Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
&
A B C D E F G H I L M N O P Q R S T U V W
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЖА ЖД ЖЕ ЖИ ЖМ ЖО ЖР ЖУ ЖЫ

Жанризм

ЖАНРИЗМ — понятие изобразительных искусств, означающее зарисовки быта и людей на фоне этого быта в характерных, часто комических подробностях внешности, костюма, положений и т. п. Ж. характерен, напр. для живописи голландского художника Теньера, для зарисовок Перова ("Охотники на привале") и пр. В этом содержании понятие Ж. перешло и в историю лит-ры. С явлением Ж. мы встречаемся, вообще говоря, далеко не всегда. Художники-психологи обходят в описываемой ими среде моменты Ж., к-рые для них безразличны. Ни Лермонтова, ни Достоевского не интересует быт, на фоне к-рого живут и действуют их герои; внимание этих писателей устремлено на человека, на сложную и противоречивую систему его поведения. Отсутствует Ж. и в авантюрной лит-ре, где он оттесняется необходимостью занимательно развернуть динамику сюжета (напр. все романы Дюма-отца). Зато пышным цветом он распускается там, где художником рисуются недра быта, причудливость и характерность его форм. Так, Ж. в изобилии имеется в ряде произведений Тургенева из крепостной ("Льгов", "Контора") и мелкопоместной ("Помещик") действительности, в "Войне и мире" Толстого, любовно воссоздающих аристократический быт начала прошлого века во всем многообразии его деталей (убранство комнат, картины праздника у Ростовых, эвакуация Москвы и пр.). Немало жанристских зарисовок мы найдем и во "Фрегате Паллада" Гончарова (вспомним хотя бы сделавшуюся классической параллельную характеристику англичанина и русского помещика). К видным жанристам должен быть отнесен М. Горький ("На дне", "Городок Окуров") и пр. Как явствует из этих беглых примеров, Ж. вовсе не является принадлежностью какого-либо одного классового стиля: им пользуются художники различных социальных групп — аристократии, мелкопоместья, патриархальной буржуазии, разночинной интеллигенции и пр., экспозирующих быт своих социальных групп рядом сценок, описаний внешности, костюмов, жилища и т. п. Жанристских зарисовок почти нет в лирических жанрах, они сравнительно редки и в драме, если только это не нравоописательная драма (как напр. у Островского), зато они очень часты в эпосе. Сфера бытования Ж. по преимуществу в дескриптивных жанрах — в этюде, в рассказе, в повести. Из "больших форм" им часто насыщен бытовой роман (напр. Писемский) и путешествия ("Фрегат Паллада" Гончарова, "Путешествие в Арзерум" Пушкина, "Письма об Испании" Боткина и т. д.). Но особенно часты жанристские зарисовки в очерке, в физиологических (нравоописательных) очерках 40-х гг., в этнографических произведениях Даля, Максимова, в народнической лит-ре 70-х гг. и т. п. Ж. иных беллетристов неоднократно давал критикам повод сближать их с мастерами изобразительных искусств, чаще всего живописи. Так, Гоголя за исключительное обилие и красочность его жанристских зарисовок (комнаты Манилова, Плюшкина, Ноздрева, картины Миргорода, ярмарка в Конотопе, ассамблея у городничего и т. д.) называли "русским Теньером". Любовь Гончарова к мелочам, к бытописи, к прозаическим подробностям фона давала повод для сопоставления автора "Обломова" с Доу, Ван дер Неером, Остадом и др. фламандскими живописцами. Эти параллели можно было бы развернуть и углубить. Ж. народнических очерков и Ж. передвижнической живописи — явления, выросшие из однородных классовых корней. "Глухари" Репина и изображение молотобойцев в рассказе Гаршина "Художники" питаются одной и той же надрывной психоидеологией болеющей за "народ" и отрицающей "чистое искусство" разночинной интеллигенции 70—80-х гг. Различия живописи и лит-ры в этом отношении представляют собой не различие творческого метода, а разнородность материала (в одном случае образ дан через краску, в другом — через слово). На этом примере мы лишний раз убеждаемся в том, что литературоведение изучает лишь одну из проекций того классового стиля, к-рый выражается в различных искусствах. Оперирование понятием Ж. лишний раз перебрасывает мостик между наукой о лит-ре и искусствознанием, указывая на необходимость сравнительно-социологического изучения искусств изобразительных и словесных. А. Цейтлин
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2019
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.