Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
А Б В Г Д Е З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ш Э
КЕ КИ КО КС

КСТЕР Александра Александровна



КСТЕР Александра Александровна (6.1.1882, Белосток, Гродненской губ. - 17.3.1949, фонтене-о-Роз, Франция) - живописец, тетральный художник, педагог. Из семьи акцизного чиновника, служившего с 1885-86 в Киевской губернии (город Смела) и Киеве. Училась в киевской женской гимназии (1892-99) и Киевском художественном училище (1901-6). В 1903 вышла замуж за своего кузена, адвоката Н.Экстера. Приехав в 1907 впервые в Париж, несколько месяцев посещала Академию Гранд Шомьер; познакомилась с П.Пикассо, Ж.Браком, Г.Аполлинером, М.Жакобом, Ф.Леже. В 1908-14 жила в Киеве, Москве, Петербурге, Париже, где имела мастерскую, путешествовала с мужем по Италии и Швейцарии. От пуантилизма натюрмортов и панно с видами Швейцарии и Бретани, написанных под влиянием Ж.Сёра и П.Синьяка, перешла к манере, близкой В.Ван Гогу (1910-12, пейзажи Москвы, городов Франции и Италии, в которых Я.Тугендхольд ценил слияние "женственно тонкого колоризма с мужской "организованностью" композиции"), а затем к кубизму и беспредметности. Наряду с новейшей французской живописью опиралась на традицию украинского народного искусства, прежде всего в фактурноцветовом содержании своих работ. Участница выставок русских авангардистов "Звено" (1908), 1-й и 2-й Салоны В.Издебского (190910, 1911), "Треугольник" (1910), "Союз молодежи" (1910, 1913-14), "Венок-Стефанос" (1910), "Бубновый валет" (1910-17), "№ 4" (1914), "Трамвай "В" (1915), "Магазин" (1916). Дружила с Д.Бурлюком, М.Ларионовым, Н.Гончаровой и др. левыми художниками, но, как вспоминал А.Дейч, "талантливая искательница, скромная и сдержанная, она не любила шумихи и того "успеха скандала", который сопровождал выступления первых русских футуристов". Выставлялась в парижском Салоне независимых (1912-14), на Международной футуристической выставке в Риме (1914, вместе с А.Архипенко, О.Розановой и др.),
Познакомившись с А.Таировым, работала с 1915 в московском Камерном театре. Расписала интерьеры театра и выполнила эскиз его занавеса. Исключительный успех выпал на долю оформленных Э. с "колоссальным творческим напором" (В.Мухина) спектаклей "Фамира Кифаред" И.Анненского (1916) и "Саломея" О.Уайльда (1917). По словам А.Эфроса, первый из них явился "торжественным парадом кубизма", второй, как писала А.Коонен, - одной из лучших работ Э. "по экспрессии, темпераменту, по чувству формы"; изломанные ритмы костюмов соответствовали музыкальному ритму действия, объемные декорации Э. создавали живописную атмосферу, "которой дышало развитие пьесы" (Эфрос).
В декабре 1917 уехала в Киев, в годы гражданской войны жила в Киеве и Одессе. После смерти мужа (летом 1918) вышла замуж в 1920 за московского актера Г.Некрасова. В Москве примкнула к группе конструктивистов, участвовала вместе с А,Родченко, Л.Поповой, А.Весниным и В.Степановой в выставке "5х5=25" (1921), в Первой Русской художественной выставке в Берлине (1922), разрабатывала модели тканей и одежды, в частности, парадной формы Красной армии. Отстаивала согласование формы одежды с требованиями современной жизни (простота, практичность), считала главным в одежде интенсивность цвета как элемент, характеризующий русский народный костюм, подчеркивая, что "ни в коем случае не следует руководствоваться образцами Западной Европы, основанными на идеологии другого порядка". Сотрудничество Э. с Таировым прекратилось после постановки в Камерном театре "Ромео и Джульетты" (1921); как писал Эфрос, причиной "проигрыша" спектакля явилось то, что декорации Э. были "слишком хороши, вернее - роскошны", "ее исконное неистовство. здесь разгулялось". Не был осуществлен ни один из спектаклей Художественного театра, эскизы к которым выполнила в 1920-22 Э.: "Дама-невидимка" П.Кальдерона, "Интермедии" М.Сервантеса, "Смерть Тарелкина" А.Сухово-Кобылина и др. В Государственном театре комедии и драмы Э. оформила спектакль "Товарищ Хлестаков" Д.Смолина, но А.Луначарский раскритиковал ее работу. Выполнила эскизы костюмов к фильму "Азлита" Я.Протазанова (1923). Участвовала в оформлении павильона "Известий ВЦИК" и "Красной нивы" на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Много времени уделяла все эти годы преподаванию - в детской рисовальной школе в Одессе (1917-18), в своей студии в Киеве (1918-20), во ВХУТЕМАСе в Москве (192122), По словам А.Ахматовой, посвятившей ей стихотворение "Старый портрет" (1910), из школы Э. "вышли все левые художники Киева", в том числе П.Челищев, Н.Шифрин, И.Рабинович, А.Тышлер. Оформляла в 1919 вместе со своими учениками Киев ко дню Красной армии и Одессу к 1 Мая, расписывала агитпоезда и агитпароход "Пушкин".
В 1924 Э. участвовала в организации советского павильона на 14-й Международной выставке искусств в Венеции, где экспонировались и ее работы. В декабре того же года поселилась с мужем в Париже, с 1930 жила в парижском пригороде фонтене-о-Роз, В 1925-30 преподавала в Академии современного искусства Ф.Леже и А.0занфана и в собственной студии: читала лекции по сценографии и конструированию театрального костюма, вела мастерскую композиции, теории цвета и художественной промышленности, требуя от учеников знания классической литературы - от античности до А.Рембо и посещения, наряду с Лувром, индустриальных выставок. Среди работ этого периода эскизы костюмов для балетных спектаклей Б.Нижинской в Лондоне (1925) и Э.Крюгер в Германии (1927-29), марионетки для театра и кино. В 1930 в Париже вышел альбом театральных декораций Э. с предисловием Таирова, отметившего ее возросшее мастерство и постоянно обновляющееся творческое воображение. В 30-40-е она создавала декоративные панно, детские книги по заказу издательства "Фламмарион", "рукописные" книги в нескольких экземплярах, занималась художественной керамикой. Персональные выставки Э. прошли в Берлине, Магдебурге 11927), Лондоне (1928), Париже (1929), НьюЙорке (1930), Праге (1937). О парижской выставке режиссер Г.Бати писал, что она дает "прекрасное представление о движении, которое, родившись в России, обновило устаревшие драматические формы"; оформленные Э. спектакли "открывали миру чудесный секрет взаимосвязи декораций и персонажей". Работы Э, выставлялись в советском отделе Международной выставки художественно-декоративных искусств в Париже (1925, золотая медаль), в русском отделе выставки "Современное французское искусство" в Москве (1928), в одесском (1926) и киевском (1929) художественных музеях, на Международных выставках театрального искусства в Нью-Йорке (1926), Вене (1936) и Оттаве (1938).
С конца 20-х Э. тяжело болела, в годы 2-й мировой войны испытывала материальную нужду. В 1945 умер Г.Некрасов. До конца жизни она сохраняла советский паспорт, но к искусству в СССР относилась отрицательно, в том числе и к работам своей подруги В.Мухиной, усматривая в них "погоню за модой", "психологию", понимаемую как проявление натурализма. В одном из писем Мухиной писала: "Я бы хотела видеть русских выше всех., но в .пластическом искусстве мы жалкие и неумелые подражатели и всегда ими были." Большую часть своих работ и архив Э, завещала художнику С.Лиссиму, бывшему киевлянину, проживавшему с 1940 в США, С середины 60-х произведения Э. снова стали экспонироваться - в Милане (1964), Берлине (1967), Париже (1969), Лондоне (1971); мемориальные выставки состоялись в Париже (1972), Нью-Йорке и Западном Берлине (1974).
Лит.: Тугендхольд Я. Александра Экстер как живописец и художник сцены. Берлин, 1922; Таиров А.Я. Записки режиссера. Статьи. М., 1970; Стриженова Т.К. Из истории советского костюма. М., 1972; A.Exster. Exposition (Cat. by A.B.Nakov). Paris, 1972; Александра Экстер. От импрессионизма к конструктивизму: Каталог выставки. М., 1988; Колесников М.М. Александра Экстер и Вера Мухина / Панорама искусств-12. М., 1989; Коваленко Г.Ф. Александра Экстер: Путь художника. Художник и время. М., 1993.
Р. Ильин
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2019
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.