Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
& <
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V Z
Ё А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
&Q

"ТРИСТАН-АККОРД"- первый аккорд оперы "Тристан



"ТРИСТАН-АККОРД"- первый аккорд оперы "Тристан и Изольда" Вагнера (такт 2), один из символовромантич. гармонии. Характеристич. звучность "Т.-а." (энгармонически равенм. септаккорду) - обобщение атмосферы всей оперы, романтич. страстноготомления:
Р. Вагнер. "Тристан иИзольда", вступление.
Звучность "Т.-а." стала "аккордовымлейтмотивом" (лейтгармонией) оперы, дополнит. конструктивным элементомгармонии: почти все аккорды гл. темы Вступления (такты 1-17) имеют либоту же структуру (в полутонах 3.3.4), либо её инверсию (4.3.3). Звучность"Т.-а." даётся и в ином функциональном освещении (такты 81-83, 102, 107- 109).
• Курт Э., Романтич. гармонияи её кризис в "Тристане" Вагнера, |аер. с нем.], М., 1975; Vogel M., DerTristan-Akkord und die Krise der modernen Harmonielehre, Dttsseldorf, 1962.Ю.Н. Холопов.
ТРИТОН (греч., в сложныхсловах - три и - тон) - см. Интервал.
ТРИТОНОВЫЙ ЛАД, дважды-лад(термин Б. Л. Яворского), - один из симметричных ладов. Т.л. базируется на устое, образуемом делением октавы на 2 равные и од нефункциональныечасти (на расстоянии тритона; отсюда назв.):
Н. А. Римский-Корсаков."Шехеразада", 2-я часть.
Устои темы Римского-Корсаковав примере (c-fis, a-d-es-as) однофункциональны, подобно доминантовой однофункциональностиаккордов типа 4.3.3 (интервалы в полутонах) на V и на нII ступенях. Т.л. встречается также в соч. А. Н. Скрябина, И. Ф. Стравинского, О. Мессианаи др. Ю. И. Холопов.
ТРИХОРД (от греч.- трёхструнный) - трёхступенный звукоряд. Различают Т. диатонические, пентатонные(напр., d-e-g или е-8-а), гемиольные (напр., g-as-h); см. Роды интервальные.Вдр.-рус. ладовой системе (см. Обиходный звукоряд) Т. - первичнаяладозвукорядная ячейка, имеющая 3 вида (по терминологии С. В. Смоленского):большой Т. (тон + тон), малый Т. (тон + полутон) и укоснённый Т. (полутон+ тон).
ТРНИНА (Trnina) Милка(1863-1941) - югосл. певица (драм. сопрано). На сцене с 1882. Солисткаряда нем. оперных т-ров. С 1899 пела на фестивалях в Байрейте, с 1900 -в т-ре "Метрополитен-опера". Лучшие партии - в операх Р. Вагнера, особенноКундри ("Парсифаль"). Выступала в концертах. Гастролировала (в России в1894). С 1913 преподавала в Муз. академии в Загребе. Имела почётное званиекаммерзенгерин Венской гос. оперы.
ТРОЕСТРОЧНОЕ ПЕНИЕ- см. Строчное пение.
ТРОИСТИ МУЗЫКЫ (укр.троiстi музики; букв. - тройственный музыкант, т. е. утроенный, умноженныйсостав) - традиционный старинный тип ансамбля, распространённый на Украине,в Белоруссии и в соседних с ними р-нах России и заруб. стран. Появилисьв 17 в. Состав и кол-во участников Т. м. варьируются: скрипка с бубном(или большим барабаном), с басолей (или с к-басом), с цимбалами, иногдас гармоникой, с бубном и др. Ансамбль сопровождает пение, танцы, праздничныешествия, обряды и т. д.
ТРОМБА МАРИНА - см.Трумшайт.
ТРОМБОН (итал. trombone,увеличит. от tromba - труба; нем. Posaune) - медный духовой инструмент.Имеет длинную мензуру, широкий конич. раструб, в узкой частисоединённый с раздвижным механизмом, и мундштук. В раздвижной механизмвходят 2 неподвижные трубки (т. н. штанги), на к-рые надвигается U-образнаякулиса
Тромбон кулисный с кварт-вентилем.
(нем. Zug; отсюда устаревшееназв. цуг-тромбон). Это подвижное устройство обеспечивает хроматич. звукоряд(основан на перемещении тонов натурального звукоряда вниз на 6 полутонов).Звучание мощное. В 16 в. сформировалось семейство Т. - дискант, альт, тенор,бас, контрабас. В кон. 16 в. Т. введены в орк. музыку. С 1860-х гг. применяютсялишь Т.-тенор и тенорово-басовый Т., имеющий более широкую мензуру с т.н. квартвентилем (см. Вентиль). Используется в симф., дух. и эстр.оркестрах, также соло и в ансамбле. • Сумеркин В., Тромбон, М., 1975; КunitzН., Die Instrumentation, Tl 8 - Posaune, Lpl., 1959.
ТРОМБОНЧИНО (Tromboncino)Бартоломео (ок. 1470- после 1535) - итал. композитор, тромбонист, певец,лютнист. Был придв. музыкантом в Мантуе, Венеции, Виченце, Флоренции идр. Писал преим. светские вок. 3-4-гол. произв., близкие нар. песням (лауды,канцонетты, рондо и др.). Прославился прежде всего как автор фроттол.
ТРОП (от греч. - поворот,оборот речи) - термин, обозначающий в антич. риторике - оборот речи, всовр. стилистике - применение слова в переносном смысле (метафора, метонимия)и имеющий ряд значений в теории музыки. 1) Вставка или серия вставок вканонизированный григорианский напев (песнопение в целом или его часть;см. Григорианское пение). Т. могли быть текстовыми (см. Секвенция)и(или) мелодическими (бестекстовые мелодич. вставки, напр. мелизмы в респонсорииоффертория). Т. в начале песнопения выполнял вступит. функцию (ккоммунио, офферторию, Gloria, Те Deum). Большое распространениеполучили вступит. Т. к интроиту мессы. Они нередко исполнялись ввиде диалогов, из к-рых впоследствии выросла литургическая драма. Расцветпрактики тропирования приходится на позднее средневековье; от этого временисохранились обширные коллекции Т. (в т.ч. Винчестерский тропарь). Т. былизапрещены Тридентским собором 1545-63, и следы их наименований сохранилисьлишь в названиях отд. песнопений (напр., Kyrie Cunctipotens). 2) В др.-греч.муз. теории - обозначение транспозиционной гаммы. 3) В зап.-европ. ср.-век.системе ладов - одно из наименований церк. лада (см. Модус, Церковныелады). 4) Старинное назв. псалмовой дифференции (одной из мелодич.формул тона; см. Псалмодии). 5) В теории Й. М. Хауэра - наименование12-звуковых рядов, разделённых на 2 части по 6 звуков. Всего, по Хауэру,44 Т., отличающихся интонац. составом. Техника Т. - один из методов 12-тоновойкомпозиции в музыке 20 в. (см. Додекафония, Серия). Т.Б. Баранова.
ТРОПАРЬ (позднегреч.уменьшит. от греч. - троп) - жанр визаит. и др.-рус. (с 11 в.) гимнографии,небольшое однострофное песнопение в честь святого либо празднуемого события.Первоначально Т. наз. краткие припевы к определ. стихам литургич. песнопений(псалмов, гимнов); они писались ритмич. прозой.
Тропарь знаменного распева"Глас господень", глас 8-й.
Постепенно Т. стал самостоят.муз.-поэтич. жанром (имел тонич. метрику, утраченную в рус. пер.). Объединениеряда Т. привело к образованию жанров кондака, акафиста, канона.Вних Т. подчинялись муз.-поэтич. и смысловым моделям, нередко сами служилиобразцами для др. песнопений (см. Ирмос). Существует мн. разновидностейТ.
ТРОСТЬ - 1) приспособлениедля звукоизвлечения у нек-рых духовых инструментов (отсюда назв. "тростевые").Изготовляется из тростника. Служит возбудителем колебания воздушного столбавнутри ствола инструмента; Т. пружинит от усилий, производимых губами исполнителя,и открывает звуковую щель. Различают Т. одинарные (из 1 тростниковой пластинки- у кларнета, бассетгорна, саксофона, а также кошная, жалейки,тарогато и др.) и двойные (из 2 пластинок - у гобоя, английскогорожка, фагота, а также зурны, сурная, дудука и др.). 2) Древкосмычка.
ТРОЦЮК Богдан Яковлевич(р. 1931) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1987). Чл. КПСС с1962. Ученик А. И. Хачатуряна. Автор балета "Белый голубь" (1967); оперетт"Кот в башмаках" (1974), "Верю в тебя" (1979); оратории "Утро нашей жизни"(1979), джаз-симфонии (1959), "Русского каприччио" для орк. (1978), концерта-симфониидля трубы с орк. (1982), концерта-рапсодии для дух. орк. "Из дневника неизвестногосолдата" (1985), соч. для эстр. орк.; музыки к спектаклям драм. т-ра ик.-ф.
ТРОШИН Борис Михайлович(1909-42) - сов. композитор. Ученик В. Я. Шебалина. Автор оперы "Богатаяневеста" (завершена В. Р. Энке, 1950, Львов); "Баллады о партизане, егоконе и его жене" для солистов, хора и орк. (1937); соч. для орк.; песени др.
ТРОЯНОВСКИЙ БорисСергеевич (1883-1951) -сов. исполнитель на балалайке, композитор. Основоположниксовр. виртуозной игры на балалайке. В 1904-11 солист Великорус. орк. В.В. Андреева. Один из инициаторов создания в 1919 в Москве первого советскогопроф. рус. нар. оркестра (см. Русский народный оркестр). Гастролировалза рубежом. Автор соч., обработок и перелож. для балалайки.
ТРУБА (от древневерхненемецкогоtrumba; итал. tromba) - духовой медный мундштучный (см. Мундштук) инструмент.Состоит из металлич. трубки (ствола), дважды свёрнутой в форме вытянутогоовала. Дл. ствола ок. 1500 мм, диаметр ок. 11 мм. Общая дл. Т. от краяраструба до мундштука ок. 470 мм. 2/3 канала ствола - цилиндрич. сечения;1/3, постепенно расширяясь, переходит в раструб. На совр. Т. с помощьювентилей(3 из них - помповые или вращающиеся) извлекают 33-35 звуков хроматич.гаммы. По звучанию Т. - самый высокий из медных дух. инструментов. Средиразновидностей Т.:
пикколо (на октаву выше осн.Т.), малые Т., альтовая (введённая Н. А. Римским-Корсаковым), басовая (введенаР. Вагнером). В кон. 18 - нач. 19 вв. применялась также Т. с клапанами.Один из древнейших инструментов. В 16-17 вв. на празднествах для исполненияинтрадприменялись простые сигнальные Т.; в опере использовались с нач. 17в. ("Орфей" Монтеверди, 1607). С сер. 19 в. Т. с вентилями применяютсяво всех видах оркестра, а также соло, в ансамблях.
• Усов Ю. А., Труба, 2М.,1989; Сasеlla A., Mortari V., La tecnica de la orquesta contemporanea,La Habana, 1978.
ТРУБАДУР (франц. troubadour,от провансальского trobar - находить, слагать стихи) - провансальский поэт-певец11 - нач. 14 вв. Т. принадлежали б. ч. к высшей знати (известно 460 имёнТ., в т.ч. Гильом IX - герцог Аквитанский, барон Бертран де Борн). В светскихпо происхождению и содержанию стихах, изысканных, усложнённых по образами форме (строго регламентированной), Т. воспевали рыцарскую куртуазнуюлюбовь, земные радости, героику крестовых походов и др. Т. - первые предст.иск-ва, не связанные с церк. муз. культурой, владевшие муз. грамотой (сохранились264 песни с нотной записью). Мелодии песен близки народным; Т. часто былодноврем. автором музыки и текста, а также исполнителем своих произв. Иногдаон нанимал менестреля для сопр. своему пению яа муз. инстр. илипоручал их исполнение жонглёру. Интерес к лирике Т. возродился внач. 19 в.
• Иванов К. А., Трубадуры,труверы и миннезингеры, П., 1915; Обри П., Трубадуры н труверы, пер. сфранц., М., 1932; Gеnnriсh P., Der musikalische Nachlass der Troubadours,Bd 1-3, Darmstadt, 1960-65; Briffault R., The troubadours, Bloomington,1965. См. также лит. к ст. Трувер.
ТРУБИН Владимир Николаевич(1861 -1931) - рус. певец (бас). Ученик К. Эверарди. Солист Большого (1885-91и 1892-94), Мариинского (1891-92) т-ров, Моск. частной рус. оперы (с 1898),Оперного т-ра С.И. Зимина (1905-17), затем т-ра Моск. совета рабочих депутатов.Среди партий: Сусанин, Руслан, Олоферн, Мефистофель.
ТРУВЕР (франц. trouvire,от trouver - находить, придумывать, сочинять) -франц. ср.-век. придв. певец-поэт(12-13 вв.). Часто автор слов и музыки (Тибо Шампанский и др.); нек-рыесоздавали произв. на заказ. Творчество Т. сложилось под влиянием поэзиитрубадуров,но было более демократичным, в то же время более рассудочным, отличалосьблизостью к фольклору (в период расцвета). Сохранилось ок. 2000 поэтич.текстов песен. Среди жанров: пастурель, сирвента, виреле, шансом.Кроме лирич. стихов (Г. Брюле) Т. писали также прозаич. произв., в т. ч.куртуазные романы (Кретьен де Труа), драмы (Ж; Бодель). Поэзия Т. оказалавлияние на школу Г. де Машо.
• Petersen-Dyggve Н. N.,Trouveres et protecteurs de trouveres, Hels., 1942; Werf H. van der. Thechansons of the troubadours and trouveres, Utrecht, 1972. См. также лит.при ст. Трубадур.
ТРУМШАЙТ, трумшейт(нем. Trumscheit, от старо-нем. trumme- труба и нем. Scheit - полено),тромба марина, - струнный смычковый инструмент. Корпус деревянный клиновидный.Дл. до 2000 мм. У ср.-век. образцов - 1 жильная струна, с 17 в. имел 12-24бурдонные резонирующие струны внутри корпуса, настроенные в унисон. Способигры флажолетный (см. Флажолеты). У подставки 1 ножка короче другой,неплотно прилегала к деке, при вибрации струны она ударяла о деку, создаваябиение, что придавало звучанию характер "трубных звуков". Т. применялсяв 14-16 вв. моряками как сигнальный инстр. (отсюда итал. назв. tromba marina- морская труба), а также бродячими музыкантами (в жен. монастырях заменялтрубу; наз. "скрипкой монахинь").
Разновидности трумшайта.
ТРУТОВСКИЙ ВасилийФёдорович (ок. 1740-ок. 1810) - рус. фольклорист, исполнитель на гуслях.По нац. украинец. С 1761 придв. музыкант в Петербурге, с 1766 "камер-гуслист".Опубл. первый нотный сб-к рус. нар. песен - "Собрание рус. простых песенс нотами" (ч. 1-4, СПБ, 1776-95; под ред. В. Беляева, М., 1953). Нек-рыепесни из сб-ка Т. вошли в сб-ки И. Прача, Н. А. Римского-Корсакова. Автормуз. произв., в т. ч. вариаций для клавесина или фп. на нар. песни, хоррв.
ТРУФФИ Иосиф Антонович(1850-1925) - рус. дирижёр. По нац. итальянец. Был дирижёром Моск. частнойрус. оперы (1885-1891 и 1898-99) и основанного им "Т-ва оперных артистов"в Москве (1900-е гг.). После 1917 работал в Киеве, Москве (разучивал оперыс молодыми певцами и дирижёрами). Пропагандировал произв. рус. композиторов,особенно предст. "Могучей кучки" (первые пост. опер "Моцарт и Сальери","Боярыня Вера Шелога" Римского-Корсакова, обе - 1898, и др.). Выступалв симф. концертах.
ТУБА (итал. и лат.tuba - труба) - самый низкий по звучанию из медных духовых инструментов.Состоит из длинной, свёрнутой U-образно металлич. трубы широкой мензуры,к-раязаканчивается с одной стороны большим раструбом, с другой - узкимконцом с воронкообразным мундштуком. В центре - 3-4 вентиля.Сконструированав 1835 в Германии; в симф. орк. введена Р. Вагнером (опера "Летучий голландец").Разновидность Т. - бас-геликон.
Туба.
ТУБАФОН (от лат. tuba- труба и греч. - звук) - ударный самозвучащий инструмент (идиофон).Состоитиз металлич. трубочек (12-36), горизонтально подвешенных на кишечных струнахили шнурах, иногда соединённых пружинками, препятствующими соприкосновениютрубочек при игре. Играют 2 дерев. палочками с утолщениями на концах. Звукподобен звону хрустальных подвесок. Применяется в оркестрах, чаще в эстрадных.
Тубафон.
ТУБИН Эдуард (1905-82)- эст. композитор, дирижёр. Ученик X. Эллера. В 1930-44 дирижёр т-ра "Ванемуйне",рук. хоров в Тарту. С 1944 жил в Швеции, работал в т-ре "Дротнингхольм"в Стокгольме (1945-72). Один из крупнейших эст. композиторов-симфонистов.Автор первого эст. балета "Домовой" (1940).
Оперы - Барбара фон Тизенхузен(1969, Таллинн). Пастор из Рейги (1979, Тарту); балеты - Сиурулинд (1939,не окончен). Домовой (Кратть; 1943, Тарту); для солистов, хора и орк. -кантата (1958), Реквием (1979); 10 симф. (1934-73; 11-я - неокончена);для инстр. с орк. - 2 концерта для скр. (1941, 1945), для к-баса (1948),для балалайки (1964), концертино для фп. (1944); инстр. сонаты - 2 дляфп., 2 для скр. и фп., для скр. соло, для альта и фп., для фл. и фп., длясаксофона и фп.; хоры (ок. 20); песни (ок. 30); музыка к спектаклям драм.т-ра; рязл. обработки.
ТУВИНСКАЯ МУЗЫКА.К наиболее древним образцам нар. Т. м. относятся наигрыши на муз. инструментах;короткие свободные импровизации речитативного склада, отличающиеся обилиеммуз. и текстовых повторов, альтераций; героич. и эпич. сказания, а такжеобрядовые, трудовые, любовные, семейно-бытовые, колыбельные песни. Основаладового строя тув. нар. музыки - ангемитоника. Ритм Т. м. характеризуетсяразнообразием структур. Песни подразделяются на три вида: узун ырлар (напевыинтонируются на большом дыхании, что требует спец. навыков, исполнит. манераобобщает наиб. характерные черты нац. пения и отличается большим тембровымсвоеобразием, наличием специфич. фальцетных призвуков); кыска ырлар (короткиенапевы, не имеющие мелодич. орнамёнтирований); кожамык (песни любовно-лирич.содержания, в форме монолога или диалога). Особым вок. жанром Т. м. являетсягорловое пение (хоомей каргыраа, сыгыт, эзенгилээр, борбаннадыр со многимиразновидностями) - многогол. пение одного певца, к-рый исполняет мелодиюи одновременно с ней бурдонный бас. Нек-рые разновидности стиля хоомейвстречаются у башкир, монголов, хакасов, алтайцев.
Мелодиям тув. нар. песенсвойственны 2-частность, квадратная структура. Слова чаще всего не прикрепленык мелодии. На празднествах сольные песни иногда поются хором в унисон.Муз. инструментарий богат и разнообразен: струнно-смычковые - игил,бызанчи; струнно-щипковые - шанзы, тошпулур, чадаган, шелер-хомус,хола хомус, кулузун-хомус, тая хомус, соок хомус; духовые - тун, моргу,шоор, амырга, эдиски, лимби. До Окт. революции 1917 бытовали также шумовыеламские и шаманские инструменты: тун, конга, дамбыра, кенгирге, дунгур.Первые записи песен осуществлены музыковедом Л. В. Анохиным в 1909-10,позже Б. В. Гиппиусом, 3. В. Эвальд.
Зарождение проф. Т. м. относитсяко 2-й пол. 1930-х гг. Её развитие связано с освоением нар. наследия ивлиянием рус. классич. и сов. музыки. Большое значение имело создание муз.-драм.т-ра-студки (1936), к-рым руководили в 40-х гг. комп. А. Н. Аксёнов, И.Л. Израй
левич, дир. Р. Г. Миронович,реж. И. Я. Исполнев и др. Одним из зачинателей песенного творчества в республикебыл драматург и актёр В. Кок-оол ("Молодёжь", "Моя Тува" и др.).
Значит. вклад в развитиеТ. м. внесли А. Н. Аксёнов, создавший ряд муз. произв. на материале тув.фольклора (автор кн. "Тув. нар. музыка", М., 1964), М. Мунзук (2 сб-катув. нар. песен - "Ырлар", Кызыл, 1956, "Тыва улустун ырлары", Кызыл, 1973),З. К. Кыргыс (сб-к нар. песен "Тыва улустун кожамыктары", Кызыл, 1975,кн. "Тувинская традиц. вок. музыка", Кызыл, 1984), а также первый проф.тув. композитор А. Б. Чыргал-оол (кантата "Отчизна", 1974; симф. поэмы"Шестьдесят богатырей", 1957, "Поэма радости", 1967, "Моя Тува", 1971;концерт для скр. с орк., 1976; музыка к драм. спектаклям и др.). Широкуюизвестность получили произв. Р. Кендснбиля (первая нац. опера "Чечен иБелекмаа", 1970, симфония, сюиты для симф. орк. "Колхозная сюита", "Расцветай,мой край родной", 3 квар-
Стиль гортанного пениякаргыраа. Из книги А. Н. Аксёнова "Тувинская народная музыка" (М., 1964).
тета, хор. обработки и др.),В. Тока (концерт для фп. с орк., 1972; симф. поэмы "Айкыс", 1969, "Мойкрай", 1976, "Романтическая", 1979; прелюдии для фп.; музыка к спектаклямдрам. т-ра и др.), Д. Хуреш-оола (симф. поэма "Моя Тува", 1972; сюита длясимф. орк., 1976), Б. Нухова (концерт для трубы и фп., 1971; "Балетнаясюита", 1970; "Тувинская сюита", 1976). Среди исполнителей: певцы - нар.арт. РСФСР М. Мунзук, К. Мунзук.
В Туве работают (1988): Муз.-драм.т-р (1945); оркестр ТВ Тув. АССР (1966), ансамбль песни и танца "Саяны"(1970), ансамбль "Аян" (1981); филармония (1969), СК Тув. АССР (1978);уч-ще иск-в (1960, все - в Кызыле); художеств. школы и школы иск-в дляодарённых детей.
• История Тувы, т. 2, М.,1964; Аксенов А. Н., Тув. нар. музыка, М., 1964.
З. К. Кыргыс.
ТУКСЕН (Tuxen) Эрик(1902-57) - дат. дирижёр. В 1927-36 был дирижёром Любекской оперы, Новогот-ра, Корол. т-ра в Копенгагене. В 1932-36 рук. созданного им джаз-оркестра.С 1936 дирижёр симф. орк. Дат. радио. Пропагандист и один из лучших интерпретаторовдат. музыки. Гастролировал во мн. странах Европы и Америки. Автор музыкик спектаклям драм. т-ра и к.-ф.
ТУЛАШВИЛИ Анна Ивановна(1874-1956) - сов. пианистка, педагог. Засл. деят. иск-в Груз. ССР (1941).Ученица А. И. Мизандари. Способствовала становлению груз. пианпстич. школы.С 1917 преподавала в Тбилисской конс. (с 1925 проф. - первая груз. женщинапрофессор-музыкант; в 1926-48, с перерывом, декан фп. ф-та, зав. кафедройспец. фп. и кам. ансамбля). Среди учеников - Р. Р. Керер. Автор первыхгрузинских методических работ о фп. испол-нительстве и др.
ТУЛЕБАЕВ Мукан Тулебаевич(1913-60)-сов. композитор. Нар. арт. СССР (1959). Чл. КПСС с 1956. УченикЕ. Г. Брусиловского, Н. Я. Мясковского, В. Г. Фере. Пред. правления СККазах. ССР (с 1956). Один из основоположников казах. сов. музыки. Вершинатворчества Т. - опера "Биржан и Сара" (1946, Алма-Ата; 2-я ред. 1957, тамже), ставшая значит. вехой в истории казах. муз. т-ра. Принимал участиев создании музыки Гос. гимна Казах. ССР (совм. с Е. Г. Брусиловским и Л.А. Хамиди, 1945). Среди др. соч.: опера "Амангельды" (совм. с Брусиловским,1945, Алма-Ата); кантата "Огни коммунизма" (1951), хор. сюита "Юность"(1954); симф. поэма "Казахстан" (1951); св. 50 романсов и песен. Записал100 нар. казах. песен (сб. "Макпал", А.-Л., 1979). Вёл лед. работу в Алма-Атинскойконс. (1953-56). Гос. пр. СССР (1949).
• ЖубановА., Мукан Тулебаев,А.-А., 1963 (на казах. яз.); Темирбекова А., Щедрый талант, в кн.: КомпозиторыКазахстана, в. 1, А.-А., 1978.
ТУЛЕГЕНОВА БибигульАхметовна (р. 1929) - сов. певица (лирико-колоратурное сопрано), педагог.Нар. арт. СССР (1967). В 1954-1956 и с 1971 солистка Казах. т-ра оперыи балета, в 1956-71 - Казах. филармонии. Исполняет партии в операх зап.-европ.и сов. композиторов, в т.ч. Кыз-Жибек ("Кыз-Жибек" Брусиловского), Гульбаршин("Алпамыс" Рахмадиева), Енлик ("Енлик и Кебек" Жубановой). Выступает вконцертах. Гастролирует за рубежом. 2-я пр. на Всес. конкурсе артистовэстрады (1958). С 1980 преподаёт в Алма-Атинской конс. (с 1982 проф.).Гос. пр. СССР (1970), Гос. пр. Казах. ССР (1966).
• Жубанова Г., Соловей Казахстана,"МЖ",1970, № 16; Кариев З., Солнечный голос, А.-А., 1988.
ТУЛЕЕВ Аскар Тулеевич(1920-63) - сов. композитор. Ученик В. Г. Фере. Один из первых кирг. композиторов,работавших в симф. жанрах (симфония, 1961; концерт для скр. с орк., 1960,и др.). Автор вок.-симф., кам.-инстр. соч., хоров, романсов, песен и др.
ТУЛИКОВ Серафим Сергеевич(р. 1914) - сов. композитор. Нар. арт. СССР (1984). Чл. КПСС с 1952. УченикВ. А. Белого. В 1971 -1978 пред. правления Моск. орг-ции СК РСФСР. Одиниз ведущих мастеров сов. массовой песни; широко популярны: "Песня о Волге","Мы за мир", "Марш советской молодёжи", "Родина", "Ленин всегда с тобой","Не стареют душой ветераны". Автор оперетты "Баранкин, будь человеком!"(1965, Москва), соч. для симф. орк., для орк. нар. инструментов и др. Гос.пр. СССР (1951), Гос. пр. РСФСР (1973).
• Сибирский В., С. Туликов,М., 1962; Лихачёва И., С. Туляков, М., 1984.
ТУЛУМБАС (тур. tulumbaz)- тур., перс., рус., укр. ударный инструмент. Под назв. "Т." бытовали старинныеинструменты разных видов: тур. барабан, бубен с колокольчиком, а такжецимбалы (применялись в тур. войсках); металлич. литавры с кожаноймембраной, по к-рой ударяли медным прутом или кожаной плетью с утолщениемна конце. Небольшой (конный) Т. привязывался спереди к седлу. В 17-18 вв.Т. использовался казаками Запорожской Сечи как сигнальный инструмент.
ТУМА (Tuma) Франтишек(Франц) (1704-74) - чеш. композитор, гамбист. Пел в хоре миноритского храмав Праге под упр. Б. М. Черногорского (возможно, учился у него), совершенствовалсяпо композиции у И. Й. Фукса в Вене. Писал светскую (кам.-инстр. ансамбли,произв. для струн. орк. и др.) и духовную музыку. Крупнейший полифонист,Т. претворил в нек-рых соч. черты галантного стиля, обогатил мелодикучертами чеш. песенности.
ТУМАНИНА (по мужуРукавишникова) Надежда Васильевна (1909-68) -сов. музыковед, педагог. Канд.иск-ведения (1943). Ученица В. Э. Фермана. С 1951 науч. сотрудник Ин-таистории иск-в (ныне - ВНИИ искусствознания). Осн. работы посв. историирус. и сов. музыки. Автор трудов о П. И. Чайковском ("Чайковский", [ч.1] - "Путь к мастерству", [ч. 2] - "Великий мастер", М., 1962-1968), М.П. Мусоргском (М.-Л., 1939) и др. Участвовала во мн. коллективных трудах.С 1938 преподавала в Моск. конс. (с 1944 доцент, в 1949-57 зав. кафедройистории рус. музыки).
ТУМАНОВ (наст. фам.Туманишвили) Иосиф Михайлович (1909-81) -сов. режиссёр, педагог. Нар. арт.СССР (1964). Чл. КПСС с 1956. С 1936 режиссёр Оперного т-ра им. К. С. Станиславского(с 1938 гл. режиссёр), в 1946-53 худ. рук. Моск. т-ра оперетты, с 1961гл. режиссёр Кремлёвско'го Дворца съездов, в 1964-70 (одноврем.) - Большогот-ра. Осуществил пост. опер в ряде театров СССР и за рубежом (в т.ч. "Хованщина"в Милане). Гл. режиссёр торжеств. церемоний открытия и закрытия Олимпиады-80(Москва). С 1951 преподаватель ГИТИСа (с 1965 проф., с 1970 зав. кафедройрежиссуры). Гос. пр. СССР (1950).
ТУМАНОВ Ыбрай (1888-1967)- сов. композитор-мелодист, исполнитель на комузе. Нар. арт. Кирг. ССР(1951). Чл. КПСС с 1939. С 1936 артист Кирг. филармонии. Один из крупнейшихкирг. композиторов и комузистов. Мн. инстр. пьесы (св. 60 кю) написанына совр. тематику.
ТУМЫР, тюмыр, - марийскийдвусторонний барабан. Корпус деревянный, мембраны из собачьей илителячьей кожи натягиваются на корпусе помощью верёвок. Диаметр 300-380мм, высота 400-700мм. По мембране ударяют 2 дерев. колотушками. Применялсякак обрядовый и ратный инструмент. Ныне в ансамбле с шувыром илигармоникой используется для сопр. нар. танцев и песен; иногда воспроизводимыеисполнителем на Т. остинатные ритмич. фигуры служат аккомпанементом дляхор. пения.
ТУНИСА МУЗЫКА - см.Магрибамузыка.
ТУПИЦЫН АлександрФёдорович (р. 1914) - сов. дирижёр. Нар. арт. РСФСР (1968). Чл. КПСС с1943. Ученик Л. М. Гинзбурга. С 1943 дирижёр дух. оркестров и разл. ансамблейСов. Армии, в 1955-1974 худ. рук. Ансамбля песни и пляски Моск. воен. округаПВО.
ТУРЕЛЬ (Tourel) (псевд.;наст. фам. неизв.) Дженни (Женни) (1899-73) - канад. певица (меццо-сопрано)франко-рус.- происх. Брала уроки пения у А. Эль-Тур (псевдоним Т. - анаграммафам. педагога). С 1933 солистка т-ра "Опера комик" в Париже. С 1940 жилав США, концертировала в Нью-Йорке с ведущими амер. орк. С 1944 солисткат-ра "Метрополитен-опера". Исполняла партию Розины в оригинальной версии(для меццо-сопрано). С 1950-х гг. выступала только как конц. певица, репертуарнаряду с оперной классикой включал нар. песни, в т. ч. русские. Одна излучших заруб. исполнительниц романсов П. И. Чайковского. Преподавала вДжульярдской школе (1963-73), в Академии музыки в Иерусалиме (с 1968).
ТУРЕНКОВ Алексей Евлампиевич(1886-1958) -сов. композитор. Засл. деят. иск-в БССР (1940). Ученик А.К. Лядова, Н. А. Соколова. Один из основоположников массовой песни, хораи романса в белорус. музыке. Особое место в творчестве Т. занимает опера"Цветок счастья" (1940, Минск) - одна из первых белорус. опер. Т. принадлежаттакже опера "Ясный рассвет" (1958, Минск), балет для детей "Лесная сказка"(1952), "Белорус. сюита", "Белорус. фантазия", "Пионерская сюита" для симф.орк., кам.-инстр. ансамбли, пьесы для разл. инстр., романсы и др.
ТУРИНА (Turina) Хоакин(1882-1949) - испан. композитор, пианист, дирижёр, педагог, муз. теоретик,критик. Ученик М. Мошковского (фп.), В. д'Энди (композиция). С 1906 выступалкак пианист. С 1914 работал в Мадриде, где концертировал, был одним изсоздателей "Мадридского квинтета" и его пианистом, дирижёром спектаклей"Рус. балета" С. П. Дягилева. Т. - представитель т. н. новой испан. муз.школы, продолжал традиции движения начала века за нац. возрождение. С 1931проф. Мадридской конс. Автор статей. Оперы - Марго (1914), Сад Востока(1923, обе - Мадрид); для орк.- симф. поэмы, в т. ч. Шествие, посвящённоеокроплению святой водой (1913), Севильская симфония (1920) и др.; кам.-инстр.ансамбли; произв. для фп.; пьесы для органа, гитары; соч. для голоса сфп.; музыка к спектаклям драм. т-ра и др. • Soреnа Р., J. Turina, Madrid,1956.
ТУРКМЕНСКАЯ МУЗЫКА.На развитие муз. иск-ва Туркменистана (включающего нар. и нар.-проф. творчествоустной традиции) оказала влияние музыка стран Ср. Азии, Бл. и Ср. Востока.Т. м. не имеет унифициров. системы ладов, свойственной др. вост. муз. культурам.Немногочисленные обозначения ладов (кырклар, новайи) в зависимости от контекстаотносятся к разным звукорядам. В Т. м. бытует термин мукам, обозначающийпьесу из к.-л. дестана (сказания). Типичны звукоряды с хроматически пониженнымиступенями, разрушающими диатонич. основу лада. В инстр. 2-голосии характернаопора на кварто-квинтовые и секундовые сочетания. Важным фактором интонац.развёртывания является мелизматика, представленная рядом приёмов, как вокальных(секдирмек - осн. звук произносится- с форшлагом на звук "и"; д ж у к -дж у к - вокализация на ту же многократно повторяемую гласную с горловымпризвуком и др.), так и инструментальных (чайкамак - отгибание грифа дутара,изменяющеетембр, силу и высоту звука; питыклемек - щелчок либо лёгкий удар по декеинструмента; янланмак - эхо, достигаемое приближением ладони к струнамдутара в момент протяжённого звука или её удалением от них, и др.). Длянар. музыки типичен принцип вариантного развития материала. Распространены3-частная репризная (с развитой серединой) и разомкнутая 2-частная формы.Обязателен ш и р в а н - кульминац. отрезок, падающий на точку "золотогосечения" и выделяемый как тесситурно, так и динамически, часто и мелизматически.Т. м. отличает господство переменного метра, сложных и составных размеров(5/8, 7/8 и т. п.) при разнообразном соединении ритмич. звеньевчётного и нечётного строения. Среди популярных нар. инструментов: струнно-щипковый- дутар; струнно-смычковый - гиджак; духовые - дилли-тюйдук,тюйдук;гопуз (варган).
Инструментальный наигрыш"Чекты" для дутара. Запись В. А. Успенского.
Туркменская народнаямелодия "Дашгалды" ("Далеко осталась"). Запись А. Кулиева.
Характерно отсутствие ударных.Среди песенных жанров - обрядовые, календарные, трудовые, лирич. песни.Древнейший вок.-танц. жанр - т. н. з и к р. Производный от зикра танецкушт-депме, бытующий в. Зап. Туркмении, - единств. известный образец нар.танца.
Нар.-проф. иск-во по сравнениюс фольклорным имеет более развитую структуру, более сложные средства иприёмы. Оно достигло совершенства в творчестве бахши, репертуарк-рых включал дестаны на классич. темы из вост. и нац. поэзии, айдымы (песни)на слова туркм. поэтов 18-19 вв. Один из первых нар.-проф. музыкантов -Бабагамбар (7 в.). Среди известных бахши в 19 в.- Нобатнияз, Али, Вейран,Шукур-бахши; в 20 в. - Т. Суханкулиев, П. Сарыев, М. Тачмурадов, С. Джепбаров.
Первые нотные записи образцовТ. м. и описания нар. инструментов осуществлены рус. музыкантами в нач.19 в. После добровольного вхождения Туркменистана в Рос. гос-во, в сер.1880-х гг., начинаются регулярные записи нар. мелодий В. В. Лейсеком, Н.С. Кленовским. Первые попытки записей фольклорных образцов на фонографепринадлежат С. Г. Рыбакову, В. Н. Гартевельду. В Ашхабаде и др. городахгастролировали рус. муз.-театр. труппы и известные исполнители, в т. ч.Ф. И. Шаляпин.
После Окт. революции 1917формируется проф. Т. м. В 1928 опубликован 1-й том фундаментального трудаВ. А. Успенского и В. М. Беляева "Туркменская музыка". Комп. С. Н. Василенко,М. М. Ипполитовым-Ивановым, Г. И. Литинским, Г. Г. Лобачёвым, Б. С. Шехтероми др. созданы симф., хор. и кам. произведения на туркм. нар. темы. В 1929организован первый в республике симф. оркестр, в 1934 - хор. С 1929 в Ашхабаденачал работать художеств. техникум с муз. и драм. отделениями (с 1935 -муз. уч-ще). В 1935 открылось туркм. отделение при Моск. конс.
В годы Великой Отечеств.войны 1941-45 в Туркмении работала группа эвакуированных из разл. республикмузыкантов, в т. ч. укр. комп. А. Я. Штогаренко, Ю. С. Мейтус, А. Ф. Зноско-Боровский,эст. комп. Л. М. Аустер. В 1941 открыт Туркм. т-р оперы и балета, на сценек-рого были пост. первые нац. оперы и балеты, среди них: оперы "Зохре иТахир" Шапошникова (1941; 2-я ред. совм. с В. Мухатовым, 1953), "Шасенеми Гариб" Шапошникова и Овезова (1944); балеты "Весёлый обманщик" Корчмарёва(1942),"Белый хлопок" Зноско-Боровского и В. Мухатова (1945). Первой оперой насовр. тему явилась героико-патриотич. опера "Абадан" Мейтуса и А.Кулиева(1943), посвящённая борьбе сов. народа с нем.-фаш. захватчиками. Эта жетематика отражена также в поэме-кантате "Курбан Дурды" А. Кулиева (1942),в кантате "Победа" В. Мухатова (1944), хорах и песнях.
Начиная с 40-х гг. сочинениямуз.-сценич. жанра характеризуются соединением народного мелоса с европ.гармонией. Среди произв. этого периода выделяются опера "Лейли и Меджнун"Мейтуса и Овезова (1946), комич. опера "Поэт и судья" Шапошникова и В.Мухатова (1947), опера "Айна" Шапошникова и Овезова (1957). В 60-х гг.активизируется процесс синтеза нац. черт с достижениями совр. муз. иск-вана основе взаимовлияния и взаимообогащения разл. культур. Осуществляютсяпост. опер, в т. ч. "Конец кровавого водораздела" В. Мухатова (1967; сталазначит. событием в культурной жизни республики), "Тревожная ночь" А. Д.Агаджикова (1969), а также балетов "Чудесный лекарь" М. Равича и Н. Мухатова(1960), "Гибель Суховея" (1967) и "Бессмертие" (1972) Ч. Нурымова, "Фирюза"Агаджикова (1974).
Вок.-симф. жанры активноразвиваются с кон. 1950-х гг. Созданы кантаты "Туркменистан" А. Кулиева(2-я ред. 1958), "О Коммунистической партии" (1953) и "О счастье" (1954)В. Мухатова, "Братство" В. Ахмедова (1972), вок.-симф. триптих "Памятигероев Великой Отечеств. войны" Н. Халмамедова (1971), оратории "Ленин"Овезова (1964), "Родная земля" Агаджикова (1978), "Ленин" Р. Аллаярова(1981).
Начало симф. музыке в республикеположили "Туркменская сюита" (1950) и поэма "Моя Родина" (1951) В. Мухатова.В дальнейшем для произв. этого жанра характерно сочетание нац. тематизмаи совр. симф. приёмов. Среди соч. этого жанра: "Текинские фрески" Ч. Нурымова(1969), 2-я симфония С. Мухатова (1977), сюита Б. Худайназарова (1977),симф. Д. Б. Хыдырова (1979), 1-я ("Памяти Махтумкули", 1974), 2-я (1981)и 3-я (1985) симфонии В. Мухатова.
Начиная с 40-х гг. туркм.композиторами осваивается жанр концерта с орк. Созданы концерты - для фп.Шапошникова (1947), для скрипки Аллаярова (1968), для трубы (1968), дляголоса (1971) и для фп. (1973) Ч. Нурымова, для гобоя А. Тагиева (1976)и Р. Реджепова (1982). Кам.-инстр. произв. написали А. Кулиев, Ч. Нурымов,Н. Халмамедов и др., кам.-вок. - В. Мухатов, В. Ахмедов, Ч. Артыков, Н.Мухатов, Д. Нурыев и др. Соч. для оркестра нар. инстр. создали А. Кулиев,К. Кулиев, Г. М. Аракелян и др. В жанрах оперетты и эстр. музыки работаютД. Нурыев, А. Агаджиков, Ч. Нурымов, Р. Реджепов, О. Курбанниязов и др.Среди композиторов, написавших музыку к к.-ф., - Н. Халмамедов, Р. Реджепов.
Работы по туркм. нац. музыкепринадлежат музыковедам Ф. А. Абуковой, Н. Н. Абубакировой, М. Э. Ахмедовой,Ш. Гуллыеву, В. А. Гуревичу, Л. Ф. Новиковой и др.
Среди музыкантов республики:дирижёры - нар. арт. СССР X. Аллануров, засл. деят. иск-в Туркм. ССР М.Мередов, Н. Мухатов; певцы - нар. арт. СССР А. Аннакулиева, М. Кулиева,М. Шахбердыева, нар. арт. Туркм. ССР X. Аннадурдыев, X. Аннаев, А. Курбанов,М. Фараджева, Е. Хуммаев.
В Туркмении функционируют(1988): Туркм. т-р оперы и балета (1941, Ашхабад), Муз.-драм. т-ры (Ташауз,осн. в 1938; Чарджоу, 1979); филармония в Ашхабаде (1938), в составе к-ройсимф. оркестр (1973), оркестр нар. инстр. им. П. Сарыева, и филармонияв Мары (1978); ансамбль нар. инструментов, хор и эстр. орк. при туркм.ТВ и радио;СК Туркм. ССР (1939); Пед. ин-т иск-в (1972), Муз. уч-ща (Ашхабад,1929; Чарджоу, 1975; Мары, 1978); Уч-ще иск-в (Ташауз, 1981); муз. школы.
• Бедросов Г., Музыка Сов.Туркменистана, Аш., 1943; Синявер Л., Нурымова Н., Туркменская ССР, в кн.:История музыки народов СССР, т. 1-5, М., 1970-74; Успенский В. А., БеляевВ. М., Туркменская музыка, т. 1 ,2Аш., 1979. В. Л. Гуревич.
ТУРКМЕНСКИЙ ТЕАТР ОПЕРЫИ БАЛЕТА (Туркм. орд. Трудового Красного Знамени академич. т-р оперыи балета им. Махтумкули) - ведущий муз. театр Туркм. ССР. Открыт в 1941в Ашхабаде на базе основанной в 1937 Оперной студии с вок. и балетным отделениями(я1940 - Туркм. муз. т-р). С 1956 - им, Махтумкули, с 1985 - академический.Спектакли на туркм. и рус. яз. Награждён орд. Трудового Красного Знамени(1955).
• Керими К., Туркменскийт-р оперы и балета, Аш., 1962 (на туркм. яз.).
ТУРСКИЙ, Туреки (Turski)Збигнев (1908-79) - польск. композитор, дирижёр. Ученик П. Рытеля (композиция),В. Бердяева (дирижирование). С 1945 работал дирижёром Балтийской филармонии.Один из организаторов Союза польск. композиторов (1946), в 1958-60 пред.его правления. С 1957 муз. рук. "Т-ра Вспулчесны" в Варшаве. Писал преим.музыку для т-ра, кино, радио и ТВ. Автор 2 опер, в т.ч. радиооперы "Разговорчики"(1966); балетов "Титания и осёл" (1966, Осиек), "Африканская птица Ндеге"(1971) и др.; 3 симф. (1935-54, 2-я - "Олимпийская", 1948), кам. симфонии(1947); соч. для голоса и орк. (в т.ч. триптих Регно Уйокори, для баса,1974); концерта для скр. с орк. (1951) и др. Гос. пр. ПНР (1969).
ТУРСУНАЛИЕВ Эстебес(р. 1931)-сов. акын. Нар. арт. СССР (1988). Чл. КПСС с 1967. Выступаетс 12-летнего возраста. С 1947 артист Кирг. филармонии, с 1976 также руководительоснованной им фольклорной группы исполнителей (в репертуаре - произв. втрадиц. жанрах устного проф. творчества). Автор книг. Снимался в к.-ф.Гос. пр. Кирг. ССР (1975).
ТУРТ (Tourte) Франсуа(1747 или 1750-1835) - франц. инстр. мастер. Изготовлял смычки усовершенствованнойконструкции, к-рые способствовали развитию технич. и выразит. возможностейскрипки и виолончели. Т. называли "Страдивари смычка".
ТУРЦИИ МУЗЫКА. Тур.муз. фольклор родствен музыке др. тюрк. народов. Различают 2 стилистич.группы нар. песен - кырык хава (мелодии небольшого диапазона, в равномерномритме; стиль характерен для танц. мелодий, для песен типа частушек - мани)и узун хава (мелодии широкого диапазона, ритмически свободные; в этом стилевыдержаны любовные песни бозлак, причитания агыты). Широко бытуют унисонныепесни тюркю. Для нар. мелодий характерны кратковрем. отклонения от осн.лада, постоянное повышение и понижение диатонич. ступеней на комму,чтосоздаёт особую ладовую систему (по определению совр. тур. музыковедов -24-ступенные звукоряды). Своеобразен ритм нар. песен, во многом идущийот поэтич. ритмов. Распространён ритм аксак (хромой; сочетание 2- и 3-дольныхритмич. ячеек). Нар. танцы в большой мере связаны с обрядами, трудовымипроцессами, религ. культом. Многие из них сопровождаются игрой на муз.инстр. (зачастую и пением), нек-рые исполняются без муз. сопр. (напр.,в муж. плясках ритмич. аккомпанементом служат удары меча и кинжала о щит).Среди инструментов: духовые - балабан, зурна, ковал; струнные -кеманча,саз; ударные - давул, дэф, дарабукка. Нар.-проф. музыка устной традиции- т. н. традиционная или классическая - связана в большой степени с творчествомашиков (см. Ашуг). Ладовой и формообразующей основой традиц. музыкислужит макам. В Т. м. понятие "макам" относится прежде всего к ладу(при множестве основных и производных ладов в муз. практике используетсяне более 13-15 основных). Распространена циклич. форма фасиль (произв.этой формы структурно напоминают араб. нубу).Затейливый ритм традиц.Т. м. основан на определ. ритмич. формулах - усулях. Из муз. инструментовшироко применяются уд, канун,чай, тамбур. Существен вкладв традиц. музыку Бухури-заде Мустафы Итри-эфенди (2-я пол. 17 в.), а такжеД. К. Кантемира (жил в Турции в 80-х гг. 17 в. - 1710, был признан каккомпозитор и теоретик традиц. Т. м.). С кон. 16 в. в Турцию проникает свроп.музыка (в 16-17 вв. при дворе султанов выступали зап.-европ. музыканты,актёры). В свою очередь, на европ. музыку оказала влияние Т.н., в особенности- оркестры янычарского войска (см. "Янычарская музыка"). Значительнойдля развития муз. культуры Турции была деятельность итал. комп. Дж. Доницетти(работал в Стамбуле в 1828-56), к-рый воспитал мн. тур. музыкантов, ставшихвпоследствии создателями проф. комп. школы европ. направления. Он организовалпервый в стране проф. оркестр (1828; впоследствии- Президентский орк.).В 19 в. под влиянием итал. и франц. опереточных трупп получает развитиежанр оперетты, надолго сохранивший ведущее положение в Т. м. Оперетта "Леблебиджи"("Продавец гороха", 1875), написанная арм. комп. Т. Чухаджяном, явиласьпервой тур. опереттой.
Повысился уровень проф. муз.культуры после провозглашения Турции республикой (1923). В 1930-х гг. складываетсянац. комп. школа; её крупнейшие предст. - т. н. тур. пятёрка: А. А. Сайгун,Дж. Р. Рей, У. Дж. Эркин, Н. К. Аксес, X. Ф. Алнар. Используя в своём творчествемуз.-выразит. средства зап.-европ. музыки, они создавали произв., отличающиесянац. характерностью. Первая нац. опера - "Феридун" Сайгуна (1934). В 1940-60-хгг. тур. композиторы продолжали осваивать европ. жанры (появились значительныесимф., кам. произв., оперы). Наряду с композиторами тур. "пятёрки" работалиС. X. Арель, Н. Кодаллы, М. Сун, Б. Тарджан, Ф. Тюзюн, И. Усманбаш и др.Первый нац. балет - "Хуррем султан" (1977) написан Кодаллы. Среди главныхтур. исполнителей: дирижёр - Г. Айкал; пианисты - И. Бирет, Д. Сайдам,М. Фенмен; скрипачи - С. Кан, А. Эрдуран; певцы - А. Баран, А. Гюн, А.Манизаде, М. Чагаллы. Большое внимание собиранию и изучению фольклора уделялиС. X. Арель, Г. Орансай, А. А. Сайгун, М. З. Эзги и др.
В Турции функционируют (1988):Анкарская гос. опера (1949; создана на базе оперной студии Анкарской конс.),Стамбульский гос. т-р оперы и балета (1960; на базе оперной студии Стамбульскойконс., первонач. - Стамбульская гор. опера); Стамбульское (1946) и Анкарское(1953) филармонич. об-ва; Президентский орк. в Анкаре (в 1986 гастролировалв СССР), Стамбульский гос. симф. орк. (1945), Измирский гос. симф. орк.(1962); Анкарская гос. конс. (1936; её базой была Школа учителей музыки,открытая в 1924, позже - Муз.-пед. уч-ще; с сер. 1950-х гг. в консерваторииработает также балетное отд.), Стамбульская муниципальная конс. (1923;имеет 2 отд. - восточное и западное), Стамбульская гос. конс. (1973), Измирскаягос. конс. (1951). В Стамбуле с 1972 ежегодно проводится междунар. муз.фестиваль - Стамбульский фестиваль иск-в.
• Беляев В. М., О муз. фольклореи древней письменности, М., 1971; Виноградов В., На фестивале в Стамбуле,"СМ", 1975, № 6; Рустам-Заде З., Муз. жизнь Турции 70-х гг., в кн.: Актуальныепроблемы изучения муз. культур стран Азии и Африки, Таш., 1983; OransayО., Bati teknegiyle 60 tilrk bagdar, Ankara, 1965; Sауgun A. A., Musikitemel bilgisi (musik nazariyati), Istanbul, 1970; Bart6k В., Turkish folkmusik from Asia minor, Princeton - L., 1976.
ТУРЧАК Стефан Васильевич(1938-88) - сов. дирижёр, педагог. Нар. арт. СССР (1977). Герой Соц. Труда(1988). Чл. КПСС с 1982. Ученик Н. Ф. Колессы. В 1963-67 и 1973-77 гл.дирижёр Гос. симф. орк. УССР, в 1967-73 и с 1977 - Укр. т-ра оперы и балета.Дирижировал рядом премьер опер и балетов сов. укр. композиторов; осуществилпостановки оперных спектаклей за рубежом. Гастролировал за рубежом. С 1966преподавал в Киевской конс. (с 1985 проф.). Гос. пр. Груз. ССР (1972),Гос. пр. УССР (1980), пр. Ленинского комсомола УССР (1968).
ТУРЧАНИНОВ Пётр Иванович(1779-1856) - рус. композитор, регент. Ученик Дж. Сарти, А. Л. Веделя.С 1804 регент митрополичьего хора в Петербурге, с 1827 учитель пения Придв.певч. капеллы, в 1833-41 протоиерей дворцовых церквей. Высокое хор. мастерствоотличает духовные соч. Т., особенно его гармонизации древних распевов.Полн. собр. духовно-муз. сочинений, кн. 1-5, М., [1905-06].
ТУРЧИНЬСКИЙ (Turczynski)Юзеф (1884-1953) - польск. пианист, педагог. Ученик А. Н. Есиповой, Ф.Бузони. 1-я пр. на Всерос. конкурсе пианистов (Петербург, 1911). Концертировалв странах Европы и Юж. Америки. Преподавал в Киевской (с 1916) и Варшавской(в 1919-39 проф.) конс. Среди учеников: В. Малцужиньский, С. Шпинальский,X. Штомпка. С 1939 жил в Швейцарии. Один из редакторов Полного собр. соч.Ф. Шопена.
ТУСКИЯ Иона Ираклиевич(1901-63) -сов. композитор, педагог, муз.-обществ. деятель. Нар. арт. Груз.ССР (1962). Чл. КПСС с 1949. Ученик М. М. Ипполитова-Иванова. Один из организаторов"Об-ва молодых музыкантов Грузии" (1922). В 1935-37 пред. правления СКГруз. ССР. Один из основоположников груз. кам. и симф. музыки. Автор первыхгруз. произв. на сов. тематику, в т. ч. симф. поэмы "У Мавзолея" (1940).Т. принадлежат также опера, музыка к спектаклям драм. т-ра (св. 40), к.-ф.и др. С 1932 преподавал в Тбилисской конс. (с 1947 проф., в 1948-50 декан,в 1952-61 зав. кафедрой композиции и ректор). Среди учеников: В. Ш. Азарашвили,Р. К. Габичвадзе, О. М. Гордели, Г. А. Канчели, Г. И. Кокеладзе, С. И.Насидзе.
• Торадзе Г., И. Туския,Тб., 1962 (на груз. и рус. яз.).
ТУСТЕП (англ. two-step,от two - два и step - шаг) - танец, распространившийся ок. 1900 в США,затем в странах Европы. Для него характерны быстрый темп, маршеобразность,двудольный метр (2/4); по ритму близок польке. Был вытеснен уанстепомв1910-е гг.
ТУТАК, туллук, шви(арм.), чай-чупони, филан (тадж.), - 1) арм. продольная свистковая флейта.Изготовляетсяиз тростника, дерева, коры, кости. Дл. 250-360 мм. Имеет 6-7 пальцевыхотверстий спереди и одно - сзади. Тембр мягкий, звук приглушённый. Распространёнс древности среди пастухов, пахарей. На Т. исполняются песенные и танц.нар. мелодии, программные пьесы. Родств. инструменты - с ринг, саламури,блул. 2) Продольная флейта тадж. горцев. Дл. 250 мм. Ствол конический,деревянный, состоит из 2 выдолбленных половин, стянутых лыком. Имеет 5-6пальцевых отверстий. Преим. пастушеский инструмент.
ТУТЕВ Георги (р. 1924)- болг. композитор. Засл. арт. НРБ (1980). Учился у В. Стоянова, Л. Пипкова,в СССР - у В. А. Белого, Ю. А. Шапорина. С 1958 ответств. ред. Муз. редакцииСофийского радио, с 1961 дирижёр Нар. молодёжного т-ра в Софии. Автор преим.инстр. музыки. Среди соч.: детская опера "Снежная королева" (1986); 2 симф.(1959, 1972), поэма "Легенда о Лопянском лесе" (1950), сюита "Бунт на крейсере„Надежда"" (1954), увертюра "Реквием" (1963); "Метаморфозы" для 13 струнных(1966); конц. музыка для струнных, ударных и клавишных "Ностальгия по потеряннойгармонии" (1982); музыка к спектаклям драм. т-ра и к.-ф.
TUTTI (тутти, итал.- все) - указание в нотах на исполнение музыки всем составом оркестра,всеми группами хора.
ТУФТИНА Галина Афанасьевна(р. 1933) -сов. певица (меццо-сопрано). Нар. арт. СССР (1980). УченицаО. Ф. Мшанской. С 1961 солистка Укр. т-ра оперы и балета. В репертуаре- партии в операх рус., укр. и заруб. композиторов. Выступает в концертах.Гастролирует за рубежом. 2-е пр. на Междунар. конкурсе молодых оперныхпевцов (София, 1961), на Междунар. конкурсе вокалистов (Тулуза, 1962),3-я пр. на Междунар. конкурсе вокалистов им. Ф. Эркеля (Будапешт, 1965).С 1981 преподаёт в Киевской конс.
ТУХМАНОВ Давид Фёдорович(р. 1940) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в (1983). Популярностью пользуютсяпесни Т., среди к-рых "Как прекрасен этот мир", "Мой адрес - СоветскийСоюз", "День Победы", "Олимпиада-80". Автор кантаты "За далью - даль" (паА. Т. Твардовскому, 1963); фп. пьес; вок. циклов; рок-сюиты "По волне моейпамяти"; музыки к спектаклям драм. т-ра, к.-ф. и радиопостановкам. Пр.Ленинского комсомола (1977).
ТУШ (нем. Tusch; англ.tuck, tucket) - в нем. и рус. музыке 18-20 вв. разновидность короткой пьесыфанфарного склада, исполняемой преим. дух. оркестром во время торжеств.церемоний, приветствий, праздников. Состоит обычно из одного муз. предложения,повторяемого яесх. раз. Муз. размер - (4/4 alia breve) или 2/4, темпбыстрый.
ТУШЕ (франц. louche,от toucher - трогать, прикасаться) - характер прикосновения (нажима, ударапальцев) к клавишам при игре на фп., определяющий специфику звучания фп.у того или иного исполнителя.
ТЫНТЕСЯН Егия (1834-81)-арм. композитор, музыковед, педагог, муз.-обществ. деятель. Один из видныхпредставителей арм. музыкознания. Записал европ. нотацией и опубликовалмелодия мн. арм. церк. песнопении. Т. принадлежат "Характеристика песнопенийсв. церкви Армении" (Константинополь, 1874), работы по вопросам хазовых(см. Халы) записей арм. осмогласия и др. Автор песен. Преподавалтеорию музыки и церк. пение.
ТЫПКОВ Димитр (р.1929) - болг. композитор. Нар. арт. НРБ (1980). Ученик М. Големинова. Былдиректором Софийской иар. оперы, оргсекретарём Болг. СК. Работает гл. обр.в области инстр. музыки, Среди соч.: "Реквием памяти Сонгми" (1970); увертюра"Повесть о Беласице" (1957), Концерт (1969), Рапсодический дивертисмент(1970) для орк.; Фольклорная сюита для струн. орк. (1975); кам.-инстр.произв.; обработки нар. песен. В 1979-82 ректор, с 1987 проф. Болг. консерватории.
• Кръстев В., Профили, София,1982.
ТЬЕНТО (испан. tiento,от tentar - ощупывать, касаться, исследовать, искать; португ. tento) -жанрсольной инстр. пьесы в испан. и португ. музыке 16-18 вв. Родствен итал.ричеркару.Т. создавались сначала преим. для виуэлы, затем для органа и др. клавишныхинструментов. Виуэльное Т. - импровизац. характера, выполняло роль прелюдиик последующей фантазии; также служило для проверки правильностинастройки инструмента. Органно-клавирное Т. - самостоят. произв. имитационно-полифонич.склада, состоящее из серии разделов, основанных на разных, часто родственныхтемах (смена метра, темпа и характера сближает Т. также с канцоной).Наиб. характерные образцы подобных Т., в к-рых зарождаются принципыфуги, Принадлежат А. Кабесону; для них типичны чётко оформленныйтематнзм, напряжённость и динамичность развития. В тьенто X. Кабанильесапоявились элементы муз. изобразительности и звукоподражания. Среди авторовТ.: X. Бермудо, Т. де Санкта-Мария, М. Коэлью, Ф. Корреа де Араужу, К.Сейшас, А. Солер, X. Элиас.
• Кastnеr S., Contribucional estudio de la musica espanola у portuguesa, Lisboa, 1941; егоже, Origines у evolucion del tentos para instrumentos de tecla, "Anuariomusical", 1976, v. 28/29; Bal у Gay J., Tientos, Мех., 1960.
ТЬЕРСО (Tiersot) Жюльен(1857-1936) - франц. музыковед, фольклорист, критик, композитор, педагог.Ученик Ж. Массне (композиция), С. Франка (орган). Печатался во мн. франц.и заруб. периодич. изданиях. Был през. Франц. об-ва музыковедения. Изучалфранц. муз. культуру, в т. ч. нар. творчество. Среди работ: фундаментальныйтруд "История нар. песни во Франции" (Париж, 1889, в рус. пер. - М., 1975),кн. "Песни и празднества Франц. революции" (Париж, 1908, в рус. пер. -П., 1917, 2М., 1933), "Histoire de la Marseillaise" (P., 1915),"Полвека франц. музыки..." (Париж, 1918, 21924, в рус. пер.- в кн.: Франц. музыка 2-й пол. XIX в., М., 1938), монографии о Г. Берлиозе,Ж. Бизе, К. В. Глюке, Ж. Ж. Руссо, Л. Бетховене, Б. Сметане. Автор муз.соч.
ТЬЯГАРАДЖА (1767-1847)- инд. музыкант, певец, исполнитель на вине. Крупнейший ваггейякара (поэт,композитор, исполнитель), Т. возглавил триаду виднейших представителейюжноинд. классич. традиции (Т., Ш. Шастри, М. Дикшитар). Он обратил классич.иск-во к широким слоям населения. Автор св. 600 крити (наиб. распространённыйжанр вок. инд. музыки, связанный с этико-религиозным движением бхакти),к-рые наполнил социальной, этич., героич. и лирич. тематикой. Рождённыена основе множества разл. раг, его песни отличаются многообразиеммелодич. и ритмич. рисунка (нередко восходящего к нар. образцам), образнойвыразительностью лит. текста (на яз. телугу и отчасти санскрите). Т. принадлежаттакже произв. в муз.-сценич. и др. жанрах. В Индии регулярно проводятсяфестивали творчества Т.
• Journal of the SangeеtNatak Akademi, 1967, N96; Krishnaswamy, Tyаgarаja, Saint and Singer, Bombay,1968; Sambamoorthy P., Tyаgarаja. - Great composers, book 2, Madras, 1970;Aiуar V., Sri Thyagaraja. Sangeet Natak, Silver Jubilee Volume, New Delhi,1981.
ТЭРИАН Михаил Никитич(1905-87)-сов. альтист, дирижёр, педагог. Нар. арт. Арм. ССР (1945). УченикК. Г. Мостраса (по классу альта). Один из основателей (1924) и участникКвартета им. Комитаса (до 1946). В 1929-31 и 1941-45 (одноврем.) солисторк. Большого т-ра. С сер. 40-х гг. выступал и как дирижёр. С 1935 вёлв Моск. конс. класс квартета, с 1946 - альта (с 1944 проф., с 1961 зав.кафедрой оперно-симф. дирижирования). С 1961 возглавлял основанный им камерныйорк. Моск. конс. Гос. пр. СССР (1946).
ТЭРНАН Хмаис (1894-1964)- тунисский композитор, исполнитель на лютне. Один из основателей муз.об-ва "Рашидия" (1935), выступавшего за возрождение и развитие нац. традицийв тунисской музыке, а также Ансамбля классич. музыки (г. Бизерта), в к-ромбыл ведущим исполнителем. Автор песен.
ТЮЗЮН Ферит (1929-77)- тур. композитор, пианист, дирижёр. Ученик Н. К. Аксеса (композиция),У. Дж. Эркина (фп.). Дирижированию учился в Мюнхене. С 1959 дирижёр, с1974 одноврем. генеральный директор Анкарской гос. оперы. Автор симфонии(1952), 2 орк. сюит, в т. ч. "Анатомия" (1954); фп. трио, фп. пьес и др.
ТЮЙДУК - туркм. духовойинструмент. Изготовляется из тростника. Существует в 3 видах. Гаргы-Т.- продольная открытая флейта (ад. 750-800 мм, диаметр 18-20 мм)с мундштуком (дл. 50 мм), 6 пальцевыми отверстиями на лицевой и одним -на тыльной сторонах. Звук несильный, матового тембра, с характерным шипящимпризвуком. Дилля-Т. - язычковый инструмент. Ствол (дл. ок. 160 мм, диаметр6-8 мм) б. ч. открыт с обоих концов (встречается и с закрытым верхним),имеет 3-4 пальцевых отверстия на лицевой и одно - на тыльной сторонах.Звук резкий, несколько гнусавый. В нек-рых р-нах республики распространёндилли-Т. без пальцевых отверстий (дл. 50-55 мм, диаметр 5 мм), отличающийсяпронзительным свистящим звуком. Гошадилли - Т. - парная разновидность дилли-Т.Состоит из 2 одинаковых дилли-Т.; из-за небольшого различия в их строевозникают своеобразные биения. Все виды инструмента используются гл. обр.как сольные, иногда - как аккомпанирующие пению.
Гаргы-тюйдук. Дилли-тюйдук.Гошодилли-тюйдук (сверху вниз).
ТЮЛИН Даниил Юрьевич(1925-72) -сов. дирижёр, педагог. Чл. КПСС с 1960. Ученик И. А. Мусина,Л. М. Гинзбурга. Дирижёрскую деятельность вёл с 1951, в 1961-63 дирижёрМоск. симф. орк. В 1966-67 возглавлял Нац. симф. орк. Кубы, в 1968-69 -Гос. симф. орк. Перу. 2-е пр. на Всес. смотре дирижёров (1955) и 2-м Всес.конкурсе дирижёров (1966). Преподавал в Моск. (1959-61) и Гаванской (1966-67)конс.
ТЮЛИН Юрий Николаевич(1893-1978) - сов. музыковед, композитор, педагог. Засл. деят. иск-в РСФСР(1957). Д-р иск-ведения (1937). Ученик Н. А. Соколова (композиция). Авторкапитальных исследований в области гармонии, полифонии, формы. Разработалтеорию функций переменных, занимался вопросами историч. генезисалада, совр. гармонии. В 1925-67 преподавал в Ленингр. конс. (с 1935 проф.),в 1970-75 проф.-консультант Муз.-пед. ин-та им. Гнесиных, с 1971 проф.Моск. конс. Среди учеников - В. П. Дернова. Т. принадлежат уч. пособия,а также муз. произв.
• Учение о гармонии, т. 1,[Л.1, 1937, 3М., 1966; Строение муз. речи. Л., 1962, М., 1969;О программности в произв. Шопена, Л., 1963; Иск-во контрапункта, М., 1964;Муз. форма, М., 1965,21974 (с соавторами); Натуральные и альтерационныелады, М., 1971; Произв. Чайковского. Структурный анализ, М., 1973; Учениео муз. фактуре и мелодич. фигурации, {т. i-2], М., 1976-77, и др.
• Ю. Н. Тюлин. Ученый. Педагог.Композитор. Сб. ст., Л.-М., 1973; Холопов Ю., Патриарх сов. муз. науки,"СМ", 1974, № 1.
ТЮРК (Turk) ДаниельГотлоб (1750-1813)-нем. композитор, органист, муз. теоретик, педагог. С1774 кантор, с 1779 муз. директор и преподаватель теории музыки ун-та вГалле (с 1808 проф.), с 1787 церк. органист там же. Был организатором концертовиз произв. И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Й. Гайдна, В. А. Моцарта, руководилгор. хором. Деятельность Т. возродила интерес общественности Галле к творчествуГенделя. Сотрудничал в "AMz". Среди учеников - К. Лёве. Автор фундаментальноготруд" "Von den wichtigsten Pflichten eines Organisten". (Halle, 1787, факс.переизд. - Hilversum, 1966), популярного до сер. 19 в. учебника "Clavierschule"(Lpz. - Halle, 1789), пособия "Kurze Anweisung zum Generalbafispielen"(Lpz.- Halle, 1791; 1841). Среди муз. соч.: кантаты, песни, симфонии, пьесыдля клавира.
ТЮТЮННИК Василий Саввич(1860-1924) - сов. певец (бас), режиссёр, педагог. Ученик Л. Ф. Казати,Ф. П. Комиссаржевского. С 1886 солист Мариинского, в 1888-1912 - Большогот-ров (в 1903-10 также гл. реж.). Среди партий: Фарлаф, Варлаам, Лепорелло;Цунига ("Кармен"). Пост. ряд опер, в т. ч. "Пир во время чумы" и "Сын мандарина"Кюи. С 1910 преподавал в Муз.-драм. уч-ще Моск. филармония, об-ва, с 1920проф. Моск. конс. Среди учеников: А. С. Пирогов и сын Т. - Всеволод ВасильевичТ. (1905-1985), к-рый в 1948-59 был солистом (бас) Большого т-ра.
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2016
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.