Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
Б И П Т
БЕ БО

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ-2

ак период, во время которого они учатся овладевать своим телом, и стоят перед проблемой сделать свое поведение приемлемым для окружающих их взрослых. Нахождение в фаллической и эдиповой фазах рассматривается, как необходимость усваивать первые сведения о существовании таких отношений между родителями, из которых они полностью исключены и которые могут заставить их завидовать и ревновать и привести к осознанию своей физической и эмоциональной незрелости.
Следует отметить, что, хотя обе ведущие школы современного психоанализа - Эго-психология и объект-теория - видоизменили фрейдовскую инстинкт-теорию в этом направлении, выбранные ими пути совершенно различны. Эго-психология пошла по пути усиления значения развития Эго и самоосознания, по пути соотнесения стадий развития либидо, описанных Фрейдом, с появлением чувства идентичности, тогда как объект-теория придает особое значение развивающейся потребности и постоянной включенности ребенка в мир объектов. Получается, что Фрейд как бы снабдил психологию глаголами; Эго-психология и объект-теория, чувствуя, что предложение не закончено, сосредоточились на том, чтобы добавить к нему, соответственно, подлежащее и дополнение.
Поразительное сближение весьма различных - и исторически, и даже географически - направлений мысли подтверждается сходством, которое обнаруживается в работах прошедшего подготовку в Вене американского аналитика Эрика Эриксона и британца Д.В.Винникотта.
Второе заслуживающее упоминания направление развития теорий Фрейда заключается в том, что депрессия становится основным психоаналитическим понятием. Это направление вторично относительно того, о котором шла речь, и базируется на признании, что разделение с объектами (т.е. утрата родителей) в младенчестве и в детстве ведет не только к тревоге и депривации, но также к горю и скорби - процессам, которые все аналитики со времени Freud (1917) и Abraham (1912) признали прямыми аналогами патологической депрессии. И вновь различные школы различными путями пришли к одному и тому же заключению; при этом клейнианцы шли по пути применения выработанных при изучении депрессивных состояний понятий для объяснения нормального развития, а Боулби и Спитс получили аналогичные результаты последовательным изучением детей, перенесших утрату материнской заботы в детстве, и прямыми наблюдениями за детьми в сиротских приютах и больницах. Читатель, однако, предупрежден, что в психоаналитической литературе можно встретиться с двумя несовместимыми теориями о происхождении и значимости депрессии: клейнианская школа связывает предрасположенность к депрессии со страхом младенца, что его врожденные деструктивные влечения могут разрушить объект, от которого он зависит (т.е. мать), тогда как аналитики других школ связывают ее с реальным переживанием отделения младенца и ребенка от матери.
 
 
А
АБСТИНЕНЦИЯ (ABSTINENCE) Одним из принципов психоаналитической техники является так называемый принцип, или ПРАВИЛО АБСТИНЕНЦИЙ. Хотя неясно, от чего необходимо пациенту воздерживаться. Выражение Фрейда (Freud, 1915) "Лечение должно проводиться в условиях абстиненции" подразумевает именно то, что "техника психоанализа требует от врача отказывать пациентке, жаждущей любви, в удовлетворении ее требований". Другое, почти идентичное, выражение Фрейда (Freud, 1919) требует не допускать того, чтобы пациент освобождался от своих страданий слишком быстро. "Если вследствие работы с отдельными симптомами они утратили свою значимость и страдание пациента уменьшилось, мы должны воссоздать его где-то в другом месте в виде ощутимого лишения; в противном случае мы подвергнемся опасности никогда не достичь улучшений, кроме разве что совсем незначительных и временных". Идея о том, что половое воздержание само по себе вызывает ТРЕВОГУ и НЕВРОЗ, встречается только в наиболее ранних работах Фрейда.
АВТОНОМИЯ И ГЕТЕРОНОМИЯ (AUTONOMY AND HETERONOMY) Сделанное Пиаже разграничение между гетерономией детей и автономией взрослых в психоанализе основывается на контрасте между ИНФАНТИЛЬНОЙ зависимостью детей и независимостью взрослых. Невротическая - зависимость - это состояние, при котором взрослый, который должен быть автономным, чувствует себя гетерономным. "АВТОНОМИЯ ПРОТИВ СТЫДА И СОМНЕНИЯ" - такой термин ввел Erikson (1963) для обозначения второй из своих восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. Она приблизительно соответствует АНАЛЬНОЙ СТАДИИ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, где контроль СФИНКТЕРА означает достижение автономии.
АВТОНОМНЫЕ ФУНКЦИИ ЭГО (AUTONOMOUS FUNCTIONS OF THE EGO) Это функции, которые вышли из-под непосредственного влияния инстинктов, производными которых они являются, и поэтому свободны от вмешательства КОНФЛИКТОВ. У здоровых личностей речь, дыхание, ходьба являются автономным" функциями ЭГО, и конфликты не вызывают заикания, астмы или паралича ног. Виды деятельности, которые стали функционально автономными, служат примерами успешного РАЗВИТИЯ ЭГО и СУБЛИМАЦИИ; они используют деагрессифицированную и десексуализированную ЭНЕРГИЮ (см. ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ и ДЕСЕКСУАЛИЗАЦИЯ). В ТОПОГРАФИЧЕСКИХ формулировках автономные функции занимают СВОБОДНЫЕ ОТ КОНФЛИКТОВ ЗОНЫ ЭГО. См. Hartmann (1958).
АГАПЭ (AGAPE) (Греч.: братская любовь). Иногда используется в связи с ЭРОСОМ для противопоставления альтруистической ЛЮБВИ (Caritas) любви чувственной.
АГЕНТ (AGENT) Многие приводящие в замешательство аспекты психоаналитической теории происходят из того факта, что одна из ее базовых предпосылок, ПСИХИЧЕСКИЙ ДЕТЕРМИНИЗМ, категорически отрицает возможность того, что человеческие существа могут быть агентами, способными принимать решения и быть ответственными за собственные действия. В результате перед нами возникают не только неразрешимые вопросы о связи каузальных теорий (см. КАУЗАЛЬНОСТЬ) человеческого поведения с понятиями морали и закона, но и специфические психоаналитические парадоксы, такие как:
а) Какое значение можно придавать актам принятия решений, выбора и т.д., если эти акты уже предопределены БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ силами?
б) Кто или что инициирует ЗАЩИТУ? Или
в) Если ЭГО создается путем ИНТРОЕКЦИИ, то кто (или что) интроецирует первичные интроекции? По поводу некоторых трудностей прикладных физико-химических теорий, связанных с поведением живых организмов, обладающих сознанием, см. Szasz (1961), Home (1966), Rycroft (1966). См. также КРЕАТИВНОСТЬ; СМЫСЛ.
АГОРАФОБИЯ (AGORAPHOBIA) Вид ФОБИИ, при которой пациент избегает открытых пространств и испытывает тревогу (см. ТРЕВОГА), оказавшись в подобных условиях.
АГРЕССИЯ (AGRESSION) Гипотетическая сила, ИНСТИНКТ или первопричина, которая представляется побудителем ряда действий и чувств. Часто рассматривается как антитеза СЕКСУ или ЛИБИДО, и в этом случае обозначает разрушительные влечения. Даже когда термин используется как синоним деструктивности, существуют разногласия в том, является ли агрессия первичным влечением, т.е. агрессивным разрешительный инстинктом, или же реакцией на ФРУСТРАЦИЮ. Расходятся мнения и в отношении того, является ли агрессия инстинктом со своими собственными целями или же она лишь поставляет ЭНЕРГИЮ, позволяющую ЭГО преодолевать препятствия на пути к удовлетворению других влечений. Почти общая тенденция аналитиков приравнивать агрессию к НЕНАВИСТИ, деструктивности и САДИЗМУ приходит в противоречие как с этимологией (ad.giadior: я двигаюсь в направлении к...), так и с традиционным пониманием агрессии как динамизма, самоуверенности, экспансивности, влечения. Психоаналитическое использование термина началось с поздних работ Фрейда, где агрессия понимается как производное ИНСТИНКТА СМЕРТИ. ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ использует термины АГ ЕССИФИКАЦИЯ и ДЕАГРЕССИФИКАЦИЯ соотносительно с ЛИБИДИЗАЦИЕЙ и ДЕЛИБИДИЗАЦИЕЙ. Что касается биологии агрессивного поведения, см. Lorenz (1966).
АДАПТАЦИЯ (ADAPTATION) Это почти всегда относится к адаптации к ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ в целом, т.е. к способности различать субъективные представления (ФАНТАЗИИ) и внешние восприятия (см. ВОСПРИЯТИЕ), а также к способности эффективно влиять на окружающую среду. Поскольку КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ предполагает, что человеческий младенец удовлетворяет желания путем галлюцинаторного ИСПОЛНЕНИЯ ЖЕЛАНИЙ (см. также ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ) и не имеет ЭГО или психической структуры, то адаптацию принято рассматривать как производную функцию среды, являющуюся для развивающейся личности результатом ОПЫТА ФРУСТРАЦИЙ. В отношении альтернативного мнения о том, что младенец начинает жизнь уже адаптированным к окружающей среде и способным встретиться с ней, и что его адаптация усложняется по мере взросления и приобретения опыта см. Fairbairn (1952), Winnicott (1958), Hartmann (1958). См. ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА, СРЕДНЕ ОЖИДАЕМАЯ; МАТЬ, НОРМАЛЬНО ПРЕДАННАЯ; АЛЛОПЛАСТИЧЕСКАЯ и АУТОПЛАСТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ.
АДАПТАЦИЯ К РЕАЛЬНОСТИ (RЕАLITУ ADAPTATION) Процесс адаптации к ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. Относительно важности этого понятия для КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, считающей, что младенец полностью не приспособлен и подчиняется только ПРИНЦИПУ УДОВОЛЬСТВИЯ без учета внешней РЕАЛЬНОСТИ, см. АДАПТАЦИЯ.
АДЛЕРИАНЕЦ, АДЛЕРИАНСКИЙ (ADLERIAN)
1.      Последователь Альфреда Адлера (1870-1937), одного из первых учеников Фрейда, который порвал с учителем и в 1911 году основал собственное движение.
2.      Прил., относящееся к выдвинутым им идеям. См. КОМПЛЕКС НЕПОЛНОЦЕННОСТИ; МАСКУЛИННЫЙ ПРОТЕСТ.
АЖИТИРОВАННЫЙ (AGITATED) Ажитированная ДЕПРЕССИЯ и МЕЛАНХОЛИЯ являются ПСИХИАТРИЧЕСКИМИ диагностическими терминами, относящимися к пациентам, которые находятся как в состоянии глубокой депрессии и напряжения, так и беспокойства и тревоги.
АКТИВНЫЙ и ПАССИВНЫЙ (ACTIVE AND PASSIVE) Фрейд широко использовал идею сосуществовании полярности между активным и пассивным; MACКУЛИННОСТЬ, АГРЕССИЯ, САДИЗМ, ВУАЙЕРИЗМ активны, а ФЕМИННОСТЬ. ПОКОРНОСТЬ, МАЗОХИЗМ и ЭКСГИБИЦИОНИЗМ - пассивны. Поэтому в КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ существует тенденция приравнивать активное к маскулинному, а пассивное - к феминному и определять маскулинность как способность принимать активную роль, а феминность - как способность играть (sic) пассивную роль, а также рассматривать садизм как маскулинное качество, а мазохизм - как феминное. Ситуация, однако, осложняется дальнейшим предположением о том, что инстинкты могут претерпевать ОБРАЩЕНИЕ в свою противоположность, в частности, активные инстинкты могут стать пассивными; садизм и вуайеризм обычно приводят в качестве примеров инстинктов, способных к этому превращению. См. Freud (1915).
Приравнивание Фрейдом пассивного к феминному широко критиковалось, особенно женщинами-аналитиками - Horney (1916), Klein (1948) и Payne (1935). Оно является примером того, что Джонс назвал фрейдовским ФАЛЛОЦЕНТРИЧЕСКИМ взглядом на женщин. Лишь Hermann (1935) подверг сомнению равенство активного и маскулинного. Попытки описать гетеросексуальные отношения в терминах мужской активности и женской пассивности могут привести к абсурду, как, например, у Deutsch (1946), которая описывает "активное преследование пассивных целей" как феминную характеристику. Существует также тенденция считать, что матери активны, а их младенцы пассивны, хотя оба процесса - кормление и сосание - включают активность. В обоих случаях определения в терминах активной и пассивной ролей предполагают, что отношения представляют собой скорее столкновения, нежели взаимодействия, и путают активность с инициацией действия, а пассивность - с отзывчивостью и восприимчивостью.
АКТУАЛЬНЫЙ НЕВРОЗ (ACTUAL NEUROSIS) В своих ранних работах Фрейд делал различие между ПСИХОНЕВРОЗАМИ и актуальными неврозами, где первые обусловлены психологическими КОНФЛИКТАМИ и событиями прошлого, а последние представляют собой физиологические последствия нарушений сексуальной деятельности в настоящее время. Он также различал две формы актуальных неврозов: НЕВРАСТЕНИЮ, как результат сексуальной избыточности, и НЕВРОЗ СТРАХА, как результат не получившего разрядки сексуального возбуждения. См. Freud (1894). См. также НЕВРАСТЕНИЯ; НЕВРОЗ СТРАХА.
АЛГОЛАГНИЯ (ALGOLAGNIA) Наслаждение БОЛЬЮ.
АЛИЕНИСТ (ALIENIST) Устаревший термин, обозначающий "ПСИХИАТР".
АЛЛОПЛАСТИЧЕСКАЯ и АУТОПЛАСТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ (ALLOPLASTIC AND AUTOPLASTIC ADAPTATION) Термины введены F. Alexander (1930) дня разграничения адаптивных реакций, которые изменяют ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ, и реакций, изменяющих себя. Механизмы ЗАЩИТЫ, используемые в ПСИХОНЕВРОЗАХ, представляют собой классический пример аутопластической АДАПТАЦИИ.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (AMBIVALENCE) Термин введен Юджином Блейлером, чтобы отразить сосуществование противоречивых ИМПУЛЬСОВ и ЭМОЦИЙ, направленных на один и тот же объект. Обычно термин относят к сосуществованию ЛЮБВИ и НЕНАВИСТИ. Амбивалентность следует отличать от смешанных чувств по отношению к кому-либо. Она связана с глубинной эмоциональной установкой, где противоречивые отношения имеют общий источник и являются взаимозависимыми, тогда как смешанные чувства могут базироваться на реалистической оценке несовершенной природы объекта. В рассказе о яйце кюре не был амбивалентен по отношению к яйцу, хотя не исключено, что он был амбивалентен по отношению к епископу. Хотя амбивалентность порождается невротическим КОНФЛИКТОМ, ее легче всего наблюдать в ОБСЕССИВНЫХ НЕВРОЗАХ, при которых делается попытка уравновесить в СОЗНАНИИ обе стороны амбивалентности. При других видах неврозов та или другая сторона амбивалентности обычно оказывается вытесненной (см. ВЫТЕСНЕНИЕ).
АМНЕЗИЯ (AMNESIA) Утрата способности помнить. Инфантильная амнезия - утрата детских и ИНФАНТИЛЬНЫХ воспоминаний. Истерическая амнезия - невротический симптом, при котором пациент жалуется на потерю памяти, длящуюся определенный период времени.
АНАЛИЗАНД (ANALYSAND) Человек, проходящий анализ. Слово редко употребляется. Он дает возможность не называть тех, кто изучает психоанализ, пациентами.
АНАЛИТИК БЕЗ МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (LAY ANALYST) ПСИХОАНАЛИТИК, у которого нет медицинской квалификации. Хотя в большинстве стран, кроме Англии, психоанализ практикуют исключительно представители медицинской профессии, Фрейд считал, что психоанализ должен стать профессией, не зависящей от медицины, "профессией целителей по призванию, которым нет нужды быть врачами и которые не должны быть священниками". Эта цитата необычна в том смысле, что "по призванию" здесь гораздо больше означает "неклерикальный", чем "медицинский".
АНАЛИТИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ (CEONSTRUCTIONS IN ANALYSIS) Гипотезы, согласно которым событие из детства вспоминается не самим пациентом, а реконструируется по данным, полученным из его СВОБОДНЫХ АССОЦИАЦИЙ. Вера Фрейда в значимость определенных событий (ТРАВМ) при образовании НЕВРОЗА заставила его придавать большое практическое и теоретическое значение точности и убедительности конструкций, даже когда они относились к событиям столь ранним, что припоминание этих событий было маловероятно. Конструкции, которые позднее подтверждались вспоминанием или информацией из других источников, также высоко ценились Фрейдом как свидетельство исторической и научной точности психоанализа (см. НАУКА).
АНАЛЬНАЯ СТАДИЯ, ФАЗА (ANAL STAGE, PHASE)
а) По утверждению ИНСТИНКТ-ТЕОРИИ, стадия инфантильного развития либидо, в которой анус и дефекация являются главными источниками чувственного удовольствия и формируют центр инфантильного САМООСОЗНАНИЯ;
б) Стадия инфантильного РАЗВИТИЯ ЭГО, на которой управление телом, особенно его СФИНКТЕРАМИ, а также социализация импульсов являются предметом главной озабоченности ребенка.
АНАЛЬНО-САДИСТИЧЕСКИЙ, АНАЛЬНЫЙ САДИЗМ (ANAL-SADISTIC, -SADISM) Относится к садистическим фантазиям (см. САДИЗМ) и подразумевает, что они возникают на АНАЛЬНОЙ СТАДИИ.
АНАЛЬНО-ЭРОТИЧЕСКИЙ, АНАЛЬНЫЙ ЭРОТИЗМ (ANAL-EROTIC, -EROTISM) Относится к чувственному удовольствию, получаемому от анальных ощущений.
АНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР (ANAL CHARACTER) Разновидность невроза ХАРАКТЕРА, рассматриваемого как результат ФИКСАЦИИ на АНАЛЬНОЙ СТАДИИ. Термин обычно используется в отношении ФОРМИРОВАНИЯ РЕАКЦИИ против АНАЛЬНОГО ЭРОТИЗМА, в частности. КОМПУЛЬСИВНОГО упрямства, аккуратности и скупости, но может относиться и к противоположным им принудительной уступчивости, неопрятности и щедрости. См. НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ.
АНАМНЕЗ (ANAMNESIS) Медицинский термин для обозначения истории болезни пациента, данной в его изложении во время приема, т.е. его воспоминания о прошлом, имеющем отношение к болезни.
АНГЕДОНИЯ (ANHEDONIA) Отсутствие способности испытывать удовольствие.
АНИМА, АНИМУС (ANIMA, ANIMUS) Юнгианские термины, обозначающие бессознательный женский образ у мужчин и бессознательный мужской образ у женщин.
АНОРЕКСИЯ (ANOREXIA) Отсутствие аппетита. ANOREXIA NERVOSA: ПСИХОГЕННОЕ отсутствие аппетита, достаточно серьезное, чтобы представлять угрозу здоровью или жизни.
АПАТИЯ (APATHY) Отсутствие каких-либо ЭМОЦИЙ вообще. Ее следует отличать от ОТЧАЯНИЯ, представляющего собой потерю надежды, и от СКУКИ, возникающей при блокировании направленной вовне активности, будь то по внешним или по невротическим причинам. Согласно Greenson (1949), апатия может быть жизнеспасающей защитой в экстремальных ситуациях: приводя мышление как бы в нейтральное состояние, можно избежать как отчаяния, так и истощения, вызванных не оправдавшимися надеждами. См. также Fenichel (1954).
АППАРАТ ПСИХИЧЕСКИЙ (APPARATUS PSYCHIC(AL), MENTAL). См. ПСИХИЧЕСКИЙ АППАРАТ.
АРХЕТИП (ARCHETYPE) ЮНГИАНСКИЙ термин для обозначения содержания КОЛЛЕКТИВНОГО БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО, т.о. врожденных идей, или тенденция к организации опыта в рамках врожденно-предопределенных паттернов.
АУТЕНТИЧНЫЙ и НЕАУТЕНТИЧНЫЙ (AUTHENTIC AND INAUTHENTIC) Экзистенциальные термины (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ), используемые для различения действий, выполняемых честно или нечестно, которые ИСТИННЫ или ЛОЖНЫ по отношению к СЕБЕ. Психоаналитическая теория не располагает средствами для различения этих понятий, как и понятий "искренний" и "неискренний", хотя психоаналитическая практика во многом зависит от способности терапевта делать это. Однако неаутентичное поведение обычно интерпретируется как защитное (см. ЗАЩИТА); смысл заключается в том, что "истинные" чувства и мотивы пациента - не то, которые он сам осознает: иначе говоря, он неискренен, ибо пытается избежать столкновения с некоторыми аспектами ситуации или самого себя, опасаясь возможной тревоги (см. ТРЕВОГА). Критерии при решении вопроса, является ли поведение, основанное на ИДЕНТИФИКАЦИЯХ, аутентичным, остаются неясными; однако можно считать, что скорее аутентично то поведение, которое основано на идентификации с любимым объектом, нежели поведение, основанное на идентификации с объектом, который ненавидят или которого опасаются.
АУТИЗМ, АУТИСТИЧНЫЙ (AUTISM, AUTISTIC) (Букв.: ориентированный на себя). АУТИСТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ - это мышление, которое определяется лишь желаниями и ФАНТАЗИЯМИ субъекта без учета окружающей среды или реалистического (см. РЕАЛЬНЫЙ) восприятия пространства и времени. ИНФАНТИЛЬНЫЙ АУТИЗМ - это детский ПСИХОЗ, при котором пациент полностью лишен способности доверять или общаться с кем бы то ни было; он либо нем, либо имеет сложные расстройства речи; и если бы не его способность обращаться с неодушевленными предметами, его можно было бы диагностировать как умственно отсталого. Многие, возможно большинство психиатров, убеждены, что это наследственное органическое заболевание. Однако у Bettelheim (1967) вы найдете радикально психоаналитическую интерпретацию.
АУТОПЛАСТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ (AUTOPLASTIC ADAPTATION) См. АЛЛОПЛАСТИЧЕСКАЯ и АУТОПЛАСТИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ.
АУТОЭРОТИЗМ, АУГОЭРОТИЧЕСКИЙ (AUTO-EROTISM, -EROTIC) Термины относятся или к доставляющей удовольствие деятельности, в которой объектом является сам субъект (МАСТУРБАЦИЯ, сосание пальца), или к ЛИБИДНОЙ установке, ориентации или стадии РАЗВИТИЯ. В первом случае слова используются объективно, для описания наблюдаемого поведения, во втором случае их использование подразумевает отображение гипотезы об игнорировании пациентом или ребенком внешних объектов. Согласно классической ИНСТИНКТ-ТЕОРИИ, младенцы ориентированы аутоэротически, т.е. их отношение к МАТЕРИ базируется исключительно на любви к себе, а их потребность в матери - на ее способности доставлять удовольствие. В этом смысле термин "аутоэротический" является синонимом термина "нарциссический" (см. НАРЦИССИЗМ). ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ не принимает идею аутоэротической фазы в младенчестве и придерживается взгляда, что у младенца с самого начала устанавливаются отношения с матерью, что, по Fairbairn (1952), младенец "ищет не удовольствие - ищет объект". В соответствии с этим взглядом аутоэротическое поведение является заместительным, т.е. субъект использует часть самого себя в качестве символического эквивалента кого-либо другого.
АФАНИЗ (APHANISIS) Термин, введенный Jones (1948) для описания крайней степени страха перед полной потерей способности к УДОВОЛЬСТВИЮ.
АФОНИЯ (APHONIA) Неспособность говорить и издавать звука. В тех случаях, когда является ПСИХОГЕННОЙ, представляет собой симптом ИСТЕРИЧЕСКОЙ КОНВЕРСИИ.
АФФЕКТ (AFFECT) Общий термин для чувств и ЭМОЦИЙ. Общепринятой психоаналитической теории аффектов не существует, однако различают АФФЕКТЫ РАЗРЯДКИ, которые сопровождают проявление влечения, и АФФЕКТЫ НАПРЯЖЕНИЯ, которые сопровождают сдерживание влечения. Считается, что аффекты прикрепляются к идеям, а не наоборот. Различие понятий "аффект" и "эмоция" в том, что аффект рассматривается так неразрывно связанный с идеями, а эмоция - как самоценное, независимое переживание. См. Glover E. (1939), Brierley (1951), Rapaport (1953).
АФФЕКТИВНОЕ РАССТРОЙСТВО, ПСИХОЗ (AFFECTIVE DISORDER, PSYCHOSIS) Психиатрический диагностический термин для психозов, характеризующихся расстройствами НАСТРОЕНИЯ. См. МАНИАКАЛЬНО-ДЕПРЕССИВНЫЙ ПСИХОЗ; ДЕПРЕССИЯ; МАНИЯ.
АФФЕРЕНТНЫЙ (AFFERENT) Прил.. Обозначает нервы, передающие ИМПУЛЬСЫ и сигналы от периферии к центру, - по контрасту с ЭФФЕРЕНТНЫМИ нервами, передающими их от центра к периферии.
 
 
 
Б
БАЗИСНОЕ ДОВЕРИЕ И НЕДОВЕРИЕ (BASIC TRUST AND DISTRUST) Термины использовались Эриксоном, Винникоттом и Балинтом для описания глубинных следствий хорошего и плохого материнского ухода. Базисное доверие, которое представляет собой первую из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона, соответствует ОРАЛЬНОЙ ФАЗЕ КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИИ и ПЕРВИЧНОЙ ОНТОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ экзистенциалистов (см. ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ). Базисное недоверие соответствует в некоторых случаях понятию ПАРАНОИДНОЙ ТРЕВОГИ.
БАЗИСНЫЙ ДЕФЕКТ (BASIC FAULT) Термин, использованный Balint (1952) для описания особенности патологии определенного типа пациента, все развитие которого было исковерканным и ложным. По Балинту, базисный дефект может быть преодолен лишь в том случае, если позволить пациенту РЕГРЕССИРОВАТЬ до состояния оральной ЗАВИСИМОСТИ от аналитика (см. также ОРАЛЬНЫЙ) и пережить НОВОЕ НАЧАЛО. Данный метафорический термин, вероятно, имеет отношение к геологии, а не к морали.
Комментарий: Слово fault имеет значение как "дефект", так и (геол.) "разрыв", "сдвиг", "сброс". - Прим. ред.
БДИТЕЛЬНОСТЬ (VIGILANCE) Неврологический (см. НЕВРОЛОГИЯ) и физиологический термин для обозначения длительного состояния настороженности, позволяющего организмам замечать изменения в ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. Сторожевая "сканирующая" функция при наличии опасности ила благоприятных возможностей приводит организм в состояние готовности к соответствующим действиям. Бдительность может меняться по интенсивности, но никогда, даже во сне, не бездействует. СИГНАЛЬНУЮ ТРЕВОГУ можно рассматривать как обращенную вовнутрь форму бдительности, которая мобилизует субъекта к изменениям своего внутреннего состояния. ФОБИЧЕСКУЮ тревогу можно рассматривать как извращение бдительности, поскольку пациент реагирует на вызывающий фобию объект как на действительно опасный и затем предпринимает действия, которые были бы подходящими, если бы так было на самом деле. Дискуссию об отношении к бдительности таких понятий, как предчувствие, беспокойство и ожидание, см. Rycroft (1968).
БЕГСТВО (PLIGHT) Понимание бегства как инстинктивного или врожденного паттерна поведения не характерно для психоаналитической теории. См. СТРАХ; ТРЕВОГА, ИНСТИНКТ.
БЕГСТВО В БОЛЕЗНЬ (FLIGHT INTO ILLNESS). Выражение, используемое для описания попытки избежать конфликта путем развития болезненных симптомов.
БЕГСТВО В ЗДОРОВЬЕ (FLIGHT INTO HEALTH) Выражение, используемое для обозначения быстрого симптоматического выздоровления, которое иногда демонстрируют больные, желающие избежать психоаналитического исследования. Возможно, МАНИАКАЛЬНАЯ ЗАЩИТА.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, КОЛЛЕКТИВНОЕ (UNCONSCIOUS, COLLECTIVE) ЮНГИАНСКИЙ термин для той части бессознательного, которая содержит АРХЕТИПЫ и, следовательно, является общей для всех людей.
БЕССОЗНАТЕЛЬНЫЙ (UNCONSCIOUS)
1.      Прил. Относящийся к психическим процессам, которые субъект не осознает. "Считается общепринятым, что сознательные процессы не образуют непрерывного самодостаточного ряда" - Freud (1940). Психоанализ предполагает, что процессы, заполняющие разрывы в этом ряду, можно обозначить "психическими", в отличие от теорий, утверждающих, что идея о бессознательных психических процессах внутренне противоречива, а процессы, заполняющие разрывы, являются чисто физическими. Другими словами, психоанализ предполагает, что между психическими процессами существует качественное отличие: некоторые из них СОЗНАТЕЛЬНЫЕ, некоторые - бессознательные. Предполагается также существование двух видов бессознательных процессов: тех, которые легко становятся сознательными, и тех, которые подвержены ВЫТЕСНЕНИЮ. Первые являются ДЕСКРИПТИВНО БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ или ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНЫМИ (см. ПРЕДСОЗНАТЕЛЬНЫЙ), а вторые - ДИНАМИЧЕСКИ БЕССОЗНАТЕЛЬНЫМИ. ВОСПОМИНАНИЯ, информация, умения и т.п., которые можно вспомнить в случае необходимости, относятся к дескриптивно бессознательным; воспоминания, ФАНТАЗИИ, желания и т.п., о существовании которых можно только догадываться, или те, которые становятся сознательными только после устранения определенного СОПРОТИВЛЕНИЯ, являются динамически бессознательными. Динамически бессознательные процессы соответствуют первичным процессам мышления, тогда как предсознательные и сознательные - вторичным процессам (см. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ).
2.      Сущ. Бессознательное, или система бессознательного, - та часть психики, в которой, в отличие от СОЗНАТЕЛЬНЫХ, психические процессы являются динамически бессознательными. В 1920-х гг. Фрейд переименовал бессознательное в ИД, а сознательное - в ЭГО. В широком употреблении "бессознательное" является метафорическим, почти антропоморфическим концептом, сущностью, влияющей на САМОСТЬ, но не известной себе самой. В точном значении - это структура со специфическими свойствами. "Резюме: свобода от внутренних противоречий, принадлежность к первичным процессам (мобильность катексиса), вневременность и замещение внешней реальности реальностью психической - таковы характеристики, которые мы ожидаем обнаружить в системе бессознательного" - Freud (1915).
Хотя сделанное Фрейдом различие между сознательными и бессознательными (вторичными и первичными) процессами, которые действуют в соответствии с различными законами, можно рассматривать как одно из его основных открытий, оно, тем не менее, вызывает, по крайней мере, два обвинения в свой адрес. Во-первых, его использование приводит к устранению других различий, например: "произвольный и непроизвольный", "неумышленный и преднамеренный", "осознающий и неосознающий". Во-вторых, - к появлению скептического замешательства. Допустим, индивид (пациент) в целом согласен с допущением, что у него могут быть бессознательные мотивы. В этом случае он понимает, что должен согласиться с каким-то сообщением о себе, поскольку тот факт, что это сообщение не соответствует чему-то, что он осознает, не устраняет возможности, что оно правильно отражает то, чего он не осознает. Но при этом он лишь формально может соглашаться с предположениями (ИНТЕРПРЕТАЦИЯМИ), в действительности не соглашаясь и не принимая их. Пациенты со спекулятивным складом ума могут, имея неосторожного аналитика, с легкостью принимать любое количество гипотез относительно своих бессознательных мотивов, не имея ни малейшего представления о том, какие из них правильные.
БИСЕКСУАЛЬНЫЙ, БИСЕКСУАЛЬНОСТЬ (BISEXUAL, BISEXUALITY) Эти термины лишь в редких случаях применяются клипам, бисексуальным в том смысле, что вступают как в гетеро-, так и в гомосексуальные отношения; обычно имеется ввиду наличие у одного человека маскулинных и феминных психологических свойств и установок. Психоаналитическая теория всегда полагала, что все человеческие существа конституционально психосексуально бисексуальны. Фрейд заимствовал эту идею у своего друга Флисса, и она первоначально подтвердилась имевшимися биологическими и анатомическими данными о наличии у мужчин остаточных женских органов (и наоборот). Современная теория склонна объяснить психосексуальную бисексуальность, обращаясь к тому факту, что дети идентифицируются (в разной степени) с обоими родителями (см. ИДЕНТИФИКАЦИЯ). Теория бисексуальности предполагает, что можно придать дополнительное сексуальное значение несексуальным функциям и определить как феминное ПАССИВНОЕ, ПОКОРНОЕ, мазохистское (МАЗОХИЗМ), интуитивное и рецептивное поведение; и как маскулинное - АКТИВНОЕ, настойчивое, садистическое (САДИЗМ), интеллектуальное и проникающее поведение. Такие сдвиги в установке подразумевают изменения сексуальной ориентации. Проблема бисексуальности осложняется бытующими предубеждениями о мужской и женской роли. Относительно данных, свидетельствующих об изменчивости подобных предубеждений от общества к обществу, см. Margaret Mead (1935, 1949). Любой удовлетворяющий минимальным требованиям анализ бисексуальности должен принимать во внимание:
а) биологические и конституциональные факторы;
б) идентификации с родителями и социальными СТЕРЕОТИПАМИ;
в) путаницу между дихотомиями "активный - пассивный" и "мужской - женский" и
г) отношение интуитивного и аналитического способов мышления к "а" и "б".
БЛАГОГОВЕНИЕ ПЕРЕД ПЕНИСОМ (PENIS AWE) Термин, используемый Филлисом Гринэйкером для обозначения эмоции, вызываемой видом пениса у отдельных больных, часть из которых наблюдает ореол вокруг пениса. См. Greenacre (1953).
БЛИЗОСТЬ против ИЗОЛЯЦИИ (INTIMACY v. ISOLATION) Шестая из восьми СТАДИЙ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА Эриксона. Именно на этой стадии психически здоровый индивид достигает того, что в классическом психоанализе (КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ) называется ГЕНИТАЛЬНЫМ УРОВНЕМ, и становится способным к интимной любви и творческой работе. Эта стадия, очевидно, наступает сразу после двадцати лет и длится до начала среднего возраста. Опасность этой фазы - страд потери ЭГО в состоянии, требующем самоотречения с последующим чувством изоляции. Более обстоятельная цитата из описания Эриксоном этой стадии приведена в статье ГЕНИТАЛЬНОСТЬ. См. Erikson (1953).
БОЛЬ См. СТРАДАНИЕ
БРЕД (DELUSION) Термин, используемый в психиатрии для обозначения высказываемого пациентом убеждения, которое одновременно я ложно, и не поддается доводам логики и очевидности; навязчивая идея. Общепринятое клиническое понятие, которое, однако, оказывается неожиданно трудным, если задаться двумя вопросами:
а) откуда психиатру известно, что его собственное мнение по соответствующему вопросу истинно?
б) в каком смысле пациент верит своему бреду? Ответ на вопрос "а" можно дать, лишь поняв, какую роль играют убеждения в психической экономии пациента и психиатра. Рассмотрение "б" приводит к заключению, что бред является проявлением нарушений мышления, а именно - потерей способности делать различия между мыслительными категориями, в простейшем случае - между метафорическими и реальными утверждениями. При правильном подходе можно часто увидеть смысл бредовых идей.
БРЕД ВЕЛИЧИЯ и БРЕД ПРЕСЛЕДОВАНИЯ имеют место при ШИЗОФРЕНИИ и ПАРАНОЙЕ. Внутренние стойкие БРЕДОВЫЕ СИСТЕМЫ характеризуют паранойю. Разновидности БРЕДА МАЛОЦЕННОСТИ, например, веры в совершение преступления, случаются при МЕЛАНХОЛИИ. См. ПРОТИВОРЕЧИВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.
 
 
 
В
ВАГИНА (VAGINA) (Букв.: ножны) Женский генитальный проход. Не существует термина, который находился бы в таком же отношении с вагиной, в каком находятся ФАЛЛОС и ПЕНИС. Поэтому термин "вагина" должен отображать как сам анатомический орган, так и идею о нем. Отсюда - ВАГИНИЗМ: спазм вагинальных мышц, обычно являющийся невротическим симптомом.
ВЕРБАЛИЗАЦИЯ (VERBALIZATION) Процесс словесного выражения. Обычно - словотворчество для создания речевых оборотов или формулировок, однако иногда понимается как процесс превращения в слова зрительных образов или преобразования "СНОВИДЧЕСКОГО" мышления первичных процессов (см. ПРОЦЕССЫ, ПЕРВИЧНЫЙ И ВТОРИЧНЫЙ) в словесное мышление СОЗНАНИЯ. Психоанализ представляет собой попытку вербализовать невербализуемое; поскольку его содержание - БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ психическая деятельность - является невербальной по своей сути, то, следовательно, вербальные формулировки только искажают его. См. СЛОВЕСНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
ВИНА (GUILT) Психоанализ имеет дело не с фактом вины, а с чувством вины, т.е. с ЭМОЦИЕЙ, которая следует за нарушением морального предписания. Более характерно для психоанализа иметь дело с НЕВРОТИЧЕСКИМ чувством вины, т.е. с теми ощущениями своей виновности, которые нельзя объяснить с позиций нарушения сознательных ценностей пациента. Согласно КЛАССИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ, невротическое чувство вины возникает в результате конфликта между СУПЕР-ЭГО и ИНФАНТИЛЬНЫМИ сексуальными и агрессивными желаниями (см. СЕКС и АГРЕССИЯ), причем этот конфликт представляет собой интернализованное ПРЕДСТАВЛЕНИЕ и увековечение конфликтов между ребенком и его родителями (см. также ИНТЕРНАЛИЗАЦИЯ). Положение, однако, осложняется тем, что, по теории, Супер-эго черпает свою энергию из собственной АГРЕССИИ ребенка; в результате этого на чувство вины оказывает прямое влияние степень выраженности агрессивных чувств индивида, которые он направляет на самого себя в моральном осуждении.
Вина отличается от ТРЕВОГИ тем, что:
а) тревогу испытывают по отношению к чему-то пугающему в будущем, тоща как вина ощущается в отношении уже совершенного действия; и
б) способность переживать вину зависит от способности интернализовать объекты, тогда как способность испытывать тревогу с этим не связана; животные и младенцы могут испытывать тревогу, но только лица, осознающие время и других людей, могут чувствовать вину. Невротическую вину и тревогу можно легко спутать вследствие того, что невротическое чувство вины ассоциируется со страхом наказания и возмездия.
Аналитики, которые верят в наличие врожденного деструктивного инстинкта, неизбежно верят и в неотъемлемое от него чувство вины, идущее от осознания желания разрушить то, что любимо, и бросить вызов тому, от чего одновременно зависят.
Все ЗАЩИТЫ, используемые для уменьшения тревоги, могут быть использованы и для уменьшения чувства вины, но одна защита, РЕПАРАЦИЯ, - попытка компенсировать тот воображаемый вред, который якобы был нанесен, - используется только для уменьшения чувства вины.
ВЛЕЧЕНИЕ (DRIVE) Попытка выявить различие между терминами "ИНСТИНКТ" и "влечение" едва ли окажется полезной. Сам Фрейд использовал немецкое слово *Trieb". Что касается причин, по которым Стрэчи отдавал предпочтение "инстинкту" перед "влечением", см. его общее предисловие к Собранию сочинений Фрейда.
ВМЕНЯЕМОСТЬ и НЕВМЕНЯЕМОСТЬ (SANITY AND INSANITY) Термины обыденного и медико-юридического употребления; ПСИХИАТРЫ и ПСИХОАНАЛИТИКИ используют их, лишь когда имеют дело с судебным процессом. Вменяемым считается человек Compos mentis, который в состоянии отвечать в суде на предъявляемые ему обвинения, а невменяемым - тот, который на это не способен. Существует, помимо этого, тенденция приравнивать невменяемость к ПСИХОЗУ.
ВНУТРЕННИЙ (INTERNAL) Этот термин часто используется как синоним слов "психический" и "душевный" на основании того положения, что психические процессы локализуются во внутреннем пространстве. Отсюда: ВНУТРЕННЯЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ВНУТРЕННИЙ КОНФЛИКТ, ВНУТРЕННИЙ ОБЪЕКТ (см. также РЕАЛЬНОСТЬ, КОНФЛИКТ, ОБЪЕКТ), каждое из которых понимается и определяется как противоположное их "внешним" эквивалентам.
ВНУТРЕННИЙ ДИВЕРСАНТ (INTERNAL SABOTEUR) Термин, используемый Fairbairn (1952) для описания одной из трех частей, на которые расщепляется изначально "целостное, динамичное ЭГО". Внутренний диверсант антилибиден, прикреплен к ВНУТРЕННЕМУ "отвергающему ОБЪЕКТУ" и предшествует появлению того, что Фрейд определил как СУПЕР-ЭГО.
ВОЛЯ (WILL) Хотя в ранних работах Фрейда содержатся упоминания понятий воли и контрволи, особенно в связи с ИСТЕРИЕЙ, понятие воли не входит в состав психоаналитической теории, т.к. несовместимо с предположением о психическом ДЕТЕРМИНИЗМЕ и с идеей о том, что ПСИХИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ вызываются бессознательными процессами, к которым понятие воли совершенно неприменимо. Тем не менее ПРОГНОЗЫ часто делаются на основе оценки ВОЛИ К ВЫЗДОРОВЛЕНИЮ, хотя часто это маскируется фразами типа "высокая мотивация". Обычное психиатрическое и психоаналитическое отношение к воле можно резюмировать словами: "Пациент говорит, что он не может, его родственники говорят, что он не хочет, а психиатр говорит, что он не может хотеть",
Однако понятие воли является слишком значительным в человеческом опыте, чтобы его можно было полностью исключить, и оно поднимает голову в связи, по крайней мере, с тремя положениями психоаналитической теории:
а) понятие НЕГАТИВИЗМА используется для описания СВОЕНРАВИЯ, т.е. когда своя сила воли утверждается отказом подчиняться руководству других или сотрудничать с другими, вплоть до того, чтобы причинить вред себе, желая досадить другому. Негативистское поведение можно рассматривать как способ проявления воли у людей, для которых согласие и сотрудничество с другими ощущается как угроза своей ИДЕНТИЧНОСТИ,
б) Термин "АКТИВНЫЙ" используется, чтобы охарактеризовать но просто способность осуществлять какие-либо действия, но и готовность приступить к действию, тогда как термин "ПАССИВНЫЙ" используется, чтобы описать не просто бездеятельность, но еще и готовность подчиняться воле другого. Когда Freud (1937) упоминал о способности принимать по необходимости, пассивную позицию как о критерии психического здоровья, он относил это к способности подчинять свою волю другим без ощущения угрозы для своей идентичности,
в) Понятие мотивации (см. МОТИВ) можно использовать, чтобы заполнить пробел между понятием воли и понятием влечения (ИНСТИНКТ). Если о человеке говорят, что у него сильная мотивация в отношении чего-либо, это означает, что он готов тратить время и энергию для достижения своей цели; но данная формулировка не раскрывает, потому ли это, что его активно подталкивают инстинкты, иди же потому, что он обладает сильной волей. Материалы общей дискуссии по проблеме воли, мнения о патологии воли и абсурдных последствиях попыток вызывать волевыми усилиями сексуальную чувствительность изложены в работе Leslie Farber The Ways of the Will (1966). См. АКТИВНЫЙ И ПАССИВНЫЙ.
ВООБРАЖЕНИЕ (IMAGINATION) Процесс или способность составлять ПРЕДСТАВЛЕНИЯ об объектах, явлениях и пр., фактически отсутствующих. Результаты процесса либо
а) МНИМЫЕ, то есть фиктивные, нереальные, либо
б) ОБРАЗНЫЕ, способствующие принятию неизвестных ранее решений, а в искусстве - созданию артефактов, которые, тем не менее, отражают или углубляют переживания. Психоаналитическая литература склоняется к тому, чтобы рассматривать воображение как частный случай ФАНТАЗИИ, и сталкивается с той же трудностью, что и искусство, решая, является ли - и в каких случаях - фантазия (воображение) бегством от действительности, а в каких - творчеством, защитой или адаптацией (см. КРЕАТИВНОСТЬ, ЗАЩИТА, АДАПТАЦИЯ). Однако общепринятым является то, что творческая деятельность, отмеченная богатым воображением, включает в себя бессознательную невербальную фантазию. См. Rycroft (1956), Beres (1955).
ВОСПОМИНАНИЕ (MEMORY) См. ПАМЯТЬ.
ВОСПРИЯТИЕ (PERCEPTION) Процесс осознавания чего-либо. Психоанализ различает ВНЕШНЕЕ и ВНУТРЕННЕЕ ВОСПРИЯТИЕ; первое основывается на ОЩУЩЕНИЯХ, получаемых от органов чувств, второе - на СОЗНАНИИ, начинающем отдавать себе отчет во "внутренних" психических процессах. Это употребление связано с тем, что Фрейд рассматривал сознание как орган чувств, способный быть обращенным как вовнутрь, к психической деятельности, так и вовне, к ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ. Вообще, восприятие следует отличать от ОЩУЩЕНИЯ - процесса получения сенсорных данных, т.е. возбуждения тех органов чувств, которые вызывают тактильные ощущения, ощущения тепла, света, звука и т.д.; от АППЕРЦЕПЦИИ - процесса узнавания или отождествления того, что было воспринято; и от ПОНИМАНИЯ - процесса формирования общих идей (ПОНЯТИЙ), основанного на узнавании общих для ряда объектов характеристик, которые воспринимались в течение определенного времени.
Психоаналитическая теория ЗАЩИТЫ включает положение о БЕССОЗНАТЕЛЬНОМ восприятии - в отношении как внутреннего, так и внешнего восприятия, поскольку она утверждает, что защиты вводятся для того, чтобы предотвратить осознание ИМПУЛЬСОВ, ВОСПОМИНАНИЙ и т.д. Под этим подразумевается, что психический орган, вводящий защиту, должен воспринять угрожающее содержание до того, как оно станет доступным сознанию. Это одна из причин, почему Фрейд заменил "сознание" термином "ЭГО". До этого изменения в терминологии было необходимо ввести утверждение о том, что сознание бессознательно осознает какой-либо запрещенный импульс. ЭГО же определяется как частично бессознательное, и считается, что оно способно автоматически, бессознательно приспосабливаться к изменениям внутреннего НАПРЯЖЕНИЯ. Нетрудно, однако, обнаружить аналитические работы, где авторы попадают в ловушку, утверждая, что пациент что-то бессознательно осознавал или сознавал.
ВРЕМЯ (TIME) Время и связанные с ним трудные философские вопросы приходят в соприкосновение с психоаналитической теорией в трех конкретных пунктах:
а) различие между ПЕРВИЧНЫМИ и ВТОРИЧНЫМИ ПРОЦЕССАМИ делается частично на основе того, что первичные процессы не учитывают категории времени, тогда как вторичные их учитывают. Поскольку, согласно некоторым теориям, происхождение чувства времени возникает в результате осознания на собственном опыте задержки между желанием и УДОВЛЕТВОРЕНИЕМ, предрасположенность к исполнению желаний (см. ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЙ), присущая первичным процессам, отрицает время, тогда как адаптивные устремления (см. АДАПТАЦИЯ) вторичных процессов ведут к открытию времени.
б) Теория ПАМЯТИ Фрейда предполагает, что все переживания прошлого пр
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2016
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.