Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
& . 1 2 3 4 5 6 7 8 9
A I O
«
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
И ИГ ИД ИЗ ИН ИС

Истоки проблематики


Истоки проблематики
История развития подразделений, занимающихся выполнением тех или иных функций в области управления людьми, теряется в глубине веков. Еще Геродот пишет о ста тысячах рабочих, которые были собраны для строительства пирамиды Хеопса (2575-2465 гг. до Р.Х.) и расположенных рядом с ней сооружений. Очевидно, что реализация подобного проекта требовала решения проблем заня­тости, распределения работ, рабочего времени, довольствия и оп­латы труда, санкций за проступки и т.д., то есть тех вопросов в области управления ЧР, которые актуальны и по сей день.
Современные западные учебники начинают отсчет истории уп­равления персоналом с английского средневековья. Ремесленники там объединялись в гильдии, которые использовали для улучшения условий труда, совершенствования взаимоотношений хозяев и ра­ботников, разрешения внутренних конфликтов. Эти гильдии стали предвестниками профсоюзов. Однако, на наш взгляд, хотя подоб­ные функции и можно прямо сопоставить с задачами, решаемыми современными службами управления ЧР, но делать заключение о начальной точке развитии лишь на основании такого соответствия не следует. Более целесообразным видится поход к обнаруже­нию истоков управления ЧР в примерах решения проблемы эф­фективного задействования трудового потенциала, которые суще­ствовали в далеком прошлом. И не стоит обращать особого внима­ния на форму решения этой проблемы. Здесь важно наличие по­добной проблематики, являющейся сущностью управления ЧР и в прошлом, и сейчас.
Подтверждением вышесказанного может служить такой истори­ческий памятник, как "Книга правителя области Шан" — один из наиболее значительных образцов общественно — политической мысли древнего Китая. В нем излагается учение Шан Яна (IV в. до н.э.) — основателя школы легистов, отстаивающих деспотическую форму правления. Трактат оказал большое влияние на формиро­вание бюрократической системы управления в Китае, профунк­ционировавшей без каких-либо существенных изменений до начала XX века. Особое внимание в трактате уделяется эффективной, с точки зрения стоящих перед правителем целей, практике управле­ния ЧР (в нашем современном понимании).
Знаменательными фактами история подтверждает, что пробле­матика управления людьми если и не стара как мир, то, как мини­мум, возникает приблизительно в одно и тоже время с организаци­ей, как социальным феноменом.
Тысячи лет принципы управления передавались как ценнейшее тайное знание от поколения к поколению правителей в царствующих династиях. Так было в древнейших обществах — Шумере, Египте, Вавилоне, Древней Греции и Древнем Риме. Известно, что жрецы занимались не только религиозной практикой, но также заведовали сбором налогов, управляли государственной казной, принимали активное участие в регулировании бюджета. В результате среди служителей культа сформировался определенный слой, ко­торый профессионально занимался экономическими и управлен­ческими процедурами: планированием, контролем и учетом. Так, например, в Шумере была учреждена сложная система учета с периодической отчетностью главному жрецу.
И по сей день многие считают управление искусством, дости­жение вершин которого доступно единицам. Распространение зна­ний, рост уровня образования позволяют более широкому слою людей успешно осваивать управленческие навыки. Однако в древ­нем мире, с его преимущественно религиозным образованием, воз­можности глубокого постижения принципов управленческой дея­тельности были ограничены. Связь религии и управления придавала последнему особый оттенок магического, священного действия; искусства, пути религиозного продвижения к истине.
Сооружение пирамид в Древнем Египте дало сильный толчок развитию планирования в хозяйственной деятельности и в управле­нии человеческими ресурсами. Достаточно сказать, что блоки, из которых строились пирамиды, весили по две с половиной тонны каждый. Причем изготовлялись они далеко от места строительства, их перевозка и установка требовали детального планирования. Да и само управление сотней тысяч рабов, занятых на строительстве, длившемся более двадцати лет, требовало массы усилий.
Известно также, что при строительстве храма Соломона в Иеру­салиме в начале первого тысячелетия до нашей эры применялась организация труда, аналогичная вахтенному методу, имеющему сейчас довольно широкое распространение в добывающей про­мышленности. Семьдесят тысяч подносчиков и восемьдесят тысяч каменщиков, труд которых контролировался тремя тысячами над­смотрщиков, после месяца труда на строительстве храма заменя­лись и на два месяца распускались по домам.
Большой вклад в развитие управленческой практики был сделан в Вавилоне. Прежде всего это относится к Кодексу Хаммурали, в котором 4000 лет тому назад были юридически оформлены мно­гие вопросы оплаты труда, в том числе вопросы минимальной за­работной платы, контроля и ответственности. Спустя полторы ты­сячи лет на текстильных фабриках этой страны стала применяться прогрессивная система заработной платы, а также система контроля за движением сырья и материалов, напоминающая современ­ные способы кодирования.
Большое значение для развития современной науки управления имело философское наследие Древней Греции. В Афинах мы на­ходим истоки демократии, а в Спарте — тоталитаризм и способы управления, основанные на жесткой дисциплине, подчинении и сис­тематическом терроре.                                                         
В Спарте, как известно, существовало три сословия: спартиаты, пириеки и илоты. Спартиаты были потомками завоевателей — дорян; пириеки и илоты — завоеванных ахейцев. Спариаты прави­ли и воевали, пириеки занимались ремеслами, илоты — сельским хозяйством. Покоренные народности платили спартиатам дань и страшно их ненавидели. Спартиатов было девять тысяч семейств, илотов — в десять раз больше. Все земельные угодия Лаконии были разделены для спартиатов на девять тысяч равных наделов. Никаких иллюзий относительно своей безопасности они не питали и практически не расставались с оружием. Все статуи в Спарте были вооружены, даже статуя богини красоты Афродиты.
Постоянная опасность заставляла спартиатов искать эффектив­ные формы организации (прежде всего военной). Именно спар­тиаты изобрели и отработали знаменитую фалангу — специаль­ный боевой строй, с помощью которого Александр Македонский впоследствии завоевал мощные государства и территории, несо­измеримые с Македонией. Фаланга давала колоссальный эффект в коллективных боевых действиях.
Соблюдение дисциплины и порядка было в Спарте высшим эти­ческим и правовым требованием. Покинуть место в строю, чтобы броситься на врага или бежать, считалось одинаковым преступлением. Спартанец Леоним в бою занес меч над врагом, но услышал отбой и отдернул меч: "Лучше оставить в живых врага, чем ослу­шаться команды". Мальчик Исад убежал на войну и храбро бился — ему дали венок за храбрость и высекли розами за нарушение дисциплины.
В соответствии с принципами "ликургова строя" все полноп­равные граждане Спарты официально именовались "равными". Все спартиаты, независимо от происхождения и общественного поло­жения, жили в совершенно одинаковых условиях, как солдаты в казармах, носили одинаковую простую одежду и ели пищу за общим столом. Практически все пути к накоплению богатства для граждан этого государства были закрыты. В такой атмосфере постепенно заглохли, а затем и исчезли поэзия, философия, наука. Экономика вернулась к стадии натурального хозяйства и продол­жила деградировать, Спарта превратилась в реакционное и крайне агрессивное государство.
Стандарты высокой организации получили свое продолжение в Древнем Риме. Много проявлений этого можно найти и на Восто­ке. Сильная организация и дисциплина были основой побед извес­тных восточных полководцев Чингисхана и Тимура.
Все образцы управленческой мысли, включая знаменитую сис­тему территориального управления Диоклехтиана в Древнем Риме и административную организацию Римской католической церкви, использовавшую принципы функционализма уже во втором столе­тии, существенно обогащали практику управления, но разделялись между собой огромными, в масштабе человеческой жизни, про­межутками времени. Терялись важные детали в осуществлении тех или иных управленческих процедур, менялись условия, каза­лось, что прежний опыт уже не имеет никакой ценности. Однако огромное значение управления и прежде всего управления людь­ми осознавалось высшими слоями общества во все времена.
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2019
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.