker's conception of musical structure, "Journalof Music Theory", 1959, april, v. 3, № 1; Forte A. , Gilbert S. E. , Introductionto Schenkerian analysis, N. Y. - L. , 1982.
ШЕНШИН Александр Алексеевич (1890 - 1944) - сов. композитор, дирижёр, педагог. Осн. область творчества - произв. для муз. т-ра: опера "О'Тао" (1927),балеты "Античные пляски" ("Дионис", 1933, Москва), "Кармен" (1935, тамже), оперетта "Двенадцатая ночь" (1939, там же). Среди соч. также кам. -инстр. ансамбли, соч. для фп. , для голоса с фп. и др.
• Беляев В. , А. А. Шеншин, М. , 1929.
ШЕРАМ (наст. имя и фам. Грикор Карапетович Талян) (1857 - 1938) - арм. поэт-певец (гусак; см. также Ашуг). Основоположник совр. гусанскоготворчества. Положил начало новому этапу развития арм. нар. -проф. иск-ва. Принцип Ш. "каждой новой песне - новую мелодию" стал ведущим в творчествесов. гусанов. Автор любовно-лирич. песен. Создал песню, поев. К. Марксу(1905). Издан ряд сб-ков с текстами его песен.
• М а н у к я н М. , Гусаны Армении, М. , 1977, с. 17 - 40.
ШЕРЕМЕТЕВ Александр Дмитриевич (1859 - 1931), граф, - рус. муз. -обществ. деятель, меценат. Создал симф. оркестр (1882), восстановил хор. капеллу,существовавшую при его прадеде с 50-х гг. 18 в. , учредил "Общедоступныесимф. концерты" (1900, в 1910 - 17 бесплатные; участвовал в них как дирижёр)и Муз. -историч. об-во (1910), устраивавшее конц. исполнение опер, а такжебесплатные лекции-концерты по истории музыки. С 1918 жил за рубежом.
ШЕРИНГ (Schering) Арнольд (1877 - 1941) - нем. музыковед, педагог. УченикИ. Иоахима (скр. ), О. Флейшера, К. Штумпфа, Г. Кречмара (музыковедение)и др. Выступал с муз. -критич. статьями в периодич. изданиях. В 1903 - 05редактор "NZfM", в 1904 - 39 - "Bach-Jahrbuch". С 1907 доцент Лейпцигскогоун-та, с 1915 проф. Лейпцигской конс. , с 1928 - Берлинского ун-та. Редактормн. книжных и нотных изд. , крупнейший специалист в области истории музыкии эстетики. Инициатор серий публикаций старинной музыки. Автор "Geschichteder Musik in Beispielen" (Lpz. , 1931, переизд. - 1972), трудов о И. С. Бахе, Л. Бетховене, Ф. Шуберте, о развитии муз. жанров, о музыке бароккои истории исполнит. практики ("Auffuhrungspraxis alter Musik", Lpz. ,1931, 3Wilhelmshaven, 1975) и др.
• Von Wesen der Musik: Ausgewahlte Aufsatze, Stuttg. , 1974.
ШЕРИНГ (Szeryng) Генрик (1918 - 88) - мекс. скрипач, педагог. Учился вВаршаве, Берлине, Парижской конс. Гастролировал во мн. странах (в СССРв 1961, 1965). Разнообразный репертуар включал также произв. сов. композиторов. С 1946 проф. муз. ф-та Нац. ун-та в Мехико. Представитель Мексики в ЮНЕСКО(с 1975).
ШЕРХЕН (Scherchen) Герман (1891 - 1966) - нем. дирижёр, педагог, муз. -обществ. деятель (ФРГ). С 1914 дирижёр Рижского симф. орк. С 1918 жил в Берлине,основал муз. об-во "Neue Musikgesellschaft" и струн. квартет ("Шерхен-квартет"). Издавал журн. "Melos" (1919 - 21). Выступал как симф. и хор. дирижёр в странахЕвропы (в СССР в 1927, 1933). Пропагандист совр. музыки, особенно А. Шёнберга. В 1933 эмигрировал. В 1950 основал в Цюрихе муз. изд-во "Ars viva" (в 1953приобретено изд-вом Шотта и переведено в Майнц). Автор муз. произв. , учебниковпо дирижированию.
ШЕСТАКОВА Людмила Ивановна (1816 - 1906) - муз. деятель. Сестра М. И. Глинки. После смерти Глинки пропагандировала его творчество, содействовалаувековечению памяти композитора. По её настоянию прах Глинки был привезёнв Россию и погребён в Петербурге. Издала на свои средства ряд его произв. ,организовала музей Глинки в Мариинском т-ре (ныне - фонд музея в Ин-тет-ра, музыки и кинематографии). Написала воспоминания о Глинке, в т. ч. "Последние годы жизни и кончина М. И. Глинки" (в кн. : "Глинка в воспоминанияхсовременников", М. , 1955).
"ШЕСТЁРКА" ("Le Groupe de Six" - "Группа Шести") - содружество франц. композиторов кон. 1910-х - сер. 30-х гг. В "Ш." входили Л. Дюрей, Д. Мийо,А. Онеггер, Ж. Орик, Ф. Пуленк, Ж. Тайфер. Наименование возникло по аналогиис рус. "пятёркой" (как наз. во Франции "Могучую кучку"). Идейнымвдохновителем и лит. глашатаем "Ш." был писатель и художник Ж. Кокто, выступавшийпротив эстетики муз. импрессионизма. Существ, влияние на группуоказал Э. Сати. Участников "Ш." объединяло стремление к новым принципамкомпозиции, но они не имели единой художеств. программы.
• Дюмениль Р. , Совр. франц. композиторы группы "Шести", (пер. с франц. ),Л. , 1964; Hurard-Viltard E. , Le grouppe des Six. . . , P. , 1987.
ШЕТЕЛИХ (Schetelich) Вольфганг (р. 1919) - нем. органист (ГДР), педагог. Ученик Г. Рамина. С 1936 работал в Дрездене, затем - в Лейпциге, где преподаётв Высш. муз. школе (с 1978 проф. ). Известен как интерпретатор орг. соч. И. С. Баха. Эксперт по строительству и реставрации органов (неоднократноприглашался в СССР).
ШЕФФЕР (Schaeffer) Пьер (р. 1910) - франц. инженер-акустик, композитор,педагог. Работал в системе Франц. радио (с 1934). Изобретатель т. н. конкретноймузыки. Использовал акустич. эффекты, возникающие при разл. методахзаписи и воспроизведения звука (манипуляции с магнитофонами, синтезаторами). В 1948 создал при Франц. радио "Группу муз. исследований" (экспериментировалив области конкретной музыки). В 60-х гг. отошёл от теории и практики конкретноймузыки, выступил с её критикой. Среди соч. (мн. совм. с П. Анри): "Симфониядля одного человека" (1950); оперы для голоса и магнитофонной ленты "Орфей51", "Орфей 53"; балет "Ноктюрн о железных дорогах" (1959); музыка к к. -ф,С 1968 проф. Парижской конс.
ШЕФФЕР Тамара Васильевна (р. 1909) - сов. музыковед. Канд. иск-ведения(1949). Чл. КПСС с 1953. В 1959 - 70 работала в Ин-те иск-ведения, фольклораи этнографии АН УССР. Автор книг, статей, поев. укр. муз. культуре, в т. ч. "Лев Ревуцький" (Кит, 1958, на укр. яз. , 1982, на рус. яз. ).
ШЕХТЕР Борис Семёнович (1900 - 61) - сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в Туркм. ССР (1944). Канд. иск-ведения (1935). Чл. КПСС с 1940. УченикН. Я. Мясковского и др. Автор первого сов. симф. произв. , осн. на турки,мелодиях, - сюиты "Туркмения" (1932). Среди др. соч. : оперы "1905 год"(совм. с А. А. Давиденко, 1935; 2-я ред. 1955), "Пушкин в изгнании" ("Пушкини Мария Раевская", 1958, Москва); 3 кантаты, в т. ч. "Домик в Шушенском";5 симф. (1929 - 51), симф. поэма "Слушай!" (1955); кам. -инстр. произв. ; музыкак спектаклям драм. т-ра; обработки революц. песен и песен Гражданской войны. В 1929 - 41 преподавал в Моск. конс. (с 1934 доцент).
ШИАЛТЫШ (мар. , от шияш - сильно дуть) - мар. пастушеская свистковаяфлейта. Ствол из дягиля (зонтичное растение), бамбука, ныне также из металла,пластмассы. Дл. 400 - 600 мм. Верх. конец имеет косой срез, возле него - свистковое отверстие. На лицевой стороне ствола 2 - 6 пальцевых отверстий. Тембр мягкий, прозрачный в низком регистре, резковатый, свистящий - в высоком. Ш. гл. обр. сольный инстр. , на нём обычно исполняют лирич. мелодии. Родств. инструменты - курай, сыбызгы, ачарпын.
ШИГАЕВ ДАУЛЕТКЕРЁЙ - см. Даулеткерей Шигаев.
ШИКАНЁДЕР (Schikaneder) Эмануэль (наст. имя и фам. Иоганн Йозеф Шиккенедер,Schickeneder) (1751 - 1812) - нем. актёр, певец, режиссёр, либреттист, театр,деятель, композитор. С 1773 актёр, затем директор странств. трупп, выступалво мн. городах Австрии и Германии, в т. ч. в 1780 - 81 - в Зальцбурге, гдепознакомился с В. А. Моцартом. С 1781 работал в Пресбурге (ныне - Братислава),создал свою труппу, в 1784 - 86 - в Вене. В 1789 рук. "Фрайхаузтеат-ра" вВидене (близ Вены), в к-ром поставил ряд пьес, нем. опер и зингшпилей. В 1801 - 06 один из рук. т-ра "Ан дер Вин" (Вена), в 1807 - 09 рук. т-рав Брюнне (ныне - Брно). Автор св. 40 либретто опер и зингшпилей разл. композиторов(в т. ч. "Волшебной флейты"), св. 50 комедий и др. драм. произв. Первыйисполнитель роли Папагено.
• Komorzynski E. , E. Schikaneder. . . , 3W. , 1951; Honolka К. ,Papageno. E. Schikaneder, der groBe Theatermann der Mozart-Zeit, Salzburg - W. , 1984.
ШИЛГАЛИС Костас (р. 1923) - сов. певец (баритон). Нар. арт. Литов. ССР(1970). Чл. КПСС с 1950. В 1949 - 76 солист Литов. т-ра оперы и балета. С1976 зам. гл. ред. муз. редакции Радио, с 1979 гл. ред. муз. редакции ТВЛитов. ССР. Среди партий: Евгений Онегин, Мазепа, Демон, Князь Игорь, Амонасро,Риголетто, Жермон, Эскамильо; Сакалас ("Мерите" Рачюнаса), Витаутас, Удрис("Два меча", "Пиленай" Кловы). Выступал в концертах. Гастролировал за рубежом. Автор (совм. с Г. Астраускасом либретто оперы "На распутье" Палтанавичюса.
ШИЛЛИНГС (Schillings) Макс фон (1868 - 1933) - нем. композитор, дирижёр. В 1919 - 24 и 1933 директор Нем. гос. оперы в Берлине, в 1910 - 20 пред. Всегерм. муз. союза, с 1932 - Прусской академии иск-в. Среди учеников - В. Фуртвенглер. Автор опер (в т. ч. "Мона Лиза", 1915, Штутгарт). В своём творчестве ориентировалсяна традиции Р. Вагнера и Р. Штрауса. Среди др. соч. : орк. и кам. -инстр. произв. ; хоры; песни.
ШИМАНОВСКАЯ (Szymanowska; урожд. - Воловская, Wotowska) Мария (МарцианаАгата) (1789 - 1831) - польск. пианистка, композитор, педагог. С 1810 выступалакак пианистка во Франции, Польше, Великобритании, Германии, Италии, России. С 1828 жила в Петербурге, много концертировала, вела пед. деятельность. Игра Ш. отличалась кантиленностью и в то же время виртуозным блеском. Каккомпозитор Ш. сыграла видную роль в формировании нац. стиля в польск. музыкедошопеновского периода. Автор ок. 100 инструментальных и ок. 20 вок. произв. Способствовала формированию жанров фп. миниатюр (мазурки, ноктюрна), получившихдальнейшее развитие в творчестве Ф. Шопена.
• Б э л э а И. , М. Шимановская, М. , 1956.
ШИМАНОВСКИЙ (Szytnanowski) Кароль (1882 - 1937) - польск. композитор,пианист, педагог, муз. критик, обществ. деятель. Родился и вырос на Украине. Состоял в родстве с семьями рус. музыкантов Нейгаузов и Блуменфельдов. Игре на фп. обучался под рук. отца, позднее под рук. дяди - Г. В. Нейгауза. Брал уроки композиции в Варшаве у 3. Носковского. Чл. "Молодой Польши". Жилв Берлине, Вене, России, с 1919 - в Польше. В 1926 - 29 проф. и директорВаршавской конс. Гастролировал как солист и ансамблист с исполнением собств. соч. (в СССР в 1933).
Ш. - один из крупнейших польск. композиторов, создатель совр. нац. комп. школы. Продолжая романтич. традиции Ф. Шопена и А. Н. Скрябина и используядостижения импрессионизма, элементы старинной музыки, Ш. пришёлк самобытно-нац. стилю, органично сочетающему польск. муз. фольклор с выразит,средствами совр. музыки. Автор романа "Эфеб" (рукопись не сохранилась),статей о польск. и зап. -европ. музыке и др.
Оперы - Хагит (1913; 1922, Варшава), Король Рогер (1926, там же); балеты - Мандрагора (дивертисмент-пантомима к "Мещанину во дворянстве" Мольера,1920, Варшава), Разбойники (1934, Прага); оперетта Лотерея мужей, или Жених№ 69 (1909) ;для солистов, хора н орк. - кантаты Деметра (Персефона), Агава(обе - 1917), Stabat mater (1926) и др. ; для орк. - 4 симф. (1917 - 32) идр. ; 2 концерта для скр. с орк. (1916, 1933); к а м. -и нет р. ансамбли - фп. трио (1907), 2 струн. квартета (1917, 1927); для скр. с ф п. - соната(1904), Мифы (3 поэмы, 1915), Ноктюрн и тарантелла (1915), 3 каприса Паганини(1918), Романс (1920), Колыбельная (1925) и др. ; для голоса с орк. - песниСаломеи (1907; 2-я ред. 1912).
Пентесилея (1908; 2-я ред. 1912) и др. ; произв. для хора a cappella;для ф п. , вт. ч. Метопы (3 поэмы, 1915), 20 мазурок (1924 - 26); обработкипольск. нар. песен и др. ; романсы на слове польск. , рус. и нем. поэтов;песни, в т. ч. циклы Песни безумного муэдзина (1918), Курпёвские песни (1932);музыка к спектаклям драм. т-ра и др.
ШИМКУС Стасис (1887 - 1943) - литов. композитор, дирижёр, муз. -обществ. деятель. Ученик А. К. Лядова, М. О. Штейнберга, Я. Ви-тола. Организовалряд литов. хоров (в Петербурге, городах Литвы, а также в США). В 1923 основалв Клайпеде муз. школу (был её директором до 1930). В 1930 - 33 дирижёр Каунасскогооперного т-ра. Организатор Комиссии по собиранию литов. нар. песен (1934). После 1940 Ш. - активный строитель литов. сов. муз. культуры. Ш. - предст. нац. романтизма. Среди соч. : опера "Деревня у поместья" (1941); кантаты"Прощанье с Родиной" (1916), "Здравствуй, Родина" (1934); симф. поэма "Нямунас"(1930); произв. для фп. ; хоры; песни, дуэты; обработки литов. нар. песен.
• St. Simkus. Straipsniai, dokumentai, laiSkai, amzininkij, atsiminiamai,Vilnius, 1967; Stasys Simkus. Albumas, Vilnius, 1988.
ШИММИ (англ, shimmy, букв. - рубашка) - бальный танец амер. происхождения. Назв. связано с характерными движениями танцоров, словно пытающихся стряхнутьс плеч свои рубашки. Был популярен в нач. 1910 - 20-х гг. в США. Муз. размерС или 2/4. Черты Ш. воспроизведены П. Хиндемитом в одноим. пьесе его фп. сюиты "1922".
ШИНДЛЕР (Schindler) Антон (1798 - 1864) - нем. скрипач, дирижёр, муз. писатель. С 1822 скрипач и руководитель оркестра "Йозефштадттеатра", в 1825 - 27 - "Кернтнертортеатра" в Вене. Секретарь Л. Бетховена (предположительно с 1819),первый его биограф, автор фундаментальной монографии о композиторе. В 1846Корол. б-кой в Берлине приобретено у Ш. собр. автографов Бетховена (значит,часть его "разговорных тетрадей" Ш. уничтожил).
• Biographic von L. van Beethoven, Munster, 1840, переизд. - Hildesheim,1970.
ШИРИНСКИЙ Василий Петрович (1901 - 65) - сов. скрипач, дирижёр, композитор,педагог. Нар. арт. РСФСР (1965). Ученик Д. С. Крейна (скр. ), Н. Я. Мясковского(композиция). Один из основателей (1923) и 2-я скрипка Квартета им. Л. Бетховена (ранее - квартет Моск. конс. ), в составе к-рого гастролировалза рубежом. С 1930 дирижёр Большого симф. орк. Центр. ТВ и радиовещания,с 1932 - орк. Оперного т-ра им. К. С. Станиславского. Д. Д. Шостаковичпосвятил памяти Ш. 11-й струн. квартет (1965). Автор опер, симфоний, кам. -инстр. произв. , музыки к спектаклям драм. т-ра, радиопостановкам и к,-ф. С 1939преподаватель классов квартета и чтения партитур Моск. конс. (с 1950 проф. ,с 1957 зав. кафедрой кам. ансамбля и квартета). Гос. пр. СССР (1946).
ШИРИНСКИЙ Сергей Петрович (1903 - 74) - сов. виолончелист, педагог. Нар. арт. РСФСР (1965). Брат В. П. Ширинского. Ученик А. А. Брандукова. С 1920в орк. Большого т-ра, в 1923 - 32 (одноврем. ) - в Персимфансе. С 1923участник Квартета им. Л. Бетховена. Первый исполнитель мн. произв. сов. композиторов для виолончели. Д. Д. Шостакович посвятил Ш. 14-й струн. квартет(1973). Выступал с крупнейшими исполнителями 20 в. , в т. ч. с дирижёромЛ. Стоковским, пианистами К. Н. Игумновым, М. В. Юдиной. С 1931 преподавалв Моск. конс. (с 1945 проф. ). Гос. пр. СССР (1946).
ШИРМА Григорий Романович (1892 - 1978) - сов. хор. дирижёр, фольклорист,муз. -обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1955). Герой Соц. Труда (1977). Чл. КПСС с 1959. В 1920 - 30-х гг. в Зап. Белоруссии создавал хоры, в 1940 - 70руководил организованным им Белорус. ансамблем песни и танца (с 1955 - Гос. хор. капелла БССР, с 1978 - им. Ш. ). С 1966 пред. правления СК БССР. Собирал нар. напевы, осн. часть к-рых опубликована в сб. "Белорус. нар. песни" (т. 1 - 4, 1959 - 76). Составил сб-к хор. обработок: "Белорус. нар. песни" (т. 1 - 2, 1971 - 73). Выступал как публицист, муз. и лит. критик (осн. статьи собраны в сб. "Песня - душа народа", 1976). Гос. пр. БССР (1966,1974). Мемориальный музей Ш. создан в Пружанах.
• Н и с и е в и ч И. , Г. Р. Ширма, "Л. , 1971; Песня на усе жыццё. Успаминыпра Г. Р. Шырму, Мшск, 1983.
ШИРМЕР (Schirmer) Густав (1829 - 93) - амер. издатель. По нац. немец. С 1837 жил в Нью-Йорке. В 1866 основал муз. -издат. фирму "Ш.". Поддерживалотношения с видными европ. композиторами (Ш. и его сыновья упоминаютсяП. И. Чайковским в его нью-йоркском дневнике, 1891). Его сыновья: ГуставШ. (1864 - 1907) - основатель Бостонской муз. компании (с 1891 - филиал фирмы"Ш.", в 1893 объединён с фирмой отца) . Рудольф Эрнст Ш. (1859 - 1919) - главафирмы (с 1907), с 1915 издавал журн. "Musical Quarterly". Фирмой (с 1968стала филиалом амер. изд-ва "Мак-Миллан") выпущен "Biographical dictionaryof musicians" (N. Y. , 1900, 1984, под ред. Н. Слонимского).
ШИРОЛА (Sirola) Божидар (1889 - 1956) - югосл. композитор, музыковед. Учился у И. Зайца (композиция). Директор и хранитель Этнографич. музея,рук. Муз. академии (1935 - 41) в Загребе. Один из первых предст. нац. комп. школы, Ш. использовал в муз. соч. фольклор разных р-нов Хорватии. Выделяютсякомич. оперы "Станац" (1915), "Лира и барабан, или Странные сваты" (1930),"Чародей" (1936, все - Загреб) и др. ; оратории, в т. ч. "Кирилл и Мефодий";циклы хоров и романсов. Среди др. соч. : балет "Тени" (1923, Загреб); произв. для орк. , для инстр. с орк. ; кам. -инстр. ансамбли; хор. произв. Автор первыхтрудов по истории хорв. музыки (1922), нац. фольклору (1940), хорв. нар. инструментарию (1932, 1937).
ШИХМУРЗАЕВА Зариус Усмановна (р. 1933) - сов. скрипачка, педагог. Засл. арт. Тат. АССР (1969). Ученица А. И. Ямпольского, Д. М. Цыганова. С 1966солистка Моск. филармонии. Гастролирует за рубежом. Лауреат ряда междунар. конкурсов. В 1959 - 74 преподаватель Муз. уч-ща при Моск. конс. , в 1963 - 79 - Моск. конс. (с 1977 доцент).
ШИЧЕПШИН, шичапшина (от адыг. шиче - конский волос и пшинэ - звук, музыка), - адыг. 2-струнный смычковый инструмент. Корпус деревянный долблёный, веретенообразный. Шейка и головка с колками из одного куска дерева. Общая дл. до 890 мм. На тонкой верх, деке - мелкие резонаторные отверстия. 2 струны (из некручёногоконского волоса или жильные) проходят через дерев, подставку, внизу привязываютсяк кожаному петлеобразному струнодержателю. Под струнами - высокая выгнутаяподставка. Настройка преим. квинтовая. Смычок лукообразный. Инструментслужил до кон. 19 в. для сопр. сольному и ансамблевому пению или танцам. Играли только мужчины; ныне редок.
ШИШАКОВ Юрий Николаевич (р. 1925) - сов. композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1971). Ученик М. Ф. Гнесина. Оси. область творчества - соч. для нар. инстр. (симфония №3, 1976; концерты; 2 сонаты для баянаи др. ). Автор оратории "Песни села Шушенского" (1970). С 1948 преподаётв Муз. -пед. ин-те им. Гнесиных (с 1977 проф. ). Написал кн. "Инструментовкадля орк. рус. нар. инструментов" (2М. , 1970).
• Имханицкий М. И. , Творчество Ю. Шишакова, М. , 1976.
ШИШМАРЁВ Владимир Фёдорович (1875 - 1957) - сов. филолог и историк музыки,педагог. Засл. деят. науки Узб. ССР (1945). Акад. АН СССР (1946). УченикА. Н. Веселовского. В 1900 - 57 работал в Петерб. (Петрогр. - Ленингр. ) ун-те(с 1918 проф. ), заведовал кафедрами. В 1925 - 29 сотрудник Ленингр. ин-таистории иск-в. В 1944 - 47 директор Йн-та мировой лит-ры в Москве. Исследовалтворчество Г. Машо, под ред. Ш. и с его вступит. статьёй издана кн. "Ouillaumede Machaut. Poesies lyriques" (v. 1 - 2, P. , [1909]). Автор работ, поев. ср. -век. монодии, связям поэзии и музыки в эпоху Возрождения, творчествутрубадуров и труверов. Ленинская пр. (1957).
• Лирика и лирики позднего средневековья. Очерки по истории поэзии Франциии Прованса, |СПБ) - Париж, 1911; Избр. статьи. Франц. лит-pa, М. - Л. , 1965,и др.
ШИШОВ Иван Петрович (1888 - 1947) - сов. композитор, педагог, муз. критик. Ученик А. Н. Корещенко (композиция). Автор первой в сов. музыковеденииспец. работы о мелодике - "К вопросу об анализе мслодич. строения" ("Муз. образование", 1927, № 1/2 - 3/4). Среди соч. : опера "Тупейный художник" (поН. С. Лескову, 1929, Москва); балет "В гостях у казаков" (1942); 2 симф. (1925, 1933); романсы, песни (св. 300).
ШКАЛА (от лат. scala - лестница) - см. Гамма, Звукоряд.
ШКАРОВСКИЙ Ниссон Адольфович (1904 - 64) - сов. дирижёр, педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). Засл. арт. Казах. ССР (1938). Чл. КПСС с 1941. С 1925вёл дирижёрскую деятельность, в т. ч. с 1949 гл. дирижёр Саратовского т-раоперы и балета. С 1949 доцент Саратовской конс. Гос. пр. СССР (1951).
ШКАФЕР Василий Петрович (1867 - 1937) - сов. певец (тенор), режиссёр,педагог. Засл. арт. Республики (1925). Ученик Д. М. Леоновой, Ф. П. Комиссаржевского. С 1897 солист и режиссёр Моск. частной рус. оперы, в 1904 - 24 (с перерывом) - Большого т-ра (в 1911 - 1917 гл. режиссёр). В 1924 - 35 режиссёр и зав. оперной труппой Ленингр. т-ра оперы и балета. Первый исполнитель партийБомелия ("Царская невеста") и Моцарта ("Моцарт и Сальери"). Среди пост. :"Царская невеста" (первая пост. , 1899, Москва), "Скупой рыцарь" и "Франческада Римини" Рахманинова (первая пост. , 1906, Петербург), "Хованщина" (1912,Москва, совм. с Ф. И. Шаляпиным). Автор кн. "Сорок лет на сцене рус. оперы"(Л. , 1936). В 1921 - 24 проф. Моск. конс.
ШКЕРЬЯНЦ (Skerjanc) Люциян (1900 - 73) - югосл. композитор, пианист, дирижёр,педагог. Чл. Словен. академии наук и иск-в (1949). Ученик И. Маркса, В. д'Энди (композиция), Ф. Вейнгартнера (дирижирование). Дирижировал оркестромоб-ва "Глазбена матица" (1925 - 45). В своих соч. Ш. продолжал романтич. традиции, использовал приёмы импрессионистского письма; в поздних соч. применял додекафонию. С 1926 преподавал в Люблянской конс. (с 1939 - Муз. академия; в 1945 - 47 её директор).
Для орк. - 5симф. (1931 - 43), увертюры, сюиты, хореография, симф. поэмаМарженка (1940), Симф. траурная музыка (1942); 7 додекафонных фрагментовдля струн. орк. (1959); для инстр. с орк. - концерты для фп. , скр. , фаг. ,арфы, фл. ; концерт для кл. , струнных, ударных и арфы; к а м. -и н с т р. а н с а м б л и, в т. ч. 5 струн. квартетов (191 7 - 45); для ф п. - 2 сонаты,24 диатонич. прелюдии и др. ; хор. кантата Венок сонетов; романсы и песни;музыка к спектаклям драм. т-ра и к. -ф. и др.
ШКРОУП (Skroup) - чеш. музыканты, братья. Франтишек Ш. (1801 - 62) - композитор,дирижёр. В 1837 - 57 гл. дирижёр Сословного т-ра в Праге, с 1860 - Оперногот-ра в Роттердаме. Автор первого чеш. муз. -сценич. произв. - зингшпиля"Дротарь" (1826), где использовал нац. муз. фольклор. Известность принеслаШ. песня "Где Родина моя?" (из музыки к пьесе "Фидловачка" И. К. Тыла),ставшая нац. гимном (с 1918 - 1-я часть Гимна Чехословакии). Написал 7 опер,в т. ч. "Колумб" (1855, Прага); неск. кантат, мессу, псалмы; кам. -инстр. соч. , песни для голоса с фп. и др. Ян Непомук Ш. (1811 - 92) - композитор,дирижёр. В 1840 - 42 и 1870 - 1882 2-й дирижёр Сословного т-ра. Был директороми дирижёром Жофинской академии, хормейстер в костёлах в Праге. наиб. известныпатриотич. хоры ("Старочешская", "Чешские богатыри") и песни. Среди др. соч. : 3 оперы, 10 месс, "Торжеств, увертюра" для орк. Автор теоретич. ипед. работ, в т. ч. "Учебника пения для начинающих" (Praha, 1864).
ШЛЕЗИНГЕР (Schlesinger) Морис (1797 или 1798 - 1871) - франц. муз. издатель. Его отец - Адольф Мартин Ш. (1769 - 1838) основал муз. изд-во в Берлине. В 1821 Ш. открыл в Париже нотоиздательскую фирму. Опубликовал впервые воФранции полное собрание фп. произв. Л. Бетховена, клавиры опер В. А. Моцарта,Дж. Мейербера, Ф. Галеви, а также произв. Г. Берлиоза, Р. Шумана и др. В 1846 фирма продана Ж. и Л. Брандюсам (переходила к ряду владельцев, существоваладо 1899). С 1834 Ш. издавал журн. "Gazette musicale de Paris" (в 1835 - 80,после объединения с журн. "Revue musicale", носил назв. "Revue et gazettemuskale").
ШЛЁЙФЕР (нем. Schleifer) - см. Мелизмы.
ШЛЕММ (Schlemm) Анни (р. 1929) - нем. певица (сопрано) (ФРГ). С 1946работала в т-ре Галле, позднее - в т-ре "Комише опер" и Нем. гос. оперев Берлине. С 1950 - в т-рах Кёльна, Франкфурта-на-Майне, Гамбурга и Мюнхена. Гастролировала во мн. странах (в 1965 в СССР с т-ром "Комише опер"). Средипартий: Булотта ("Замок герцога Синяя Борода" Бартока), Маженка ("Проданнаяневеста") .
ШЛЕПЯНОВ Илья Юльевич (1900 - 51) - сов. режиссёр, театр, художник. Засл. арт. РСФСР (1933). В 1938 - 39 режиссёр Ленингр. Малого т-ра оперы и балета. С 1944 гл. режиссёр Ленингр. т-ра оперы и балета. Среди пост. : "Орлеанскаядева" (1945), "Борис Годунов" (1949), "Семья Тараса" (1950, все - Ленинград). Гос. пр. СССР (1946, 1951).
ШЛЁЦЕР (Schloezer de) Борис Фёдорович (1881 - 1969) - философ, муз. писатель,критик. Племянник П. Ю. Шлёцера. Род. в России. Был дружен с А. Н. Скрябиным(сестра Ш. - Татьяна Фёдоровна была женой композитора), оказал существ. влияние на его мировоззрение. В 1920 (или 1921) уехал в Париж, работалхроникёром "Nouvelle revue francaise" (до 1957, с перерывом в 1940 - 47)и ред. -секретарём "Revue musicale". Входил в организованную П. Булезоммуз. группу "Domaine musical". Уделял осн. внимание проблемам эстетики,психологии, социологии музыки. Мн. работы посв. Скрябину.
ШЛЁЦЕР Павел Юльевич (Августович) (ок. 1840 - 98) - рус. пианист, педагог. Ученик Т. Куллака (фп. ), 3. Дена (композиция). Брал уроки также у Ф. Листа(фп. ). Известен гл. обр. как педагог. С 1872 преподавал в Варшавском муз. ин-те, с 1891 проф. Моск. конс. Среди учеников - В. И. Исакович (Скрябина). Автор фп. произв. , в т. ч. популярных этюдов.
ШЛИФШТЕЙН Семён Исаакович (1903 - 75) - сов. музыковед. Ученик Ф. М. Блуменфельда(фп. ). В 1929 - 31 зав. муз. частью, в 1933 - 35 зав. художеств. отделом Моск. филармонии. В 1940 - 44 консультант по вопросам музыки в К-те по делам иск-впри СНК СССР. Осн. работы Ш. посвящены сов. муз. творчеству. Сост. сб-ков,альбомов, нотографич. справочников, в т. ч. о С. С. Прокофьеве, Н. Я. Мясковском. Автор кн. "А. С. Даргомыжский" (М. - Л. , 1951, 3М. , 1960), "Мусоргский"(М. , 1975), а также "Рус. лит-pa в сов. музыке. Справочник" (в. 1, М. ,1975, совм. с Н. Н. Григорович), "Избр. статьи" (М. , 1977).
ШЛЯГЕР [нем. Schlager - ходкий товар, гвоздь сезона, от schlagen - бить,разбивать (конкурента) ] - 1) развлекательная танц. песня, обычно на любовно-лирич. текст. Одна из гл. форм поп-музыки, характерный продукт "массовойкультуры". Отличается шаблонностью как в муз. , так и в поэтич. плане. 2)Особо популярная песня, обладающая броскими, запоминающимися деталями мелодики,гармонии или аранжировки, отвечающая последней танц. моде, а зачастую - порождающая моду на танц. формулу, аранжировочный эффект и т. п.
Формирование Ш. связано с огрублением мн. жанров и традиций вок. музыки(городской романс сер. 19 в. , опереточная ария, водевильные куплеты и т. д. ),со стандартизацией и упрощением лексикона романтич. поэтич. лирики. С 10 - 20-хгг. 20 в. на Ш. сильное влияние оказывал джаз, с 50-х гг. - рок-музыка. Какправило, тексты Ш. 1-й пол. 20 в. сочинялись на уже готовый напев иепроф. автора, гармонизация и аранжировка выполнялись проф. музыкантом, а назв. Ш. зачастую давал издатель или фирма, выпускавшая пластинку. Позднее ведущейфигурой Ш. стал исполнитель-"звезда". 3) В переносном смысле Ш. - любыемуз. произведения, а также произведения др. видов иск-ва, пользующиесяособой популярностью, но легковесные по содержанию, соответствующие ходовымумонастроениям публики.
• К а у s е r D. , Schlager, das Lied als Ware. Untersuchungenzu einer Kategorie der Illusionsindustrie, zStuttg. , 1976. См. также лит. при ст. Поп-музыка. Т. В. Чередниченко.
ШМИДТ-ИССЕРШТЕДТ (Schmidt-Isserstеdt) Ханс (1900-73) - нем. дирижёр(ФРГ). Чл. Корол. академии музыки в Стокгольме. В 1935 - 42 гл. дирижёр Гамбургскойгос. оперы. С 1943 директор Нем. оперы в Берлине (с 1944 генерал-музик-директор). В 1955 - 1964 гл. дирижёр Стокгольмского филармония, орк. Работал со мн. оркестрами в разных странах. Пропагандировал музыку Б. Бартока, П. Хиндемита,И. Ф. Стравинского. С орк. Северогерм. радио гастролировал во Франции,СССР, США. Автор муз. произв.
ШМИТТ, Шмит (Schmitt) Флоран (1870 - 1958) - франц. композитор, муз. критик,пианист, педагог, муз. -обществ. деятель. Чл. Ин-та Франции (1936). УченикЖ. Массне и Г. Форе (композиция) Рим. пр. (1900). Концертировал в 1930-хгг. как пианист. Среди соч. мимодрама "Трагедия Саломеи" (1907, Париж;2-я ред. 1911); балеты 2 симф. (1931, 1957) и др. орк. произв. ; кам. -инстр. ансамбли фп. пьесы. Публиковал статьи во франц. периодике (в 1929 - 1939муз. обозреватель газ. "Le Temps"). Один из организаторов Независимогомуз. об-ва (1909).
ШМЫГА Татьяна Ивановна (р. 1928) - сов. артистка оперетты (лирич. сопрано). Нар. арт. СССР (1978). С 1953 ведущая солистка Моск. т-ра оперетты. исполнит. манере Ш. свойственно гармоничное сочетание вок. , драм. и танц. мастерства. Среди ролей: Герцогиня Герольштейнская ("Великая герцогиня Герольштейнская"Оффенбаха), Виолетта и Нинон ("Фиалка Монмартра" Кальмана), Элиза Дулитл("Моя прекрасная леди" Лоу), Чаиита ("Поцелуй Чаниты" Милютина), Катрини Роксана ("Неистовый гасконец" Караева), Самарина ("Господа артисты" Зива). Гастролировала за рубежом. Гос. _пр. РСФСР (1974).
ШНАБЕЛЬ (Schnabel) Артур (1882 - 1951) - австр. пианист, композитор, педагог. В 1925 - 33 проф. класса фп. мастерства Высш. муз. школы в Берлине. В 1933эмигрировал, жил в Великобритании, с 1939 - в Нью-Йорке, с 1946 - в Швейцарии. Один из крупнейших пианистов 20 в. , известный интерпретатор соч. Л. Бетховена,Ф. Шуберта, И. Брамса. Гастролировал в Америке, Европе (в России в 1911,в СССР в 1924 - 25, 1927 - 28). Автор симф. и кам. произв.
• My life and music, L. , 1961, 2N, Y. , 1963 (сокр. рус. пер. - в кн. : исполнит. иск-во заруб. стран, в. 3, М. ,1967), и др.
• Смирнова М. В. , А. Шнабель, Л. , 1979; Wolf К. , The teaching of A. Schnabel. . . , L. - N. Y. , 1972; Saerchinger С. , A. Schnabel, 2Westport,1973; Wolf K. , Schnabel's interpretation of piano music, L. , 1979.
ШНАЙДЕР, Шнейдер (Schneider) Макс (1875 - 1967) - нем. музыковед, дирижёр,муз. -обществ. деятель (ГДР). Ученик Г. Кречмара, X. Римана (муз. теория). В 1897 - 1901 дирижёр оперных т-ров в Галле и Берлине. С 1909 преподавалв Корол. академич. ин-те церк. музыки в Берлине (с 1913 проф. ), с 1915проф. Вроцлавского унта. С 1920 директор Ин-та музыковедения, дирижёр Баховскогообщества. В 1928 - 60 проф. ун-та и рук. Школы церк. музыки и Высш. школыт-ра и музыки в Галле; с 1955 возглавлял Генделевское об-во. Один из основателейи редактор журн. "AfMw" (1918 - 27), редактор "ZfMw" (1933 - 35), "Mf" (с 1961),многотомного изд. "Musikgeschichte in Bildern" (с 1961, совм. с Г. Бесселером),редактор баховских и генделевских ежегодников. Исследователь музыки бароккоиредактор произв. композиторов 17 - 18 вв. Нац. пр. ГДР (1951).
ШНАЙДЕР-ТРНАВСКИЙ (Schneider-Trnavsky) Микулаш (1881 - 1958) - чехосл. композитор, педагог. Нар. арт. ЧССР (1956). В 1909 - 18 хормейстер соборасв. Микулаша и преподаватель Пед. ин-та в Трнаве. Автор гл. обр. песен,в т. ч. циклов "Улыбки и слезы" (1912), "От сердца" (1921), "Песни о матери"(1940) и хоров патриотич. содержания. Ш. -Т. принадлежат неск. тетрадейобработок нар. слов. песен и учебник пения для общеобраэоват. школ. Авторстатей и воспоминаний.
• Ustnevy a slzy. . . , Brat. , 1959, 1981.
• В э л з а И. , Памяти М. Шнейдера-Трнавского, "СМ", 1958, № 10; В оk е s о v a Z d. , M. Schneider-Trnavsky, Brat. , 1952.
ШНЕБЕЛЬ (Schnebel) Дитер (р. 1930) - нем. композитор, музыковед, теолог(ФРГ). Создал синтетич. композиц. формы (на основе связи зрительных и фонич. эффектов): "Ki-No" ("Ночная музыка для прожекторов и слушателей", 1963 - 67),"Mo-No" ("Музыка для чтения", 1969), "Ностальгия" ("Видимая музыка длядирижёра", 1962) и др. Известны его обработки соч. И. С. Баха, Л. Бетховена,Р. Вагнера и др. Автор работ о А. Шёнберге, К. Штокхаузене, М. Кагеле идр.
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2016
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.