Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
&
B F H I S
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
БЁ БА БД БЕ БИ БЛ БО БР БУ БХ БЫ БЮ

Бёме Якоб

БЁМЕ Я́коб (1575—1624) — немецкий философ-мистик, чьи взгляды оказали существенное влияние на многие идейные направления европейской культуры, в том числе и на протестантскую теологическую мысль. Выходец из зажиточной крестьянской семьи. Образование ограничилось деревенской школой — чтение, письмо, счет, Закон Божий. Большую часть жизни провел в силезском г. Герлиц, где обзавелся семьей, имел сапожную мастерскую и лавку, хотя и не особо преуспевал. В зрелом возрасте испытал, по собственному свидетельству, ряд видений, явивших ему "тайны сокровенной натуры" и возвещение о высокой духовной миссии — изъяснить эти тайны людям. Осмыслив со временем произошедшее, в 1612 г. Б. записывает свои открытия в трактате "Утренняя заря в восхождении" (в 1634 г. издатели добавляют в начале названия слова "Аврора, или... "). Местный лютеранский пастор Грегор Рихтер после знакомства с этим трудом резко осудил Б. и добился запрета на дальнейшие его писания. Однако, несмотря на продолжавшийся конфликт, в 1618 г. Б. приступает к созданию целой серии трактатов, скоро получивших популярность в среде обновленчески настроенных протестантских теологов. Названия свидетельствуют о круге интересов Б.: "О трех принципах Божественной сущности", "О воплощении Слова", "Путь к Христу", "О выборе по благодати". Венчают эту серию книги "О рождении и обозначении всех сущностей" (1622) и "Великая тайна, или Изъяснение первой книги Моисея" (1623). Но самым известным трудом поныне остается "Аврора, или Утренняя заря в восхождении". Взгляды Б. сочетают элементы христианского мистицизма в духе Экхарта и Таулера, гностико-оккультных традиций, религиозного реформаторства. Общей их характеристикой может быть понятие пантеизма ("всебожия"). Природа трактуется Б. как самораскрытие Бога. Процесс этот динамичен, исполнен внутренних противоречий, но имеет единое основание в Боге. Цель познания — обнаружить связь между божественной сущностью и миром вещей, "за грубой корой вещества прозреть нетленную порфиру". Частью божественного миропорядка является и сам человек, что подтверждается посредством мысли (философия, астрономия, теология) и чувства (мистические интуиции). Свои метафизические рассуждения Б. обосновывает постоянными отсылками к библейским текстам, толкование которых занимает значительное место в его трудах. Посмертно Б. удостоился от последователей надгробной эпитафии: "Из Бога родившийся, в Иисусе умерший, Духом Святым запечатленный".
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2019
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.