Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ш Э
АБ АВ АГ АД АЖ АЗ АЙ АК АЛ АМ АН АП АР АС АТ АХ

АЙЦЕВ Борис Константинович



АЙЦЕВ Борис Константинович (29.1.1881, Орел - 26.1.1972, Париж) - прозаик, мемуарист, переводчик. Сын горного инженера, в 1882-94 управляющего рудной конторой на заводах Мальцева в Калужской губернии, с 1898 директора московского завода Ю.Гужона, Детство З. прошло в селе Усты Жиздринского уезда Калужской губернии. В Калуге учился в классической гимназии (1892-94), в 1898 окончил реальное училище и поступил в Московское техническое училище, но первокурсником отчислен за участие в студенческом забастовочном комитете, В 1899 принят в Петербургский горный институт, в 1902, сдав дополнительные экзамены, перевелся на юридический факультет Московского университета (студент до начала 1907).
Как писатель дебютировал 15.7.1901 рассказом-эскизом "В дороге" в московской газете "Курьер". После рассказа "Волки" (1902) Л.Андреев ввел З. в кружок московских неореалистов "Среда". Кумир молодого З. А.Чехов, Стиль ранних рассказов - сочетание натуралистического модерна с лирическим преклонением перед тайной мироздания, навеянным чтением пантеистически воспринятого Вл.Соловьева, ощутимо также влияние И.Бунина, с которым З. познакомился в 1902. Период ученичества - открытие Данте, интерес к поискам современников {К.Бальмонт, А.Белый, М.Горький, Ф.Сологуб), частые, начиная с 1904, поездки в Италию - был подытожен переводами произведений Г.Флобера "Искушение святого Антония" (1907) и "Простое сердце" (1910).
В первой книге З. - "Рассказы" (СПб., 1906) - отразились юношеские увлечения писателя, но З.Гиппиус сумела выделить главное: "Читая Зайцева - грустишь, но ждешь. Язык простой и круглый., действительно живописный, иногда очень яркий. Так видел бы природу современный Тургенев. Тургенев без романтизма. и .без тенденции". Соединение "натурализма" и "символизма" у З. зафиксировал Белый. Г.Чулков ввел З. в 1904 в петербургский журнал "Вопросы жизни". В 1904-8 З. познакомился с Д.Мережковским, А.Блоком, Н.Бердяевым, А.Ремизовым и др., бывал на "Башне" Вяч.Иванова. С 1907 редактор литературно-художественных альманахов издательства "Шиповник". 2.4.1912 обвенчался в Москве с дочерью археолога и нумизмата А. Орешникова - Верой Алексеевной Смирновой. Сборники: "Рассказы" (СПб., 1909), "Рассказы" (СПб., 1911), "Усадьба Ланиных" (М" 1914), "Земная печаль" (М., 1916), "Путники" (М., 19 1 9) составили собрание сочинений, начавшее печататься с 1916 в московском кооперативном "Книгоиздательстве писателей". Написанное за это время получило по преимуществу положительные отзывы Блока, В.Брюсова, Чулкова, Ю.АНхенвальда, В.Гофмана, К.Чуковского и др. И.Одоевцева еще в Петербурге слышала от Гумилева и от Г.Иванова, что "в кругу "аполлоновцев", так строго и пристрастно судивших писателей-москвичей, Бориса Зайцева ценили и уважали.". Исключение составил роман "Дальний край" (1913, отд. изд. М., 1915), в котором ценность любви двух молодых людей и обращение к вере бежавшего в Италию русского террориста ставились выше революционных народнических заветов 1905, что вызывало неприязнь левого крыла критики. Драматургические опыты З. (пьеса "Усадьба Ланиных", пост. в 1914 в театре Корша) в дальнейшем не получили развития. С 1913 З. по совету своего друга П.Муратова принялся за перевод ритмизованной прозой дантовского "Ада" (Париж, 1961), к которому возвращался в разные и, как правило, тяжелые периоды жизни.
В начале 1910-х З. переживал творческий кризис. Ранние удачи (рассказы "Миф", 1906; "Священник Кронид", 1905; повесть "Аграфена", 1909) сменились вещами неровными (рассказы "Смерть", 1911; "Актерское счастье", 1913; повесть "Кассандра", 1915). Переломными стали повести "Путники" (1916, опубл. в 1919), "Голубая звезда" (1916, опубл. в 1918), твердые по почерку, но полные лирического напряжения. Обе завершены в Притыкино (имение отца на Оке в Каширском уезде Тульской губернии) и посвящены своего рода "лишним людям", которые, словно отстав от течения жизни и ощутив некую внутреннюю тишину, застывают на перепутье, распознают рождение в себе чего-то крайне важного, но до конца не понятого и потому соотнесенного с внешним, - льющими печаль звездами. "Голубая звезда" - самое тургеневское произведение З.
Летом 1916 З. был мобилизован, поступил в московское Александровское военное училище, выпустил брошюру "Беседа о войне" (М" 1917). Трагически пережил гибель 27.2.1917 в Петрограде племянника Ю.Буйневича, офицера Измайловского гвардейского полка; посвятил ему стихотворение в прозе "Призраки". Летом 1917 произведен в офицеры, но из-за воспаления легких в боях не участвовал. Большевистский переворот встретил в Притыкино, откуда время от времени наезжал в Москву. 19.1.1919 скончался отец писателя, в ночь на 1 октября был арестован и по обвинению в контрреволюционном заговоре расстрелян пасынок З. - А.Смирнов. Еще в декабре 1917 в однодневной газете Клуба московских писателей "Слову - свобода" в заявлении "Гнет душит свободное слово" и в открытом письме А.Луначарскому (Народоправство, 1917, № 17) З. заявил о неприятии большевизма.
В апреле 1918 принял участие в основании "самодельной гуманитарной студии" "Studio Italiano", работал в 1921 в кооперативной "Книжной лавке писателей", куда его устроил М.Осоргин. Тогда же избран председателем московского отделения Всероссийского союза писателей; 21 июля вошел во Всероссийский комитет помощи голодающим, арестован 2 6 августа вместе с другими его членами, но вскоре отпущен. Впечатления послереволюционных лет переданы З. в рассказах, вошедших в книгу "Улица Св.Николая: Рассказы, 1918-1922", а также в позднейшем рассказе "Последнее путешествие" (1926). "Улица Св.Николая" своеобразная поэма в прозе, ритмы которой указывают на притягательность для З. "московской" прозы Белого, Почти в библейских интонациях в ней повествуется о превращении в мираж былого великолепия Вавилона-Арбата и необходимости преодоления этой утраты в христианском смирении и любви. Весной 1922 З. заболел сыпным тифом, после чего получил при содействии Л,Каменева (с которым учился в университете) и А.Луначарского визу на выезд за границу для поправки здоровья и 8.6.1922 уехал вместе с семьей в Германию.
Эмигрантские годы никогда не были легкими для З., но о выборе своем он не жалел: "Живя вне Родины, я могу вольно писать о том, что люблю в ней - о своеобразном складе русской жизни., русских святых, монастырях, о замечательных писателях России". До конца жизни он не шел ни на какие компромиссы с советской властью, в результате чего в 19444 8 окончательно расстроились его отношения с Бердяевым, ав 1947- произошла размолвка с Буниным. По словам З.Шаховской, "победа СССР в 1945 году была для Зайцева не русской победой, т.к. не могла послужить возрождению России и освобождению ее народа, и всякое заигрывание или кокетничанье с советскими властями было дня него неприемлемо".
Ранее неприятие большевизма и присущего ему богоборчества определило оценку творчества Блока и Горького в мемуарных очерках З. ("Побежденный", 1925: "Максим Горький (К юбилею)", 1932) и отказ в 1930-е во встрече А.Толстому. В то же время отъезд на Запад не озлобил З., привел к укреплению веры. Православное мировидение позволило З. в эмиграции по-новому открыть для себя духовный фундамент русской культуры и распознать, как писал Ю.Терапиано, "русскую всемирность тех дореволюционных лет, когда наши. писатели умели ощущать весь мир своей родиной". Круг общения З. в годы изгнания - М.Алданов, Бунин, Н.Берберова и В.Ходасевич, Муратов, Осоргин, Ремизов, Н.Тэффи и др., а также о. Г.Спасский, архимандрит Киприан (Керн). Полагая, что Россия - там, где Христос, он сердцем почувствовал родину, побывав в апреле-мае 1927 на Афоне, и в июле-сентябре 1935 на Валааме (тогда - Финляндия).
Летом 1922 Зайцевы жили в курортном местечке Мисдрой близ Штеттина, с сентября в Берлине, где писатель находился в гуще литературной жизни, регулярно посещал "Клуб писателей" и кафе "Ландграф". В марте 1923 З. был избран вице-председателем Союза русских писателей и журналистов; параллельно сотрудничал в берлинской газете "Дни", пражском журнале "Воля России". Лето 1923 семья З. провела в приморском поселке Преров-Остзеебад вместе с Бердяевыми, Ходасевичем и Берберовой, семьей С.Франка, Муратовым. В 1922-23 З.Гржебин, давний зайцевский знакомый, "в виде почетного исключения" выпустил в Берлине 7-томное собрание сочинений З., где впервые была опубликована книга лирических очерков "Италия", В сентябре-декабре 1923 З. посетил по приглашению итальянского слависта Э.Ло Гатто Италию, читал лекции в римском Институте Восточной Европы,
В 1920-30-е З. - один из наиболее уважаемых писателей "старшего" поколения эмиграции. Часто бывал в литературных салонах Фондаминских и Цетлиных, являлся почетным членом основанного в 1927 Мережковским и Гиппиус литературно-философского общества "Зеленая лампа". Начиная с 14-й тетради печатался в журнале "Современные записки", а также работал в газете "Последние новости", но из-за финансовых разногласий перешел осенью 1927в более консервативное "Возрождение" (до 1940 - ок. 200 публикаций). С октября 1925 редактировал журнал "Перезвоны". Как праздник эмиграции был отмечен 12.12,1926 25-летний юбилей творческой деятельности З. (его речь опубл.: ПН, 14.12.1926), 30.9.1928 З. на белградском съезде русских ученых и писателей эмиграции получил (подобно Гиппиус и А.Куприну) из рук высоко им чтимого "королярыцаря" Югославии Александра Орден Св.Саввы (покровителя искусств) 2-й степени.
Летом 1925 в имении профессора В.Ельяшевича на юге Франции завершил беллетризованное житие "Преподобный Сергий Радонежский" (Париж, 1925), работал над автобиографическим рассказом "Алексей Божий человек" (1925) и очерком о Блоке; на обратном пути впервые побывал у Буниных. Преподобный Сергий для З. - воплощение того типа русской святости, который особо дорог живущим в кровавые "времена татарщины", - тем, кто в "пленении" приходит к чувству покаяния (сочувственные отзывы Н.Лосского в журнале "Путь", 1926, № 2 и Гиппиус в "Современных записках", 1925, № 25).
Этапным произведением стал для З. роман "Золотой узор" (СЗ, 1923-25, № 15-19, 2224; отд. изд. Прага, 1926), начатый в Берлине. Роман (написанная от первого лица история жизни молодой женщины с ее детства на рубеже столетий до отъезда с мужем в эмиграцию) распадается на две неравноценные части. Первая - посвящена дореволюционной эпохе и достаточно аморфна, является ухудшенным вариантом повествовательных ходов из "Голубой звезды". Вторая - лирический монолог, разреженный риторическими вопросами, чередованием абзацев разной длины, пейзажным декоративизмом. Контраст между двумя частями привел к особой экспрессивности последних глав об "окаянных днях" 1917-22. Покинув Россию, Наталия в тишине знаменитой часовни начинает понимать смысл слов Христа, сказанных по преданию на этом месте апостолу Павлу, поначалу бежавшему из нероновского Рима: "Quo vadis?". В совокупности сильных и слабых сторон "Золотой узор" свидетельствовал о завершении тургеневского этапа его творческой биографии.
Облик дома, в котором З. поселился в мае 1926, воссоздан в единственном романе 3" полностью охватывающем жизнь эмиграции, "Дом Пасси" (Берлин, 1935). Памяти матери, умершей 20.7.1927 в Москве, З. посвятил книгу рассказов "Странное путешествие" (Париж, 1927). Эмоциональным откликом на это событие явилась повесть "Анна", написанная в жесткой, не характерной для З. манере (СЗ, 1928, № 36-37; 1929, № 38; отд. изд. Париж, 1929), где описывается гибель в России молодой сельской женщины. В 1928 в Париже вышла посвященная митрополиту Евлогию (Георгиевскому) книга очерков "Афон". Начиная с ноября 1929 З. присутствовал на вечерах русско-французского общества, в работе которого приняли участие многие французские писатели и философы (Ж.Бернанос, П.Валери, А.Мальро, Ж.Маритен, П.Фор и др.). Многократные попытки описать тайну русской святости (книга очерков "Валаам". Таллинн, 1936) сказались также на обращении З. к беллетризованной биографии, в жанре которой написаны книги "Жизнь Тургенева" (Париж, 1932), "Жуковский" (Париж, 1951), "Чехов" (НьюЙорк, 1954), эссе "Жизнь с Гоголем" (СЗ, 1935, № 59), "Тютчев - жизнь и судьба (К 75-летию кончины)" (Возрождение, 1949, № 1). Увидев в Тургеневе своего "спутника", З. неосознанно написал книгу не в меньшей степени автобиографическую, чем биографическую. По эротичности натуры, рассуждает З., Тургенев исконно русский писатель: любовь для него - не "гастрономия", как у современных ему французских прозаиков, а подобие мистического просвета. Но т.к. этому "дионисизму" не суждено было перерасти в веру, то отношение Тургенева к любви двойственное, это и источник чистого вдохновения, изящества, и страх небытия. Общий замысел З. в биографических сочинениях - показать "двойную" судьбу писателей: путь художника, с одной стороны, и отражение в его "жизни сердца" раздумий о преодолении смерти - с другой. Намерение увидеть в Тургеневе и, в особенности, Чехове писателей "подземно" религиозных определяется виденьем духовной целостности русской культуры.
В 1941-42 З. вернулся к переводу "Ада". Пережил бомбардировки Бианкура (пригорода Парижа, где некоторое время жил). Весной 1949 путешествовал по Италии (последняя встреча с Вяч,Ивановым). Сотрудничал в журналах "Грани", "Вестник РСХД", "Мосты", "Новый журнал", газетах "Русская мысль", "Новое русское слово" и др. 2.2.1957 В.А.Зайцеву разбил паралич, в течение 8 лет З. самоотверженно ухаживал за женой. 11.2.1960 скончался духовник З., архимандрит Киприан (Керн). З. пережил практически всех своих современников. В 1971 прошло торжественное празднование 90-летнего юбилея З., "последнего лебедя Серебряного века". Множеству близких З. сказал последнее "прости" в виде некрологов и мемуарных очерков, которые стали появляться еще в 1920-х. Они были собраны и переработаны в книгах "Москва" (Париж, 1939), "Далекое" (Вашингтон, 1965), "Мои современники" (Лондон, 1988), где даются портреты Белого, Бальмонта, Вяч.Иванова, Бердяева, Д.Мережковского, А.Бенуа, Муратова, Айхенвальда, К.Мочульского и др. В 1965 З. опубликовал один из лучших рассказов "Река времен" (НЖ, № 78), навеянный чеховским "Архиереем"; прототип архимандрита Андроника в нем - архимандрит Киприан (Керн). В 1969 написал открытое письмо в поддержку А.Солженицына (Вест. РСХД, № 94). Скончался в кругу семьи своей дочери. Отпет в соборе Св.Александра Невского (в котором отпевали Тургенева), погребен на русском кладбище в Сент-Женевьевде-Буа.
Итоговым и наиболее художественно совершенным произведением З. стала посвященная жене тетралогия "Путешествие Глеба": "Заря" (1934-36, опубл. в 1937), "Тишина" (1938-39, опубл. в 1948), "Юность" (194044, опубл. в 1950) и "Древо жизни" (1953). Ее жанр - элегический и автобиографический роман, тема - становление художника, готовящегося к открытию своего "града Китежа" - ушедшей навсегда России - в изгнании. Глеб учится восприятию жизни у древних русских святых, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, эмоциональный стержень повествования - христианская устремленность к вечности. По замыслу З. взросление Глеба перекликается с евангельской притчей о росте древа веры из "зерна горчичного". В маршруте своего путешествия он открывает смысл одновременно и индивидуальный, и общий - тот взгляд на мир, который Вяч.Иванов назвал "реалистическим символизмом". "Житийное" изображение главного персонажа и эпохи как преимущественно фона резко отличает тетралогию З. от "Жизни Арсеньева" Бунина книги, под впечатлением которой роман, повидимому, был задуман. Творчество З. примиряло по-своему трактуемые натурализм и символизм - Флобера с Тургеневым, Чехова с Буниным, "прозу" с "поэзией". Тем самым он откликнулся на потребность символизма в "обращении к канону" (А.Блок), которым для него стало как бы очищенное от субъективизма лирическое переживание собственной биографии, возвышенной до духовного чувствования единой людской участи.
Соч.: Письма Б.Зайцева к И. и В.Буниным. Публ. М.Грин // НЖ, 1980, № 139, 140; 1981, № 143; 1982, № 146, 149; 1983, № 150; Всепрощающая даль: Из творческого наследия Б.К.Зайцева. Публ. Е.В.Воропаевой // Лит. обозрение, 1989, № 12; Голубая звезда: Повести и рассказы. Из воспоминаний. Сост. А.Романенко. М., 1989; Белый свет. Сост. О.Михайлова, М., 1990: Земная печаль: Из шести книг. Сост. Л.Иезуитовой. Л., 1990: Далекое. Сост. Т.Ф.Прокопова. М., 1991; Золотой узор: Роман. Повести. Сост. Т.Ф.Прокопова. М., 1992; Соч., т. 1-3. Сост. Е.Воропаевой и А.Тархова. М., 1993; "Максим Горький (К юбилею)". Публ. В.М.Толмачева // Рос. литературовед, журн., 1993, № 2: Письма Б.К.Зайцева к Г.Н.Кузнецовой и Н.П.Смирнову. Публ. З.П.Смирновой // Там же.
Лит.: Чулков Г. Годы странствий. М., 1930; Тхоржевский И. Б.Зайцев / Рус. лит-ра. Париж, 1946; Pervouchine N. La place de B.Zaitsev dans la litterature russe du XX siecle // Etudes Slaves et Est-Europeenes, 1969, № 14; Шиляева А.С. Жизненный и творческий путь Б.К.Зайцева // Зап. рус. акад. группы в США, 1970, т. 4; Грибановский П. Борис Константинович Зайцев. Обзор творчества / Русская литература в эмиграции: Сб. статей. Под ред. Н.П.Полторацкого. Питтсбург, 1972; Бахрах А. По памяти, по записям: Литературные портреты. Париж, 1980; Толмачев В.М. От жизни к житию: логика писательской судьбы Б.Зайцева // Рос. литературовед, журн., 1994, № 4.
Арх.: РГАЛИ, ф. 548, 1623; ОР РГБ, ф. 357, 371; ИМЛИ, ф. 245: ИРЛИ, ф. 377: ГПБ, ф. 124. 408. 634, 1000; ЦИАМ, ф. 372, оп. 3, д. 615: ф. 418, оп. 316, д. 293; ГАРФ, ф. 63, д. 548, 1220; ф. 102, д. 188, ч. 1; д. 2702, 2707; ф. Б.Зайцева в Бахметьевском арх. Колумбийского ун-та (Нью-Йорк).
В. Толмачев
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2019
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.