Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
I
«
А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э
ГЛ ГО

Глава 13. Технологии саморазвития личности


Глава 13. Технологии саморазвития личности
В  данной   главе  будут  рассмотрены  следующие  основные вопросы.
1. Взаимодействие, личности и общества.
2. Технологии гуманизма общества в отношении к личнос­ти.
3. Пути совершенствования отношений между обществом и личностью.

1. Факты свидетельствуют, что социальное пространство для многих наших современников является разорванным, антигуман­ным, антисоциальным, закрытым и ущербным для личности.
Один из коренных вопросов XX и начала XXI вв. — это вопрос о смысле человеческого существования, о ценности каж­дой человеческой жизни. Реальность такова: все более углубля­ется основное противоречие современной цивилизации, суть которого выражается в углубляющемся разрыве между уров­нем постоянно растущих потребностей личности на достойную жизнь, самореализацию своих жизненных сил и ограниченны­ми возможностями их реализации в пределах существующего социального пространства.
Углубление, этого противоречия ведет к деградации личности, к усилению ее апатии и отчаяния, к укреплению ложных цен­ностей в ее духовном смысле, что и является в конечном счете причиной преждевременной ее гибели или ассоциативного пове­дения. Миллионы людей во всем мире не испытывают удовле­творения от прожитой жизни, так как не смогли найти своего места в ней, и все их силы были затрачены на зарабатывание денег. В результате теряется смысл человеческого существова­ния.
Углубление противоречия между личностью и обществом — одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в себе еще большие возможности на­растания социальных взрывов и катастроф.
Поиск путей защиты жизненных сил человека, его чести и достоинства — одна из кардинальных проблем, которая стоит сегодня перед человечеством. От ее решения во многом зависят темпы социального прогресса, ценности и духовные принципы будущего.
Есть много способов защищать личность в современном мире, поднять ее человеческое достоинство. Но еще больше существует возможность унизить, растоптать ее права, лишить смысла су­ществования, а иногда и самого главного — права на жизнь.
Для инновационных методов науки, какими являются соци­альные технологии, главным смыслом разработки и внедрения являются: выяснение нетрадиционных новых средств защиты личности, реализации ее жизненных сил. Сами технологии толь­ко тогда справедливы, когда они работают на эту цель, границы их использования и критерии эффективности также определя­ются степенью сбережения сущностных личностных сил.
Итак, как обеспечить защиту и более полную реализацию сущностных сил личности в современном мире, прежде всего средствами науки, инновационных методов?
Понятие "личности" отражает целостность человека в един­стве его индивидуальных способностей и социальных функций, которые он выполняет. Личность характеризуется многообрази­ем функций и ролей, целостность которых во многом определяет структуру личности. В обществе личность зависит от других индивидов, от социального пространства, в частности от типа государства, которое сегодня является главным регулятором в отношениях между личностью и обществом.
Однако очень важно подчеркнуть, что личность — не только продукт общественных отношений, она не только впитывает в себя   нормы   и   ценности  социального  окружения   в  процессе социализации, но, во-первых, делает это каждый раз в специ­фичной форме в зависимости от наличного творческого потен­циала, во-вторых,  впитывая социальное влияние и раскрывая свои жизненные силы, формируя волю, убеждения, свой внут­ренний  мир  в  установках,   в  поведении,   оказывает  обратное влияние на социальное пространство, преобразуя его в соответ­ствии с вырабатываемыми ценностями. Поэтому главная про­блема социологии личности — раскрыть возможности творчес­кой личности в современном мире, стимулировать ее ответствен­ность  за  все  происходящее,   поставить  ее  в  большей  мере  в состояние субъекта деятельности, принимающего решения, дей­ствующего в соответствии с выработанными ценностями.
Нельзя в этом смысле не согласиться с Л.П. Буевой, которая сетует, что одностороннее рассмотрение детерминированности человека объективными показателями по сей день нередко вы­глядит как "запрограммированность" человека бытием, почти не оставляющим места "для свободного саморазвития, самореали­зации личностного потенциала". Разделяем мнение тех иссле­дователей, которые считают, что подход, ориентированный на целостность личности, понимаемую как единство биологического и социального, сегодня недооценивается как в теории, так и практике социального управления.
Из понятия личности выпадают такие категории, как "харак­тер", "темперамент", "индивидуальность", не включаются эмо­циональные черты человека, его природные задатки и врожден­ные свойства, на основе которых формируются способности личности, ее ценностные ориентации, которые при оптимальном саморазвитии и являются тем механизмом самозащиты личности от разрушающих воздействий социального пространства, кото­рые не только не снижаются в современном мире, но и продол­жают возрастать. И тем не менее сильные личности, творчески одаренные, не только принимают эти удары на себя, но и успешно отражают их, облагораживая социальное пространство для других, которые становятся жертвами обстоятельств, плы­вут по воле волн, не "делают свою судьбу" за счет напряжения воли, самореализации в профессиональном труде, утверждении высоких ценностей жизни и смысла человеческого существова­ния.
Мир хрупок для всех личностей, но наиболее незащищенны­ми в нем являются в большей мере одаренные, талантливые, склонные к большей самоотдаче. Исследования свидетельству­ют, что выше творческий потенциал личности и меньше степень его реализации, тем больше страдания человека.
В начале XXI в. очень важно, наконец, признать простую истину: люди приходят в мир с разными потенциалами, творчес­кими возможностями, одаренностью, талантом. Идея эта идет от Аристотеля, Фомы Аквинского, но, кому бы она ни принадле­жала, она неоспорима. И сегодня проблема в том, чтобы научить­ся измерять разность этих творческих потенциалов, своевремен­но выявлять разнонаправленность творческой одаренности с детства и создавать условия (социальные и личностные) для наиболее, полной их реализации на благо общества. В этом залог успешного решения возникающих глобальных проблем XXI в.
Огромный потенциал творчески одаренных людей, тем более талантливых, может и должен быть поставлен на службу миро­вому сообществу, национальным интересам своих стран Для этого необходима иная философия и современная культура человеческого сообщества; одаренность, талантливость незаме­нимы нигде: ни в науке, ни в искусстве, ни в политической деятельности; они - не предмет зависти, тщеславия, подавления и разрушения, а общенациональное, общецивилизационное до­стояние. А потому поддержка одаренных людей, творчески богатых, - дело всего общества, его политики, проектов и программ. Принцип современного сообщества людей, желающе­го выжить и обеспечить себе источники развития, - предоста­вить всем личностям, пришедшим в мир, равные социальные условия на старте для самореализации, дать многообразный спектр жизненных выборов, профессиональных в том числе способствовать самореализации в различных ролях и функциях. При таких условиях самые достойные, несомненно, займут пред­назначенное им место в жизни, наиболее талантливые и одарен­ные станут признанными лидерами.
Сегодня пирамида социального устройства перевернута Нередко, образно говоря, обществом управляют люди, которые должны были бы управлять автобусом, а те, которые могли бы управлять общественными делами, творить науку, искусство, музыку, часто оказываются не у дел.
Философия "маленького человека", способного на все   если создать ему условия и дать роль или функцию, себя исчерпала. Она завела цивилизацию в тупик, в никуда.
Каждая личность должна выбрать свою роль, функцию но никто не знает, какие они. Выбор делает каждый человек общество только создает возможности для свободы выбора и помогает человеку достойно пройти свой жизненный путь. Ор­ганизация общества, лишающая личность свободы выбора, воз­можности реализовать себя, защитить жизненный смысл суще­ствования, не только нецелесообразна, неконкурентоспособна, но и взрывоопасна, а потому бесперспективна. Элитарность в организации общественных институтов - понятие не социаль­ное а в большей мере воспитательное, педагогическое
Необходимы колледжи, лицеи, специальные художественные и научные школы для одаренных людей. Но доступ в них должен быть всеобщим, критерий отбора - степень одаренности профессиональной пригодности человека к будущей работе. Другого не дано, в противном случае - стагнация развития, нарастание, разрушающего потенциала, безответственности личного начала, которое накапливается в каждой живой клетке общества и грозит его распадом на этом "клеточном уровне".
Словом, социальная сущность современного развития обще­ства против "социальной одинаковости", "социальной уравни­ловки", но и против аморальных отношений между людьми, вызываемых так называемыми "врожденными пороками рынка, требованиями неомальтузианской теории.
Сегодня пробивает себе дорогу теория "естественного права человека на развитие и реализацию каждым человеком своих способностей к созидательному мышлению и творчеству. В рам­ках "естественного права" вполне правомерна теория   элитарно­го развития", которая ему не противоречит.
Каждый человек реализует то, что в нем заложено природой и не больше. Если же заложено больше, то это становится при раскрытии не только его личным достоянием, но и благом для всех в процессе человеческого общения, которое является все более богатым и универсальным в условиях информационной цивилизации.
Однако эти силы общества, скрытые на его личностном уровне, равные, по оценкам некоторых ученых, силе расщеплен­ного ядра в социальном выражении, пока далеки от реализации. Более того, они разрушаются, подавляются, а следовательно, приобретают отрицательный заряд, способный разрушить само общество. Поэтому сбалансированное, гармоническое в будущем развитие общества, о чем сейчас так много говорят, без гармо­низации различных личностных потенциалов, без гуманистичес­кой работы всего общества, его профилактической деятельности на личностном уровне невозможно.
2. Каковы же универсальные социальные технологии такого поворота общества к личности, защиты ее жизненных сил?
Прежде всего речь идет о смене парадигмы общественного развития, о становлении современной философии информацион­ной цивилизации.
Сегодня мы имеем перевернутую пирамиду защиты индиви­дуальной и социальной субъективности человека. Личность и социальная среда, ее окружающая, - это единое целое. Но не личность существует для социальной среды, а последняя должна средствами свой организации создавать условия для развития жизненных сил человека (рис. 2).



Рис 2. Соотношение личности и общества

Социальная среда и личность находятся в диалектическом взаимодействии. Социальная организация своим смыслом имеет обеспечение благоприятных условий для развития личности, которая реализует свои жизненные силы через социальную организацию.
Исторический опыт показывает, что личность способна реа­лизовывать себя в полной мере, когда она свои внутренние ценности не противопоставляет общественным, гражданским, национальным, а строит свой жизненный путь с их учетом, под влиянием их определяющего воздействия. Личность всегда свя­зана с нацией, родиной, семьей, племенем, государством. Аб­страктная личность, лишенная социальной оболочки, лишается и смысла своего существования.
Более того, личность, сформированная в таком биотелесном духе, может стать разрушительной силой для социального про­странства, в котором она живет. Эта идея "безграничности личности", ее "божественного самосмысла" особенно разруши­тельна для России, которая всегда существовала на основе соборности, гражданственности, патриотизма, государственнос­ти, которые утверждались не как категории вообще, а как прочные ассоциации своих граждан, которые возлагали свои труды на алтарь Отечества. Без этого нет и не может быть русской нации, российской государственности. Подогреваемые российским либерализмом ложные ценности идейно способству­ют распаду российского социума, подъему племенного сепара­тизма, национальной и региональной обособленности, что угро­жает национальной безопасности и целостности России.
Цели и смысл человеческого существования, подчиненные зарабатыванию денег для борьбы за существование и выживание, накоплении собственности и капитала, как самостоятельные ценности, как смысл личностного существования, не выдержи­вают критики и на Западе. Поворот пирамиды ценностей жизни в условиях информационной цивилизации начался, тенденция эта уже просматривается. Об этом, в частности, свидетельствует начавшийся переворот от колониального мышления к новому, экологическому, живому знанию, в основе которого лежит бе­режное отношение к природе, ее ресурсам, экономии энергии, что составляет первую важную часть жизненной среды личности, без гуманизации которой защита жизненных сил человека невоз­можна.
Развернувшееся сегодня в мире могучее движение за восста­новление экологического равновесия, за чистоту природной среды также, свидетельствует о жизненности данной тенденции.
Однако в мире пока плохо осознается тот факт, что дефор­мация природной среды, угрожающая сегодня жизни личности, есть лишь следствие разрушенности ее второй природы — соци­альной, ее духовных основ.
Богатое общество — это богатство его индивидуальных сил, отдельных клеточек — личностей. Общество как сложная соци­альная система сильно тем, что обеспечивает саморазвитие, самореализацию его территориальных и трудовых ассоциаций, общественных институтов, социальный смысл которых — объ­единять отдельные личности и обеспечивать их многостороннее развитие.
В области социальной организации общества и деятельности ее отдельных институтов, прежде всего государства, мы имеем пока ту же перевернутую пирамиду, которая направляет всю силу своего воздействия на личность. Сегодня все элементы среды (природной и социальной) давят на личность, которая "держит удары" их разрушающих деструктивных сил. (рис. 3.)
Выводы ряда ученых, данные многочисленных социологичес­ких исследований, которые мы здесь не приводим по причине их общеизвестности, свидетельствуют, что многие из этих видов воз­действия являются разрушающими для личности, воспринимаются ею как фатальная необходимость, неизбежное бремя, рок.


Рис. 3. Современное соотношение общества и личности

Ответной реакцией незащищенной личности является агрес­сия против общества, антиобщественное поведение в различных формах: преступность, терроризм, наркомания и т.п. При таком состоянии дел отдельный человек не. может стать ответственным субъектом за все происходящее, не в состоянии сохранить при­роду и все существующее на Земле.
Проблемы эти обозначаются все отчетливее, они становятся кричащими. Россия — только частный случай, правда, наиболее драматический в силу целого ряда причин. Каковы же выходы из этой тупиковой для цивилизации ситуации, универсальные технологии оздоровления социальной жизни? К чести современ­ного общества следует сказать, что они предлагаются мировой научной общественностью. Дело теперь за субъектами управле­ния, ООН, прежде всего политическими институтами и отдельными политическими деятелями. Прецеденты такие в мировой истории уже были, когда отдельные политические лидеры бро­сили вызов невежеству, вводили современные данные науки в свои политические действия и обеспечивали прогрессивное раз­витие своим странам.
Подтверждением тому является новый курс, взятый в свое время США на пути выхода из кризиса под руководством выдающегося политика современности Франклина Делано Руз­вельта.
Современной доктриной высвобождения личностных сил в социально-экономической сфере является теория коллективной формы собственности в различных ее модификациях (корпора­тивной, коллективной, кооперативной, акционированной, аренд­ной и т.п.), изложенная выше. Она позволяет защитить жизнен­ные силы личности от разрушающих воздействий общества, его социальных институтов, формировать гражданское общество, где личность приближена к средствам производства, непосред­ственно участвует в распределении продуктов и услуг, а следо­вательно, в распоряжении своей судьбой. Сами социальные институты (трудовые коллективы, семья, бытовое окружение, территориальные ассоциации и другие элементы микросреды) все в большей мере выступают в качестве таких социальных организаций общества, которые, объединяя разные творческие индивидуальности, способствуют как появлению дополнитель­ной социальной энергии (энергии социальной организации), так и наиболее полному расцвету сил каждого индивида. Оздоров­ление социально-экономических отношений создает объектив­ные предпосылки для политического раскрепощения личности.
Опыт развитых стран, уже добившихся определенных успе­хов в области социально-экономического оздоровления жизни, показывает, что это положительно влияет на процесс становле­ния правового демократического государства, которое из сред­ства политического давления на личность постепенно превраща­ется в интеллектуальный центр общества, мотивирующий своих граждан к производительному труду и жизни в целом. Такие государства все в большей мере наряду с административно-по­литическим мерами, силой закона все полнее используют методы социального управления, духовно-культурного, информацион­ного, интеллектуального мотивирования своих граждан к до­стойной для человека жизнедеятельности.
Происходит постепенное изменение характера и содержания самой власти государства, которая все в большей мере демокра­тизирует информационные потоки, обеспечивает свободу печати, расширяет рамки гласности и поднимает роль общественного мнения в решении общественных дел. Формирующееся граждан­ское общество, его институты опираются в своей деятельности на общедоступные банки данных, современные наукоемкие ин­формационные технологии, что в свою очередь повышает зна­чимость социального контроля общества, его социальных инсти­тутов, следовательно, каждой личности за деятельностью госу­дарства.
Пирамида и в этой области переворачивается в сторону государство — для общества, каждого гражданина. В отличие от ее теперешнего состояния общество, личность — для государ­ства, имеющего неограниченную власть над личностью.
Власть интеллекта реализуется все в большей мере и в деятельности государственной службы, неумолимо требуя наи­более профессиональных специалистов во всех формах власти: законодательной, исполнительной, судебной, которые все в большей мере насыщаются информационно-аналитической и ин­теллектуальной работой. Речь, конечно, идет о теоретической модели организации общества и тех прогрессивных тенденциях в этой области, которые имеют место. Однако нельзя как недо­оценивать, так и преувеличивать их пользу, потому многое в развитии цивилизации будет зависеть от коллективной воли, духовной культуры субъектов управления. Последние либо вос­пользуются этой возможностью на пути обеспечения цивилизационной безопасности, либо ввергнут мир в новые катаклизмы и страдания личности.
Теоретическая модель такого будущего развития (сбаланси­рованного, а затем и гармонического) схематически может быть представлена в виде пирамиды, вершиной которой является личность (рис. 4).
При таком подходе личность становится смыслом социально­го прогресса. Их взаимодействие в обществе осуществляется на основе других принципов организации.
Гражданское общество все в большей мере выступает как ассоциация социальных институтов, а через них и личностей. Производство, экономика приобретают строго заданную соци­альную ориентацию, высшим регулятором общественной жизни


Рис 4. Теоретическая модель гармонического соотношения личности и общества

наряду с законом становится культура, нравственные нормы и ценности жизни. Последние через наукоемкие технологии посту­пают в сферу управления, где политическая власть выступает все в большей мере как информационно-аналитический и куль­турный центр общества, сокращающий традиционные методы властного регулирования и увеличивающий мотиваторы целесо­образности поведения человека в обществе.
Само государство все в большей мере делегирует своим социальным институтам, ассоциациям, отдельным личностям функции управления и распоряжения собственными делами, сокращает методы политического давления и расширяет сферу правового, духовно-культурного, интеллектуально-информаци­онного воздействия на граждан.
3. В процессе социализации личности все в большей мере возрастает роль технологий саморазвития личности, когда сам человек волен выбирать свой жизненный путь и отвечать за свои действия в мире, что и обращает человека к его самосознанию.
Человек может сделать свою жизнь осмысленной, во-первых, с помощью того, что мы даем жизни (в смысле нашей творческой работы); во-вторых, с помощью того, что мы берем от мира (в смысле переживания ценностей); в-третьих, посредством пози­ции, которую мы занимаем по отношению к судьбе, которую мы не в состоянии изменить. Соответственно этому членению выделяются три группы ценностей: ценности творчества, ценнос­ти переживания и ценности отношения. Приоритет, по мнению всемирно известного психолога В. Франкла, принадлежит цен­ностям творчества. Остановимся на ценностях творчества. Фи­лософия творчества имеет большую историю, ее основы, напри­мер, представлены в произведениях Н. Бердяева. Человечеством на протяжении веков разработаны специальные технологии раз­вития творческих способностей личности в различных видах деятельности, например в сфере управления. Именно в этой сфере произошла революция, а творческий человеческий фактор стал решающим условием достижения успеха. По этому вопросу в последнее десятилетие появилось огромное количество публи­каций, монографий, проведены научные исследования.
В науке начался серьезный разговор, проводятся исследова­ния в области духовного потенциала человека, цель которых — пробудить интерес личности к своему духовному здоровью как основе прочных успехов в жизни и смысла человеческого суще­ствования. Предлагаются психологические технологии само­оценки своих способностей, интеллектуальных сил и пути само­совершенствования.
И хотя подобного рода литература не всегда отличается высокими достоинствами, описания психологических техноло­гий развития и защиты личностных сил полезны и необходимы. Конечно, гению, яркой одаренности нужны не столько техноло­гии, тренинги, "мозговые коллективные штурмы", сколько бла­гоприятные экономические, социально-политические и культур­ные условия для мотивации к творческой деятельности. В этих условиях каждый человек использует имеющиеся методики, технологии творчества, развивая, перерабатывая и обогащая ранее существовавшие. Поэтому для утверждения смысла чело­веческого существования и новой парадигмы общественного развития будущего сбалансированного и гармонического разви­тия мира необходимо достижение единства объективных и субъ­ективных факторов, взаимодействующих в процессе развития личности нового типа.
Словом, если попытаться сегодня выстроить модель сбалан­сированного гармонического развития мира, то схематически она может быть представлена в виде нескольких тенденций, где вектор развития постепенно смещается из состояния сегодняш­него в сторону закономерностей, принципов будущего (табл. 3).
На наш взгляд, это контуры новой парадигмы общественного развития цивилизации в XXI в., стран и народов, которые на этих новых принципах могут занять подобающее им место. В противном случае можно ожидать конфронтации, усиления со­циального напряжения в мире, социального одичания и развала социальных связей. Становится очевидным, что в центр всех общественных перемен в XXI в. выдвигается личность, которая, наконец, должна получить большие возможности для реализа­ции своих сущностных сил. Иначе она не только не станет хозяином, отвечающим за все происходящее на Земле, но и разрушит своим негативным зарядом мир, который становится все более хрупким.
Главное в защите личностных сил — утверждение человека-собственника, распоряжающегося результатами своего труда и тогда отвечающего за все, что происходит вокруг. При этом условии возможно и гражданское общество, которое ставит под свой контроль государство, политическую власть и превращает ее в интеллектуальный центр управления общественными дела­ми. Только при наличии свободного труда (не наемного), проч­ных гарантиях распоряжения его результатами и собственнос­тью, что создает объективные предпосылки для развития граж­данского общества, возможно отступление тех бед и страданий, которые сегодня сопровождают человека на протяжении его жизненного пути.
Между тем решение этих проблем пока не имеет достаточного социологического обеспечения, современной социологической теории личности, технологий ее мотивации к труду и жизни в целом, к достойному поведению. К разработке наукоемких тех­нологий социализации человека и его сущностных сил социоло­гия управления только приступает. Но и они сегодня не востре­бованы политической властью, которая исключает личностный потенциал из механизма своего цивилизационного развития. Между тем в условиях информационной и управленческой ре­волюций социализация личности, ее мотивация к деятельности, поведение в социальных организациях, в системе властных отношений — одна из актуальных проблем науки и власти, возможно, даже их суть.

Таблица 3
Состояние и тенденции развития отношений между обществом
и личностью

Современное состояние в организации общественных дел
Тенденции, закономерности, принципы будущего
Общество над природой
Сбалансированное развитие при­родных и социальных сил. Я — венец природы
Общество над личностью
Я — гражданин Отечества, гражданин мира
Посредственность над одаренностью
Одаренность — достояние всех

Государство над обществом
Общество над государством
Экономика над социальностью, духовностью
Социальность, духовность над экономикой, хозяйством
Политика над управлением
Управление, регулирование общественных дел над политикой
Общественные институты над личностью
Личность над общественными институтами
Мещанство над гражданственностью
Гражданственность над мещанством
Собственность над экономической жизнью
Экономика над собственностью

Техника над гуманизмом
Гуманизм над техникой
Деньги, собственность над смыслом жизни
Смысл      жизни      над      деньгами, собственностью
Страдания и насильственная смерть — норма для большинства
Аномалия  - насильственная смерть и страдания личности

Одиночество, индивидуализм личности
Коллективность, соборность

Законы над духовностью и моралью
Духовность и мораль над законами
Религия и идеология над культурой, духовностью
Духовность, культурность над религией
Технологии над культурой
Культура над технологиями

Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2019
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.