Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
&
A B C D E F G H I L M N O P Q R S T U V W
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ПА ПЕ ПИ ПЛ ПН ПО ПР ПС ПТ ПУ ПФ ПЧ ПШ ПЫ ПЬ ПЭ ПЯ

Павлов Н. Ф.

ПАВЛОВ Николай Филиппович [1805—1864] — писатель, сын вольноотпущенника. Получил образование в Московском театральном училище и затем в Московском университете (юридический факультет). Служил в суде и канцелярии московского губернатора. В 1837 П. женился на К. Яниш (поэтесса Каролина Павлова). Дом П. стал широко известным в Москве лит-ым салоном. Лит-ую деятельность П. начал в 1825, напечатав стихи в "Московском телеграфе" и других журналах. Известность приобрел повестями "Именины", "Аукцион", "Ятаган", к-рые появились в 1835 в сб. "Три повести" и были запрещены к переизданию. В 1839 вышел сб. "Новые повести" ("Маскарад", "Демон" и "Миллион"), уже не имевший успеха первого сборника. В дальнейшем П. писал лишь изредка критические статьи и заметки. В творчестве Павлова 30-х гг. нашел свое выражение протест мелкобуржуазных слоев против феодально-дворянского гнета. Однако впоследствии эти протестующие настроения были сильно приглушены влиянием господствующей дворянской идеологии. Обличительная социальная направленность его повестей, замаскированный протест против крепостничества и военно-бюрократического строя николаевской монархии особенно резко прозвучали на фоне общей политической реакции 30-х гг. В повести "Именины" напр. он поставил проблему крепостной интеллигенции. Безыменный герой повести, талантливый крепостной музыкант, говорит о себе: "Я был существо, исключенное из книжной переписи людей, нелюбопытное, незанимательное, которое не может внушить мысли, о к-ром нечего сказать и к-рого нельзя вспомнить". Героя постигает тяжелая жизненная катастрофа, и даже шинель николаевского солдата кажется ему избавлением: "...меня уже не пугала барская прихоть, я сделался слугой не людей, а смерти". Тяжелые картины николаевского военного режима нашли свое отражение в повести "Ятаган", вызвавшей особенное возмущение со стороны Николая I. В "Аукционе", "Маскараде", "Демоне" и "Миллионе" П. стремился разоблачить светский и чиновный мир. Эта обличительная сторона творчества Павлова обеспечивала ему успех у демократического читателя 30-х годов. Мастерство Павлова как в умелом построении сюжета, так и в психологической обрисовке характеров было отмечено современной ему критикой. В последнее время о мастерстве П. писал Н. Л. Степанов, который отметил, что Павлов вслед за Пушкиным переносит в русскую повесть методы французской новеллы, прежде всего Мериме. Влияние Мериме сказывается в композиции и стиле повестей Павлова. От Мериме идет сюжетная усложненность, неожиданная развязка и показ психологии героев. Недаром "изображение характеров" у П. особенно высоко оценивалось его современниками. П. был для 30-х гг. общепризнанным стилистом: отрывки из его повестей приводились в хрестоматиях как образцы слога. В дальнейшей своей журнальной и публицистической деятельности Павлов не сохранил обличительной силы "Трех повестей". Не поднявшись до ясного и резкого отрицания крепостного права, обличая его отдельные уродливые стороны, Павлов постепенно становится все умереннее и умереннее. В "Четырех письмах к Гоголю" по поводу "Выбранных мест из переписки с друзьями" П. не смог дать реакционному выступлению Гоголя социальной оценки и полемизировал с ним больше по поводу отдельных противоречий. В конце своей жизни П. выступил в качестве редактора газ. "Наше время" [1860—1862], переименованной в 1863 в "Русские ведомости", и по своим воззрениям сомкнулся с идеологами реакционного дворянства. Библиография: I. Три повести, СПБ, 1835 ("Именины", "Аукцион", "Ятаган"); переизданы в 1931 "Издательством писателей в Ленинграде" со вступит. статьей Н. Степанова; Жизнь и деяния Вездесуева, со всеми достопамятными его происшествиями. Нравственно-сатирическая повесть, СПБ, 1835; Тяжба двух косых, или не хвались, шедши в суд, а хвались, вышедши из суда. Нравственно-сатирическая повесть, заимствованная из предания XVIII ст., СПБ, 1836; Новые повести. Маскарад, Демон, Миллион, СПБ, 1839; Четыре письма к Н. В. Гоголю, "Московские ведомости", 1847, №№ 28, 38 и 46 (По поводу "Выбранных мест из переписки с друзьями"; перепеч. в "Современнике", 1847, №№ 5, 6, и в "Русском архиве", 1890, № 2); Разбор комедии графа В. А. Сологуба "Чиновник", М., 1857; Биограф-ориенталист, "Русский вестник", т. VIII, 1857 (по поводу соч. В. Григорьева о Т. Н. Грановском); Из Московских записок, "Русский вестник" 1859, № 8; Отрывок из неоконченной повести и из рукописей, оставшихся после покойного Н. Ф. Павлова, "Петербургская газета", 1868, №№ 50 и 57. Кроме того П. поместил ряд лирических стихотворений в "Московском телеграфе" (1825—1829), "Телескопе" (1831—1832), "Молве" (1832), "Московском наблюдателе" (1835—1838), несколько водевилей (в альм. "Радуга", 1830; "Московском вестнике", 1830, ч. 1; "Молве", 1832, № 8), перевел в стихах французскую переделку трагедии Шиллера "Мария Стюарт" (M., 1825) и прозой — "Венецианского купца" Шекспира ("Отечественные записки", 1839, № 9). В "Русском вестнике" за 1856—1859 напечатал несколько стихотворений и ряд статей, наделавших немало шуму. С 1860 по 1862 П. под своей редакцией издавал политическую лит-ую газ. "Наше время" (с 1863 — "Русские ведомости", где опубликовал ряд статей [между прочим известную статью о "Грозе" Островского (1860, №№ 1 и 4) и др.]. II. Арсеньев И., Н. Ф. Павлов, Москва, 1864; Каченовский М. Т., Полевой и Н. Ф. Павлов, Четыре рассказа из их жизни, "Русская старина", 1875, № 3; Панаев И., Литературные воспоминания, СПБ, 1876; Пономарев С., Н. Ф. Павлов, СПБ, 1889; Сухомлинов М., Исследования и статьи по истории русской литературы и просвещения, т. II, СПБ, 1889; Письма С. П. Шевырева к Н. Ф. Павлову, "Русское обозрение, 1894, № 5; Д. П., Н. Ф. Павлов, "Русское обозрение", 1895, № 3; Попов М. М., Мелкие рассказы, "Русская старина", 1896, № 3; Мазаев М., Павлов Н. Ф., "Русский биографический словарь", т. "Павел — Петр", СПБ, 1902; Степанов Н., Вступительная статья к изд. повестей Павлова в 1931 (см. выше). III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902. С. Леушева
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2019
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.