Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
& 1 2 3 4 5 6 7 8 9
I Q
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
О ОБ ОВ ОД ОЖ ОЛ ОН ОП ОР ОС ОТ ОХ ОЦ ОЧ ОШ ОЩ

О спонтанности



О спонтанности (смешная) Что такое спонтанное поведение? Это когда я делаю то, что мнехочется делать в данный момент. И ничего другого. Если вы читализамечательное произведение Ричарда Баха "Приключения вынужденногомессии", то могли увидеть, что оно все на этом построено. Собственно,единственное, чему надо научиться всерьез, - это спонтанность. Позволитьсебе быть спонтанным. Что нас очаровывает в детях? В маленьких детях,лет до пяти, если они в более или менее нормальной обстановке, конечно,находятся. Это именно спонтанность их поведения, абсолютная искренностьв любом проявлении. А когда мы становимся взрослыми, то уже сознательноприходим к тому, что только спонтанное поведение есть поведение, утверж-дающее собственную самоценность, самореализацию в полном объеме. Мыпробуем, и у нас ничего в большинстве случаев не получается. И отсюданачинается патология. В строгом смысле слова любое нарушениеспонтанности есть патология. Психопатология. Мы с вами договорились, ещераз напоминаю, потому что я знаю, что помнить и быть внимательным - этосамое трудное в этом теле, что используем в данном случае понятие"психопатология" в контексте "психопатология обыденной жизни", то естьне в медицинском смысле слова, а в смысле того, что мешает полноценнойсамореализации, полноценному ощущению себя как субъекта, себя каксамоценной индивидуальности. Вот вы видите сейчас, слушаете меня, ну чего тут бояться?Посмотрите на себя каждый изнутри и снаружи. Кто из вас свободен тут?Спонтанен? Что же это за страх? И откуда он взялся? Этим страхом выобязаны родителям, потому что именно родители объясняли, как хорошо себявести, как нехорошо себя вести. Они наказывали и поощряли. Потом вдетсадике, в школе и так далее. И каждый из нас знает, подозревает, чтовообще-то он не такой, как надо. А раз я не совсем такой, как надо, илисовсем не такой, как надо, так, значит, я должен за собой следить. Умногих родителей есть любимое выражение: "Ты должен за собой следить.Что ты за собой не следишь?" А что такое за собой следить? Это значитвыделить в себе надзирателя, контролера, как угодно назовите, которыебудет все время следить, как я себя веду, как я сижу, как я жес-тикулирую, как я двигаюсь, и так далее, и тому подобное. Когда же тут заниматься кем-нибудь еще, кроме себя? Что же получается? Повстречались два человека. Оба тоскуют поживому человеческому общению, по глубокому взаимопониманию. Одинстарается угадать, как этот человек хочет, чтобы он себя вел. Второйтоже хочет угадать. Один видит: он себя не так, как надо, ведет. Тот наэтого смотрит: что-то он не так... Понимаете? Вы скажете мне: "А что же делать?" Либо прыгать в воду и плыть, либо все время ходить по берегу идумать: "Прилично ли, если я тут искупаюсь? В этом ли месте? А чтоскажут люди? Чего это я вдруг в воду прыгнул? Тем ли я стилем плыву?" Осознали ли мы, что большая часть запретов давно устарела и от-носилась к ребенку, а не к нам? Осознали ли мы, что вообще-то боль-шинству людей глубоко безразлично то, как мы себя ведем на самом деле?Потому что, в действительности, все заняты собой и своими страхами. Еслиосознали, то поймем, что ничего такого мы захотеть не можемсверхъестественного, чего бы не захотел кто-нибудь другой. Можно быть спонтанным, и никакого наказания не последует. Никто васпряника не лишит и дома не закроет, на улицу гулять пустят и в киносходить разрешат, если вы этого хотите. Это колоссальный источник патологии обыденной жизни. Эта пирамидадетских страхов, на которую еще настроены умозрительные концепции,усвоенные в более зрелые годы. Стоит внимательно, спокойно, взрослымиглазами посмотреть на эту пирамиду, как она сама собой начинаетрушиться. Может, сейчас здесь кому-то хочется спать. Спите. В состоянии полу-дремы материал усваивается не хуже, а даже лучше. Потому что умозрениевыключается, не контролирует: а что это он такое говорит? А может ли этобыть? А как это понимать? У нас большая проблема, потому что мы знаем, как надо себя вести.Нам сразу хочется сделать свободному человеку замечание. Ведь мы тожетак хотим, а боимся. Потому что он хулиган, невоспитанный, наглец. Таобщая манера, которая вас так восхищает в иностранцах, на самом делетоже не спонтанна. Это с нашей точки зрения они очень свободны, потомучто живут в демократическом обществе. Но спонтанность там такая жепроблема: если б этих проблем не было, то не загонялись бы по многотысяч на стадионы, чтобы поорать под видом слушания музыки. Повышение уровня невротизации - это колоссальная проблема сов-ременного города. Данные исследований американских психологов говорят отом, что, при всей разнице в стиле жизни и поведения, процентневротизации в Англии, США и у нас почти одинаков. И проблема этавозникла как следствие ущемления эмоционально-чувственной сферы. Японцыначали создавать игровые парки для взрослых, где они могут побытьмаксимально спонтанными людьми: покричать, поваляться в грязи,пробежаться, посоревноваться, пойти стенка на стенку. Потому что они ре-ально видят в этом пользу как для конкретного человека, так и для дела.Чем большая часть нашей жизни подчинена всяким и разным конвенциям, теммы больше и больше будем контролировать свое поведение в соответствии сними, тем больше будет уходить энергии на этот контроль, потому чтоиначе могут и наказать. Человек перестает верить своим эмоциям, и дажеприходя в свой дом, не может освободиться от самоконтроля, не может бытьспонтанным. Ущемление эмоционально-чувственной сферы снижает жизненный тонус. Ивозникает знаменитый парадокс: наши бабушки намного энергичнее нашихвнуков. Иногда смотришь на бабушку и восхищаешься бодрости, активности,энергичности; посмотришь на внука - старик стариком. Американцам нужна спонтанность для того, чтобы хотеть сразу все ини к чему не привязываться. Нам с вами нужна спонтанность, чтоб хотьчего-нибудь действительно захотеть. Где вы видели в наше времяодержимых? Или влюбленных в Бога? Или Лейлу и Меджнуна? Когда Лейлаговорит: "Я сейчас с собой покончу, эта весть до него дойдет, и он ссобой покончит, и мы будем счастливы". Мы читаем книжки, написанные совершенно для других людей, у которыхмир переживаний во много раз грандиознее и сильнее мира размышлений. ДоXVII века на Земле вообще не существовало такого общества, в которомдоминировало бы рассуждение над переживанием. Не су-щест-во-ва-ло!Поэтому отдельные мыслители, которые сумели свои переживания облечь влогические формулировки, поражают нас до сих пор. Великий квадрат,видите ли, не имеет углов! За что его так хвалят? Бред какой-то! ЛаоЦзы. Или: "Идущий впереди меня идет позади меня"? Что это такое? ЧтоДекарт по этому поводу сказал бы этому Лао Цзы? Это же выражениепереживаний, а не выражение размышлений. Говорят, Гераклит основал геометрию. Он ничего не основывал, он жилв мире переживаний, при слабых проблесках рассудочности. Это мы с вамиживем уже триста лет в мире рассудочности при слабых проблескахпереживания. Что мы хватаемся за этот дзэн, за этот буддизм? Суффизм?Хасидизм? И прочие "измы"? Экзотические. Хватаемся-то мы потому, чтоищем мир переживаний, утерянный рай. Но когда хватаемся, что с этимделаем? Пытаемся к этому относиться как к вещи, которую можно понять.Поэтому получается: нижегородское каратэ, ивано-франковский буддизм, ки-евская йога и т.д. Потому что мы живем с вами, опираясь на рассудок, наумозрение, на рациональные конвенции, которые уже стали иррациональными,потому как происхождение их скрыто во тьме подсознания. Почему нельзясмеяться на улице? Кто мне объяснит? Все знают, что неприлично. А теперьобъясните - почему? Никто не может объяснить, почему. Вот я хохочу часто: думаете, су-масшедший? И все меня всегда учат: "Конечно, ты Мастер, но кругом люди,я-то рядом, что же обо мне подумают?!" Я перестаю смеяться и начинаюгромко, эмоционально говорить: "Что такое делается?! Люди гибнут!Невротизация населения!" - "Да, вы, конечно, Мастер, я, конечно, вашученик, но, пожалуйста, не надо!" "Я, конечно, ваш ученик, но толькокогда этого никто не видит!" Это что, не патология? Кому опасен смех наулице? Что рухнет от этого? Что, это нарушит правила дорожного движения,аварийную ситуацию создаст? Нет. Но все знают: смех - это непорядок. Втеатр пришел или в кинотеатр, ну смешно мне - я смеюсь! Уже никто несмотрит кино, уже совершенно неинтересно, что там творится; интересно,что же он здесь один позволяет себе смеяться?! Знаете, если кому надо ставить памятники на каждом углу, так этотоварищу Декарту. По всей Европе. И в Америке. На каждом перекрестке.Вот вождь нашей цивилизации. Что там Ленин... Ленин горячий мужик был,плохо воспитан, матерно ругался часто. Когда Гегеля сволочьюимпериалистической обозвал, три восклицательных знака поставил и двараза подчеркнул! А вот Декарт... Cogito ergo sum. Улыбаться можно, нотолько чтоб зубов видно не было. "А что, у тебя зубы некрасивые?" -"Нет, у меня зубы красивые, но неприлично". А у меня некрасивые, но яулыбаюсь. Мы сейчас смеемся с таким облегчением, а я посмотрю, когда выотсюда выйдете, как вы там будете смеяться, на глазах у социума!..Понимаете, ведь если нет нормального, полноценного мира переживаний,если спонтанность исчезает, извините, тогда даже в постели с любимым че-ловеком - cogito ergo sum, извините еще раз. Не зря же такая поговоркаесть: "Истину, как и жену, мы любим только в темноте". Чтоб никто невидел. Если японцы решают эту проблему тем, что у себя строятграндиозные парки для взрослых. Если взрослые смотрят мультики для де-тей!.. Последние запасы спонтанности остались где? Больше нигде уже нет,выкачивать надо последние. Как же тут учиться творчеству? Да никак. Ну, необязательно такаяспонтанность, есть люди, для которых спонтанное поведение будет другое.Ну и пусть будет такое! Или вот такое! Разум и эмоциональность. То, что все разные рационально, это мы ужевыяснили; давайте выясним, что эмоционально мы тоже разные! И совсем необязательно всем притворяться, что мы все сдержанные, благовоспитанные.Знаете, каков процент психогенной импотенции? Семьдесят. А в Швециикакой? Восемьдесят два. Психогенная фригидность. В Литве - пятьдесятпять, в Швеции - шестьдесят, шестьдесят пять. Почему? И дома, и наработе - везде конвенции. Это страшная цена. Это глобальная катастрофа.И, как следствие, это падение уровня культуры, искусства. Потому что оноже в основном из мира переживаний. Никто же не сказал: "Переживаю,следовательно существую". Ну Будда там что-то намекал на эту тему. Ноэто же когда было. А Декарт наш человек, точнее говоря - образ Декарта,каким его сочинили. Казалось бы, столь простая для понимания вещь... Пока я в клиникене поработал с чернобыльцами два года, до тех пор до конца не понимал, вчем дело. Благодаря Ангелине Ивановне Нягу, шефине моей, узнал, чторетикулярная формация со структурой мозга, которая отвечает за тонус,находятся в интимном контакте. И первое нарушение у тех же чернобыльцев-ликвидаторов, нарушение, связанное с тем, что не выдерживалаэмоционально-чувственная сфера, не выдерживал мир переживаний. А ведьпереживание - базальный источник знаний. Только переживание сохраняетцелостность позиций, целостность пространства сознания, целостностьсубъективной реальности как таковой, несмотря на неполноту, дробность,расчлененность и дифференцированность логически-конструктивных шагов. Посмотрите, как упрощается мир. Как все меньше и меньше людей,получающих удовольствие, сопереживая, скажем, Пятой симфонии Бетховена.И все больше и больше людей, которые получают удовольствие отсопереживания вот этому: "Девочка моя синеглазая..." Оскудениеэмоционально-чувственной сферы - это причина невротизации. Проявлениеэтого оскудения: все меньше и меньше спонтанности поведения. Но снижениеспонтанности, уровня спонтанности поведения ведет еще и к тому, чточеловек все меньше и меньше осознает свою самоценность. Как субъект. Са-моценность самого факта жить. И тогда человек судорожно начинаетхвататься за внешние признаки, чтобы доказать свою ценность самому себе,функциональную и социальную, социальный статус, престиж, имидж,упаковка. Одним повезло, у них очень дорогая, красивая упаковка, другим- нет. Но ведь жив человек. И если вы сами себе хотите в этом плане хотькак-то помочь, и если вы хотите действительно как-то помочь другим, иесли вы хотите получить максимум эффекта в овладении методомдифференцированных функциональных состояний... Хитрые люди, они назвалибы: "Управляемая медитативная, трансцендентальная, витальная, астрально-ментальная". Давайте придумаем какое-нибудь хитрое, красивое торговоеназвание? Сменим упаковку, а то скучно. Упакуем во что-нибудь дорогое.Увязав владение этой методикой с проблемой спонтанности, с проблемойоживления, реанимации мира переживания, а не эмоционирования, - понятие-то об эмоциях сейчас на уровне среднеистерического. То, что мы называемэмоцией, на профессионала производит впечатление грустное. Как в театрзайдешь, или на экран глянешь, или музыку такую один раз послушаешь, ду-маешь: где же взять столько врачей, чтобы всех этих господ вылечить отневрастении и истерии? Потом зайдешь к врачам. Те, кто постарше меня,еще ничего, а те, кто помоложе, сами в разносе. Я помню, как рыдаламесяц у нас в клинике молодая сотрудница. Я пришел в клинику, наотделении нас было три человека: двое из ординатуры, один парень и она,и я, который к медицине вообще имел косвенное, мягко выражаясь,отношение. И пятьдесят человек больных. Мы два месяца втроем стояли. Унас ни одной жалобы не было. Только Наташа все эти два месяца плакала, амы вдвоем работали. Там одни мужики были. Так что я советую вам нырнутьв эту проблему, нырнуть всеми доступными вам способами, потому что слов-то здесь мало, а дел много. Потому что не знаю, как вы, а я себя до сихпор время от времени ловлю на потере спонтанности. - А мы не ловим (смех в зале). И.Н.- Главное - это то, что тут происходит, а не слова. Вообще,пропаганда здорового образа жизни. Какая? Хочешь хохотать - хохочи,хочешь рыдать - рыдай, хочешь сесть задом наперед - садись задомнаперед. Если это никому не вредит, в прямом смысле слова, ты можешьделать все, что хочешь! Вот это и есть здоровый образ жизни. Я же какмногих крутых номенклатурных и бизнесменов ловил? Накормят меня,разговаривают, вот так вот: "Ха-ха-ха, Игорь, ха-ха (по плечу)... Тебесколько?" Я говорю: "Мне сорок восемь". - "А почему так хорошосохранился?" - спрашивает он у меня, и я говорю: "Да просто смеюсь,когда хочется смеяться, плачу, когда хочется плакать. Вот и все".Понимаете? Поэтому я могу выдержать трое суток психологическогомарафона, а он нет, он сильно зарегулированный. Поэтому мне интересножить, а ему уже нет. Понимаете, у меня солнышко еще светит, а у него ужев тумане. Вот это и есть главное достоинство методики дифференцированныхфункциональных состояний. Осознавание необходимо для расширения мирапереживаний. Необходимость увеличения спонтанности в своем поведении,необходимость открытого эмоционирования для расширения вашего диапазона.Это действительно здоровый образ жизни! Таким образом, сегодня мы рассмотрели еще один источник "пси-хопатологии обыденной жизни". Это ущемление мира переживания в течениепоследних трехсот-четырехсот лет развития цивилизации, это засильеконвенционального поведения, не дающего человеку проявляться спонтанно,значит самоценно. Последствия этого можно увидеть (я сейчас нарушуприличия), даже когда человек отправляет естественные надобности у себяв туалете, закрывшись на крючок. Проверьте на себе. И там вы несвободны. Не только наедине с миром, не только беседуя о духовных вещах, нодаже наедине с собой - мы не спонтанны. поэтому так трудно понять, чтотакое импульс, что такое момент истины, что такое резонанс. Я столькослышал, даже от своих ближайших учеников, что это такое, что если бы ясдерживал свой смех, я б давно уже лопнул от этих версий. - Игорь Николаевич, а можно по духовному пути в короткой юбке? И.Н.- В короткой юбке очень удобно. По духовному пути - за-мечательно! А без штанов - знаете, как удобно. Помню, работал я вВильнюсе в летнем лагере, так за два месяца ни разу штанов не надел, всевремя в плавках. А работал как! Спонтанно! Иногда есть смысл себя взять за волосы и выдернуть из болота, ииногда даже эпатаж, если вы осознаете, зачем вы это делаете, и по-нимаете, что это временная мера, хорош. Потом найдете этому меру, вовсяком случае какой-то смысл иногда и в эпатаже есть. Есть у меня такоевоспоминание, которым я горжусь. Я был сын прокурора железной дороги, априятель - сын директора библиотеки университета, профессора. Чем мызанимались. Мы цветы воровали. Не у частных лиц, а у государства. Когдамы с ним ползли на площади Ленина, который у нас в Вильнюсе смотрел наКГБ, а рукой показывал на консерваторию (теперь его уже нет там), и ре-зали ножницами розы, а вокруг ходит милиция, КГБ, ножницами эти розы,пятьдесят шесть штук, как сейчас помню, и весь этот риск для того, чтобына следующий день войти посреди танцев, в паузе, девочки с однойстороны, мальчики с другой, у себя же в школе кинуть эти розы под ногихорошему человеку. И что интересно, об этом потом ни один человек невспомнил, даже намеками, ни учителя, ни ученики, ни пока я учился вшколе, ни потом, когда я ушел в вечернюю школу. Ни один человек ни одним намеком не напомнил мне об этом событии. Японял, когда я стал психологом - в этот день. Потому что я увидел, чтоможно совершить поступок, про который, без всяких усилий с моей стороны,ни один человек мне никогда в жизни не скажет ни одного слова. Это был восьмой класс, в городе Вильнюсе, в привилегированнойвосьмой средней школе. И сколько я потом бывал на встречах выпускников,среди своих учителей, одноклассников - ни на следующий день, ни десятьлет спустя никто не напомнил. А что я такого сделал? Вы подумайте. Юркаоткрыл ногой дверь, я вошел вот с таким букетом роз, никто же не знал,что я их на площади Ленина резал. Подошел к ней, причем не квозлюбленной, а к другу, которого я нечаянно обидел. А человек- калека,вы понимаете, я просто думал извинения попросить, ну и решил таким спо-собом. Прошел через весь зал, сказал: "Прости!" Бросил цветы, развернул-ся и ушел. Все как в рот воды набрали. Вот вам и психология. Ведь мы сним подставляли своих отцов, со всей их карьерой! Случайно уцелевших всталинском терроре. И себя самих. Ради чего? Ради этих пятидесяти шестироз? Зачем? - спрашивал я себя сегодняшнего. Ради чувства свободы. Намхотелось- и мы это делали. Может быть, поэтому в нас немножко меньшестраха было социального, исходного, чем в других наших сверстниках.Знаете, может, потому, что мы так превратно толковали положение нашихотцов. Думали, что им ничего не будет! По наивности! Это эпатаж,конечно, это совершенно глупый риск с точки зрения рациональной, но сточки зрения переживания... Это надо еще подумать, что сильнее - оргазмили это. Понимаете, ведь мы воспитаны в нашем государстве бывшем, да иво всей нашей цивилизации, с позиции воина. С позиции сражения. Мы сра-жаемся с природой, ее покоряем, с капиталистами сравнялись. Мы простозабыли, что, как говорил мой не очень любимый писатель АлексейМаксимович Горький: "Человек рожден для счастья, как птица для полета".То есть это как бы ему присуще. Куда делся праздник? Почему все такиеозабоченные? Почему нас приучили ко всему относиться с какой-тоболезненной серьезностью? Мало того, нас убедили в том, что именно такоеотношение есть серьезное! Но это же все неправда. Маниакальное состояниене означает состояние серьезности, так же как состояние наркотическоговозбуждения не означает состояния веселья, расслабленности. Мы потеряличувство партнерства, прежде всего с самим собой. Я всегда говорю: есличеловек не рад тому факту, что он живет, чему он вообще может радо-ваться? Уровень праздника возможен только при одном условии. Праздник - вотон, рядом, для этого ничего специального не нужно. Как только выдопустите, что вы самоценны, сами по себе, без всяких предлагаемыхобстоятельств. Самоценны потому, что вы в человеческом теле, потому чтовы живой. Потому что вы хотите и не хотите. Потому что вы хотите -думаете, а хотите - не думаете. Это вы - человек. Образ человечества. Ивокруг человеки. Но это же большая удача! Огромная удача! Так возрадуемся же, человече!
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2016
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.