Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
&
B F H I S
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ША ШВ ШЕ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШЭ ШЮ

Шлейермахер Фридрих Даниэль Эрнст

ШЛЕЙЕРМА́ХЕР Фри́дрих Даниэ́ль Эрнст (1768—1834) — немецкий мыслитель, основоположник либерального направления в протестантской теологии. Родился в семье реформатского священника. Учился в гимназии и теологической семинарии пиетистов-гернгутеров, но не принял их изоляционизма и в 1787 г. покинул эту среду. Образование получил в университете Галле. Был рукоположен в священники реформатской церкви. В 1796—1798 гг. сотрудничал с теоретиками романтизма братьями Шлегелями в журнале "Атенеум". Известное влияние на его мировоззрение оказало изучение философских и этических трудов Спинозы и Канта. Ш. состоял в творческом общении и переписке со многими интеллектуалами своего времени, в том числе с Гете и Фихте. С 1798 г. он вел церковную (как пастор) и преподавательскую деятельность в Берлине, где участвовал в создании университета и где в 1810 г. стал профессором теологии. В наиболее известном сочинении — "Речи о религии к образованным людям, находящимся среди ее недоброжелателей" (1798—1799), Ш. утверждал о несводимости религии к вероучительным знаниям и культовым действиям. Ее раскрытие происходит в третьей сфере — чувственном созерцании бесконечного универсума (Бога). Восприятие человеком себя в единстве с мирозданием рождает религиозное чувство повсеместного божественного присутствия. Это чувство, в свою очередь, пробуждает способность к творчеству и потребность в благочестии. В таком качестве религия сама становится основанием и для науки, и для нравственности. Авторитет богослужебного ритуала, доктрин и даже Библии уступает место непосредственному личному "опыту Откровения". Ш. видел опасность для христианства в явной уязвимости со стороны рационализма его вероучительных догм и теологических толкований Библии. Поэтому теология должна изменить свой предмет, превратиться из комментариев к Священному Писанию во всестороннее исследование религиозного опыта человека. Такой поворот сделает, по его мнению, религию убедительной и приемлемой даже для скептиков и критиков. А пробужденное истинным пониманием религии чувство сможет привести человека к принятию веры. Эти идеи углубляются в другом знаменитом трактате Ш. — "О христианской вере" (1821—1822 гг., пересмотренное издание — 1831 г.). Здесь религия определена как чувство зависимости от бесконечного и, в то же время, непосредственное единение с ним. Поэтому теологии надлежит высказываться не о самом Боге (он не познаваем разумом), а о человеческом переживании взаимоотношений с Богом. Оправданность теологических доктрин состоит в разъяснении ими христианского опыта. С этой точки зрения, учение об искупительной жертве Христа менее актуально, чем его проповедь и евангельский образ жизни. Своим примером Иисус Христос пробуждает в людях сознание Бога. Труд Христа оказывается выше его личности. Аналогичный подход применим, по Ш., и в отношении к Библии: приоритет в ней принадлежит Новому Завету, который формирует благочестивое сознание, в то время как ветхозаветная сюжетика больше воспринимается в качестве исторического фона. Само Священное Писание и последующая теологическая традиция помогают систематизировать веру, но не предшествуют ей. Подлинным источником веры является только непосредственное благочестивое самосознание, которое означает присутствие Бога в человеке.
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2019
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.