Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
& <
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V Z
Ё А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ЗЁ ЗА ЗВ ЗЕ ЗИ ЗЛ ЗН ЗО ЗУ ЗЫ ЗЮ

ЗАБЕЛА (по мужуВрубель) Надежда Ивановна



ЗАБЕЛА (по мужуВрубель) Надежда Ивановна (1868-1913) - рус. певица (лирико-колоратурноесопрано). Ученица Н. А. Ирецкой, а также О. О. Палечека. Пела в оперныхт-рах Киева, Тбилиси, Петербурга и др., в 1897-1902 - в Моск. частной рус.опере, в 1904-1911- в Мариинском т-ре. Первая исп. ряда партий в операхН. А. Римского-Корсакова, нек-рые из к-рых написаны спец. для З.: Марфа("Царская невеста"), Царевна-Лебедь и др. Последние годы жизни выступалав концертах, исполняла гл. обр. романсы Римского-Корсакова (ей посв. романсы"Ещё я полн, о друг мой милый", "Нимфа"). Барсова Л., Н. И. Забела-Врубельглазами современников, Л., 1982.
ЗАВАДСКИЙ Михаил Адамович(1827-87) - укр. и польский композитор, пианист. По нац. поляк. Был учителеммузыки в Киеве и Каменце-Подольском. Св. 500 произв. (пронизаны укр. нар.-песеннымиинтонациями), в т. ч. для фп.: "Шумки" (42), "Думки" (12), "Чабарашки"(45), "Запорожские марши" (4). Автор перелож. для фп. укр. и польск. нар.песен, а также соч. на рус. темы.
ЗАВАЛЛИШ (Sawallisch)Вольфганг (р. 1923) - нем. дирижёр, пианист (ФРГ). Ученик X. Кнаппертсбуша.Работал в т-рах Аугсбурга, Ахена, Висбадена, Кёльна. С 1960 дирижёр Венскогосимф. орк., одноврем. с 1961 - Гамбургского филармония, орк.; с 1971 генерал-музик-директорМюнхенской гос. оперы, дирижёр оперного т-ра и проф. Высшей муз. школыв Кёльне. Как пианист выступал в ансамбле с певцами Э. Шварцкопф, Д. Фишером-Дискауи др. Гастролирует.
ЗАВАРСКИЙ (Zavarsky)Эрнест (р. 1913) - чехосл. музыковед. Ученик Я. Рацека и Б. Штедроня. Пред.Муз. об-ва (1945-48), зав. муз.-информац. центром в Братиславе (1965-69).Исследователь гл. обр. слов. муз. культуры. Автор орк., фп. и орг. произведений.• Vseobecna nauka о hudbe, Brat., 1946; Sucasna slovenska hudba, Brat.,1947; E. Suchoft, Brat., 1955; Prehl'ad dejin slovenskej hudby, Praha,1956; M. Ravel, Brat., 1963; J. S. Bach, Brat, 1971, и др.
ЗАВЕТНОВСКИЙ ВикторАлександрович (1875-1950) - сов. скрипач, педагог. Засл. арт. РСФСР (1934).Ученик П. А. Краснокутского. С 1897 вёл конц. деятельность. С 1902 артист,в 1910-45 солист и концертмейстер симф. орк. Ленингр. филармонии (быв.Придв. орк.). В 1907 организовал и возглавил струн. квартет в Петербурге.С 1898 занимался пед. работой, среди учеников - Г. В. Баринова.
ЗАГАДОЧНАЯ ГАММА (итал.scala enigmatica), гамма Верди, - гамма гемиольного типа (см. Гемиолика),нак-рую, как на cantos firmus, написан хор Дж. Верди "Ave Maria" (№1 из цикла "Четыре духовные пьесы"):
ЗАГАДОЧНЫЙ КАНОН -см. Канон.
ЗАГАЙКЕВИЧ Мария Петровна(р. 1926) - сов. музыковед. Д-р иск-ведения (1982). С 1955 младший, с 1958ст. науч. сотрудник Ин-та иск-ведения, фольклора и этнографии АН УССР.Автор кн. "С. П. Людкевич" (Киев, 1957), "Музичне життя захiдноi Украiни..."(Киев, 1960), "Украiнська балетна музика" (Киiв, 1969), "Драматургя балету"(Киев, 1978) и др.
ЗАГИБА (Zagiba) Франтишек(1912-77) - австр. музыковед. По нац. словак. С 1942 директор Ин-та музыкознанияАН Словакии (Братислава). С 1946 преподавал в Венском ун-те (с 1972 проф.).Основатель (1952) и вице-през. Междунар. об-ва Ф. Шопена в Вене, один изиздателей "Шопеновского ежегодника" (Вена, 1956, 1963, 1970). Осн. трудыЗ. посв. истории словацкой, церк.-слав. музыки.
ЗАГОРСКИЙ ВасилийГеоргиевич (р. 1926) - сов. композитор, педагог, муз.-обществ. деятель.Нар. арт. Молд. ССР (1982). Чл. КПСС с 1958. Ученик Л. С. Гурова. С 1964пред. правления СК Молд. ССР.
Директор Молд. т-ра оперыи балета (1959-62). С 1956 преподаватель Молдавской конс. (с 1983 проф.).Гос. пр. Молд. ССР (1968). Балеты- Рассвет (1959, Кишинёв), Перекрёсток(1977, там же); для солистов, хора и орк. - кантаты Под знаменем побед(1952), Революция продолжается (1962), Красное Знамя его (о В. И. Ленине,1970), Партии слава в веках (1975), Кто росу сбивает (1981), Нам нуженмир (1984); симфония (1955), 5 пьес для симф. орк. (1962), Музыкадля фп. я струнных (1980); 2 струн. квартета (1964, 1986); Рапсодиядля скр., 2 фп. и ударных (1967); романсы, песни, хоры; обработки нар.песен; музыка к кино- и телефильмам.
ЗАГУРСКИЙ Борис Иванович(1901-68) - сов. муз.-обществ. деятель, музыковед. Засл. деят. иск-в РСФСР(1957). Чл. КПСС с 1919. Ученик Б. В. Асафьева. В 1938-41, 1944-51 нач.Управления по делам иск-в Ленгорсовета. В 1936-38 директор Ленингр. конс.,в 1951-61 - Ленингр. Малого оперного т-ра.
• Краткий очерк истории Ленингр.консерватории, 1932, 21933; М. И. Глинка, Л., 1940, Л.-М., 1948.
ЗАДЕРАЦКИЙ ВсеволодВсеволодович (р. 1935) - сов. музыковед. Д-р иск-ведения (1985). Чл. КПССс 1962. Ученик А. Н. Котляревского и В. В. Протопопова. Автор работ, посв.творчеству Д. Д. Шостаковича (в т. ч. кн. "Полифония в инстр. произв. Д.Шостаковича", М., 1969) и др. сов. композиторов, творчеству И. Ф. Стравинского(в т. ч. кн. "Полифонич. мышление И. Стравинского", М., 1980), муз. теории,исполнительству. С 1967 преподаватель Киевской (с 1971 доцент, с 1968 проректорпо науч. работе), с 1980 - Московской (с 1985 проф.) конс.
ЗАДЕРЖАНИЕ - см. Неаккордовыезвуки.
ЗАДОР Дезидерий Евгеньевич(1912-85) - сов. композитор, пианист, педагог. Засл. деят. иск-в УССР (1972).Выступал как пианист. В 1945 принимал активное участие в организации муз.жизни Закарпатья. Автор вок.-симф. произв., в т. ч. кантаты "Карпаты" (1959),симф. поэмы "Верховина" (1971); концертов для фп. (1965) и для цимбал (1982)с орк.; кам.-инстр. соч.; хоров, романсов; обработок нар. песен и др. С1939 преподавал, с 1963 - во Львовской конс. (с 1978 проф.).
ЗАДОРА (Zadora) Михаэль(псевд. Пьетро Амадис, Amadis) (1882-1946) - амер. пианист, педагог, композитор.Ученик Т. Лешетицкого и Ф. Бузони. В репертуаре преим. произв. малых форм.Гастролировал (в СССР во 2-й пол. 1920-х гг.). Автор фп. миниатюр, песен,транскрипций для органа и скрипки соч. И. С. Баха, Д. Букстехуде. Преподавалво Львовской конс. (1911 -12), в Ин-те муз. иск-ва в Нью-Йорке (1913-14).
ЗАИРА МУЗЫКА - см.ЦентральнойАфрики музыка.
ЗАЙЦ (Zajc, Zayts)Иван (1832-1914) - хорв. композитор, дирижёр, педагог. Ученик Л. Росси.Дирижёр театр. оркестра в г. Риека. В 1862-1870 работал в Вене (написалряд оперетт на нем. тексты), с 1870 - в Загребе. Дирижёр и руководительмуз. части Нац. т-ра (1870-89) и первых в стране симф. концертов. Автор19 опер, в т. ч. хорв. нац.-пат-риотич. оперы "Никола Шубич Зриньский"(1876), оперы "Лизанька" (по повести "Барышня-крестьянка" А. С. Пушкина,1878; обе - Загреб); 26 оперетт, в т. ч. "Парни, на палубу!" (на нац. либр.,1863, Вена), "Нигилисты" (на рус. тематику, 1906); музыки к 23 спектаклямдрам. т-ра. Среди др. соч.: орк., кам.-инстр. произв., ок. 60 кантат, ок.250 хоров, песни. Директор и преподаватель муз. школы Хорв. муз. ин-та(1870-1908).
• Pettan H., Popis skladbiI. Zajca, Zagreb, 1956.
ЗАК Владимир Ильич(р. 1929) - сов. музыковед. Канд. иск-ведения (1979). Ученик В. А. Цуккермана.С 1986 пред. Комиссии музыковедения и критики СК СССР. Автор книг, статей,в т. ч. "О секретах доходчивости мелодики" (в кн.: "О музыке. Проблемыанализа", М., 1974), "Asaf'ev's theory of intonation and the analysis ofpopular song" (в сб.: "Popular music", v. 2 - "Theory and method", Camb.,1982), "Il meraviglioso mondo dell'intonatione popolare" (в кн.: "Whatis popular music?", Mil., 1983), "Броскость лада в песенной интонации"(в кн. "Проблемы муз. науки", в. 6, М., 1985), "Об „устойчивых интонац.комплексах"" (в кн. "Б. В. Асафьев и сов. муз. культура", М., 1986), "Общительныйхарактер популярной интонации" (в сб.: "Муз. современник", в. 6, М., 1987).Лауреат Всес. конкурса им. Б. В. Асафьева (1982).
• А. Бабаев, М., 1968; М.Блантер, М., 1971; О мелодике массовой песни, М., 1979, и др.
ЗАК Исидор Аркадьевич(р. 1909) - сов. дирижёр. Нар. арт. СССР (1976). Чл. КПСС с 1940. УченикН. А. Малько. Вёл дирижёрскую деятельность в оперных т-рах мн. городов.Дирижёр (а также один из организаторов) т-ров в Челябинске (1955-68) иНовосибирске (1944-49 и с 1968 - главный). Осуществил первые пост. рядаопер, в т. ч. "Мадам Бовари" Бондевиля (1982, Новосибирск). Преподавалв Алма-Атинской конс. (1952-55). Среди учеников - Ф. Ш. Мансуров. Гос.пр. СССР (1948).
ЗАК Яков Израилевич(1913-76) - сов. пианист, педагог. Нар. арт. СССР (1966). Чл. КПСС с 1943.Ученик Г. Г. Нейгауза и др. Один из крупнейших сов. пианистов. Огромныйрепертуар 3. включал классич. произв. заруб. и рус. композиторов; был такжепервым исп. сочинений мн. сов. композиторов. Гастролировал за рубежом.3-я пр. на Всес. конкурсе музыкантов-исп. (1935), 1-я пр. на Междунар.конкурсе пианистов им. Ф. Шопена (Варшава, 1937). С 1935 преподавательМоск. конс. (с 1947 проф., с 1965 зав. кафедрой). Среди учеников: Е. Г.Могилевский, Н. А. Петров, Э. К. Вирсаладзе.
• Нейгауз Г., Я. Зак, "СМ",1959, № 4; Я. Зак. Статьи. Материалы. Воспоминания, М., 1980.
ЗАКАРЯН Каро Оганесович(1895-1967) - сов. композитор, хор. дирижёр. Нар. арт. Арм. ССР (1960).Чл. КПСС с 1949. Ученик Н. Н. Черепнина и М. М. Ипполитова-Иванова (композиция).В 1938-53 худ. рук. хора Ереванского радио. Особенно ярко комп. мастерство3. проявилось в хор. произв. (кантата "Страна моя родная", 1943; хор. поэма"Раздан", 1955). Автор оперы, балета, симф. и кам.-инстр. соч., обработокнар. песен и др.
ЗАКИРОВ Дани (1914-85)- сов. композитор, дирижёр, исполнитель на гиджаке. Нар. арт. Узб. ССР(1967). Ученик Б. Б. Надеждина, А. Ф. Козловского и Ю. Н. Тюлина (композиция).С 1937 концертмейстер-гиджакист оркестра нар. инстр. Узб. филармонии, с1940 дирижёр Узб. т-ра муз. драмы и комедии им. М. Мукими, в 1948-53 дирижёроркестра нар. инстр. Узб. радио. В 1957-81 худ. рук. и гл. дирижёр оркестраузб. нар. инстр. Узб. радио и ТВ. Автор муз. драм, балета, муз. комедий,вок.-симф. произв., произв. для оркестра нар. инстр., хоров, песен, музыкик к.-ф.
ЗАКИРОВ Карим (1912-77)- сов. певец (баритон). Нар. арт. Узб. ССР (1939). Чл. КПСС с 1948. Сценич.деятельность начал в 1929 как драм. актёр. С 1939 солист Узб. т-ра оперыи балета. Исполнил св. 30 партий в произв. узб., а Также рус. и заруб.композиторов. Выступал в концертах с исп. узб. нар. песен, вок. частеймакомов и др.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ПАРТИЯ- см. Сонатная форма.
ЗАКРЖЕВСКИЙ ЮлианФёдорович (1852-1915) - рус. певец (драм. тенор). На оперной сцене с 1871,в 1882-84 пел в Большом т-ре, затем в Саратове, Перми и др. городах. Былособенно популярен в студенч. среде. В репертуаре - партии Германа, Собинина,Радамеса; Иоанна Лейденского ("Пророк") и др. В 1907 оставил сцену, жилв Казани, давал уроки.
ЗАКС (Sachs) Курт(1881-1959) - нем. музыковед, искусствовед. С 1919 директор Музея муз.инстр. в Берлине, в 20-е гг. - проф. ун-та, Высшей муз. школы и Академиицерк. и школьной музыки. В 1933 эмигрировал в Париж, работал в этнографии,и др. музеях. С 1937 проф. Нью-Йоркского, с 1953 - Колумбийского ун-тов.През. Амер. музыко-ведч. об-ва (1950-52), почётный през. Амер. этнография,об-ва. Один из основателей совр. инструментоведения, исследователь внеевроп.музыки и муз. культуры древнего мира, проблем взаимодействия иск-в.
• Совр. орк. муз. инструменты,пер. с нем., М.-Л., 1932; Handbuch der Musikinstrumentenkunde, Lpz., 1920,1969; Die Musik der Antike, Potsdam, 1928; Eine Weltgeschichte des Tanzes,В., 1933; Commonwealth of art..., N. Y., 1946, L., 1955; Die Musik derAlien Welt in Ost und West, В., 1968.
ЗАЛИТИС Янис (1884-1943)- латыш. композитор, муз. критик. Ученик А. К. Лядова и Я. Витола (композиция).В 1919-22 и 1926-1927 директор Латыш. оперы. Автор гл. обр. хоровых и сольныхпесен. Среди хор. произв.: "Чаша на острове мёртвых" (1911), "Песня каторжан"(1919). В 1910-40 ведущий латыш. муз. критик. 3. принадлежат очерки о Я.Витоле, Э. Дарзиньше и др.
• Raksti. Sakartojusi M.Zallte, Riga, 1960.
• Berzina V., J. Zalitis,Riga, 1978.
ЗАЛЫШКИН Егор (Георгий)Иванович (1749 - г. смерти неизв.) - рус. драм. актёр, певец (баритон).Служил в Петровском т-ре (вероятно, до 1797). Первый исп. партии Анкудина("Мельник - колдун, обманщик и сват" Соколовского).
ЗАЛЬЗАЛЬ Мансур ибнДжафар ад-Дариб (ум. 791) - араб. музыкант, исполнитель на уде. УченикИбрахима аль-Маусили. Был придв. музыкантом в Багдаде. Усовершенствоваллютню, реформировал её звукоряд: ввёл т. н. нейтральную терцию (в историимузыки известна под назв. зальзалева терция).
ЗАЛЬМХОФЕР (Salmhofer)Франц (1900-75) - австр. композитор, дирижёр. Среди учителей - Г. Адлер.В 1929-39 капельмейстер венского "Бургтеатра", в 1945-55 директор Венскойгос. оперы, в 1955-63 - венской "Фольксопер". Среди соч.: оперы, балеты,произв. для орк., кам.-инстр. ансамбли, пьесы для фп., песни, музыка кспектаклям драм. т-ра (св. 300) и к.-ф.
ЗАМАРА (Zamara) -австр. музыканты, по нац. итальянцы. Антонио З. (1829-1901) - арфист, композитор,педагог. В 1842-1892 1-й арфист орк. "Кернтнертортеатра" и проф. консерваториив Вене. Автор пьес для арфы. Сост. "Школу арфы" ("Harfenschule", Bd 1-4,W., [s. а.]). Его дочь Тереза 3. (1863-1927) - арфистка, солистка орк.Венской гос. оперы. Преподавала в Венской академии музыки и сценич. иск-ва.
ЗАМБИИ МУЗЫКА - см.ЦентральнойАфрики музыка.
ЗАНДЕРЛИНГ (Sanderling)Курт (р. 1912) -нем. дирижёр (ГДР). Засл. деят. иск-в РСФСР (1956). Действит.чл. Академии иск-в ГДР (Берлин). С 1931 коррепетитор в Гор. опере Берлина.В 1936 эмигрировал и проживал в СССР, в 1937-41 дирижёр орк. Всес. радио,в 1941 -1960 - орк. Ленингр. филармонии. В 1960-77 рук. Гор. симф. орк.Берлина. Гастролирует. Исполнит. манере 3. присущи интеллектуализм, строгоеследование авторскому тексту. Пропагандист сов. музыки. Нац. пр. ГДР (1962,1987).
ЗАНДТ (Zandl) Марияван (1861 - 1919) - амер. певица (лирико-колоратурное сопрано). По нац.голландка. Училась у Ф. Ламперти. В 1879-98 пела в крупнейших оперных т-рахстран Европы и в США. Лучшие партии: Миньона ("Миньона" Тома), Розина,Керубино. Первая исп. партии Лакме, написанной Л. Делибом специально длянеё (под рук. 3. эту партию подготовила А. В. Нежданова). Гастролировала(в России неоднократно с 1885).
ЗАНТЕН (Zanten) Корнелияван (1855-1946) - нидерл. певица (контральто, позднее - колоратурное сопрано).Ученица Ф. Ламперти. Пела в Турине (Леонора в "Фаворитке" Доницетти), т-рахГермании, в труппе амер. Нац. оперной компании. Гастролировала также вРоссии (1889, "Кольцо нибелунга" Вагнера). Преподавала в консерваторииАмстердама (с 1S95), Берлина (с 1903), Гааги (с 1914). Среди учеников -Я. Урлюс. Автор работ об иск-ве пения, а также песен.
ЗАПАДНОЙ АФРИКИ МУЗЫКА.Муз.культура историко-культурного региона Зап. Африка включает музыку гос-вБенин, Буркина-Фасо, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Кабо-Верде, Кот-д'Ивуар,Либерия, Нигерия, Сан-Томе и Принсипи, Сенегал, Сьерра-Леоне, Того, юж.провинций Мали и Нигера, а также Камерун и Экваториальная Гвинея (к-рыегеографически обычно относят к Центр. Африке). 3. А. м. в связи с пестротойэтнич. состава региона (здесь проходит граница расселения двух рас - бербероязычныхтуарегов и негроидных народов), множественностью языковых и диалектныхгрупп, разнообразием форм экономич. деятельности и религий отличается богатствоммуз. традиций и стилей, а также их постоянным взаимодействием, смешением(в частности, в связи с миграцией населения).
Музыке принадлежала немаловажнаяроль в жизни высокоорганизованных цивилизаций Йоруба и игбо и исламизироваиныхфеодальных гос-в - Гана (3-11 вв.), Мали (13-15 вв.), Сонгай (16-17 т.),Канем(14 - кон. 19 вв.) и др. Различалась музыка двора н общины. Придв. музыкабыла строго канонизирована: напр., звучание нек-рых барабанов допускалосьтолько в присутствии эмира или высокопоставленных лиц либо во время битвы.В придв. церемониях большая роль отводилась ансамблям и оркестрам - рожковым,барабанным. Во время больших религ. праздников и важных политич. событийпридв. музыка включалась в общенар. торжество. Существовала традиция регулярныхпридв. концертов (даренджума' а). В придв. иск-ве сформировалась т. и.высокая традиция. От исполнителей требовалась проф. подготовка. Сложилиськасты музыкантов и сказителей - арокины (Нигерия), мендзаны (Камерун),джали (Гамбия); известны также под общим назв. гриоты. Нек-рые из них служилипри дворах вождей, королей, а также в богатых семьях, являясь хранителямисемейных генеалогий (исполняли историч. сказания, величальные песни и др.).Значит. часть составляли странствующие гриоты, к-рые, выступая во дворцах,на деревенских праздниках, на гор. рынках, переносили традиции от одногосоциального слоя (а также и этноса) к другому. В деревенских общинах музыкантыобычно занимались и каким-то др. обществ.-полезным трудом.
З. А. м. выполняет эстетич.,этич., утилитарные функции. Мн. народы приписывают ей магич. роль, рассматриваюткак средство общения с духами, силами природы и воздействия на них, отсюда- сакрализация напевов, ритмов, муз. инструментов. Большая роль в сохранениии передаче муз. традиций, в обучении молодёжи принадлежала тайным обществам.
Музыка - неизменный компонентвсех семейных, календарных и обществ. обрядов. Выделяется погребальныйритуал (мог длиться неск. месяцев), во время к-рого с помощью барабанов,погремушек, дудок из дома покойного "изгоняются" злые духи, женщины поютпесни-плачи, исполняются ритуальные танцы. Спец. песни, танцы, а такжешествия, соревнования сопровождают обряды инициации (посвящения во взрослые).Как правило, песня, танец, действо в обрядах неотделимы друг ст друга.Зачастую исполнители надевают маски; у нек-рых народов (напр., у дан вТого) имеются оригинальные акустич. маски (Бегбо), искажающие голос.
Музыка сопутствует и коллективнымтрудовым процессам (песни косьбы и гребли у конкомба, молотьбы у кассена-нанканин бунлса, сбора риса у дан и др.).
Разнообразны типы вок. исполнения.У народа бопоиноу (Габон) принято мягкое, спокойное пение, у акан, га,эве (Гана) - открытый звук, фальцет, йодли. Интонирование песензачастую определяется тональным характером языков большинства народов Зап.Африки. Однако преобладает нисходящее мелодич. движение. В многоголосииразличны типы соотношения голосов у разных народов: движение параллельнымиинтервалами, одноврем. звучание неск. самостоят. мелодич. линий, элементыканона,принцип гокета и т. п. Многочисленны песенные жанры, в т. ч.мвет (эпич. воен. песнопения у фанг), серенады и др. любовные песни. Ладовойосновой 3. А. м. зачастую служит пентатоника, но встречаются также6-, 7-, 2-ступенные звукоряды, как диатонические, так и включающие микрохроматику,ув. интервалы. Богата ритмика, выполняющая наравне с мелодикой информативнуюфункцию (определённая ритмич. формула обозначает соответствующий текст).Отличит. черта ритмики- совмещение метрич. регулярности с кажущейся ритмич.свободой, как бы совмещение разл. метроритмич. сеток, комбинирование изпростых ритмич. сочетаний сложных комплексов.
Разнообразен инструментарийЗап. Африки. Многим инструментам, в т. ч. барабанам, флейтам, придаётсямагич. значение. Встречается деление инструментов на мужские и женские(напр., у туарегов на флейтах играют только мужчины). Характерно наделениеансамблевых инструментов наименованиями, символизирующими родовые связи:"мать" и "ребёнок", "мужчина" и "женщина" и т. д.
Широко распространены в Зап.Африке мембранофоны, особенно барабаны, различающиеся по форме, количествумембран, способам звукоизвлечения: конусообразные барабаны - сангбай (Сьерра-Леоне);цилиндрические - гбунг-гбунг (Либерия); со сферич. корпусом - боте (Сьерра-Леоне);в форме песочных часов - хатамба (у лимба), водяные барабаны - ассакхалембо;разновидности литавр - т а б л (у туарегов); т. н. щелевые барабаны извыдолбленных стволов с прорезями или из туго сплетённого тростника. Барабаннаяигра зачастую служит средством передачи информации ("говорящие барабаны").Так, на барабане дун-дун (у йоруба) воспроизводят мелодия, н ритмич. рисуноктональной йорубской речи (используется, в частности, для восхваления предковправящих династий). Многочисленна группа идиофонов: колокольчики, в т.ч. давуро и ннавута (у ашанти); трещотки и др. шумовые, в частности акзатце(полая тыква, опутанная бусами; Гана); разл. ксилофоны. Популярны такжеламеллафоны (см. Идиофоны): санса (или м6ира), премпенсуа, конди,конгома и др. Духовые инструменты представлены разнообразными типами флейт,трубами, свистками, окаринами. Трубы из слоновых бивней или роговантилопы применяются гл. обр. как придворные, сигнальные и культовые инструментМалочисленна и наиб. поздняя по происх. группа струнных (в основном занесеныкочующими фульбе и мандинго). Среди смычковых - однострун. скрипка инзад(у туарегов; аналогичный инструмент встречается у темне в Сьерра-Леоне).Известны муз. луки с одной, реже неск. струнами, натянутыми на гибкую палку,один конец к-poй упирается в землю (служит резонатором), - гбегбетеле,гбонг, кпала и др. Разнообразны инструменты типа арфы или арфы-лютни. Уисламизиров. народов большую группу образуют щипковые - ксалам (у волоф),моло (у фульбе), а также: 21-струн. кора (излюбленный инструмент гриотов).Для Зап. Африки характерна ансамблевая игра (в т. ч. как сопр. пению).Существуют ансамбли смешанные - мменсуон, нагла (Гана), барабанные, флейтовые- кара (Нигерия), струнно-ксилофонные (Сенегал), флейтово-барабанные (Буркина-Фасо),ксилофонные (Мали).
Несколько обособлена муз.культура Мали, Нигера, а также тесно связанных с ними кочевых народов (фульбе,мандинго) Сенегала, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Гамбии. Наиб. самобытна музыкатуарегов (исповедуют ислам), у к-рых, в отличие от мусульм. негроидныхнародов, нет профессии музыкант (эту функцию выполняет наряду с др. обязанностямиспец. каста слуг) . Муз. традиции туарегов четко разделены на мужские (испыталивлияние музыки Бл. Востока; xарактерно неприкладное значение музицирования)и женские (сохраняли архаич. черты; в осн. это музыка утилитарного назначения).Воздействие муз. культуры ислама на З. А. м. сказалось как в непосредств.перенесении на афр. почву ортодоксальных культовых традиций (распеваниетекстов из Корана, призывы муэдзина, муз. оформление религ. праздникови др.), так и в самой муз. практике (заимствование строфич. принципа построениявок. форм, использование струнно-щипковых инстр. и др.).
Выделяется также культураостровных и юго-зап. прибрежных гос-в, к-рые испытали сильные амер.-европ.влияния. В связи с заселением этой зоны португ. колонистами здесь возниклиразнообразные этнокультурные синтезы. Напр., на Ю. Сенегала сохраниласьстаринная португ. музыка, а также распространены многочисл. смешанные (афро-португ.)жанры. В прибрежных и островных зонах Сьерра-Леона и особенно в Либерии(часть её населения составляют американо-либерийцы - потомки быв. рабов)существ. место в муз. культуре принадлежит креольской традиции. Это проявляетсяв культовой музыке (христ. службы сопровождаются муж. хором и органом),праздничных религ. шествиях (элементы католич. карнавала переплетаютсяс афр. ритуалами, в частности включение танцев масок), Получили распространениеспецифич. разновидности сев.-амер. спиричуэл. В области светскоймузыки с креольскими традициями связана популярность разл. инстр. групп,выступающих на вечеринках, свадьбах, а также бэндов (в Либерии под назв.гамби, гомби, мило джаз; они иногда сопровождали танцы масок). Широко известнытакие жанры, как маринга и заимствованные из Сев. Америки, но качественнопереосмысленные блюз, соул и др.
Европ. культура проникалана Афр. континент и с духовными) миссиями. С принятием африканцами христианствавозникли религии сочетающие христ. догматы с афр. ритуалами. Европ. церк.музыка приспосабливалась к местным условиям (исполнение молитв на афр.языках, включение в богослужение афр. песнопений, танцев, игры на барабанах).Даже ортодоксальная христ. псалмодия приобрела здесь иной облик (афр. ритмич.организация, темперация, подчинение принципу тональных языков изменялиеё ритмич. и мелодич. контуры). В процессе колонизации Африки афр. традициивытеснялись английскими и французскими. В зап.-афр. городах (бурно развивалисьв колониальный период) культивировалась зап.-европ. музыка (т-р, концерты,поп-музыка, бэнды). В 20 в. возникли местные формы лёгкой музыки, напр.стиль хайлайф. Европ. театр. иск-во стимулировало развитие афр. традиц.т-ра: откристаллизовались такие жанры, как ганские театр. действа, т. н.опера йоруба (разыгрывается один сюжет, музыка является элементом, организующимдействие). Одна из первых афр. муз. драм создана сьерра-леонским комп.А. Дафаром ("Кинкункор", 1934).
В 1960-70-х гг. (после завоеваниягос-вами Зап. Африки независимости) особое внимание стало уделяться сохранениюи пропаганде нац. традиций. Возникли науч. центры, где изучается традиц.музыка: Совет иск-в в Гане (впоследствии - Ин-т иск-в и культуры), Ин-тафриканистики при Ганском ун-те. Муз. академия в Гане, Региональный центрпо документации и исследованиям в области устного муз. творчества в Камерунеи др. По их инициативе проводятся смотры и фестивали нар. иск-ва. Прошли1-й Всемирный фестиваль негр. иск-ва (Дакар, 1966), 2-й Всемирный фестивальнегр. и афр. иск-ва и культуры (Лагос, 1977), а также Между нар. симпозиумпо афр. культуре (Ибадан, 1966), науч. коллоквиум "Муз. традиции южнейСахары" (Яунде, 1970) и др. Нац. иск-во пропагандируют центры радиовещанияи ТВ, студии грамзаписи. Среди творч. коллективов - Сенегальский балет,Нац. ансамбль Мали, Нац. балет "Джолиба" (Гвинея). Спец. уч. заведенияготовят проф. муз. кадры, а также ведут науч. работу, в их числе: Нац.академия музыки в Виннебе, Школа музыки и драмы при Ганском ун-те, муз.ф-ты ун-тов в Ифе, Ибадане, Лагосе. В Зап. Африке сложилась ведущая наАфр. континенте комп. школа. Среди её представителей: С. Аквей, Э. Аму,Ф. Гбехо, комп. и музыковед К. Нкетия (Гана), Ф. Вебей, комп. и музыковедМ. С. Эно-Белинга (Камерун), С. Акпабот, Ф. Сованде, У. Эчезона и А. Юба(Нигерия). Среди исполнителей традиц. музыки: певцы - К. Нимо (Даниел Ампонса;Гана), М. С. Сенгор, Д. Нгарри (Сенегал), С. Базумана, Ф. Дембе (Мали);исполнители на коре - Б. Кануте, Л. Конте; барабанщики - Д. К. Тей, И.Мьямиче.
• Виноградов В. С., МузыкаГвинеи, М., 1969; Очерки муз. культуры народов Тропич. Африки. Сб. ст.,М., 1973; Schneider M., Tone and Tune in West African music, "Ethnomusicology",1961, v. 5, № 3;Nketia J. N. K., African music in Cana, Accra, 1962; AmesD. W., King A. V., Glossary of Hausa music and its social context, Evanston,1971; Enо-Веlinga M. S., Ballades et chansons camerounaises, Yaounde, 1974;Knight R., The Jali, Professional musician of West Africa, "The World ofMusic", 1975, v. 17, N9 2. M. И. Каратыгина.
ЗАПЕВ - 1) в хор.песнях начальная часть песни или куплета, исполняемая солистом (запевалой)или группой солистов. 2) В куплетной форме часть куплета с обновляющимсятекстом (1-е и 2-е значения слова часто совпадают). 3) В былинах подводящеек осн. событиям вступление.
• См. лит. при ст. Куплетнаяформа.
ЗАПЕВАЛА - певец-солист(солистка), исполняющий запев хор. песни. Иногда 3. исполняет всю песню,а хор повторяет заключит. фразы куплета. В нар. хоре - ведущий певец; оказываетвлияние на общую трактовку песни. При отсутствии дирижёра частично выполняетфункции руководителя хора.
ЗАРЕМБА - рус. музыканты.По нац. поляки. Владислав Иванович З. (1833-1902) - композитор, пианист,педагог. С 1862 преподавал (фп., хор. пение) в уч. заведениях Киева. Авторромансов и песен (в т. ч. на сл. Т. Г. Шевченко). Издавал пед. сб-ки дляфп.: "Маленький Падеревский" и др. Его сын Сигизмунд Владиславович З. (1861- 1915) - композитор, дирижёр, виолончелист, пианист. Директор Воронежскогоотд. РМО (1896-1901), в концертах к-poгo выступал как виолончелист (в составеквартетов) и дирижёр. С 1901 жил в Петербурге, был известен как аккомпаниатор.Автор симф., кам.-инстр., фп. произв., романсов.
ЗАРЕМБА Николай Иванович(1821-79) - рус. муз. теоретик, педагог, композитор. С 1859 преподавалв Муз. классах Петерб. отд. РМО, 1 1862-71 проф. Петерб. конс. (с 1867директор). Среди учеников: П. И. Чайковский, Г. А. Ларош. Впервые в Россиивёл занятия по теории музыки на рус. яз. Способствовал усовершенствованиюуч. процесса. Однако занимал консервативные позиции, в пед. практике большоезначение придавал религ.-мистич. началу (эти качества осмеяны М. П. Мусоргскимв "Райке").
ЗАРЕМБСКИЙ (Zarebski)Юлиуш (1854-85) - польск. пианист, композитор. Совершенствовался под рук.Ф. Листа. Гастролировал во мн. странах Европы. Автор пьес для фп., кам.-инстр.ансамблей, романсов. С 1880 преподавал в Корол. конс. Брюсселя.
• Бэлза И., Ю. Зарембский,М., 1960.
ЗАРИНЬШ Карлис (р.1930) - сов. певец (драм. тенор). Нар. арт. СССР (1976), Чл. КПСС с 1977.С 1960 солист Латв. т-ра оперы и балета. Партии: Григорий ("Борис Годунов"),Герман, Тангейзер; Зигмунд ("Валькирия"), Рудольф ("Богема"), Радамес,Отелло, Манрико; Калаф ("Турандот" Пуччини), Хозе; Питер Граймс ("ПитерГраймс" Бриттена), Тотс ("Играл я, плясал я" И. Калниньша), Вижут ("Валюта"Алф. Калниньша), Кангар ("Огонь и ночь" Я. Мединьша) и др. Выступает вконцертах, участвует в исп. реквиемов Моцарта и Верди, "Мессии" Генделя,9-й симф. Бетховена, оратории "Махагони" М. Зариньша и др. С 1972 преподаётв Латв. конс. (с 1983 проф.). Гос. пр. Латв. ССР (1974).
ЗАРИНЬШ Маргерс (р.1910) - сов. композитор, писатель. Нар. арт. СССР (1970). Ученик Я. Витола.В 1940-50 муз. рух. Худ. т-ра им. Я. Райниса в Риге. Пред. правления СКЛатв. ССР (1951 -1952, 1956-68), секр. правления СК СССР (1962-68). Осн.место в творчестве 3. занимают сценич. и вок.-симф. жанры. Автор лит.-художеств. произв., в т. ч. "Фальшивый Фауст..." (пер. с латыш., М., 1981),"Оптимистич. энциклопедия жизни" (пер. с латыш., Л., 1986). Гос. пр. СССР(1950), Гос. пр. Латв. ССР (1958).
Оперы - К новому берегу (1955),Зелена" мельница (1958), Опера нищих (1964), Чудо св. Маврикии (опера-балет,1975; все - Рига), Опера на площади (1970) н др.; оратории Валмиерскиегерои (1950), Махагони (1965); концерты дли органа и кам. орк. - Concerteinnoccnte (1969), Concerto triptichon (1972); хоры, соч. дли голоса с кам.орк., для голоса с фп. и др.
• Krasinska L., M. Zarins,Riga, 1960; Курышева Т., М. Заринь, М., 1980.
ЗАРИЦКИЙ Юрий Маркович(1921-75) - сов. композитор, фольклорист. Чл. КПСС с 1949. Ученик Д. Д.Шостакозича и Ю. В. Кочурова (композиция). Гл. область творчества - соч.для оркестра нар. инстр. (в т. ч. "Сюита вальсов", 1964), песни. Автороперы "Поручик Лермонтов" (1964), балета "Пламя гнева" (1970), кантаты"Мы любим тебя, земля" (1958), музыки к к.-ф. 3. принадлежат обработкифин., рус. и карел. нар. песен.
ЗАРУДНАЯ (Зарудная-Иванова)Варвара Михайловна (1857-1939) - сов. певица (сопрано), педагог. УченицаК. Эверарди. В 1883-93 пела на оперной сцене Тбилиси. Первая исп. партийРуфи и Зорайи в операх "Руфь" и "Азра" Ипполитова-Иванова (муж З.). Средидр. партий: Татьяна; Мария ("Мазепа"), Маргарита, Джильда. В 1893-1924проф. Моск. конс. Среди учеников: Ф. С. Петрова, В. Н. Петрова-Званцева.
ЗАРЯ - музыка, сопровождающаявоинский ритуал Вооруж. Сил СССР, а также сам ритуал. Происходит от церемонии"бития зорь" на Руси (15-16 вв.), в к-рой участвовали барабанщики и трубачи.Как воинский ритуал З. известна с нач. 18 в., когда возникли воен. сигналыи муз. произв. для воен. орк., включавшие эти сигналы (напр., музыка "Рус.вечерней З." кон. 18 в.). После Окт. революции 1917 С. А. Чернецкий написалновую З. с использованием воен. сигналов.
ЗАСЕЦКИЙ Пётр Иванович(1899-1941) - сов. певец (тенор). Нар. арт. БССР (1940). Работал в Опернойстудии Большого т-ра (под рук. К. С. Станиславского) и в Большом т-ре,с 1924 - в оперных т-рах Ленинграда, с 1937 - в Белорус. т-ре оперы и балета.Первый исп. партий Савки Мильгуна ("В пущах Полесья" Богатырёва), Микиты("Цветок счастья" Туренкова). Среди др. партий: Лыков ("Царская невеста"),Дон Базилио ("Свадьба Фигаро"), Сергей ("Катерина Измайлова"), Мишук ("ТихийДон"),
ЗАСЛАВСКИЙ Семён (Самуил)Аронович (1910-78) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1977). Чл.КПСС с 1950. Учился у П. Б. Рязанова и М. А. Юдина. Автор гл. обр. муз.комедий, в т. ч. "Весенние моды" (1956), "Не бей девчонок!" (1970), "Милый,странный доктор" (1974, все - Москва); соч. для орк., фп.; хоров, песен(св. 200); музыки к спектаклям драм. т-ра; обработок народных песен.
ЗАТАЕВИЧ АлександрВикторович (1869-1936) - сов. музыкант-этнограф, композитор. Нар. арт.Казах. ССР (1923). Собиратель и исследователь казах. муз. фольклора. Изучалтакже фольклор др. народов СССР. Один из основоположников казах. фп. музыки.Выступал как муз. критик.
• 1000 песен казах. народа,Оренбург, 1925, М., 1963; Казах. песни в форме миниатюр на нар. темы, дляфп. в 2 руки. Серии 1-5, Кзыл-Орда, б. г.; 500 казах. песен и кюйев...,А.-А., 1931; Песни казахстанских татар, М., 1932; 250 кирг. инстр. пьеси напевов, М., 1934; Кнрг. инстр. пьесы и напевы, М., 1971; Песни разныхнародов, А.-А., 1971; Фп. пьесы, А.-А., 1983.
• А. В. Затаевич. Исследовании.Воспоминания. Письма и документы, А.-А., 1958; Е р з а к о в и ч Б. Г.,А. Затаеаич, в его кн.: Муз. наследие казах. народа, А.-А., 1979; его же,У истоков казах. сов. музыки, в сб.: Композиторы Казахстана, в. 2, А.-А.,1982.
ЗАТАКТ - неполныйтакт в начале муз. произв. или к.-л. муз. построения. Предшествует сильномувремени, началу полного такта.
ЗАУЭР (Sauer) Эмиль(1862-1942) - австр. пианист, композитор. Ученик Н. Г. Рубинштейна и Ф.Листа (фп.). До 1936 вёл кснц. деятельность. Гастролировал (в России в1896). Автор конц. и пед. соч. для фп. С 1901 проф. Венской конс.
ЗАХАРОВ Владимир Григорьевич(1901-56) -сов. композитор. Нар. арт. СССР (1944). Чл. КПСС с 1944. Училсяв Ростове-на-Дону у Н. 3. Хейфеца. В 1948-56 секр. правления СК СССР. С1932 муз. рук. Русского народного хора им. М. Е. Пятницкого. Выдающийсязнаток рус. нар. иск-ва, З. творчески воспринял его традиции и создал индивидуальныйстиль многогол. песни. Автор композиции "Колхозная свадьба" (сл. А. Т.Твардовского, 1941), мн. песен на сл. М. В. Исаковского, ставших народными:"Вдоль деревни", "Провожанье", "Зелёными просторами", "И кто его знает","Ой, туманы мои, растуманы", "Слава советской державе", "Куда б ни шёл,ни ехал я", "Хороши вы, июльские ночи", "Черёмуха". Вместе с П. М. Казьминымподготовил к изданию записи песен хора им. Пятницкого. Гос. пр. СССР (1942,1946, 1952).
• Ливанова Т., В. Г. Захаров,М., 1954; Воспоминания о В. Г. Захарове, [М., 1967].
ЗАХЕР (Sacher) Пауль(p. 1906) - швейц. дирижёр, муз.-обществ. деятель. Ученик Ф. Вейнгартнера.Основатель и руководитель кам. оркестра (с 1926) и хора (с 1928), "Схолаканторум" в Базеле (1933; с 1954 - муз. академия; в 1954-69 её директор).С 1941 руководитель "Коллегиум музикум". Первый исп. многих произв. совр.композиторов, в т. ч. Б. Бартока, А. Онеггера, И. Ф. Стравинского, П. Хиндемита.В 1935-46 през. швейц. секции Междунар. об-ва совр. музыки, в 1946-55 -Швейц. объединения музыкантов.
ЗАЦЕПИН АлександрСергеевич (р. 1926) - сов. композитор. Ученик Е. Г. Брусиловского. Автормузыки к кинофильмам (ок. 80), в т. ч. "Операция „Ы" и др. приключенияШурика" (1965), "Кавказская пленница" (1967), "Красная палатка", "Бриллиантоваярука" (оба - 1969), "Женщина, которая поёт" (1978), "Самоубийца" (1983,ФРГ). Среди др. соч.: балет "Старик Хоттабыч" (1962, Алма-Ата), оперетта"Золотые ключи" (1974, Москва), мюзикл "Две женщины и зависть" (1975, Братислава),инстр. и орк. произв.
ЗБРУЕВА Евгения Ивановна(1867/68-1936) - сов. певица (контральто). Засл. арт. Республики (1922).Ученица Е. А. Лавровской. С 1894 солистка Большого т-ра, в 1905-17 - Мариинскогот-ра. Среди партий: Ваня, Ратмир; Марфа ("Хованщина"), Лель, Кончаковна.Выступала с концертами в ансамбле с А. С. Аренским, С. В. Рахманиновым,А. И. Зилоти. Гастролировала за рубежом.
ЗВЕРЕВ Валентин Ильич(р. 1942) - сов. флейтист. С 1965 солист орк. Ленингр. т-ра оперы и балета,с 1969 - Гос. симф. орк. СССР, с 1982 - Большого симф. орк. Центр. ТВ ирадиовещания. 2-е пр. на Всес. конкурсе (1963), на Междунар. конкурсе музыкантов-исп.(Мюнхен, 1970), 1-я пр. на Междунар. конкурсе дух. квинтетов (Мюнхен, 1966).
ЗВЕРЕВ Николай Сергеевич(1832-93) - рус. пианист, педагог. Ученик А. И. Дюбюка и А. Л. Гензельта.Славился как педагог, особенно начального этапа обучения. Открыл муз. пансионв Москве. Среди учеников: А. И. Зилоти, С. В. Рахманинов, К. Н. Игумнов;у З. обучался также А. Н. Скрябин. С 1870 преподавал в младших классахМоск. конс. (с 1883 проф.).
ЗВУК МУЗЫКАЛЬНЫЙ (англ.sound; франц. son; нем. Klang, Laut, Schall) - наименьший структурный элементмуз. произведения. Используемые в муз. практике З. м. образуют муз. системус характерными устойчивыми признаками высоты (см. Высота звука), громкости(см. Громкость звука), длительности, тембра. 3. м. имеет высотув пределах от С2 до с5-d5 (от 16 до 4000-4500герц; более высокие звуки входят в состав 3. м. в качестве обертонов ишумовых призвуков). В каждом октавном промежутке чаще всего используется12 разных по высоте звуков-ступеней, отстоящих на полутон (см. Строй).Используютсяи очень тихие звуки (но превышающие уровень шума в помещении), и оченьгромкие (но не достигающие болевого порога). Динамич. градации охватываютбольшой диапазон (напр., от ррр до fff), но каждая из них не имеет абсолютногофизич. значения (см. Динамика); т. о., этот диапазон может смещаться,растягиваться, сужаться. Длительность 3. м. колеблется в пределах от 0,015-0,02секунды до неск. минут (педальные звуки органа). Шкала длительностей какнаиб. употребительные включает в себя отношения 1:2; так относятся другк другу восьмая и четверть, четверть и половинная и т. д.; реже встречаютсяотношения 1:3, 1:5, полиритмич. отношения 2:3, 3:4, 4:5, 2:5, 3:5 и др.;абсолютные значения длительностей определяютсятемпом. Очень сложныв муз. системе отношения между тембрами; они не образуют ряда последовательноменяющихся свойств. Разл. типичные тембры связаны с особенностями конкретныхголосов певцов, муз. инструментами; характерны модификации типичных тембров,вызываемые, напр., изменениями в способах звукоизвлечения (тембры скрипкипри игре агсо, pizzicato, con sordina, sul tasto и т. д.). В ансамблях,оркестрах большое значение приобретает сочетание тембров (см. Инструментовка).В характеристике З. м. не менее важны многообразные, обычно не фиксируемыев нотах процессы - как "внутри" З. м., так и при переходах от звука к звуку.Таковы свойственные, напр., фп. и арфе затухания звуков; разл. атаки, напр.у струнных смычковых и духовых; периодич. и апериодич. изменения тембрав инструментах типа колоколов, тамтама; вибрато в пении, у струнных, духовыхи др.; таковы также глиссандо, portamento и др. переходные процессы. Всеони образуют сложную систему интонационных (звуковысотных), динамич. (громкостных),агогич. (темповых и ритмич.) и тембровых оттенков. Эта система с развитиеммуз. иск-ва постоянно расширяется, усложняется. Отдельно взятые З. м. неимеют к.-л. выразит. свойств, но, будучи организованы в муз. систему ивключены в муз. ткань, выполняют разнообразные выразит. функции.
• Муз. акустика, под ред.Н. А. Гарбузова, М., 1954; Мутли А.. Ф., Звук и слух, в сб.: Вопросы музыкознания,т. 3, М., 1960; Назайкинский Е. В., Звуковой мир музыки, М., 1988; НеlmhоltzН. L. F. vоn, Die Lehre von den Tonempfindungen als physiologische Grundlagefur die Theorie der Musik, Braunschweig, 1863, Hildesheim, 1968; StumpfK., Tonpsychologie, Bd 1-2, Lpz., 1883-90; Waetzmann E., Ton, Klang undsekundarc Klangerscheinungen, в кн.: Handbuch der normalen und pathologischenPhysiologic, Bd 11, В., 1926, S. 563-601; Handschin J., Der Toncharakter,Z., [1948]; Eggebrесht H. H., Musik als Tonsprache, "AfMw", 1961, Jahrg.18, № 1. Ю. H. Paгс.
ЗВУКОВАЯ СИСТЕМА (греч.- состав; нем. Tonsystem) - высотная (интервальная) организация муз. звуковна основе к.-л. единого принципа. 3. с. - материальное воплощение лада(истроя), т. е. смысловых отношений высотной структуры (в отличиеот гаммы, звукоряда). З. с. предполагает наличие ряда звуков, функционирующихв определённых, поддающихся фиксации соотношениях. Понятие 3. с. не следуетсмешивать с более широким понятием муз. системы (см. Звук музыкальный).
3. с. отражает степень развития,логич. связность и упорядоченность муз. мышления. Историч. эволюция З.с., в конечном счёте, направлена к утончению звуковой дифференциации, увеличениювовлекаемых в состав З. с. звуков, укреплению и далее упрощению связеймежду ними, созданию разветвлённой иерархии связей на основе звуковогородства. З. с. в собств. смысле предшествует стадия первобытного глиссандирования(экмелики),лишённого высотно дифференцированных тонов, из к-рого только начинаютвыделяться опорные звуки. Первичная форма З. с. - опевание одного опорноготона (устоя) прилегающими сверху или снизу:
Развитие З. с. происходитпутём увеличения звукового состава и, одноврем., нахождения 2-й опоры (ближайшей);этот процесс привёл к "эпохе кварты" - заполнению промежутка между звуками"первого консонанса" (т. е. регистрово ближайшего к осн. устою совершенногоконсонанса) с опорой 3. с. на структуру тетрахорда (см. ниже приме;а), далее также пентахорда, октахорда (см. Полихорд). Генетическиболее ранняя З. с. - пентатоника (пример б), более поздняя - [квинтовая]диатоника (пример в) и миксодиатоника (пример г):
Устойчивые краевые тоны тетрахорда("гестоты") поддерживал мелизматически опевающие их прилегающие ступени("кинумены") хроматич. и энармонич. родов (см. Древнегреческие лады,Роды интервальные, Энармоника).
Становление многоголосияпривело к возникновению нового измерения З. с. - созвучия, аккорда,- и глубочайшей её внутр. реорганизации. Консонирующее трезвучие, ставцентр. элементом З. с., воспроизводится на всех ступенях; его характер(мажор, минор) распространяется на всю систему, превращая квинтовую З.с. в квинто-терцовую (см. Диатоника). Принципом З. с. становитсядействие функций тональных, а система из 24 тональностейвызывает переход от З. с. чистого строя к равномерно-темперированному (см.Темперация).На этой основе оказываются возможными энгармонизм,построениесимметричных ладов. С равномерной темперацией связано и развитиеЗ. с. в музыке 20 в.: переход от 12-ступенности (см. Хроматическая система)к 12-тоновости (см. Додекафония), возобновление микрохроматикинановом уровне. Ю. Н. Холопов.
ЗВУКОВАЯ ШКАЛА - см.Звукоряд.
ЗВУКОЗАПИСЬ (англ.sound recording; нем. Schallauf Zeichnung франц. enregistrement) - фиксацияречи, музыки, шумов с помощью спец. технич. устройств, позволяющая сохранятьи воспроизводить эти звуковые процессы. До кон. 70-х гг. 20 в. были известнылишь аналоговые системы З., к-рые используют изменения колебаний иглы (магнитногополя), пропорциональные ("аналогичные") изменениям звуковых колебаний:механический, магнитный и оптический (фотографич.) способы З. При механическойЗ. звуковые колебания, улавливаемые мембраной, фиксируются в фонограмме- дорожке, к-рую оставляет на поверхности двигающегося звуконосителя игла,передающая колебания от мембраны. Магнитная З., преобразуя звуковые колебанияв электрические, фиксирует их на дорожке "магнитоносителя" - ленты, обладающейостаточным магнетизмом в переменном магнитном поле, к-рое создаётся записывающейголовкой. В оптической 3. дорожка на киноленте производится звуковыми колебаниями,преобразованными в электрические, отличается неоднородностью светочувствит.слоя и рассчитана на воспроизведение звучания путём превращения световоголуча в электрич. колебания (на фотоэлементе), а последних - в звуковые.Качество звуковоспроизведения зависит от качества З. Проблема воспроизведенияЗ. теоретически была решена Ш. Кро (Франция, 1877), на практике - изобретателемфонографа Т. Эдисоном (США, 1877), действовавшими независимо друг от друга.Первоначально носителем 3. служила станиоль, закреплённая на вращающемсяцилиндре, затем восковой валик, а в 1888 Э. Берлинер изобрёл диск (пластинку),предназначенный дм проигрывания на граммофоне. Копирование и размножениедисков облегчила гальванопластическая технология, внедрённая в 1925.
В 1920-х гг. начался такжевыпуск магнитофонов. В кон. 1920-х гг. в кинотехнике появилась оптич."фильмовая" З. В дальнейшем осн. способом становится магнитная З., воспроизводимаякак электромеханич. устройствами (электрофоны, на к-рых проигрываютсядолгоиграющие диски), так и магнитофонами (катушечными и кассетными) .Пространственная локализация источников звука при многоканальной З. воспроизводитсяусилителями с громкоговорителями, создающими стереофонич. эффекты.
Осн. недостатки аналоговыхсистемЗ. - их неполнота и неточность, наличие искажений, к-рые устраняются путёмпоследоват. ограничение механич. процессов. В аналоговых звуковоспроизводящихустройствах роль механич. фактора не может быть полностью устранена. Скон. 70-х гг. в студийной практике и в быту всё большее распространениеполучает наиб. совершенная система З. - цифровая: звуковые колебания превращаютсяс помощью аналогово-цифрового преобразователя в последовательность импульсов,представляемых на ЭВМ в виде чисел. Перспективный метод "считывания" цифровойзаписи с фонограммы (на компакт-диске) при воспроизведении - оптический,использующий лазерный луч.
З. открыла новые возможностив муз. иск-ве и оказала огромное влияние на все сферы музыки 20 в. Онапревратила звучащую музыку в предмет массового произ-ва, выдвинула звукорежиссурукак новую разновидность муз.-творч. труда и привела к существ. изменениямв композиции, исполнительстве (см. Электронная музыка) и восприятиимузыки.
• Синклер Я., Введение вцифровую звукотехнику, М., 1990; Гарднер Дж., Овладевайте иск-вом магнитнойзаписи, [пер. с англ.], М., 1981; Рождение звукового образа, |сб. статей),М., 1985. Ю. Е. Семёнов.
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2019
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.