Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
& <
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V Z
Ё А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
М. МЁ МА МЕ МИ МЛ МН МО МР МУ МЫ МЭ МЮ МЯ

МААЗЕЛЬ, Мазел, Мазель(Maazel) Лорин (р.



МААЗЕЛЬ, Мазел, Мазель(Maazel) Лорин (р. 1930) - амер. дирижёр, скрипач. Ученик В. Р. Бакалейникова(дирижирование). Концертирует с 9-летнего возраста, в 11-летнем - дирижировалорк. Нац. радио (NBC) в Нью-Йорке. Выступал как солист-скрипач, возглавлялоснованный им струн. квартет (с 1945). Дирижёр Питсбургского симф. орк.(1949-51). Гл. дирижёр орк. Радио (1966-71) и Нем. оперы (1966-70) в Зап.Берлине, с 1971 - Нового филармония, орк. в Лондоне, в 1972-82 - Кливлендскогоорк. (СТА). В 1982-84 руководитель Венской оперы. С 1987 гл. дирижёр Нац.орк. Франции. С 1953 гастролирует с крупнейшими оркестрами (в СССР неоднократнос 1963). • Geleng I., L. Maazel, В., 1971.
МАВЛЯНОВА Ханифа Мухиддиновна(р. 1924) - сов. певица (лирико-драм. сопрано), педагог: Нар. арт. СССР(1968). Чл. КПСС с 1952. В 1943-83 - в Тадж. т-ре оперы и балета. В репертуаре- партии в произведениях рус., сов. [в т. ч. первая исп. Ниссо ("Бахтиёри Ниссо" Баласаняна), Гульру ("Пулат и Гульру" Сайфиддинова)] и заруб.композиторов, а также макомы. Гастролировала за рубежом. С 1969 зав. кафедройсольного пения и оперной подготовки Тадж. ин-та иск-в (с 1978 проф.).
МАВРИКИЯ МУЗЫКА -см. Мадагаскара и островов Индийского океана музыка.
МАВРИТАНИИ МУЗЫКА - см.Магрибамузыка.
МАГАЗИНЕР Яков Самойлович(1889-1941) - сов. скрипач, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1938). УченикИ. Р. Налбандяна. Играл в симф. оркестрах Москвы (2-й концертмейстер орк.С. А. Кусевицкого), Петербурга (Ленинграда) и др. городов. Редактор скр.концертов В. С. Косенко, А. Ф. Зноско-Боровского и др. С 1922 проф. Киевскойконс.
МАГИДЕНКО Михаил Яковлевич(1915-83) - сов. композитор. Чл. КПСС с 1940. Ученик Д. Б. Кабалевского.Автор 12 опер ("Тропою грома", 1959, Свердловск; "Алтынай", 1982, и др.).Среди др. произв.: концерты с орк. - для скр. (1940), для кл. (1972); длядух. орк. - симфония (1973), "Рапсодия на мар. темы" (1972); соч. для орк.нар. инструментов; вок. циклы, хоры, песни; музыка к спектаклям драм. т-ра
МАГИЛЬОН (Mahillon)В. - см. Маийон В.
МАГНИТОФОН - устройстводля магнитной записи звука и его последующего воспроизведения. Запись обычнопроизводится на спец. магнитную ленту разл. типов. Осн. узлы М.: лентопротяжноймеханизм с электромотором, магнитные головки (стирающая, записывающая,воспроизводящая), генератор тока высокой частоты для подмагничивания лентыи стирания записи, усилитель электрич. колебаний звуковой частоты, акустич.система, блок питания. Различают проф. (студийные, репортажные и др.) ибытовые (катушечные, кассетные), моно- и стереофонические М. • См. лит.при ст. Звукозапись.
МАГНИФИКАТ (лат. Magnificat,первое слово текста "Magnificat anima mea Dominum" - "Величит душа моягоспода") - церк. песнопение на текст из Евангелия (эпизод Благовещения).Входит в состав вечерни (лат. vesper), в России - на церк.-слав. языке.В практике ср.-век. григорианской монодии (см. Григорианское пение)текстраспевался на спец. мелодия, формулы восьми "тонов М.", отличающихся отречитативных псалмовых тонов большей распевностью и развитостью мелодия,оборотов (см. Церковные лады. Псалмодия).
Наиб. ранние образцы многогол.обработок мелодии М. относятся к 14 в. (фрагменты анонимных авторов); в15 в. известны магнификаты Г. Дюфаи, Ж. Беншуа, А. Брюмеля, Ж. Мутона,Н. Гомберта, в 16 в. - Т. Л. Виктории, К. Моралеса, Палестрины, О. Лассо.До 17 в. основой большинства многогол. композиций оставались мелодич. формулыгригорианских "тонов М.". Они обрабатывались в 15 в. в стиле фобурдонсмелодией в дисканте, в 16 в. - в развитом мотетном полифония, стиле (см.Мотет). Григорианские мелодии не использовались англ. мастерами- Дж. Брауном, Т. Таллисом и др. Композиции кон. 16 в. - М.-пародииосновывалисьна материале мотетов, светских композиций, непсалмодийномcantus firmut(О. Лассо, К. Деманциус, М. Преториус, И. де Фосса). В 15-16 вв. широкопрактиковалось альтернативное исполнение М. (как и гимнов,Те Deum),при к-ром чётные стихи звучали у солиста, нечётные - у хора или наоборот.Хор мог чередоваться с органом, к-рому поручалось исполнение части стихов(см. об орг. мессе в ст. Месса). М. часто публиковались в виде цикловпьес во всех церк. тонах (С. Дитрих, Л. Зенфль, М. Агрикола). Такие циклывстречаются также в орг. табулатурах 16-17 вв. В протестантскомобиходе М. получил распространение в нем. пер. М. Лютера ("Meine Seeleerhebt den Herrn..."; напр., 10-я кантата И. С. Баха - "Немецкий магнификат").8 многогол. нем. М. принадлежат М. Фракку, латийские - И. Кунау, Д. БукстехудеВ Германии в М. часто включали лат. и нем. рождественские песни; следыэтой практики - в магнификате И. С. Баха. В русле эстетики барокко находятсямагнификаты К. Монтеверди, Дж. Габриели, Г. Шютца, Д. Букстехуде, А. Вивальди,.Г. Ф. Генделя. Предклассич. черты заметны в соч. Дж. Б. Перголези и К.Ф. Э. Баха, симфонизацией жанра отмечен магнификат В. А. Моцарта. Примерромантич. концепции жанра - магнификат Ф. Мендельсона; в 20 в. к жанруМ. обращались К. Пендерецкий, Р. Воан-Уильямс. Т. Б. Баранова.
МАГОМАЕВ Абдул МуслимМагометович (1885 -1937) - сов. композитор, дирижёр, муз.-обществ. деятель.Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1935). С 1911, являясь первым азерб. дирижёром,работал я оперной труппе У. Гаджибекова, активно участвовал в организациинац. муз. т-ра. После установления Сов. власти в Азербайджане (1920) вёлразл. муз.-обществ. работу, в т. ч. в 1920-30 зав. отделом иск-в НаркомпросаАзербайджана, руководитель муз. редакции Бакинского радио, директор и гл.дирижёр Азерб. т-ра оперы и балета. М. - одним из первых среди азерб. композиторовпретворил в своём творчестве принцип взаимодействия нар. и классич. иск-ва.Среди соч.: оперы -мугамная "Шах Исмаил" (1919; 2-я ред. 1924; 3-я ред.1930, пост. 1947, Баку), "Нэргиз" (1935, Баку; ред. Р. М. Глиэра-1938,там же); симф. пьесы на совр. тематику, в т. ч. "Танец освобождённой азербайджанки";массовые песни. Опубликовал совм. с Гаджибековым первый сб-к азерб. нар.песен (1927).
• Исмаилова Г., М. Магомаев,Баку, 1986.
МАГОМАЕВ Муслим Магометович(р. 1942) - сов. певец (баритон), композитор. Нар. арт. СССР (1973). ВнукА. Магомаева. Ученик Ш. Мамедовой (пение). Стажировался в т-ре "Ла Скала"(Милан). С 1963 солист Азербайджанского т-ра оперы и балета (в числе лучшихпартий - Фигаро, Скарпиа), одноврем. в 1975-89 худ. рук. Азерб. эстр.-симф.оркестра. Широко известен как эстр. певец (романсы, песни сов. композиторови неаполитанские, арии из оперетт). Гастролирует за рубежом. 1-я пр. наМеждунар. фестивале песни в Сопоте (1969). Автор произв. для эстр.-симф.орк., песен, музыки к. к.-ф.
МАГРИБА МУЗЫКА. Муз.культура этого региона включает музыку Алжира, Марокко, Туниса, а такжеЛивии, Мавритании и Зап. Сахары. В М. м. выделяются две осн. ветви: берберская(наиб. древняя) и арабская. Иск-во коренного населения - бербероязычныхнародов - синкретично: неразрывная связь музыки, поэзии, танца. Широкоизвестны такие жанры, как а ф е р д и (распев загадок), ташерафт (пастушьипесни без инстр. сопр.), а т е м ш и, или изли (небольшие песни-поэмы),- в Марокко; ахелиль и тагеррабт (праздничные песни-танцы) - в Алжире.Музыка берберов основывается преим. на 7-ступенных диатонич. звукорядах,встречается также пентатоника (на юге Марокко и Туниса). Характерно респонсорное(см. Респонсорий) пение в сопр. инстр. ансамбля. Типичные составыансамблей: зурны и табл (барабаны); касабы (тростниковые флейты)и бендиры (бубны); нередко шлёхи, живущие в Марокко и Тунисе, используютв качестве аккомпанирующего инструмента гуинбри (2-3-струн. лютню), туарегиАлжира - анзад (1-струн. смычковый, преим. женский), ганга (плоские барабанчики).С приходом арабов и распространением ислама (7 в.) в М. м. утвердилисьжанры и стили араб. муз. иск-ва, в т. ч. связанные с мусульм. религ. культом,- речитация Корана, адан (призыв к молитве), а позднее (12-13 вв.) в связис деятельностью суфистских братств - ритуальные мистич. церемонии зик.р,дердеба. Араб. влияние проявилось в бытовании таких инструментов, как ребаб,уд, канун (72-струн. цитра), най, разл. мембранофонов - дарабукка,рикк, табл и др. Развитие светских жанров связано с формированием т. н.андалусской школы (9-15 вв.; её основоположник - Зирьяб). Музыка андалусскойтрадиции - своеобразный сплав классич. вост.-араб. и андалусских элементов,её осн. жанр - чуба. Среди др. светских жанров араб. классич. музыки- касыда, мувашшах, заджаль, мауэль (вокальные), таксим (инструментальный).
В эпоху арабо-мусульм. средневековьясложились основы муз. теории М. м., связанные с теорией араб. музыки вцелом. Сформировалась система макамов (макамат; преим. под назв.та'б, в Мавритании - бхар), включающая наряду с общими для всего Араб.Востока специфич. магрибские лады: майя, раст ад-диль, рамль аль-майя,гарибат аль-Х усейн, истихляль и др. Метроритмич. основой М. м. служитпринцип ритмоформул (араб. - вазн): бассит, кайм ва нус (Марокко); инсираф,хлас (Алжир); баруэль, хафиф, мсаддар (Тунис) и др. Наряду с классич. араб.музыкой получили развитие такие виды араб. традиц. музыки, как тбель -песня в сопр. табла, или тбеля (в сахарской части Алжира); иггиу - песнимавров-гриотов под аккомпанемент лютни тидинитаи арфы ардина (в Мавритании),крестьянские календарные песни и др.
С развитием городов (начинаяс 16 в.) и их культуры возникли гор. песенные стили (на основе классич.традиции), в т. ч. гриха (в Марокко) - демократич. песни андалусского происх.,связанные с разговорным диалектом м и л ь х у н (смешанный испан.-араб.-берберский).Для них характерна куплетная форма с припевом. Аналогичный стиль, ставшийпопулярным в нач. 20 в., аль-джад (в Алжире). Песни-романсы аль-джад исполняютсяв сопр. инстр. ансамбля (уд, скрипка в т. н. араб. строе, тар, дарабукка,иногда аккордеон, фп., байджо). Среди мастеров аль-джада - комп. и певецХадж Мухаммед аль-Анка. В нач. 20 в. появились также муз. драмы в стилеаль-джад: "Фако", "Дар Биби" М. Бахтарзи и др.
С сер. 16 в. в связи с установлениемосманского владычества М. м. испытала определ. тур. влияние. В муз. культуреМагриба вплоть до 2-й пол. 19 в. наблюдался застой. Предпринимаемые в 18в. попытки возрождения муз. иск-ва связаны с обращением к андалусской традиции.Был составлен сб-к мувашшахов и заджалей "Хайк" (назван по имени составителяМухаммеда Ибн аль-Хасана аль-Хайка). Среди музыкантов 19 в.: Ахмад Малик,Сиди Брахим Рийахи (также поэт и учёный; Марокко), певец-поэт Гума аль-Махмуд(Ливия).
Во 2-й пол. 19 - нач. 20вв. в связи с колонизацией стран Магриба большое влияние на их музыку оказалоевроп. иск-во (французское - в Марокко, Тунисе, Алжире, итальянское - вЛивии). В частности была введена европ. система муз. образования. С кон.19 в. М. м. привлекла внимание мн. европ. музыкантов (собиранием и изучениемалжир. музыки занимались франц. комп. и фольклорист Ф. Сальвадор-Даниель,рус. комп. и пианист А. Ф. Христианович, венг. комп. и фольклорист Б. Барток).Возрождению интереса к нац. иск-ву способствовала деятельность муз. об-в"Маусилия" (Алжир, осн. в 1930-е гг.), "Рашидия" (Тунис, 1935). После завоеваниястранами Магриба независимости (Марокко и Ливия - 1951, Тунис - 1956, Мавритания- 1960, Алжир - 1962) усилились тенденции к сохранению и развитию нац.музыки, активизировалась муз. жизнь региона. Среди муз. деятелей: композиторыХаким Бенатиа (Алжир), М. Бенис, А. Ауатиф, М. Шекруни (Марокко), комп.и музыковед С. Махди (Тунис); певец 3. Мухаммед, певица М. Вафа (Алжир),исполнительница традиц. песен Салиха (Тунис); инструменталисты Бен Хамза(Алжир), X. бен Брахим, О. Тантауи, исполнитель на кануне и музыковед С.Шарки (Марокко). Созданы мн. исполнит. коллективы: Нац. ансамбль нар. танцаАлжира; Нац. фольклорный ансамбль Ливии; 3 ансамбля андалусской музыки(в Рабате, Фесе, Тетуане), симф. орк. Рабатской конс., муз.-танц. ансамбли"Нас ар-Риван", "Жиль Жилала" (Касабланка) и др. в Марокко; оркестр об-ва"Рашидия" (ныне орк. Радио), Тунисский фольклорный ансамбль, Бизертскийансамбль классич. музыки в Тунисе. Муз. кадры готовят высшие и средниемуз. уч. заведения: консерватория музыки и декламации (1920) и Нац. ин-тмузыки в Алжире; консерватории в городах Рабат, Касабланка, Мекнес, Фес,Танжер, Тетуан и др. в Марокко; Нац. конс. музыки, танца и нар. иск-ва(г. Тунис, осн. в нач. 1960-х гг.) в Тунисе. Проводятся междунар. фестивали:нар. иск-ва в Тимгаде (с 1969), в г. Алжир (1982), нар. песни и танца вг. Тизи-Узу в Алжире; нар. иск-ва в Марракеше (1960) в Марокко; фольклорныефестивали в Карфагене (1962) в Тунисе и др. В г. Алжир проходили фестивалиполитич. песни (1978, 1982). Состоялись конгрессы араб. музыки в Рабате(1964, 1972), Фесе (1969).
Башир Хадж Али, Музыка, вкн.: Культура совр. Алжира, М., 1961; его же, Возродить нац. традиции,"СМ", 1965, №1;Шоттен А., Обзор марокканской музыки, пер. с франц., М.,1967; Мирзоева Э„ Гаджие" Р., Традиции нар. иск-ва, "СМ", 1977, № 5; БыковаЛ., Самобытная культура, "СМ", 1985, № 1; Lоrtat-Jасоb В., Musique et fetesau Haul-Atlas, P., 1980; Guettat M., La musique classique du Maghreb, P.,1980. См. также лит. при ст. Арабская музыка. О. В. Русанова.
МАДАГАСКАРА И ОСТРОВОВИНДИЙСКОГО ОКЕАНА МУЗЫКА. Муз. культура этого региона включает музыкугос-в Мадагаскар, Маврикий, Реюньон, Коморские О-ва и Сейшельские О-ва.Она сложилась в результате взаимодействия культур Юж. и Юго-Вост. Азии,Бл. Востока, Вост. Африки и Зап. Европы. Восходит к культуре племён протомалагасийцев,переселившихся на о. Мадагаскар с Индонезийского архипелага в сер. 1-готыс. н. э. и ассимилировавших коренных жителей острова (выходцев из Вост.Африки). Большая роль отведена музыке в обрядах, церемониях, напр., посвящённыхкульту предков. Сохранились такие древние муз. инструменты, как римуриму(ударный), курицана и дзедзилава (струнные), а также 2-мембранный барабанконич. формы хазулахи. Значит. влияние на музыку региона оказала в периодсредневековья араб. муз. культура (острова региона находились на переселенииторговых путей, соединявших Бл. Восток и Вост. Африку). К этому времениначала формироваться муз. культура Коморских и Сейшельских о-вов, о. Маврикий(до прихода арабов острова были необитаемыми). Получили распространениеараб. исполнит. стили, муз. инструменты уд, гобой, разл. барабаны.Существовала особая форма ансамблевого музицирования на судах (вызванатрадицией мореходства).
Немаловажная роль отводиласьмузыке в гос-вах, образовавшихся в 14-17 вв. на о. Мадагаскар: Имерина(пышные муз. представления), Менабе (придв. жен. хоры) и др. При их корол.дворах сложилась традиция проф. иск-ва, одним из ярких проявлений к-ройявляется стиль мпамадина - игра на валихе. Происходило становлениеважнейших муз. жанров, стилей, форм (муз.-поэтич. состязания хаин-тени,пение беко-бе, танц. форма цикидола, иск-во певцов ридза). Музыка малагасийцевпреим. диатонична. Характерно 2-гол. пение параллельными терциями. Метртанц. мелодий регулярный, обычно 2-, 4-дольный, песен - чаще 3-дольный;нередко возникает полиритмия. Из песенных жанров популярны торжеств, литании,песни строфич. структуры.
Колонизация островов французами(Мадагаскар, Реюньон, Коморские о-ва) и англичанами (Маврикий, Сейшельскиео-ва) привела к ослаблению местных традиций. Элементы христианства прониклив традиц. культы, распространились жанры европ. культовой музыки и европ.муз. инструментарий (аккордеон, гитара, фп.). Создавались дух. оркестры,была введена европ. система нотации. В нач. 20 в. на о. Мадагаскар зарождаетсякомп. школа, среди представителей к-рой - Ж. Д. Рабеманатара, Б. Рабаридзауна.Популярность приобрёл муз.-театр. жанр хира-гаси, в к-ром объединилисьчерты традиц. малагасийского т-ра и элементы франц. мюзик-холла (сочетаниесольных, хор. эпизодов, акробатич. номеров и речи ведущего - кабари).
В культуре о. Маврикий (отчастии Сейшельских о-вов) особый интерес представляет муз. слой, объединяющийчерты азиатской, европ. и афр. (рабы из Вост. Африки были завезены на островаевропейцами в 16 в.) музыки. Для него характерны модифицированные европ.вок. стили, песенно-танц. формы сега, мутья.
Завоевание народами острововнезависимости способствовало развитию муз. культуры региона. Вопросамиеё строительства занимаются Мадагаскарский ин-т драм. и нар. иск-в (осн.в 1964), Об-во поощрения наук и иск-в Реюньона, Малая академия КоморскихО-вов, Центр традиц. афр. иск-ва Маврикия, мин-ва культуры республик. Особоевнимание уделяется изучению и сохранению традиц. наследия: в уч. заведенияхоткрываются отделения иск-в, проводятся фестивали традиц. музыки и конкурсы.Среди муз. коллективов - Нац. ансамбль песни и танца Мадагаскара под рук.дир. П. Раланаримананы (в 1979 выступал в СССР). Среди исполнителей: С.Рандафисон, М. Халисон, А. Ракото, Э. Разафилахи, А. Рацимбадзафи (Мадагаскар);О. Лэтурди (Сейшельские О-ва); Л. Кассамбо (Маврикий). • Сamо P., La protectionde la vie locale a Madagascar, musique, danse et fetes traditionnellesindigenes, P., 1931; Mс Lеоd N., The status of musical specialists in Madagascar,"Ethnomusicology", 1964, v. 8, № 3; Merriam A. P., Music, "Africa Report",1965, v. 10, № 1; Оttenheimer H. J., Culture contact and musical style.Ethnomusicology in the Comoro Islands, "Ethnomusicology", 1970, v. 14,№ 3; Suttner K., Musik aus Madagaskar, "Musik und Bildung", 1975, № 1.
Л. С. Алпатова.
МАДДОКС M. - см. МедоксМ.
МАДЕРНА (Maderna)Бруно (1920-73) - итал. композитор, дирижёр, педагог. Выступал со мн. оркестрамимира, с 1971 рук. симф. орк. Миланского радио. Участвовал в работе Междунар.курсов новой музыки в Дармштадте (вёл композицию), а также летних курсовБеркширского муз. центра в Танглвуде (в 1971-72 их директор). Преподавалв консерваториях - в Милане (1957-58), Роттердаме (с 1967). В 1954 совм.с Л. Берио осн. в Милане "Студию фонологии", проводившую впервые в Европеэксперименты в области электронной музыки. Творчество М. связанос авангардистскими течениями. Среди соч.: радиоопера "Дон Перлимплин" (поФ. Гарсии Лорке, 1962, Милан); разл. произв. электронной музыки, в т. ч.балет "Царь Эдип" (1970, Монте-Карло).
МАДЕТОЯ (Madetoja)Леви (1887-1947) - фин. композитор, дирижёр, педагог, муз. критик. УченикЯ. Сибелиуса и В. д'Энди (композиция). В 1912-16 одноврем. дирижёр филармонич.орк. в Хельсинки и руководитель симф. орк. в Выборге. Один из организаторови пред. (1933-36) Ассоциации фин. композиторов. Как композитор следовалтрадициям Сибелиуса, франц. импрессионистов, опирался на нац. фольклор.Среди соч.: оперы "Похьялайсиа" (1924), "Юха" (1935, обе - Хельсинки);10 кантат (в т. ч. на сюжеты из "Калевалы"), 3 симф. (1915-26), симф. поэма"Куллерво". Преподавал в 1916- 39 в уч-ще (позднее - консерватория), с1926 в ун-те в Хельсинки.
МАДЖИНИ (Maggini)- итал. мастера смычковых инструментов. Джованни Паоло М. (1580-1630 или1632)- крупнейший мастер брешианской инстр. школы. Ученик и до 1601 помощникГаспаро да Сало. Его инстр. отличаются сильным, низким звуком (у скрипки- альтовый оттенок). Пьетро Санти М. (1630- 1680) - возможно, сын предыдущего.Славились контрабасы его работы.
МАДЗОККИ (Mazzocchi) -см. Маццокки.
МАДОНИС (Madonis)Луиджи (Лодовико) (ок. 1700- после 1Т67) - итал. скрипач, композитор. Вероятно,ученик А. Вивальди. Выступал в концертах, был концертмейстером оперныхтрупп, придв. музыкантом (в 1733-38 и 1740-67 при рус. дворе). Прославилсяв России как скрипач-виртуоз. Автор скр. сонат, созданных по итал. образцам.Нек-рые исследователи отмечают в них связь с рус. нар. песней. Сб-к М."Симфонии ради скрипки и баса сочинённые..." (СПБ, 1738), включивший 12скр. сонат, принадлежит к первым муз. соч., изданным в России.
МАДРИГАЛ [франц. madrigal;итал. madrigale, от ср.-век. лат. matricale (лат. mater - мать) - песняна родном (материнском) языке] - светский муз.-поэтич. жанр эпохи Возрождения.ИстокиМ. - в итал. нар. творчестве (пастушеская песня). С 14 в. известен в итал.поэзия (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Ф. Саккетти) и музыке (Дж. да Фиренце,Якопо да Болонья, Ф. Ландино, И. Чикония) как вид песенной лирики. Муз.М. 14 в. создавались для 2-3 певч. голосов (иногда с участием инстр.) сведущим верхним голосом. Для М. характерны чередование силлабич. и мелизматич.разделов, гокетное письмо (см. Гокет), имитации и каноны взаключит. разделах, параллелизм совершенных консонансов, свободные диссонансы.Наиб. распространённая форма - последование двух одинаковых по музыке 3-строчныхстроф и 2-строчного ритурнеля (ritornello) на новом муз. материале:
текст - abb abb cc
музыка - abc abc dd.
Особые формы М. встречаютсяу Ландино: изоритмич. М. (см. Изоритмия), 3-текстовой М. (по типуфранц. мотета), канонич. М.-качча. В 15 в. М. исчез из комп.практики и появился вновь в 16 в. как 4-, 5-гол. вок. соч. a cappella,опирающееся на нормы полифонии "строгого стиля" (А. Вилларт, Ф.Вердело, К. Феста, Ф. Б. Кортечча, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо).Текстами служили популярные лирич. стихи Ф. Петрарки, Дж. Боккаччо, Я.Саннадзаро, Дж. Б. Гварини, Т. Тассо, Дж. Марино. М. кон. 16 в. (Л. Маренцио,К. Джезуальдо, К. Монтеверди) отличаются применением сквозных полифонич.форм, насыщены изобразит. приёмами, смелыми хроматизмами,ненормативнымидиссонансами, яркими ритмич. и фактурными контрастами. М. получил распространениетакже в Англии (Т. Морли, Т. Уилкс, Дж. Уилби), Германии (X. Л. Хаслер,Г. Шютц) и др. странах Европы. В кон. 16- нач. 17 вв. М. сближаются с конц.и драм. жанрами, становятся основой мадригальной комедии.
• Конен В., К. Монтеверди,М., 1971; Дубравская Т., Итал. мадригал XVI в., в сб.: Вопросы муз. формы,в. 2, М., 1972; её же. Мадригал (жанр и форма), в сб.: Теоретич. наблюдениянад историей музыки, М., 1978; её же, Генрих Шютц и нем. мадригальная школа,в сб.: Генрих Шютц, М., 1985; Евдокимова Ю. К., Многоголосие средневековьяX-XIV вв., М., 1983 (История полифонии, в, 1); Нааr J., Essays on Italianpoetry and music in the Renaissance, 1350-1600, Berk.- (a. o.l. 1986. Т.Н. Дубравская.
МАДРИГАЛЬНАЯ КОМЕДИЯ -принятое в совр. литературе обозначение муз. жанра, возникшего в Италииво 2-й пол. 16 в. (commedia harmonica) и представлявшего собой хор. композициюна текст комедийной (реже пасторальной) пьесы с музыкой в характере мадригала.Всепартии действующих лиц, в т. ч. и монологи, исполнялись многогол. ансамблем.Предполагают, что при исполнении М. к. с помощью пантомимы воспроизводилосьи действие. Среди популярных М. к.: "Болтовня женщин за стиркой" А. Стриджо(1567), "Приятные маскарады" (1590) и "Музыкальная панацея" (1595) Дж.Кроче, "Старческое сумасбродство" (1598) и "Представление в масленицу"(1608) А. Банкьери, "Верные возлюбленные" Г. Торелли (1600). Крупнейшийавтор М. к. - О. Векки ("Амфипарнас", 1594; "Сьенские вечеринки, или Различныенастроения, показанные современной музыкой", 1604). В М. к. был обобщёндолгий и многосторонний опыт в нар. стилизации (неаполитанские канцонетты,виллотта, balletto), подражании явлениям природы, создании комич.и скорбно-лирич. образов. Декламац. стиль в буффонных партиях, а такжедраматургия монологов и дуэтов подготовили элементы зарождавшейся оперы.
• Роллан Р., Муз.-историч.наследие, в. 1-2, М., 1986-87; Reese О., Musk in the Renaissance, N. У.,1954.
МАЖЕЙКА Юозас (1907-76)- сов. певец (баритон). Засл. арт. Литов. ССР (1945). С 1930 солист Каунасского,в 1944-58 -Литов. т-ров оперы и балета. Партии: Евгений Онегин, Демон,Эскамильо, Яго; Даргайлис ("Деревня у поместья" Шимкуса) и др. 2-я пр.на Междунар. конкурсе исполнителей (Вена, 1937).
МАЖОР (франц. majeur;итал. maggiore, от лат. major - больший; также dur, от лат. durus - твёрдый)- лад, устойчивые звуки к-рого составляют большое (мажорное, с б. терциейв основе) трезвучие, придающее ему светлую окраску (в противоположностьминору).Осн. виды М.: натуральный, гармонический (с нб ступенью), мелодический(с нб и н7 ступенями).
Мажорность как наклонениесвойственнабольшой группе ладов - ионийскому, лидийскому, доминантовому и др.; натуральныелады, родственные по звуковому составу М., издавна существовали в фольклореразных народов.
В отличие от ладов с ув.секундой (см. Гемиолика, "Венгерская гамма"), в гармонич.М. обычно избегается мелодия, ход на этот интервал (нб-7). Мелодич. М.встречается реже, как правило в связи с нисходящим движением мелодии (поаналогии с натуральным минором; напр., в арии Ратмира из 3-го д. оперы"Руслан и Людмила", такты 26-28). Объединение в одной системе звукорядов3видов М. образует полную форму М.:
• См. лит. при ст. Гармония,Тональность.
МАЖОРО-МИНОР, мажоро-минорнаясистема, - тонально-гармонич. система, основанная на совмещении признаковпротивоположных наклонений - мажорного и минорного. М.-м. образуется путёмпроникновения специфич. гармоний и мелодич. оборотов минора в мажор (илимажора в минор) в рамках одной гармония, тональности и является важнымсредством её расширения. Осн. виды М.-м.: одноимённый и параллельный. Разновидностипервого: а) одноимённый мажоро-минор - мажорный лад, обогащённый аккордовымии мелодич. оборотами одноим. минора:
П.И. Чайковский. "ЕвгенийОнегин", 2-я картина.
б) одноимённый миноро-мажор- минорный лад, обогащённый аккордовыми и мелодич. оборотами одноим. мажора(встречается реже):
Наиб. ранний вид М.-м. -одноимённый, часто встречается в музыке 17-18 вв. (напр., заключит. мажорноетрезвучие в миноре). Композиторы венской классической школы использовалиМ.-м. как средство углубления ладового контраста - т. н. венский М.-м.,по И. В. Способину, В. О. Веркову (отклонение в тональность нIII ступенимажора через аккорд минорной тоники, напр. в побочной партии 1-й части3-го фп. концерта Бетховена). Высшего развития система М.-м. достигла вмузыке 19 в., в т. ч. в творчестве рус. композиторов. В музыке 20 в. М.-м.используется наряду с др. средствами расширения тональности (напр., у С.С. Прокофьева, Д. Д. Шостаковича, П. Хиндемита). Теория М.-и. разрабатываласьX. Риманом, Ф. О. Гевартом, Г. Л. Катуаром, Б. Л. Яворским и др. исследователями.
Термин "М.-м." не следуетприменять для обозначения классич. мажорно-минорной тональной системы.
• Катуар Г. Л., Теоретич.курс гармонии, ч. 1-2, М., 1924-25; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии,в лит. обработке Ю. Н. Холопова, М., 1969; Берков В. О., Гармонии, М.,1970; Григорьев С. С., Теоретич. курс гармонии, М., 1981; Gevаеrt P. A.,Traite d'harmonie thiorique et pratique, Y. 1-2, P., 1905-07. М. В.Kapacевa.
МАЖУКОВ Алексей Сергеевич(р. 1936) - сов. композитор. Ученик Ю. А. Шапорина. Работал дирижёром вэстр. оркестрах. Известность получили песни М. (в т. ч. "Наша биография","Красная стрела", "Очень хорошо!") и музыка к к.-ф. ("Любимая женщина механикаГаврилова" и др.) и телефильмам. Автор симфонии (1963); 2 инстр. концертов;пьес для эстр. и эстр.-симф. оркестров.
МАЗАЕВ Аркадий Николаевич(1909-87) - сов. композитор, художник. Ученик Мих. Ф. Гнесина, А. Н. Александрова.Автор симф. поэм "Ленин" (1941), "Краснодонцы" (1951), "Сев. былина" (1972),симф. картины (изд. 1967), вок.-симф. цикла "В. И. Ленин" (1964), романсов(в т. ч. 7 романсов на темы чеч.-ингуш. мелодий, изд. 1981), песен, музыкик спектаклям драм. т-ра. Гос. пр. СССР (1952).
МАЗАНЕЦ (Masanetz)Гвидо (р. 1914) - нем. композитор (ГДР). В 1945-48 дирижёр разл. т-ров,в 1951-53 рук. Ансамбля нар. иск-ва ГДР. Известен как автор оперетт ("Инструктордолжен жениться", 1959, Лейпциг; "В Сан-Франциско началось столпотворение",1962, Берлин; "Мой прекрасный Бенджамине", 1963, Берлин, и др.).
МАЗАРОВ Тодор (1905-75)- болг. певец (тенор). В 1932-37 - в Софийской нар. опере. С 1937 жил вАвстрии, до 1954 солист Венской гос. оперы. Среди партий: Хозе, Радамес,Ленский, Самозванец, Гастролировал во мн. странах (неоднократно в НРБ;в СССР в 1956). 1-я пр. на Междунар. конкурсе исполнителей (Вена, 1937).
• Мазарова-Гинева М., Т.Мазаров, София, 1980.
МАЗАС (Mazas) ЖанФереоль (1782-1849) - франц. скрипач, композитор, педагог. Ученик П. Байо.Концертировал во мн. странах (в России в 1822). Был концертмейстером орк.Итал. оперы в Париже. Автор оперы "Киоск" (1842, Париж), концертов, пьес,а также неск. школ для скрипки. Преподавал, в 1837-41 директор муз. школыв Камбре.
МАЗЕЛЬ Лев (Лео) Абрамович(р. 1907) - сов. музыковед, педагог. Засл. деятель иск-в РСФСР (1966).Д-р иск-ведения (1941). Ученик А. Н. Александрова и М. В. Иванова-Борецкого.Получил также математич. образование. В 1931-67 (с перерывами) преподавалв Моск. конс. (с 1939 проф.), с 1933 ст. науч. сотрудник н.-и. кабинетаи в 1936-41 зав. кафедрой теории музыки там же. Среди учеников: В. В. Протопопов,В. Н. Холопова, Э. Е. Алексеев, М. А. Якубов, Л. С. Дьячкова; И. Рачева(НРБ). Работы посв. анализу муз. произв., муз. эстетике, муз. языку и форме,общим принципам художеств. воздействия музыки, вопросам стилей. Совм. сВ. А. Цуккерманом разработал методику "целостного анализа".
Очерки по истории теоретич.музыкознания, в. 1-2, М., 1934-39 (com. с И. Рыжкиным); О мелодии, М.,1952; Строение муз. произв., М., 1960, 1986; Исследования о Шопене, М.,1971; Проблемы классич. гармонии, М., 1972; Вопросы анализа музыки, М.,1978; Статьи по теории н анализу музыки, М., 1982; О природе и средствахмузыки, М., 1983; Этюды о Шостаковиче, М., 1986, и др.
МАЗЕТТИ (Masetti)Умберто (Умберто Августович) (1869-1919) - итал. вок. педагог. С 1899 жилв России, с того же года проф. Моск. конс. Среди учеников: А. В. Нежданова,Н. А. Обухова, В. В. Барсова, М. Г. Гукова, В. М. Политковский, С. Н. Стрельцов.Автор неск. опер, симфоний, романсов.
МАЗИНИ (Masini) Анджело(1844-1926) - итал. певец (тенор). С 1867 пел в оперных т-рах Италии идр. стран, в т. ч. с 1877 неоднократно в России (в 1879-1903 в Петербурге).В 1905 оставил сцену. Один из крупнейших певцов 19 в., предст. иск-ва бельканто.Исполнялпартии лирич., а также драм. тенора: Альмавива ("Севильский цирюльник"),Неморино, Дженнаро ("Любовный напиток", "Лукреция Борджа"), Радамес; Туридду("Сельская честь"), Рауль ("Гугеноты"), Лоэнгрин, а также Ленский и др.
• Лаури-Вольпи Дж., Вокальныепараллели, пер. с итал.. Л., 1972.
МАЗУР (Masur) Курт(р. 1927) - нем. дирижёр (ГДР). Чл. Академии иск-в ГДР. С 1948 дирижёрт-ров Галле, Эрфурта и Лейпцига. В 1955- 1958 и 1967-72 генерал-музик-директорДрезденского филармонич. орк., с 1958 - Мекленбургского т-ра в Шверине,в 1960-64 - берлинского т-ра "Комише опер", с 1970 - орк. Гевандхауза вЛейпциге. Гастролировал во мн. странах (неоднократно в СССР). Наиб. известныинтерпретации М. симфоний Л. Бетховена, А. Брукнера, Р. Шумана, Ф. Мендельсона,П. И. Чайковского. Нац. пр. ГДР (1970, 1982), пр. им. Р. Шумана (1981).
• Наrtwig D, К. Masur forSie portratiert, Lpz., 1976.
МАЗУРКА (польск. mazurek,также mazur, от назв. жителей Мазовии - мазуры, у к-рых впервые появилсяэтот танец) - польск. нар. танец. Муз. размер 3/4или 3/8, темп быстрый. Часты резкие акценты, смещающиеся на вторую, а иногдаи на третью долю такта. В 17 в. М. вошла в цикл польск. крестьянских танцев(т. н. сельский бал). В 19 в. М. получила распространение как бальный танецв др. странах Европы. Постепенно слилась с обереком. М. принадлежалаогромная роль в процессе утверждения самобытности польск. муз. культуры.М. создавали Ю. Эльснер, К. Курпиньский, М. Огиньский, Ф. Островский, К.Шимановский. В мазурках Ф. Шопена жанровые сцены перемежаются с лирич.раздумьями, а нек-рые насыщены героич. чертами; многим его М. присущи балладность,поэмность. В рус. музыке известны мазурки М. И. Глинки ("Жизнь за царя"),П. И. Чайковского, А. К. Лядова, А. Н. Скрябина, А. К. Глазунова. • KolbergО, Dziefa wjzystkle, t. 1, Wrorfaw, [19611.
Мазурка. Запись О.Кольберга.
МАЗУРОК Юрий Антонович(р. 1931) - сов. певец (баритон). Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1968.С 1963 солист Большого т-ра. Среди партий: Евгений Онегин; Ренато ("Бал-маскарад"),Андрей Болконский. Выступает в концертах. Гастролирует за рубежом. 2-япр. на Междунар. конкурсе вокалистов "Пражская весна" (Прага, 1960), 3-япр. на Междунар. конкурсе вокалистов им. Дж. Энеску (Бухарест, 1961), 2-япр. на Всес. конкурсе вокалистов им. М. И. Глинки (1962), 1-я пр. на Междунар.конкурсе вокалистов (Монреаль, 1967).
МАИЙОН, Магильон (Mahillon)Виктор (1841 - 1924) - бельг. инструментовед. Занимался исследованиямив области муз. акустики. С 1877 хранитель Музея муз. инстр. (осн. Ф. Ж.Фетисом) Брюссельской конc., превратил его в одно из крупнейших в мирехранилищ муз. инструментов. Гл. труд М. - описание коллекции этого музея("Catalogue descriptif et analytique du Musee instrumental du ConservatoireRoyal de musique de Bruxelles", v. 1-5, 2Gand, 1893-1922). Развилпринципы науч. муз.-типологич. системы классификации муз. инстр., созданнойФ. О. Гевартом. В 1869-86 издавал основанный им журн. "L'echo musical".
МАИЛЯН Антон Сергеевич(Саркисович) (1880-1942) - сов. композитор, хормейстер, педагог. Засл.деят. иск-в Азерб. ССР (1930). Один из первых создателей сов. арм. песнии организаторов самодеят. хоров. Автор оперы "Сафа" (1939, Баку), симф.и вок.-симф. соч., кам.-инстр. произв. и др.
МАЙБОРОДА - сов. композиторы,братья. Георгий Илларионович М. (р. 1913). Нар. арт. СССР (1960). УченикЛ. Н. Ревуцкого. В 1967-68 пред. правления СК УССР. Работает в разл. муз.жанрах. Мн. соч. написаны на героико-патриотич. тематику. Автор опер "Милана"(1957), "Арсенал" (1960), "Тарас Шевченко" (1964), "Ярослав Мудрый" (1973,все - Киев) и др.; вок.-симф. произв.; 4 симф. (1940-86); концертов с орк.- для скр. (1977), для голоса; произв. для симф. орк., в т. ч. "Гуцульскаярапсодия", "Король Лир"; 30 хоров без сопр. на стихи сов. поэтов; романсов(св. 50); обработок нар. песен; музыки к к.-ф. и др. Гос. пр. УССР (1963,1983). П латон Илларионович М. (1918-89) - нар. арт. СССР (1979). УченикЛ. Н. Ревуцкого. Автор популярных хоров и песен (всего св. 100), а такжевок.-симф. произв., обработок нар. песен, музыки к спектаклям драм. т-ра(св. 20) и к.-ф. и др. Гос. пр. СССР (1950), Гос. пр. УССР (1962).
МАЙЕР (Мауег) Шарль(Карл) (1799-1862) - нем. пианист, композитор, педагог. Ученик Дж. Филда.С детских лет жил в России, концертировал. С 1819 преподавал в Петербурге(композицию, фп.). С 1850 жил в Дрездене. Прославился как виртуоз. М. И.Глинка высоко ценил М. и пользовался его советами. Автор фп. произв. М.принадлежат обработки рус. нар. песен. Создал перелож. для фп. оперы "Жизньза царя" (совм. с К. П. Вильбоа).
МАЙЕР, Мейер (Меуеr)Эрнст Герман (1905-88) - нем. композитор, музыковед (ГДР). Чл. ЦК СЕПГс 1963. Чл.-учредитель Академии иск-в ГДР (в 1965-69 вице-през.). В 1968-85пред. СК ГДР. Ученик X. Эйслера, М. Буттинга, П. Хиндемита (композиция).С 1929 деятель нем. рабочего муз. движения, писал массовые песни и хорыдля рабочих кружков, в 1930-32 гл. ред. журн. "Kampfmusik". В 1933 эмигрировалв Великобританию, где продолжал муз.-обществ. деятельность. С 1948 - вБерлине, с того же года проф. Ин-та музыковедения при .Гумбольдтовскомун-те. Автор оперы "Рыцарь в ночи" (по П. Абрахамсу, 1973, Берлин); кантати ораторий; симфоний (Симфония для струнных, 1947, и др.); кам.-инстр.(концерт для скр. с орк., 1964), вок. произв.; музыки к к.-ф. Опубликовалряд муз.-историч. трудов. Нац. пр. ГДР (1950, 1952, 1963, 1975).
МАЙЕР-СЕРРА (Mayer-Serra)Отто (1904-68) - мекс. музыковед. Учился в Берлинском ун-те. В 1933-39редактор и муз. критик в Барселоне. С 1939 жил в Мехико. С 1942 вёл муз.отдел в журн. "Tiempo", с 1952 издавал журн. "Audiomusica". Автор трудов,посв. лат.-амер. музыке.
• Panorama de la musica mexicana,Мех., [1941); Musica у musicos de Latinoamerica, v. 1-2, Мех., 1947; Enciclopediade la musica, v. 1-3, Мех., Ч954; La musica contemporanea. Мех.,1954, и др.
МАЙЗЕДЕР (Mayseder)Йозеф (1789-1863) - австр. скрипач, композитор, педагог. Ученик А. Враницкого,И. Шуппанцига (скр.). Участник квартета Шуппанцига (Вена). С 1810 солисторк. Венской придв. оперы. С 1816 скрипач, с 1836 дирижёр Венской придв.капеллы. В 1810-30-х гг. был популярным венским виртуозом. Среди учеников:Г. Эрнст, М. Хаузер, Г. Панофка. Автор произв. для скр. (в т. ч. концертов,ансамблей), струн. квартетов.
МАЙЗЕЛЬ Борис Сергеевич(1907-86) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Бурят. АССР (1959). УченикП. Б. Рязанова, М. О. Штейнберга. Автор оперы "Тень минувшего" (1966);6 балетов, в т. ч. первого бурят. "Во имя любви" (совм. с Ж. Батуевым,1958, Улан-Удэ), "Далёкая планета" (1962, Ленинград); 10 симф. (1940-86);6 сюит (1944-1965;вт. ч. "Письма с мельницы", по А. Доде, 1955); 7 поэм(1942-75; в т. ч. "Ленинград", 1942; 2-я ред. под назв. "Ленинград 41-гогода", 1978); 6 концертов для инстр. с орк. (1949-81), в т. ч. для 2 фп.(1978), для скр. и фп. (1949), для влч. (1981), для фл. и валторны (1971);кам.-инстр. ансамблей; романсов, песен, музыка к к--ф. и др.
• Тюлия Ю.. Путь к симф.мастерству, "СМ", 1978, № 9; Матвеева С., Б. Майзель, в сб.: КомпозиторыРоссийской федерации, в. 4, М.. 1987.
МАЙКАПАР Самуил Моисеевич(1867-1938) - сов. пианист, композитор, педагог. Ученик Т. Лешетицкого(фп.). В 1910-30 преподавал в Петрогр. (Ленингр.) конс. (фп.). Автор гл.обр. инструктивных фп. пьес (в т. ч. циклов "Бирюльки", "Маленькие новеллы"),внёсших значит. вклад в развитие детского и юношеского муз. образования.М. принадлежат уч.-методич. работы. Написал воспоминания "Годы учения"(М.-Л., 1938).
МАЙНАРДИ (Mainardi)Энрико (1897-1976) - итал. виолончелист, композитор, педагог. Концертировалв Италии и др. странах (в СССР в 1931). Один из крупнейших виолончелистов20 в. Первый исполнитель ряда произв. для влч. Дж. Ф. Малипьеро, И. Пиццетти,М. Регера. Выступал также как ансамблист (с пианистами Э. Дохнаньи, К.Цекки и др.) и как дирижёр. Автор концертов для влч. с орк. и др. влч.произведений, кам.-инстр. ансамблей. В 1933-68 преподавал в Нац. академии"Санта-Чечилия" в Риме (влч.), а также на курсах мастерства в Зальцбурге,Стокгольме, Хельсинки и др.
МАЙР (Мауr) Рихард(1877-1935) - австр. певец (бас). С 1902 пел в Венской гос. опере (по приглашениюГ. Малера). Выступал в т-рах "Ковент-Гарден", "Метрополитен-опера". УчастникЗальцбургских фестивалей. Среди партий: Барон Окс ("Кавалер розы"), Погнер("Нюрнбергские мейстерзингеры"),
• Кunz О.. R. Mavr. W.. 1933
МАЙСТЕ Тео-Эндель(р. 1932) - сов. певец (бас). Нар. арт. Эст. ССР (1976). Чл. КПСС с 1986.С 1960 солист т-ра "Ванемуйне", с 1965 - Эст. т-ра оперы и балета. Средипартий: Борис Годунов, Лепорелло, Филипп II; Порги ("Порги и Бесс"), Сирано("Сирано де Бержерак" Тамберга, первый исп.). С 1970 преподаёт в Таллиннскойконс. (с 1984 доцент).
МАКАМ (араб. - местоположение,позиция; в частности - положение пальца на грифе струн. инструмента) -одно из осн. понятий в араб., тур. и иран. музыке, обозначающее распространённыйв этом регионе принцип музицирования и его отд. проявления (см. также Датах).Впервыеупоминается в трудах Сафи ад-Дина (13 в.). Понятие М. в араб. муз. культуреимеет неск. семантич. уровней (подобно инд. раге): 1) универсальныйпринцип развёртывания в араб. классич. музыке, к-рый включает такие аспекты,как модальная (звукорядная) организация (см. Модальность),тип метроритмики(в ансамблевой музыке основанный на определ. ритмоформулах, в сольной -более свободный, речитативно-просодийный), психоэмоциональныймодус(5), воплощаемый в мелодии-модели. Осн. эстетич. качества М., с однойстороны, - канонизация, нормативность, с другой - импровизац. свобода.Наиб. последовательно принцип М. реализуется в таксиме; 2) частноезначение термина "М."- лад с особой функциональной дифференциацией тонов.Звуки М.-лада подразделяются на группы (ладово-мелодич. ячейки) - главнуюи второстепенные. Функции тонов (главный, заключит., украшаемый) а каждойиз традиций получают спец. обозначения. Приблизительно из 100 (по др. данным,из 200) теоретически возможных ладов араб. музыки употребительны 30-40.Согласно классификации, принятой Комитетом по исследованию араб. музыки(1959), араб. ладовая система включает 9 семейств (по классификации араб.музыковеда X. Тумы - 8): раст, баяти, нахаванд, навасар (накрис), курд,хнджаз, аджам, сика, саба (разновидности объединены общим нижним тетрахордом);3) жанр, обладающий устойчивыми структурными признаками, напр. "Макам-аль-нраки"("иракский М.") -вок.-инстр. циклич. форма, основанная на ряде М.-ладов(баяти, хиджаз и др.), возникшая в 17 в. и распространённая в Ираке, атакже индивидуальное претворение жанра ("Макам Хиджаз" и т. п.).
М. бытует на обширной территорииБл. Востока, а также Ср. Азия и Закавказья, где на его основе сложиласьбогатая муз. культура макамата, породившая самостоят. нац. традиции (см.Маком,Мугам, Мукам, Шашмаком).
• Тума X. X., Макам..., всб.: Музыка народов Азия я Африки, в. 3, М., 1980; его же, Макам как явление,в кн.: Проф. музыка устной традиции народов Ближнего и Среднего Востокан современность, Таш., 1981; Oransay С, Chronologisches Verzeichnis turkischerMakamnamen, "Ankarer Beitrage zur Musikforschung", 1965, Bd 2; его же,Die melodische Ltnie und der Begriff Makara..., там же, 1966, Bd 3; SресtоrJ., Classical'Ud music in Egypt with special reference to maqamat, "Ethnomusicology",1970, v. 14, № 2; Elsner J., Der Begriff des Niagara in Xgypten in neuererZeit, Lpz., [1973]; его же, Zum Problem des magam, "Acta musicologica",1975, v. 47, fasc. 2; Wright O., The modal system of Arab and Persian musicA. D. 1250-1300, Oxf., 1978. См. также лит. при ст. Таксам.
О. Л. Русанова.
МАКАРОВ Валентин Алексеевич(1908-52) - сов. композитор. Ученик Б. Л. Яворского, Г, И. Литинского.Автор песен (циклы "Широки поля под Сталинградом", "Родной Севастополь"и др.). Среди др. произв.: муз. комедия "Сердце моряка" (совм. с Ю. М.Слоновым, 1944); концерт для фп. с орк. (1939); "Солнечная дорога" длячтеца, хора и орк. нар. инстр. (1949), "Река-богатырь" для солистов, хораи орк. нар. инстр. (1950). Гос. пр. СССР (1950, 1951).
• Питана С., В. Макаров,М., 1959.
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2019
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.