Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
& <
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V Z
Ё А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ШЁ ША ШВ ШГ ШЕ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШЭ ШЮ

ШТОКХАУЗЕН (Stockhausen) Карлхайнц (p. 1928)



ШТОКХАУЗЕН (Stockhausen) Карлхайнц (p. 1928) - нем. композитор, муз. теоретик (ФРГ). Ученик О. Мессиана, Ф. Мартена и др. С 1963 рук. студииэлектронной музыки Зап. -герм, радио. В 1971 - 77 проф. Кёльнской высш. школы. Выступает как дирижёр, пианист и звукорежиссёр с исполнением собств. соч. Ш. - один из лидеров муз. авангардизма. Стремясь к созданию универсальной"музыки всего мира", Ш. обращается к разнородным муз. средствам, включаяэлектроннуюмузыку, разл. технич. приспособления. Эволюционировал от жёстко детерминированногописьма на основе пуантилизма и тотальнойсериальности к концепциит. н. открытой формы, предполагающей разомкнутость произв. С кон. 1960-хгг. под влиянием вост. религ. учений музыка Ш. приобрела созерцательно-медитативныйхарактер. Нек-рые его произв. получили сценич. воплощение (в т. ч. "Четвергиз "Света"" - часть оперно-балетного цикла "Свет", длящегося неделю, 1981,"Ла Скала"). Ш. -теоретик помимо обоснования собств. творчества проявляетинтерес к проблемам муз. времени, психологии восприятия ("Texte. . .", Bd1 - 4, Kbln, 1963 - 78). Среди соч. : "Перекрёстная игра" для ансамбля (1951),"Пение отроков" для 5 магнитофонов (1956), "Группы" для 3 орк. (1957),"Моменты" для сопрано, 4 хоров и ансамбля (1961), "Телемузыка" для магнитофона(1966), "Спираль" для солиста и коротковолнового приёмника (1969), "Звучаниезвезды" (парковая музыка для 5 групп, 1971), "Сириус" для сопрано и ансамбля(1977). В 1978 состоялся Междунар. конкурс композиторов имени Ш. (Италия).
• Gesammelte Schriften, Koln, 1978.
• Михайлов А. В. , Нек-рые мотивы муз. авангардизма. К. Штокхаузен, вкн. : Иск-во и общество, М. , 1978; С а в е н к о С. , Муз. идеи и муз. действительностьК. Штокхауэена, в кн. : Теория и практика совр. бурж. культуры: Проблемыкритики, М. , 1987 (сб. трудов Муз. -пед. ин-та им. Гнесиных, в. 94); М ас о n i ё R. , The works of К. Stockhausen, L. , 1976; F r i s i u s R. ,Komposition als Versuch der strukturellen und semantischen Synthese, вкн. : Neuland 2, K51n, 1982.
ШТОКХАУЗЕН (Stockhausen) Юлиус (1826 - 1906) - нем. певец (баритон), хор. дирижёр, педагог. Ученик М. Гарсии-сына. Выступал как оперный и кам. певец. В 1862 - 67 дирижировал филармонич. концертами и концертами Певч. академиив Гамбурге. Гастролировал. Крупнейший интерпретатор нем. и австр. песни,Ш. выступал в ансамбле с К. Шуман, И. Брамсом, И. Иоахимом. Исполнял сольныепартии в кантатно-ораториальных соч. В 1879 основал школу пения во Франкфурте-на-Майне. Автор методич. работ по пению.
ШТОЛЬЦ (Stolz) Роберт (1880 - 1975) - австр. композитор. Был дирижёромв т-рах ряда европ. городов. Прославился опереттами; первый европ. авторфокстрота. В 1938 эмигрировал во Францию, с 1940 жил в США, работал в Голливуде. В 1946 вернулся в Вену. Среди соч. : более 60 оперетт (в т. ч. "Фаворит",1916; "Полночный вальс", 1926, обе - Берлин); более 2000 песен, гл. обр. для кабаре; киномузыка.
ШТОЛЬЦ (Stolz) Тереза (наст. имя и фам. Терезина Штольцова, Stolzova)(1834 - 1902) - чеш. певица (драм. сопрано). Училась у Л. Риччи, Ф. Ламперти. Дебютировала в 1857 в Тбилиси (в составе итал. труппы). В 1865 - 79 солисткат-ра "Ла Скала". Лучшие партии - в операх Дж. Верди, также в его Реквиеме(участвовала в ряде премьер произв. Верди; пела под его упр. ). Одна изкрупнейших оперных певиц 2-й пол. 19 в.
• S о 1 i r J. , Т. Stolzova, Praha, 21946; Z о р р i U. ,Mariani, Verdi e la Stolz, Mil. , 1947.
ШТОМПКА (Sztompka) Хенрик (1901 - 64) - польск. пианист, педагог. УченикЮ. Турчиньского, И. Падеревского. Гастролировал в Европе (в СССР в 1958). Был известен как один из лучших интерпретаторов произв. Ф. Шопена. С 1945проф. Гос. высш. муз. школы в Кракове. С 1957 вице-през. Об-ва им. Ф. Шопена. Гос. пр. ПНР (1949).
ШТРАЙХ (Streich) Pитa (1920 - 87) - нем. певица (сопрано), педагог (ФРГ). Ученица М. Ифогюн. С 1946 пела в Нем. гос. опере, с 1950 - в Гор. опереЗап. Берлина, с 1953 - в Венской гос. опере. Участница Байрейтских, Зальцбургских,Глайндборнских фестивалей. Выступала в крупнейших оперных т-рах мира. Однаиз лучших исполнительниц партий колоратурного сопрано в операх В. А. Моцартаи Р. Штрауса. С 1974 проф. пения в Высшей школе в Эссене.
ШТРАУС (StrauB) Иоганн (отец) (1804 - 49) - австр. скрипач, дирижёр, композитор. Первоначально альтист танц. орк. М. Памера в Вене, затем - струн. квартетаИ. Лайнера (позже - помощник дирижёра в орк. Лайнера). В 1825 основал собств. танц. оркестр, с к-рым много гастролировал. Особую популярность приобрёлкак дирижёр венских придв. балов. Наряду с Лайнером - создатель новоготипа вальса (т. н. венского вальса), получившего распространениеблагодаря мелодич. выразительности, ритмич. гибкости, связи с австр. нар. песенностыо. Как и Ланнер, Ш. перестал рассматривать вальс в виде отд. танц. пьесы, писал циклы, состоящие из 5 вальсов с интродукцией и. кодой. Автор (всего свыше 250 соч. ) вальсов (в т. ч. "Цецилия-вальс", "Тальони-вальс","Электрические искры", "Рейнские напевы Лорелеи"), кадрилей, галопов, маршейи др.
ШТРАУС (StrauB) Иоганн (сын) (1825 - 99) - австр. композитор, скрипач,дирижёр. Старший сын И. Штрауса (отца). В 1844 организовал собств. конц. ансамбль, к-рый затем перерос в оркестр и скоро принёс известность Ш. -дирижёруи композитору. После смерти отца Ш. объединил оркестр отца и свой и совершилконц. поездки по европ. городам; в 1856 - 65 и 1869 бывал в России, руководиллетними конц. сезонами в Павловске, где исполнял произв. зап. -европ. , рус. композиторов и собств. музыку. В 1872 и 1886 выступал в Москве и Петербурге,в 1872 гастролировал в США. В 1863 - 70 дирижёр венских придв. балов.
Ш. - крупнейший мастер венского вальса и венской оперетты. Написалок. 500 произв. танц. музыки (вальсы, польки, мазурки и др. ), к-рую поднялна высокий художеств. уровень. Опирался на традиции Ф. Шуберта, К. М. Вебера,И. Лайнера, а также своего отца (в т. ч. развил форму 5-частного вальсовогоцикла с интродукцией и кодой), симфонизировал вальс и придал ему индивидуальнуюобразность. Романтич. одухотворённость, мелодич. гибкость и красота, опорана австр. гор. фольклор, практику бытового музицирования обусловили популярностьвальсов Ш. "Прощание с Петербургом" (1858), "Жизнь артиста", "На прекрасномголубом Дунае" (оба - 1867), "Сказки Венского леса" (1868), "Венская кровь"(1873), "Весенние голоса" (1883), "Императорский вальс" (1890) как в Австрии,так и в др. странах. Ш. начал писать оперетты под влиянием Ж. Оффенбахав 1870-х гг. Однако, в отличие от драматургически насыщенной франц. оперетты,в оперетте Ш. господствует стихия танца (привлекается гл. обр. вальс, атакже чардаш, галоп, мазурка, кадриль, полька и др. ). Вершины творчестваШ. в этом жанре - "Летучая мышь" (1874), "Цыганский барон" (1885). Ш. оказалсильное влияние на творчество О. Штрауса, Ф. Легара, И. Кальмана, а такжеР. Штрауса (опера "Кавалер розы"). Музыку Ш. ценили И. Брамс, Н. А. Римский-Корсаков,П. И. Чайковский и др.
Его братья: Йозеф Ш. (1827 - 70) - автор популярных орк. пьес; дирижёрв оркестре Штраусов с 1853, с к-рым гастролировал по европ. городам (в1862 в Павловске), и Эдуард Ш. (1835 - 1916) - автор танц. соч. ; скрипачи дирижёр в оркестре Штраусов, с к-рым в 1865 и 1894 выступал с концертамив Петербурге и Павловске; в 1870 стал преемником Иоганна Ш. на посту дирижёравенских придв. балов.
Комич. опера Рыцарь Пасман (1892, Вена); балет Золушка (доработан И. Байером, 1901, Берлин); оперетты (16) - Римский карнавал (1873), Летучаямышь (1874), Весёлая война (1881; все - Вена), Ночь в Венеции (1883, Берлин),Цыганский барон (1885, Вена) и др. ; для орк. - вальсы (ок. 160), польки (117),кадрили (св. 70), галопы (32), мазурки (31), марши (43) и др.
• Leben und Werk in Briefen und Dokumenten, Tutzing, 1986.
• M e и л и x E. , И. Штраус. Из истории Венского вальса, 4Л. ,1975; М а й л е р Ф. , И. Штраус, пер. с нем. , М. , 1980; S с h e n k E. ,J. Strauss, Potsdam, 1940; Decsey E. , J. Strauss, W. , 1948; Jager-SunstenauH. , J. Strauss, der Walzerkonig und seine Dynastie, W. - Munch. , [1965];Schneidereit O. , J. Strauss und die Stadt an der schonen blauen Donau,В. , 21975; S u 1 с М. , J. Strauss a ti druzi. Praha, 1985. О. Т. Леонтьева.
ШТРАУС (Straus) Оскар (1870 - 1954) - австр. композитор, дирижёр. В 1893 - 1900дирижёр муз. т-ров в Братиславе, Брно, Теплице, Майнце, Гамбурге. С 1900писал музыку для берлинского кабаре. С 1927 жил в Вене. В 1939 эмигрировалво Францию, с 1940 жил в США, где работал в нью-йоркских т-рах и Голливуде. В Австрию вернулся в 1948. Известен как автор оперетт, к-рые сочинял подвлиянием творчества Ж. Оффенбаха, Ф. Легара, И. Штрауса (сына). Широкоиспользовал венский гор. фольклор; ввёл в оперетту модные в 20-х гг. фокстротишимми. Среди соч. : 6 опер; балеты; св. 40 оперетт (в т. ч. "Храбрыйсолдат", 1908, Вена; "Последний вальс", 1920, Берлин; "Терезина", 1925,там же); произв. для орк. ; музыка к спектаклям драм. т-ра и к. -ф. ; ок. 500 песен.
ШТРАУС (Strauss) Рихард (1864 - 1949) - нем. композитор, дирижёр, муз. -обществ,деятель. С детства обучался игре на фп. и скрипке. Изучал гармонию, контрапункт,инструментовку под рук. Ф. В. Мейера. Первые навыки дирижирования получилв любительском оркестре. Выступал с оркестрами Майнингена, Берлина, руководилоркестрами Гос. оперы в Дрездене и в Вене. С 1924 гастролировал в странахЕвропы (в России в 1896) и в США, выступал в Байрейтских фестивалях. В1901 - 09 пред. Всегерм. муз. союза, в 1917 - 20 рук. класса комп. мастерствав Берлинской академии иск-в. С 1933 през. Имперской муз. палаты, в 1935подал в отставку. Почётный д-р ряда европ. ун-тов, в т. ч. Оксфордского(1914), чл. Берлинской (1909), почётный чл. Венской (1944) академий иск-в.
Ведущий жанр творчества Ш. в 1880-х гг. - симф. поэма или фантазия,с 1900 - опера (всего 6, мн. оперы созданы в содружестве с австр. драматургомX. Гофмансталем). Творчество Ш. , тесно связанное с традициями романтич. иск-ва (Р. Вагнер, И. Брамс, Ф. Лист), нем. поэзией и философией (И. В. Гёте, И. Эйхендорф, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше), отразило характерные тенденциизап. -европ. иск-ва 1-й пол. 20 в. Ш. прошёл путь от позднего романтизмакэкспрессионизму, а затем - к неоклассицизму. Отталкиваясьот опыта Листа (одночастность, принципы монотематизма, лейтмотивного развития,,трансформации тем), Ш. создал тип симф. поэмы, в к-рой философская концепционностьсочетается с яркой изобразительностью, театральностью муз. характеристик. Мн. симф. поэмы и фантазии Ш. связаны с произв. мировой лит-ры ("Макбет"по У. Шекспиру, "Дон Жуан" по Н. Ленау, "Дон Кихот" по М. Сервантесу),а также философскими учениями ("Так говорил Заратустра" по Ф. Ницше), Симф. поэмам близки симфонии Ш. , среди к-рых особенно известны одночастная "Домашняя"и "Альпийская", продолжающая линию 6-й "Пасторальной" симфонии Бетховенаи являющаяся по существу программной симф. поэмой. Оперное творчество Ш. отличается жанровым многообразием. Первая опера ("Гунтрам", 1893) написанапо образцу вагнеровских муз. драм. В "Саломее" (1905) и "Электре" (1908)близость к экспрессионизму проявилась в обострённости выразит, средств,передающих состояние напряжённости, порой экзальтации (обилие хроматизмови задержаний, элементы политональности, полиритмия, эффекты, мощная и красочнаяинструментовка, оркестр увеличенного состава). Стилевой поворот от повышеннойэкспрессивности и сложности муз. языка к нарочитой простоте, прозрачностии экономности выразит, средств произошёл в опере "Кавалер розы" (1910),отличающейся ясностью языка, изящной комедийностыо в духе опер-буффа В. А. Моцарта, венской оперетты. В русле неоклассицизма созданы также оперы"Ариадна на Наксосе" (1912), "Молчаливая женщина" (1935), "Дафна" (1937)и др. Разнообразное по стилю оперное творчество Ш. оказало влияние на развитиемуз. т-ра 20 в. Сохранилось большое эпистолярное наследие Ш. (издана перепискас X. Бюловом, X. Гофмансталем, Р. Ролланом, Г. Малером, Э. Шухом, И. Грегором,С. Цвейгом, К. Краусом, В. Шу, Р. Хартмайном и др. ). Ш. принадлежит такженовая редакция трактата об оркестровке Г. Берлиоза ("Instruuienta-tionslehre",Tl 1 - 2, Lpz. , 1905, рус. пер. - М. , 1972). Оперы - Гунтрам (1894, Веймар;2-я ред. 1940, там же), Саломея (1905), Электра (1909), Кавалер розы (1911,все - Дрезден), Ариадна на Наксосе (1912, Штутгарт; 2-я ред. 1916, Вена;3-я ред. 1918, Берлин), Женщина без теин (1919, Вена, Дрезден), Елена Египетская(1928, Дрезден, Вена), Дафна (1938, Дрезден), Любовь Данаи (1940; исп. 1944, Зальцбург) и др. ; балеты - Легенда об Иосифе (1914, Париж) и др. ;для орк. - симфонии, в т. ч. Домашняя симфонии (Sinfonia domestica, 1903),Альпийская симфония (1915), симф. поэмы и фантазии - Из Италии (1886),Макбет (1888; 2-я ред. 1890), Дон Жуан, Смерть и просветление (обе - 1889),Веселые забавы Тиля Уленшпигеля (1895), Так говорил Заратустра (1896),Дон Кихот (1897), Жизнь героя (1898) и др. ; орк. сюиты; инстр. концерты;кам. -инстр. ансамбли; хор. и вок. произв. ; музыка к спектаклям драм. т-ра;обработки произв. др. композиторов.
• Betrachtungen und Erinnerungen, hrsg. von W. Schuh, 2Z. - Freiburg im Breisgau, 1957 (рус. пер. в отрывках - "CM", 1960, N9 5);Dokumente: Aufsаtze, Aufzeichnungen. . . , Lpz. , 1980, и др.
Mueller von A sow E. H. , R. Strauss. Thematisches Verzeichnis, Bd 1 - 3,W. - Wiesbaden - Mttnch, 1955 - 74; R. -Strauaa-Bibliographie, Tl 1 - 2 - , W. ,1964 - 73.
• M e p и а и Г. , Симф. поэма Р. Штрауса "Так говорил Заратустра", СПВ,1909; Краузе Э. , Р. Штраус. Образ и творчество, пер. с нем. , М. , 1961; Кр а у к л и с Г. В, Симф. поэмы Р. Штрауса, М. , 1970; С т у п е л ьА. М. , Р. Штраус, Л. , 1972; Trenner P. , R. Strauss. Dokumente seines Lebensund Schaffens, Mttnch. , 1954; Del Mar N. , R. Strauss, L. , 1978; H a r Im a n n R. , R. Strauss, Fribourg, 1980. H. Л. Миронова.
ШТРИМЕР Александр Яковлевич (1888 - 1961) - сов. виолончелист, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР (1938). Ученик Л. Аббиате. Один из ведущих деятелейленингр. виолончельной школы. В 1915 - 17 участник Квартета им. Л. С. Ауэра. Первый исполнитель ряда произв. для влч. рус. и сов. композиторов (в т. ч. поев. Ш. ). С 1923 преподавал в Петрогр. (Ленингр. ) конс. (с 1926 проф. ). Среди учеников - Д. Б. Шафран.
ШТРИХ (нем. Strich, букв. - линия, черта) - приём звукоиэвлечения намуз. инструменте, имеющий выразительное значение. Осн. типы Ш. сложилисьна струнных (смычковых) инстр. и позднее были освоены на инстр. др. типа. Ш. основан на определ. характере движения смычка (или, соответственно,рук, пальцев, губ, языка) исполнителя - плавном, толчкообразном, отскакивающеми др. , к-рый порождает и особый характер звучания. Выбор Ш. определяетсясодержанием интерпретируемого произв. , художеств. замыслом исполнителя,фразировкой. Осн. Ш. : legato, detache, staccato, spiccato. См. также Артикуляция.
• Степанов Б. , Осн. принципы практич. применения смычковых штрихов. Л. , 1960.
ШТРОБЕЛЬ (Strobel) Генрих (1898 - 1970) - нем. музыковед, муз. -обществ. деятель (ФРГ). С 1918 хормейстер Гор. т-ра в Регенсбурге. С 1921 работалв ряде газет. В 1933 - 34 ред. журн. "Melos" (Майнц), с 1946 гл. ред. ДеятельностьШ. связана с пропагандой новой музыки. Одним из первых оценил творчествоП. Хикдемита, И. Ф. Стравинского. Участвовал в opr-ции фестивалей coвp. музыки в Донаузшингене. В 1956 - 69 през. Междунар. об-ва совр. музыки. С1963 проф. ун-та во Фрайбурге. Автор оперных либретто. В 1968 создан ФондШ. , средства к-рого идут на муз. образование молодёжи. Почётный д-р Базельскогоун-та (1961).
ШТРОС (Stress) Вильгельм (1907 - 66) - нем. скрипач (ФРГ), педагог. УченикГ. Абендрота, К. Флеша и др. Участник и руководитель ряда инстр. ансамблей,с 1942 - собств. кам. оркестра. Гастролировал в СССР в 1955 - 56. В 1934 - 51н с 1954 проф. Академии музыки в Мюнхене, в 1951 - 54 преподаватель Высш. муз. школы в Кёльне.
ШТУККЕНШМИДТ (Stuckenschmidt) Ханс Хайнц (1901 - 88) - нем. музыковед(Зап. Берлин). Действит. чл. Академии иск-в Зап. Берлина (1974). УченикА. Шёнберга. С 1925 выступал как муз. критик в разл. нем. и чеш. газетахи журналах. С 1937 жил в Праге, с 1946 - в Зап. Берлине. Возглавлял студию"Новая музыка" при Зап. -Берлинском радио, в 1948 - 67 преподавал историюмузыки в ун-те. Исследователь и пропагандист музыки 20 в. , автор книг оБ. Блахере (Берлин - Висбаден, 1963), И. Н. Давиде (Висбаден, 1965), М. Равеле (Франкфурт-на-М. , 1966), Ф. Бузоня (Цюрих, 1968) и др. , о совр. опере. Среди др. трудов: "Neue Musik" [Freiburg, 1951 (Zwischen der beidenKriegen, 2)]; "A. Schonberg" (Z. - Fr. /M. , 1951, 2Z. - Freiburg,1957), "Strawinsky und sein Jahrhundert" (В. , 1957), "Die Musik eines halbenJahrhunderts. 1925 - 75" (Munch. - Z. , 1976) и др. Автор муз. произв.
ШТУМПФ (Stumpf) Карл (1848 - 1936) - нем. философ, психолог, музыковед,педагог. Чл. Прусской АН (1893). Проф. ряда нем. ун-тов. В 1900 совм. сосвоими учениками О. Абрахамом и Э. М. Хорнбостелем создал Берлинский фонограмархив,присоединив его к Ин-ту психологии (осн. в 1893). Издавал жури. "BeitrageгитAkustik und Musikwissenschaft" (1898 - 1924) и др. Основоположник берлинскойшколы сравнит. музыкознания. Занимался исследованием внеевроп. музыки,вопросами психологии муз. восприятия. Среди др. учеников: К. Закс, Р. Лахман.
• Tonpsychologie, Bd 1 - 2, Lpz. , 1883 - 90, 'Hilversum, 1965; Geschichtedes Konsonanzbegriffes, Tl 1, Munch. , 1901; Die Anflnge der Musik, Lpz. ,1911; Die Sprachlaute: experimentell-phonetische Unlersuchungen nebst einemAnhang uber Instrumentalklinge, В. , 1926, и др.
ШТУРЦЕНЕГГЕР (Sturzenegger) Рихард (1905 - 76) - швейц. виолончелист,композитор, педагог. Ученик Э. Фейермана и П. Касальса (влч. ), Н. Буланже(композиция) и др. В 1935 - 63 солист орк. Бернского муз. об-ва. В течениеми. лет играл в Бернском струн. квартете. В 1968 - 74 през. Швейц. муз. совета. Автор соч. преим. для БЛЧ. - 4 концертов для влч. с орк. (1933 - 74), сонат,пьес. Среди др. соч. : опера "Аталанта" (1968); концерт для скр. и струн. орк. "Три песни Давида" (1963). Преподавал игру на влч. в Бернской конс. (с 1963 директор), в 1954 - 63 также рук. классов мастерства в Высш. муз. школе Цюриха.
ШУБАРТ (Schubart) Даниель (1739 - 91) - нем. поэт, композитор, муз. эстетик. Сын деревенского кантора и органиста. Работал органистом и муз. учителемв Гайслингене и Людвигсбурге. В Аугсбурге основал газ. "Die deutsche Chronik"(1774), в к-рой освещались вопросы политики, лит-ры и иск-ва (часто былединств. автором), пропагандировались идеи Просвещения. В 1777 за выступленияпротив церк. и княжеской власти заключён в тюрьму на 10 лет. После освобождениябыл директором Нем. оперы, а также придв. и театр. поэтом в Штутгарте,издавал газ. "Vaterlandische Chronik" (с 1790 - "Chronik"). Ш. - предст. художеств. течения "Бури и натиска", один из создателей муз. эстетики,повлиявшей на иск-во романтизма. Был известен как импровизатор-клавесинисти органист, а также как автор либретто опер и кантат. Среди соч. : фп. соч. ,св. 80 песен и баллад для голоса и фп. (47 на собств. стихи). На словаШ. написана песня Ф. Шуберта "Форель".
• Musikalische Rhapsodien, Stuttg. , 1786; Ideen zu einer Xsthetik derTonkunsl, W. , 1806; Leben und Oesinnungen. . . , Bd 1 - 3, Stuttg. , 1791 - 93,перензд. - Lpz. , 1980, и др.
• НеустроевВ. П. , Шубарт, в его кн. : Нем. лит-pa эпохи Просвещения,М. , 1958; Жирмунский В. , Шубарт, в его кв. : Очерки по истории классич. нем. лит-ры. Л. , 1972.
ШУБЕРТ Карл Богданович (1811 - 63) - рус. виолончелист, дирижёр, композитор,педагог. По нац. немец. Ученик Л. Гессе и Ф. Дотцауэра (влч. ). С 1S28 концертировалв Германии и др. странах. С 1835 работал в России. Солист орк. Петерб. оперного т-ра, с 1842 директор Петерб. филармонич. об-ва, дирижёр его концертов,один из организаторов и дирижёр Университетских концертов, участник струн. квартета Петерб. отд. РМО. Автор соч. для влч. с орк. , струн. квартета"Моё путешествие в кирг. степи" (одним из первых использовал песни киргизови др. народов), влч. пьес. С 1862 проф. Петерб. конс. Среди учеников: К. Ю. Давыдов, В. А. Кологривоа.
ШУБЕРТ (Schubert) Франц (1797 - 1828) - австр. композитор. Род. в семьешкольного учителя. В 1808 - 12 был певчим Венской придв. капеллы. Воспитывалсяв венском конвикте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапунктуи композиции (до 1816) у А. Сальери. В 1814 - 18 пом. учителя в школе отца. К 1816 Ш. создал св. 250 песен (в т. ч. на сл. И. В. Гёте - "Гретхен запрялкой", 1814, "Лесной царь", "Вознице Кроносу", обе - 1815), 4 зингшпиля,3 симфонии и др. Вокруг Ш. сложился кружок друзей - поклонников его творчества(в их числе - чиновник И. Шпаун, поэт-любитель Ф. Шобер, поэт И. Майрхофер,поэт и комедиограф Э. Бауэрнфельд, художники М. Швинд и Л. Купельвизер,певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Как учитель музыкидочерей графа И. Эс-терхази Ш. побывал в Венгрии (1818 и 1824), вместес Фоглем ездил в Верх. Австрию и Зальцбург (1819,1823, 1825), посетил Грац(1827). Признание пришло к Ш. лишь в 20-х гг. В 1828, за неск. месяцевдо смерти Ш. , в Вене состоялся его авторский концерт, прошедший с большимуспехом. Почётный чл. Штирийского и Линце кого муз. союзов (1823).
Ш. - первый крупный предст. муз. романтизма, выразивший, по словамБ. В. Асафьева, "радости и скорби жизни" так, "как их чувствуют и хотелибы передать большинство людей". Важнейшее место в творчестве Ш. занимаетпесня для голоса с фп. (нем. Lied, ок. 600). Один из крупнейших мелодистов,Ш. реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Обогативпрежние песенные формы - простую и варьированную строфическую, репризную,рапсодическую, многочастную, - Ш. создал и новый тип песни сквозного развития(с объединяющим в целое варьируемым мотивом в партии фп. ), а также первыевысокохудожеств. образцы вок. цикла. В песнях Ш. использованы стихотворенияок. 100 поэтов, прежде всего Гёте (ок. 70 песен), Ф. Шиллера (св. 40; "Группаиз Тартара", "Жалоба девушки"), В. Мюллера (циклы "Прекрасная мельничиха"и "Зимний путь"), И. Майрхофера (47 песен; "Гребец"); среди др. поэтов - Д. Шубарт ("Форель"), Ф. Л. Штольбсрг ("Баркарола"), М. Клаудиус ("Девушкаи Смерть"), Г. Ф. Шмидт ("Скиталец"), Л. Рельштаб ("Вечерняя серенада", "Приют"),Ф. Рюккерт ("Привет", "Ты мой покой"), У. Шекспир ("Утренняя серенада"),В. Скотт ("Ave Maria"). Ш. принадлежат квартеты для муж. и жен. голосов,6 месс, кантаты, оратории и др. Из музыки для муз. т-ра известность приобрелилишь увертюра и танцы к пьесе "Розамунда, княгиня Кипрская" В. Шези (1823).
В инстр. музыке Ш. , основанной на традициях композиторов венскойклассической школы, большое значение приобрёл тематизм песенного типа. Композитор стремился сохранить напевную лирич. тему как целое, давая ейновое освещение с помощью тональной перекраски, тембрового и фактурноговарьирования. Из 9 симфоний Ш. 6 ранних (1813 - 18) ещё близки соч. венскихклассиков, хотя и отличаются романтич. свежестью, непосредственностью. Вершинными образцами романтич. симфонизма являются лирико-драм. 2-частная"Неоконченная симфония" (1822) и величественная героико-эпич. "Большая"симфония C-dur (1825 - 28). Из орк. увертюр Ш. наиб. популярны две в "итал. стиле" (1817). Ш. - автор глубоких • значительных по содержанию кам. -инстр. ансамблей (один из лучших - фп. квинтет "Форель"), ряд из к-рых написандля домашнего музицирозания. Фп. музыка - важная область творчества Ш. Испытав влияние Л. Бетховена, Ш. заложил традицию свободной романтич. трактовкижанра фп. сонаты. Фп. фантазия "Скиталец" также предвосхищает "поэмные"формы романтиков (в частности, структуру нек-рых симф. поэм Ф. Листа). Экспромты и муз. моменты Ш. - первые романтич. миниатюры, близкие соч. Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Листа. Фп. вальсы, лендлеры, "нем. танцы", экосезы,галопы и др. отразили стремление композитора к поэтизации танц. жанров. К той же традиции домашнего музицирования восходят мн. соч. Ш. для фп. в 4 руки, в т. ч. "Венгерский дивертисмент" (1824), фантазия (1828), вариации,полонезы, марши.
Творчество Ш. связано с австр. нар. иск-вом, с бытовой музыкой Вены,хотя он редко использовал в соч. подлинные нар. -песенные темы. Композиторпретворил также и особенности муз. фольклора живших на территории Австр. империи венгров, славян. Большое значение в его музыке имеют колорит, красочность,досигаемые с помощью оркестровки, обогащения гармонии побочными трезвучиями,сближения одиоим. мажора и минора, широкого применения отклонений и модуляций,использованиявариац. развития. При жизни Ш. получили известность гл. обр. его песни. Мн. крупные инстр. соч. были исполнены лишь через десятилетия после егосмерти ("Большая" симфония прозвучала в 1839, под упр. Ф. Мендельсона;"Неоконченная симфония" - в 1865).
Оперы - Альфонсо и Эстрелла (1822;пост. 1854, Веймар), Фьерабрас (1823;пост. 1897, Карлсруэ), 3 незавершённые, в т. ч. Граф фон Гляйхен, и др. ;эингшпнли (7), в т. ч. Клаудана фон Внлла Белла (на текст Гёте, 1815, сохранилопервый из 3 актов; пост. 1978, Вена), Братья-близнецы (1820, Вена), Заговорщицы,или Домашняя война (1823; пост. 1861, Франхфурт-на-Майне); музыка к пьесаи - Волшебная арфа (1320, Вена), Розамунда. . . (1823, там же); для солистов,хора н орк. - 7 месс (1814 - 28), Нем. реквием (1818), магннфикат (1815),офферторин н др. дух. соч. , оратории, кантаты, в т. ч. Победная песнь Мирьям(1828); для о р к. - симфонии (1813; 1815; 1815; Трагнч. , 1816; 1816; МалаяC-dur, 1818; 1821, незавершённая; Неоконч. , 1822; Большая C-dur, 1828),8 увертюр; кам. -инстр. ансамбли - 4 сонаты (1816 - 17), фантазия (1827) дляскр. и фп. ; соната для арпеджионе и фп. (1824), 2 фп. трио (1827, 1828?),2 струн. трио (1816, 1817), 14 или 16 струн. квартетов (1811 - 26), фп. квинтетФорель (18197), струн. квинтет (1828), октет для струнных и духовых (1824)и др. ; для фп. в 2 р у к и - 23 сонаты (в т. ч. 6 незавершённых; 1815 - 28),фантазии (Скиталец, 1822, и др. ), 11 экспромтов (1827 - 28), 6 муз. моментов(1823 - 28), рондо, вариации и др. пьесы, св. 400 танцев (вальсы, лендлеры,нем. танцы, менуэты, экосезы, галопы и др. ; 1812 - 27); для фп. в 4 руки - сонаты, увертюры, фантазии, Венгерский дивертисмент (1824), рондо, вариации,полонезы, марши н др. ; вок. ансамбли для муж. , жен. голосов и смеш. составовс сопр. и без сопр. ; песни для голоса с фп. , в т. ч. циклы Прекрасная мельничиха(1823) и Зимний путь (1827), сб. Лебединая песня (1828).
Werke. Kritisch durchgesehene Gesammtausgabe, Ser. 1 - 21, Bd 1 - 41, Lpz. ,1884 - 97, факс, переизд, - N. V. - Wiesbaden, 1965 - 69; Neue Ausgabe samtlicherWerke, Ser. 1 - 8, Kas. - [u. a. ], 1964 - 89 (вышло 29 тт. разл. серия). ОD e u I s с h О. Е. , F. Schubert. Thematisches Verzekhnis seiner Werke. . . Neuausgabe. . . , Kas. - [u. a. ], 1978 (Neue Ausgabc samtlicher Werke, Ser. 8, Bd 4); Werkverzeichnis, Munch. , 1983.
• P. Schubert. Die Dokumente seines Lebens und Schaffens, hrsg. vonO. E. Deutsch, Bd 3. Sein Uben in Bildern, Lpz. , 1913; P. Schubert. DieDokumente seines Lebens, gesammelt und erl&utert von О. Е. Deutsch,Lpz^ 1964.
• Венок Шуберту. . . Этюды и материалы, М„ 1928; Глазунов А. К. , Ф. Шуберт,Л. , 1928; Даме В. , Шуберт, пер. с нем. , М. , 1928; К о н е н В. , Шуберт,М. , 51959; Жизнь Ф. Шуберта в документах, М. , 1963; Воспоминанияо Шуберте, М. , 1964; Гольдшмидт Г. , Ф. Шуберт, Жизненный путь, [пер. снем. ]. !М. , 1968; Хохлов Ю. , О последнем периоде творчестваШуберта, М. , 1968; его же, Шуберт. Нек-рые проблемы творч. биографии, М. ,1972; его же, Ф. Шуберт. Жизнь и творчество в материалах и документах, М. ,1978 его же, Песни Шуберта. Черты стиля, М. , 1987; Фишер-Дискау Д. , Последам песен Шуберта, [пер. с нем. ], в сб. : исполнит. иск-во заруб. стран,в. 9, М. , 1981; Вульфиус П. , Ф. Шуберт, М. , 1983; Einstein A. , Schubert,N. Y. , 1951; Vetter W, Der Klassiker Schubert, Lpz. , (19531; Mies P. , F. Schubert, Lpz. , 1954; Brown M. J. E. , Schubert. A critical biography, L. ,1958; Schubert. Die Erinnerunsen seiner Freunde, hrsg. und erlaut. vonO. E. Deutsch, 2Lpz. , 1966; Reed J. , Schubert. The final years,L. , [19721; Schubert-KongreB Wien 1978. Bericht, Graz, 1979; Schubert studies;Problems of style chronology, Camb. , 1982; Schubert: Critical and analyticalstudies, Lincoln - L. , 1986. Ю. Н. Хохлов.
ШУВЫР, шювыр, шюббер, - мар. разновидность волынки. В бычий илилошадиный пузырь (диаметр 600 - 900 мм) вставлены трубки: одна для нагнетаниявоздуха, а также 2 игровые мелодические из птичьих костей или металла (дл. 180 - 300 мм), укреплённые в дерев, ложе н снабжённые раструбом изкоровьего рога; в их отверстиях внутри пузыря находятся тростниковые пищики. Левая(от исполнителя) трубка имеет 2 пальцевых отверстия, правая - 4. Звукоряддиатонический. Звук резкий, жужжащий. На Ш. исполняют 2-гол. наигрыши,песенные и танц. мелодии. Играют (обычно в ансамбле с тумыром)мужчинына разл. празднествах.
ШУЛЕК (Sulek) Степан (р. 1914) - югосл. композитор, дирижёр, скрипач,педагог. Чл. Югосл. академии наук н иск-в (1954). Ученик Б. Берсы (композиция). Работал в Загребе. Играл на скрипке в орк. Радио и в кам. -инстр. ансамблях(1933 - 39), дирижировал кам. орк. Радио и ТВ (1958 - 62). Один из ведущихюгосл. композиторов-симфонистов, Ш. обращается к старинным жанрам инстр. музыки. Среди соч. : оперы "Кориолан" (1958), "Буря" (1969, обе - Загреб);8 симф. (1944 - 81), 4 "классич. концерта" для орк. (1944 - 83), 11 концертовдля разл. инстр. с орк. ; кам. -инстр. ансамбли; циклы песен. Преподавал,в 1947 - 75 проф. Муз. академии.
• SipuJ К. , Stjepan Sulek, Zagreb, 1961.
ШУЛЬГИН Лев Владимирович (1890 - 1968) - сов. композитор, педагог, муз. -обществ. деятель. Чл. КПСС с 1917. Ученик Я. Витола. Работал в Политуправлении КраснойАрмии, Пролеткульте, Наркомпросе РСФСР. В 1921 - 33 зав. Агитац. -просвет. отделом Муз. сектора Госиздата. Возглавлял комиссию по установлению единойредакции "Интернационала". В 1925 - 29 один из рук. Объединения рево-люц. композиторов и муз. деятелей. В 1936 - 41 директор и педагог Узб. опернойстудии при Моск. конс. Осн. область творчества - песня (в т. ч. на сл. Д. Бедного, Д. И. Седых, С. П. Щипачёва). Автор хоров, соч. для фп. и др.
• Л. В. Шульгин. Статьи. Воспоминания, М. , 1977.
ШУЛЬГОФ (Schulhoff) Эрвин (1894 - 1942) - чехосл. композитор, пианист. Ученик М. Регера (композиция) и др. Исполнял фп. произв. совр. ему чеш. композиторов, а также соч. А. Хабы в четвертитоновой системе (наспециально сконструированном Ш. инструменте). В муз. соч. использовал приёмыимпрессионизма,экспрессионизма, джаза, позднее - традиции нац. муз. фольклора, массовойпесни. Мн. произв. отражают прогрессивные взгляды и гумамистич. позицииШ. : последние соч. композитора, написанные в концентрационном лагере, проникнутыверой в победу справедливости и дела коммунизма. наиб. художеств. ценностьпредставляют его фп. произв. Автор муз. трагикомедии "Пламя" (1932, Брно);балетной мистерии "Огелала" (1925, Дессау); кантаты "Коммунистический манифест"(1932); 8 симф. (1925 - 42), симф. поэмы "Человечество" (посв. К. Либкнехту,1919); 2 концертов для фп. с орк. ; 5 джазовых этюдов и др. Преподавал вПражской конс.
• Ф о р б с т И. , Э. Шульгоф, "СМ", 1946, № 5 - 6; Е. Schulhoff,Vzpomlnky, studie a dokumenty, Praha, 1958.
ШУЛЬЖЁНКО Клавдия Ивановна (1906 - 84) - сов. эстр. певица. Нар. арт. СССР (1971). С 1929 артистка Ленгосэстрады, с 1943 - ВГКО (затем - Москонцерт). С именем Ш. связано становление жанра сов. эстр. песни. Иск-во Ш. отличализадушевность, использование интонаций разговорной речи, пластика. Средиеё репертуара особенно популярны были "Синий платочек" Петербургского,"Записка" Бродского, "Давай закурим" Табачникова, "Три вальса" Цфасмана. Гастролировала за рубежом.
• Когда вы спросите меня. . . , М. , 1981.
• В а с н л и н и я а И. А. , К. Шульженко, М. , 1979.
ШУЛЬЦ (Schulz) Иоганн Абрахам (1747 - 1800) - нем. композитор, дирижёр,муз. теоретик. В 1776 - 95 придв. композитор и дирижёр в Берлине, Рейнсберге,Копенгагене. Сыграл большую роль в развитии дат. муз. культуры. Ведущийжанр творчества Ш. - песня (ок. 130, на тексты Ф. Клопштока, М. Клаудиуса,Г. Бюргера). Эстетика песенного творчества изложена в трактате Ш. "Gedankenfiber den Einfluss der Musik auf die Bildung ernes Volks" (Kph. , 1790)и в предксл. к своему сб. "Lieder im Volkston" (Tl 1 - 3, В. , 1782 - 90). Средидр. муз. соч. : зингшпили, кантаты, оратории, фп. произв.
ШУМ (англ, noise; франц. bruit; нем. Gerаusch) - единое, неопределённоепо высоте звучание, образованное множеством различных по частоте и силе,как правило нестабильных, периодич. и непериодич. колебат. движений, производимыходним или неск. вибраторами. Различают: 1) сплошной по спектру, охватывающийвесь диапазон т. н. белый Ш. ; 2) широкополосный Ш. - низкочастотный, среднеча-стотный,высокочастотный; 3) узкополосный, т. н. цветной, Ш. Шум - осн. часть звучаниямн. ударных инструментов, составная часть звучания муз. инструментов сопредел. высотой звуков. Вызывается сложностью конфигурации колеблющегосятела, неоднородностью его выделки. В 20 в. усилилось стремление разнообразитьшумовую палитру оркестров путём введения новых, в т. ч. электромузыкальных,инструментов (см. Сонорикй, Электромузыкальные инструменты).
• Красильников В. А. . , Звуковые волны. . . , аМ. , 1954; ВолодинА. А. , Электронные муз. инструменты, М. , 1970; Назайкинский Е. В. , Звуковоймир музыки, М. , 1988; Меуег Е. , Buchmann G. , Die Klangspektren der Musikinstrumente,В. , 1931.
ШУМАН (Schumann) (урожд. В и к, Wieck) Клара (1819 - 96) - нем. пианистка,композитор, педагог. Дочь и ученица нем. муз. педагога Ф. Вика, жена Р. Шумана. Её игру ценили И. В. Гёте, Ф. Шопен, Н. Паганини, Ф. Лист. Перваяисполнительница мн. произв. Р. Шумана и И. Брамса. С 1832 гастролировалаво мн. странах (в России в 1844, 1864). Автор муз. произв. , каденций кфп. концертам В. А. Моцарта и Л. Бетховена. В 1878 - 92 преподавала игруна фп. в консерватории во Франкфурте-на-Майне. Ш. подготовила к печатипервое поли. изд. соч. Р. Шумана (Bd 1 - 31, Lpz. , 1879 - 93), опубликоваласобр. его писем ("Jugendbriefe", 'Lpz. , 1910).
• Житомирский Д. , Р. и К. Шуман в России, М. , 1962; L i t z m a n пВ. , С. Schumann. Ein KOnstlerleben, Bd 1, 'Lpz. , 1925, Bd 2, ;Lpz. ,1925, Bd 3, 5Lpz. , 1923, переизд. - Hildesheim, 1971.
ШУМАН (Schumann) Роберт (1810 - 56) - нем. композитор, муз. критик. Род. в семье книгоиздателя. С 1828 изучал юриспруденцию в Лейпцигском и Гейдельбергскомун-тах. Ученик Ф. Вика (фп. ). С 13-летнего возраста выступал как пианист,однако повредил руку и не смог стать концертирующим исполнителем. В 1834основал в Лейпциге журн. "Neue Zeitschrift fur Musik" (до 1844 был егогл. редактором и автором). В 1840 женился на пианистке К. Вик (К. Шуман),совершил с ней ряд конц. поездок (по России в 1844). С 1843 нек-рое времяпреподавал в Лейпцигской конс. С 1844 жил в Дрездене, с 1850 - в Дюссельдорфе,выступал как хор. и симф. дирижёр. В нач. 1850-х гг. творч. и обществ. активность Ш. начала снижаться в связи с обострением психич. заболевания.
Ш. - один из наиб. ярких предст. муз. романтизма в Германии. Во многом родственное поэзии Г. Гейне, творчество Ш. было антитезой атмосферемещанской Германии 1820 - 40-х гг. Оно звало в мир высокой человечности,воспевало красоту и силу чувства. Горячая страстность, гордая мужественность,тонкий лиризм, капризная изменчивость нескончаемого потока впечатленийи мыслей - характерные черты музыки Ш. В творчестве Ш. опирался на образылит. романтизма (Жан Поль и Э. Т. А. Гофман), многим его произв. свойственналит. -поэтич. программность. Ш. нередко обращается к циклу лирических, частоконтрастных миниатюр (для фп. или голоса с фп. ), позволяющих раскрыть сложнуюгамму психология, состояний героя, постоянное балансирование на грани реальностии вымысла. В музыке Ш. романтич. порыв чередуется с созерцательностью,причудливая скерцозность с жанрово-юмористич. и даже сатирически гротесковымиэлементами. Отличит. чертой произв. Ш. является импровизационность. Полярныесферы своего художеств. мировоззрения Ш. конкретизировал в образах Флорестана(воплощение романтич. порыва, устремления в будущее) и Эвзебия (рефлексия,созерцание), постоянно "присутствующих" в муз. и лит. произв. Ш. как ипостасиличности самого композитора. В центре муз. -критич. и лит. деятельностиШ. - блестящего критика - борьба с банальностью в иск-ве н жизни, стремлениек преобразованию жизни посредством иск-ва. Ш. создал фантастич. союз "Давидсбунд",объединивший наряду с образами реальных лиц (Н. Паганини, Ф. Шопен, Ф. Лист,К. Шуман) также вымышленных персонажей (Флорестан, Эвзебий; маэстро Рарокак олицетворение творч. мудрости). Борьба "давидсбюндлеров" и мещан-филистеров("филистимлян") стала одной из сюжетных линий программного фп. цикла "Карнавал".
Муз. творчество Ш. охватывает все жанры, за исключением балета, однакоудельный вес каждого на протяжении всего творчества Ш. менялся. 1830-егг. прошли под знаком создания произв. для фп. К высочайшим достижениямШ. в области фп. музыки относятся цикл "Симф. этюды", написанный в формевариаций (в к-рых наряду с романтич. образными трансформациями прослеживаетсяклассич. мотивно-тематич. работа), соната fis moll, фантазия. К нач. 1840-хгг. всё большее значение в творчестве Ш. приобретают кам. -вок. произв. (сб-ки и циклы романсов и песен для голоса с фп. на стихи поэтов-романтиковГ. Гейне, И. Эйхендорфа, А. Шамиссо), в к-рых лирич. чувство обретает высокуюстепень конкретности и глубокий психологизм. Новаторским в романсах и песняхШ. был тип взаимодействия вок. мелодики, гибко следующей за поэтич. текстом,и партии фп. , раскрывающей подтекст,' сокровенный смысл поэтич. высказывания("Любовь поэта" на стихи Гейне и др. ). В 1840-х гг. композитором создаютсятакже кам. -инстр. произв. , концерт для фп. с орк. , 4 симфонии, занимающиезначит. место в творчестве Ш. и оказавшие большое влияние на совр. емукомпозиторов, и др. В этих произв. намечается поворот к классич. формам - симфонии, оратории ("Рай и Пери" на сюжет "восточного романа" "ЛаллаРук" Т. Мура), что свидетельствовало о поисках более обобщённых монументальныхконцепций. В то же время они знаменовали подход к созданию одночастнойромантич. поэмы (на основе принципа сквозного разлития). В драм. эпизодахоратории, а также в сценах из "Фауста" И. В. Гёте Ш. подошёл к осуществлениюсвоей мечты о создании оперы. Единств. опера композитора "Геиовева", воснову к-рой легла ср. -век. легенда, во многом приближалась к формировавшимсяв то время идеалам Р. Вагнера (муз. -сченич. целостность, лейтмотивная системаи др. )- К высоким образцам принадлежит его музыка к драм. поэме "Манфред"Дж. Байрона (увертюра и 15 муз. номеров - вок. ансамбли, хоры, мелодекламации). Музыка Ш. оказала сильное воздействие на муз. иск-во 2-й пол. 19 в. , вт. ч. на творчество П. И. Чайковского и др. рус. композиторов.
Опера Геновева (по пьесам К. Ф. Хеббеля и Л. Тика, 1850, Лейпциг); дляголосов, хора и орк. - оратория Рай и Пери (1843), Реквием по Миньоне (сл. Гёте, 1849), реквием (1852), месса (1852), сцены из "Фауста" Гёте (1853)и др. ; для орк. - 4 симф. (1841, 1846, 1850, 1851) и др. ; для инстр. сорк. - концерт для фп. (1845), фантазия и концерт для скр. (оба - 1853),концерт для влч. (1850), концертштюк для 4 валт. (1849); кам. -инстр. ансамбли - 3 сонаты для скр. и фп. (1851 - 53), 5 пьес в нар. духе для влч. и фп. ,Adagio и Allegro для фп. и валт. , Фантастич. пьесы для кл. и фп. , 3 романсадля гоб. и фп. (все - 1849), 2 фп. квартета (1830, 1842), 5 струн. квартетов(1839 - 42), фп. квинтет (1842) и др. ; дл я ф п. - 3 сонаты (1835; 1838;1853, в 1-й ред. - Концерт без орк. , 1836). Фантазия (1836), циклы Вариациина тему ABEGG (1830), Бабочки (1831), Карнавал (1835), Танцы Давидсбюндлеров(1837; 2-я ред. - Давидсбюндлеры, 1851), Симф. этюды (1837; 2-я ред. 1852),Фантастич. пьесы (1837), Детские сцены, Крейслериана, Новеллетты (все - 1838), Венский карнавал (1839), Альбом для юношества (1848), Лесные сцены,Пёстрые листки (оба - 1849), 6 фуг на тему BACH (для орг. или педальногофп. , 1845) и др. ; соч. для фп. в 4 руки, для 2 фп. ; для голоса с ф п. - циклы Круг песен (сл. Гейне), Мирты; Круг песен (сл. И. Эйхендорфа), Любовьи жизнь женщины (сл. А. Шамиссо), Любовь поэта (сл. Гейне; все - 1840),Романсы и баллады (тетр. 1 - 4, 1840 - 47), Альбом песен для юношества (1849)и др. ; вок. ансамбли, хоры, мелодекламации и др. ; музыка к спектаклям драм. т-ра, вт. ч. "Манфред" Дж. Байрона (1849), увертюры "Мессинская невеста"(по Ф. Шиллеру), "Юлий Цезарь" (по У. Шекспиру), "Герман и Доротея" (поГёте; все - 1851).
Dflrffel A. , Thematisches Verzeichnis sSmtlicher im Druck erschienenenWerke R. Schumanns, Lpz. , 1860, 41868, англ. переизд. - L. ,1966; R. Schumann. Manuskripte, Briefe. Katalog № 188, Tutzing, 1974.
• О музыке и музыкантах. Собр. ст. , т. 1 - 2, А - Б, пер. с нем. , М. , 1975 - 79;Gesammelte Schriften flber Musik und Musiker, Bd 1 - 4, Lpz. , 1854, переизд. - Lpz. , 1985; Tagebucher, Bd 1 - 3, Lpz. , 1971 - 82, Bd 1 - 2, 1987, и др. Д Письма, т. 1 - 2, пер. с нем. , М. , 1970 - 82; R. Schumanns Briefe, 2Lpz. ,1904; R. Schumann und C. Schumann. Briefe einer Liebe, Kenigstein, 1982.
• Серое А. Н. , Критич. статьи, т. 2, 4, СПБ, 1892 - 95; Ларош Г. А. , Избр. статьи,в. 4, Л. , 1977; Чайковский П. И. , Муз. -критич. статьи, М. , 1953; СтасовВ. В. , Избр. соч. , т. 3. М. , 1952; И в а н о в-Б о р е ц к и и М. В. , Шуман,М. , 1910; Асафьев Б. В. , Манфред (Байрона - Шумана), [П. , 1922}; Лист Ф. ,Р. Шуман, в его кн. : Избр. статьи, [пер. с нем. ], М. , 1959; ЖитомирскийД. В. , Р. Шуман. Очерк жизни и творчества, М. , 1964; Владыкина-Б а ч ин с к а я Н. М. , Р. Шуман, ЭМ. , 1968; А м б р о с А. В. , Р. Шуман. Жизнь и творчество, пер. с нем. , М. , 1988; Wasielewski I. W. v оn, R. Schumann, Lpz. , 1906; R е i s s m a n n A. , R. Schumann, В. , ' 1879;A b е г t H. , R. Schumann, В. , 1920; Dahms W. , Schumann, Stuttg. , 1925;Ninck M. , Schumann und die Romantik in der Musik, Hdlb. , 1929; EismannG. , R. Schumann. Eine Biographic in Wort und Biid, Lpz. , 21964;Brown T. A. , The aesthetics of R. Schumann, N. Y. , [1968]; Вое t richerW. , R. Schumanns Klavierwerke, Tl 1 - , Withelmshaven, [1976 - ]; R. Schumann. The man and his music, ed. by A. Walker, L. , 1976; Abraham G. (ed. ), Schumann. A symposium, Westport (Conn. ), 1977; Beaufils M. , La musique pour pianode Schumann, P. , 1979; Kohlhase H. , Die Kammermusik R. Schumanns, Hamb. ,1979; Fischer-Dieskau D. , R. Schumann, Slung. , 1981; G e r s t me i е гA. , Die Lieder Schumanns. . . , Tutzing, 1982; Mendelssohn and Schumann. Essayson their music and its context, Durham, 1984.
ШУМЕН (Schuman) Уильям (р. 1910) - амер. композитор, педагог. Чл. Нац. ин-та (1946) и Амер. академии (1973) иск-ва и лит-ры. Учился у Р. Харрисаи др. Музыка Ш. связана с нац. амер. традициями (от гимнов 18 в. до джаза). С 1962 президент, с 1969 консультант Линкольнского центра исполнит. иск-в в Нью-Йорке. Был директором и консультантом ряда издат. и звукозаписывающихфирм. С 1935 преподавал в муз. колледже в Бронксвилле, в 1945 - 62 руководилДжульярдской школой. Пр. Пулицера (1943, 1985), Гуггенхейма (1940, 1941).
Опера Мошный Кейси (1953, Хартфорд); балеты - Подводное течение (1945,Нью-Йорк), Прорицательница из Эндора (1965, там же) и др. ; для орк. - 10симф. (1935 - 75), увертюры Амер. праздничная (1939), Цирковая (1944) и др. ,пьесы Новоангл. триптих (1956), О вечном (поев, памяти М. Л. Кинга и Р. Кеннеди, 1968); цикл пьес Хроника в 5 кадрах (1941) и др. для дух. орк. ;концерты для инстр. с орк. ; кам. -инстр. ансамбли, в т. ч. 4 струн. квартета(1936 - 50); для ф п. - цикл Путешествие (1953, орк. ред. 1972) и др. ; кантатыи хоры; песни и др.
• Sen re ibe г F. R. , Р е г s i с h e. t t i V. , W. Schuman, N. Y. , 1954;Rouse C, W. Schuman. Documentary, N. Y. , 1980.
ШУМСКАЯ Елизавета Владимировна (1905 - 88) - сов. певица (лирико-колоратурноесопрано), педагог. Нар. арт. РСФСР (1951). С 1928 пела в оперных т-рахряда городов, в 1944 - 58 солистка Большого т-ра. Вок. данные (тембровоебогатство, звонкость, "полётность" голоса) и отточенное технич. мастерствопевицы были подчинены задачам высокой художеств. выразительности. Средипартий: Волхова, Антонида, Снегурочка; Джульетта ("Ромео и Джульетта" Гуно). В 1959 - 75 преподавала в Моск. конс. Гос. пр СССР (1950).
ШУППАНЦИГ (Schuppanzigh) (наст. фам. Жупанчич, Zupanсic) Игнац (1776 - 1830) - австр. скрипач, дирижёр. По нац. словенец, С 1824 солист Придв. оркестра,с 1828 музик-директор Нем. т-ра в Вене. Выступал как дирижёр. Играл в разл. квартетах, в т. ч. графа А. К. Разумовского (участвовал в исполнении квартетовЛ. Бетховена). В 1816 - 23 гастролировал в составе этого квартета (в т. ч. в России). Л. Бетховен в 1794 брал у Ш. уроки скр. игры. Автор произв. для скрипки.
ШУХ (Schuch) Эрнст фон (1846 - 1914) - австр. дирижёр. Деятельность Ш. связана гл. обр. с Дрезденской придв. оперой, где он работал с 1872 (с1889 генерал-музик-директор). Дирижировал премьерами ок. 50 опер, в т. ч. "Саломея" (1905), "Электра" (1909), "Кавалер розы" (1911) Р. Штрауса. Гастролировал во мн. странах (в т. ч. в России). Его жена Клементина Проска (наст. фам. Прохазка, 1850 - 1932) и дочь Лизель Ш. -Г а н ц е л ь былисолистками Дрезденской гос. оперы.
ШУШИНСКИЙ Мир Мохсум-ага Сеид Ибрагим оглы (1889 - 1965) - азерб. певец,педагог. Нар. арт. Азерб. ССР (1956). Засл. учитель Азерб. ССР (1961). С 1908 выступал в концертах в Азербайджане, в ряде городов др. республикСов. Союза. Был участником Вост. трио, Ансамбля вост. музыки (1933 - 39),солистом Азерб. филармонии и Радио (1939 - 60). Прославился как знаток иисполнитель мугамов. Преподавал, в т. ч. в Азерб. конс. (1926 - 33) и муз. уч-ще (с 1943) в Баку. Среди учеников - 3. Ханларова.
ШЭН, ш е н, - кит. губной орган. Состоит из чашеобразного корпуса-резервуара(из тыквы, позднее - из дерева и металла), 17 бамбуковых трубок с проскакивающимиязычками,боковыми отверстиями и прорезями для подстройки; сбоку имеет мундштук. Ш. производит как отд. звуки, так и квинтовые и квинто-квартовые созвучия,строй Ш. основан на системе люй-люй. В совр. Ш. из 17 трубок звучатобычно 12 - 13, остальные имеют декоративное назначение. Размеры Ш. различны(400 - 800 мм). Инструмент древнего происхождения, упоминается в "Шицзин"("Книга песен", 11 - 6 вв. до н. э. ). Используется как ансамблевый, орк. и сольный инструмент. Распространён в странах дальневост. региона. РазновидностиШ. встречаются у народов Юго-Вост. Азии.
ШЮНЕМАН (Schilnemann) Георг (1884 - 1945) - нем. музыковед. Ученик Г. Кречмара. С 1919 преподавал в Гумбольдтовском ун-те в Берлине (с 1923 проф. ). С 1920 проф. и зам. директора Высшей муз. школы (с 1932 директор), с 1933рук. Гос. коллекции муз. инстр. (там же). С 1935 директор муз. отдела Прусскойгос. б-ки. Автор работ о муз. воспитании. Редактор произв. нем. композиторов.
ШЮТЦ, Шюц (Schfltz) Генрих (латинизиров. Henricus Sagittarius - стрелок)(1585 - 1672) - нем. композитор, органист, педагог. Занимался по композицииу Г. Отто и Дж. Габриели. Был придв. капельмейстером в Касселе, Дрездене,Копенгагене и др. городах. Уйдя в отставку (1657), получил почётное званиест. придв. капельмейстера. Ш. - один из крупнейших композиторов добаховскогопериода, основатель нем. нац. комп. школы, один из создателей кантатно-ораториальногожанра в Германии. Автор первой нем. оперы "Дафна" (1627) и оперы-балета(или "балета с пением") "Орфей и Эвридика" (1638) идр. (музыка театральныхсоч. Ш. не сохранилась; принадлежность Ш. балета с пением "Парис и Елена"ныне отклонена). Создал яркие образцы мадригала, мотета, хор. концерта. Ш. овладел новыми приёмами письма 17 в. , сохранив преемств. связь с полифония,традициями 16 в. , подытожил достижения венецианской школы в областимногохорной полифонии (т. н. концертирующий стиль, напр, в "Псалмах Давида"),Соединение разл. стилей и манер привело в творчестве Ш. к сплетению в рамкаходного соч. старого и нового в гармонии (модальность, тональность, хроматикаи т. д. ), форме, фактуре, тематизме. В предисловии к "Духовной хоровоймузыке" обосновал практич. ценность старинного контрапункта, выделил рольсловесного начала в композиции. Среди учеников: М. Векман, К. Бернхард,И. Тайле. В Бад-Кёстрице (ГДР) открыт мемориальный музей Ш. Опера Дафна(пост. 1627, замок Хартенфельс); оперы-балеты, в т. ч. Орфей н Эвридика(1638, Дрезден); духовная музыка (указаны преим. годы изд. ) - Итальянскиемадригалы (1611), Псалмы Давида (1619), История воскресения (1623), Священныепеснопения (1625), _Беккеровская псалтырь (1628), Священные симфонии (3части, 1629 - 50), Погребальная музыка (1636), Маленькие духовные концерты(т. 1 - 2, 1636, 1639), Семь слов Спасителя (1645), Духовная хор. музыка(1648), Страсти по Луке (соч. ок. 1653), 12 духовных песнопений (1657),История Рождества (1664), Страсти по Иоанну (ок. 1666), Страсти по Матфею(ок. 1666), концерты, псалмы, диалоги, мотеты, мадригалы, арии, песни идр.
Sammtliche Werke, Bd 1 - 18, Lpz. , 1885 - 1927, neue Ausgabe, Bd 1 - 13,Wiesbaden, 1968 - 74; Neue Ausgabe sfimtticher Werke (fur Wissenschaft undPraxis), Bd 1 - 38, Kas. - [u. a. ], 1955 - 71 - .
• Gesammelte Briefe und Schriften, Regensburg, 1931.
• Андреев А. , О Г. Шютце и теории доклассич. музыки, "СМ", 1972, № 11;Ш т е и н г а р д В. , Г. Шютц. Очерк жизни и творчества, М. , 1980; К он е н В. Д. , Г. Шютц (1585 - 1672), в сб. : Мастера классич. иск-ва Запада,М. , 1983; Г. Шютц. Сб. ст. , М. , 1985; Moser Н. J. , Н. Schutz. Sein Lebenund Werk, !Kas. - Basel, 1954; Eggebrecht H. H. , H. Schntz. Musicus poeticus, Colt. , 1959; Gregor-Dellin M. , H. Schfltz, MOnch. - Z. ,21984;Kohler S. , H. Schutz. . . , Lpz. , 1985.
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2016
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.