Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
& <
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V Z
Ё А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
ШЁ ША ШВ ШГ ШЕ ШИ ШК ШЛ ШМ ШН ШО ШП ШР ШТ ШУ ШЭ ШЮ

ШАБЕЛЬСКИЙ (Szabelski) Болеслав (1896 -



ШАБЕЛЬСКИЙ (Szabelski) Болеслав (1896 - 1979) - польск. композитор,органист, педагог. Ученик Р. Статковского, К. Шимановского. Один из видныхпольск. композиторов 20 в. В начале творч. пути обращался к монументальномусимфонизму, в 50-х гг. - к новейшей комп. технике. Среди соч. : поэма "НиколайКоперник" (для сопрано, 2 хоров и орк. , 1975); 5 симф. (1926 - 68); концертдля фл. и кам. орк. (1964); "Афоризмы 9" (для 9 инстр. , 1962). В 1929 - 39проф. Силезской конс. в Катовице, с 1945 преподавал в Высш. муз. школетам же. Среди учеников - Г. Турецкий. Гос. пр. ПНР (1953, 1962).
ШАБЕЛЬСКИЙ Сергей Иванович (1885 - 1956) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в Казах. ССР (1954). В 1933 - 36 дирижёр орк. Казах, т-ра драмы, в 1944 - 49зав. муз. частью киностудии "Казахфильм". Среди соч. : 2 сюиты для орк. "Кобланды" (совм. с Л. А. Хамиди, 1951), сюита на казах, темы (1954) дляорк. казах. нар. инстр. ; 2 фп. трио - "Памяти Амангельды" (1944) и "ПамятиАбая" (1945); музыка к спектаклям драм. т-ра; обработки нар. песен дляголоса с фп. С 1948 преподавал инструментовку в Алма-Атинской конс.
ШАБР, ш а п а р, - чуваш, волынка. В резервуар из пузыря быкаили коровы вставлены костяная или металлич. трубка для вдувания воздухаи 2 мелодические (оловянные), укреплённые в общем дерев, ложе. На левой(от исполнителя) трубке 2 - 3 пальцевых отверстия, на правой - 3 - 4(в нижней её части 3 - 7 небольших отверстий, залепленных воском; их протыкаютпри подстройке стволов). Мелодич. трубки заканчиваются раструбом изкоровьего рога или берёсты. В отверстия трубок внутри резервуара вставленытростниковые пищики. Звукоряды диатонический и хроматический. Используетсякак сольный и ансамблевый инстр.
ШАБРИЁ (Chabrier) Эмманюэль (1841 - 94) - франц. композитор. По образованиююрист. В музыке Ш. проявились его остроумие, изобретательность. Выступалза иск-во, свободное от канонов, ратовал за многообразное воплощение жизненныхявлений в музыке. Среди лучших соч. : оперы "Гвендолина" (1886, Брюссель),"Король поневоле" (1887, Париж), поэма-рапсодия "Испания" (1883), фп. пьесы. Автор оперетт, орк. произв. , романсов, песен и др.
ШАВЕРДЯН Александр Исаакович (1903 - 54) - сов. музыковед. Засл. деят. иск-в Арм. ССР (1945). Первые статьи опубл. в 1926. В 1928 - 36 гл. ред. муз. вещания Всес. радиокомитета. В 1946 - 47 ст. науч. сотрудник сектораистории и теории музыки АН Арм. ССР.
• А. А. Спендиаров, М. - Л. , 1939, 3Ер. , 1971; Чайковский ирус. оперный т-р, в кн. : Чайковский и т-р, М. - Л. , 1940; Избр. статьи, М. ,1958; Очерки по истории арм. музыки XIX - XX п. , М. , 1959, и др.
ШАВЕРЗАШВИЛИ Александр Васильевич (р. 1919) - сов. композитор, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1982). Канд. иск-ведения (1951). Чл. КПСС с 1950. Ученик А. М. Баланчивадзе. Автор 4 опер ("Маринэ", 1955; "К новому берегу",1967, обе - Тбилиси, и др. ); балета; 2 оперетт; вок. -симф. соч. , в т. ч. цикла "Тайный голос" на сл. Н. Бараташвили (1977); 3 симф. (1945 - 76), симф. поэм; концертов с орк. - для скр. (1964), для тромбона (1979), для голоса(1981) и др. ; 5 фп. трио; кам. -инстр. произв. ; романсов, песен; музыкик спектаклям драм. т-ра и др. В 1955 - 86 преподавал в Тбилисской конс. (с1971 проф. , в 1968 - 79 зав. кафедрой композиции, с 1972 проректор).
• Пичхадзе М. , А. Шаверзашвили, Тб. , 1972 (на груз, яз. ); Т о р а дэ с Г. , Многогранность творческих интересов, "СМ", 1980, № 6.
ШАГИНЯН Мариэтта Сергеевна (1888 - 1982) - сов. писательница. Засл. деят. науки Азерб. ССР (1981). Д-р филологич. наук (1946). Чл. -корр. АН Арм. ССР (1950). Герой Соц. Труда (1976). Чл. КПСС с 1942. Автор статей и очерково музыкантах. Ленинская пр. (1972), Гос. пр. СССР (1951).
• Воспоминания о С. В. Рахманинове, в кн. : Воспоминания о Рахманинове,т. 2, М. , 1957, 41974; Воскрешение из мертвых, М. , 1964, гподназв. : И. Мысливечек, [М„ 1968]; 6 Шостаковиче. Статья, М. , 1979; Человеки время. История человеческого становления, М. , 1980.
ШАЙНСКИЙ Владимир Яковлевич (р. 1925) - сов. композитор. Нар. арт. РСФСР(1986). Ученик Л. М. Цейтлина (скр. ), К. Караева (композиция). Автор популярныхпесен "Дрозды", "Не плачь, девчонка", "Травы, травы", детских песен "Улыбка","Голубой вагон", "Песня крокодила Гены", "Вместе весело шагать". Гос. пр. СССР (1981), пр. Ленинского комсомола (1980).
ШАЙБЕ (Scheibe) И. А. - см. Шейбе И. А.
ШАЙДТ (Scheldt) С. - см. Шейдт С.
ШАЙДУР (Шайдуров) Иван Акимович (гг. рожд. и смерти неизв. ) - рус. распевщик1-й пол. 17 в. , муз. теоретик. Был певчим дьяком в Новгороде, затем работалв Москве. Знаток знаменного пения (см. Знаменный распев), он ввёлряд нововведений в знаменную нотацию (в т. ч. киноварные пометы), способствовалпереходу её к 5-линейной.
ШАЙН (Schein) И. Г. - см. Шейн И. Г.
ШАЙТ (Scheit) К. - см. Шейт К.
ШАЛЁНЕК (Szalonek) Витольд (р. 1927) - польск. композитор, пианист,педагог. Ученик Б. Войтовича, совершенствовался у Н. Буланже (композиция). Среди соч. : кантаты "Признание" (1959), "Милая земля" (1969); "SinfoniaBACH" (1979), "Симф. сатира" (1956), "Les sons" (1965) и др. произв. дляорк. ; Концерт для струн. инстр. (1975); Ноктюрн для баса, арфы и орк. (1955). Преподаёт в Высш. муз. школе в Катовице (в 1972 - 1978 ректор), с 1974 (одноврем. )в Высш. школе иск-в Зап. Берлина. Автор муз. -теоретич. статей.
ШАЛМЕЙ (нем. Schalmei; англ. shawm; франц. chalemie; итал. ciaramella;тростник) - 1) духовой язычковый инструмент с двойной тростью и т. н. пируэтом(розеткой) - упором для губ исполнителя. Был распространён в Зап. Европев кон. 13 - 17 вв. Имел 6 - 7 пальцевых отверстий спереди, 1 - сзади и 1 клапанноеотверстие. Звукоряд преим. диатонический. Первоначально употреблялись высокиеразновидности - сопрано, сопранино, с 14 - 15 вв. - альт и тенор; полноесемейство Ш. , включающее бас и контрабас, сложилось в 16 в. Низкие разновидностиШ. назывались обычно бомбардами или поммерами. В 15 - 17 вв. Ш. входили всоставы разл. ансамблей. К кон. 17 в. были вытеснены гобоем и фаготом. Ш. ныне употребляются в Италии под назв. пиффаро. Родств. инструменты - авлос,зурна. 2) В нек-рых источниках термин "Ш." означает все ср. -век. тростевыеинструменты. 3) Регистр органа.
Семейство шалмеев (поммеров).
ШАЛЬК (Schalk) Франц (1863 - 1931) - австр. дирижёр, педагог. Ученик А. Брукнера (гармония, контрапункт). наиб. известен как интерпретатор оперР. Штрауса, симф. соч. А. Брукнера. Работал в ряде европ. т-ров, с 1900 - в Венской придв. опере (в 1918 - 29 музик-директор). В 1909 - 19 преподавалв Венской академии музыки и сценич. иск-ва. Среди учеников - Г. Караян.
ШАЛЯПИН Фёдор Иванович (1873 - 1938) - рус. певец (высокий бас). Нар. арт. Республики (1918). С юношеского возраста увлекался т-ром (участвовал вспектаклях как статист). Нек-рое время занимался у Д. А. Усатова в Тбилиси,где начал проф. сценич. деятельность (с 1893). В 1895 пел в Мариинскомт-ре, в 1896 - 99 - в Моск. частной рус. опере, на сцене к-рой он исполнилбольшинство партий своего репертуара. Важной вехой в его биографии былотворч. общение с С. В. Рахманиновым. Огромную роль в формировании Ш. какличности сыграла также дружба с М. Горьким. С 1899 пел в Большом и одноврем. в Мариинском т-рах. В 1901 с триумфом выступил в т-ре "Ла Скала", с этоговремени постоянно гастролировал за рубежом, завоевав мировую славу. Особоезначение имело участие Ш. в "Русских сезонах" как пропагандистарус. музыки, прежде всего творчества М. П. Мусоргского и Н. А. Римского-Корсакова. После Окт. революции 1917 был худ. рук. Мариинского т-ра (1918), выборнымчл. директорий Большого и Мариинского т-ров. Выехав в 1922 за границу нагастроли, Ш. не вернулся в Сов. Союз, жил и умер в Париже (в 1984 прахШ. перенесён на Новодевичье кладбище в Москве).
Крупнейший представитель рус. исполнительского иск-ва, Ш. был равновелик и как певец, и как драм. актёр. Его голос - удивительный по гибкости,тембровому богатству - звучал то с проникновенной нежностью, задушевностью,то с разящим сарказмом. Мастерски владея иск-вом фразировки, тончайшейнюансировки, дикции, певец насыщал каждую муз. фразу образным смыслом,наполнял её глубоким психологич. подтекстом. Ш. создал галерею разнохарактерныхобразов, раскрывая сложный внутр. мир своих героев. Вершинными творениямиартиста явились образы Бориса Годунова и Мефистофеля ("Фауст"; "Мефистофель"Бойто). Среди др. партий: Сусанин, Мельник, Варлаам, Досифей; Иван Грозный("Псковитянка"), Сальери, Ерёмка, Олоферн, Филипп II; Дон Базилио ("Севильскийцирюльник"), Дон Кихот ("Дон Кихот" Массне). Ш. был выдающимся кам. певцом:чутким интерпретатором вок. произв. М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского,М. П. Мусоргского, П. И. Чайковского, А. Г. Рубинштейна, Р. Шумана, Ф. Шуберта, а также проникновенным исполнителем рус. нар. песен. Выступали в качестве режиссёра (пост. оперы "Хованщина", "Дон Кихот"). Снималсяв кино. Ему принадлежат также скульптурные, живописные работы. Написалавтобиографию "Страницы из моей жизни", кн. "Маска и душа" (первая - визд. : Ф. И. Шаляпин, т. 1, М. , 1957, вторая - Париж, 1932; обе - в кн. :"Страницы из моей жизни. Маска и душа", М. , 1990).
• Ф. И. Шаляпин, т. 1 - 3,3М. , 1976 - 79; Ф. И Шаляпин. Летописьжизни и творчества, кн. 1 - 2, 'Л. , 1988 - 89. О. А. Ольгина.
ШАМБОНЬЕР, Шампион де Шамбоньер (Champion de Chambonnieres) Жак (между1601 и 1611 - 1672) - франц. клавесинист, органист, композитор, педагог. Его дед и отец Т. и Ж. Шампионы - клавесинисты, отец также органист. В1638 - 62 Ш. был органистом и клавесинистом Корол. придв. капеллы, преподавал. Основоположник франц. школы клавесинистов, Ш. своими сарабандами, жигами,курантами и др. пьесами для клавесина внёс существ, вклад в формированиеклассич. клавирной сюиты.
ШАМИНАД (Chaminade) Сесиль (1857 - 1944) - франц. пианистка, композитор. Ученица Б. Годара (композиция). Концертировала во Франции и др. странах,исполняла гл. обр. собств. произведения (после её гастролей в США был созданряд "Ш. -клубов"). Среди соч. выделяются концертштюк для фп. с орк. и фп. пьесы. Автор комич. оперы "Севильяна"; балета "Каллироэ" (1888); кам. -инстр. ансамблей; романсов (в т. ч. "Испанской серенады", известной в транскрипцииФ. Крейслера).
ШАМО Игорь Наумович (1925 - 82) - сов. композитор. Нар. арт. УССР (1975). Ученик Б. Н. Лятошинского. Популярны песни Ш. (всегo 300), в т. ч. "Киевемш" (стала позывными Киевского радио). Автор оратории "Ленин" (1980); 3симфоний для струн. орк. (1964 - 75), "Комсомольской увертюры" для симф. орк. (1967); концерта для баяна со струн. орк. (1980); 5 струн. квартетов(1955 - 80); музыки к спектаклям драм. т-ра (св. 40) и к. -ф. (ок. 40). Гос. пр. (1976), пр. Ленинского комсомола УССР (1972).
ШАМСУТДИНОВА Майра Валиевна (1896 - 1926) - казах. певица, композитор. Исполнительница нар. песен: казахских, русских, татарских и др. Автор песен,в т. ч. "Майра", "Смет", "Сад", "Иртыш", "Красный цветок", "Степная песня"(нек-рые из них опубликованы в сб-ке А. Затаевича "500 казах. песен и кюев",А. -А. , 1931).
• Жубанов А. , Майра, в его кн. : Соловьи столетий, А. -А. , 1967.
ШАМУРАТОВА Аймхан (р. 1917) - сов. актриса, певица. Нар. арт. СССР (1968). Чл. КПСС с 1957. В 1932 - 88 (с перерывом) в Каракалп. т-ре муз. драмы икомедии им. К. С. Станиславского. В конц. репертуаре - песни народов СССР.
ШАНКАР Ананда (р. 1942) - инд. композитор. Создал смешанный оркестриз инд. и европ. инструментов, для к-рого сочинял музыку. Основал конц. труппу, с к-рой гастролировал во мн. странах (в СССР в 1978). В комп. практикеиспользует достижения европ. муз. иск-ва. С 1970-х гг. работает преим. в жанрах киномузыки. Среди соч. : муз, композиции "Подснежник", "Океан",цикл "Муз. открытие Индии"; танц. композиция "Югачгнда"; музыка к к. -ф. (в т. ч. "Хор"). Нар. пр. Индии (1974).
• В а n с r j i P. , Uday Shankar and his art, Delhi, 1982.
ШАНКАР Рави (р. 1920) - инд. композитор, исполнитель на ситаре. В1949 - 56 директор муз. программ и руководитель ансамбля инд. инструментовРадио (Дели). Выступает как исполнитель и композитор с 1944. Концертировалв разл. городах Европы и США, где освоил разл. виды совр. комп. техники. Выступал в ансамбле с европ. артистами, в т. ч. И. Менухиным. Гастролировалв СССР (впервые в 1954). Основал в Бомбее муз. школу (1963), открыл еёотделение в Лос-Анджелесе (1965). Ш. стремится к творч. синтезу инд. иевроп. муз. культур. Автор балетов "Небольшой ущерб" (по рассказу Р. Тагора),"Открытие Индии" (по кн. Дж. Неру), "Мечта, кошмар и заря"; музыки к к. -ф. и др. Ш. принадлежит автобиографич. кн. "My music, my life" (Delhi, 1969). Нац. пр. "Падма Вибхушан" (1981).
ШАНО (Chanot) - франц. мастера муз. инструментов, братья. Учились уотца - Жозефа Ш. ЖоржШ. (1801 - 73) открыл в 1823 в Париже мастерскую. Егоинструменты повторяли в основном модели А. Страдивари. Чертежи инструментовготовились Франсуа Ш. (1788 - 1825), к-рый сконструировал также т. н. скрипку-гитару(1818, не вошла в широкую практику). По его моделям созданы также влч. и альты. Сын Жоржа Ш. - Ж о р ж Ш. (1831 - 95) был также инстр. мастером,работал в Лондоне.
ШАНСОН (франц. chanson, от лат. cantio, род. падеж cantionis - пение,песня) - в широком смысле - франц. песня во всех её историч. и жанровыхразновидностях, включая старинные кантилены, баллады, рондо,виреле, водевили, романсы, революц. и социальные песни 19 - 20 вв. , совр. эстр. пески из репертуара шансонье. В узком смысле - франц. многогол. песня 15 - 16 вв. Ш. этого периода, обобщившие нац. песенные традиции (народные,иск-во трубадуров, творчество Г. де Машо) и испытавшие влияние нидерл. полифония, стиля (шансои Г. Дюфаи, Я. Обрехта, И. Окегема, Ж. Беншуа, А. Бюнуа, Жоскена Депре, позже - О. Лассо), были одним из самых значит. жанровевроп. музыки эпохи Возрождения. Крупнейшие мастера Ш. (наряду с названными):К. Жанекен, К. Сермизи, К. Ле Жён, Г. Котле, Я. Аркадельт.
Полифония. Ш. многообразны по содержанию, в текстах применялись нар. стихи, поэзия П. Ронсар" и К. Маро (16 в. ). Для музыки Ш. характерно использованиепопулярных мелодий (иногда нескольких в одновреи. звучании, как в кводлибете) - народных или проф. светских (помещались чаще всего в теноре), нередковстречается форма канона, в т. ч. двойного ("Basiez moy" ЖоскенаДепре) и бесконечного ("Celebrons" Лассо):
О. Лассо. Шансон "Celebrons".
Жанекен создал программные Ш. с использованием звукоподражат. приёмов("Пение птиц", "Крики Парижа"). Шансон Г. Котле по стилистике соприкасаютсяс соч. итал. композиторов, экспериментировавших в области хроматики (см. Хроматизм,Энгармонизм), Во 2-й пол. 16 в. появились Ш. аккордово-гармонич. склада,в к-рых гл. мелодия, голосом стал не тенор, а сопрано. Из таких многогол. Ш. , ставших по существу гомофонными, возникли сольные песни, в к-рых аккомпанементпоручался инструментам (лютне, теорбе, клавишным инструментам); во Францииони получили назв. "придворные песни". Определ. влияние на развитие Ш. оказали деятели основанной в 1570 Ж. А. Баифом "Академии поэзии и музыки",к-рые пытались возродить античную муз. -поэтич. метрику. Прогрессивной чертойШ. , принадлежащих композиторам этого направления (Ле Жён и др. ), было формированиепринципов нового монодич. стиля, на основе к-рого возникла опера.
• Симакова Н. . Вок. жанры эпохи Возрождения, М. , 1985. Т. Н. Дубравская.
ШАНСОНЕТКА (франц. chansonnette, уменьшит, от chanson - песня) - 1)песенка, часто фривольного содержания. 2) Исполнительница песен, куплетовв кафе-шантанах, кабаре, ресторане и т. д.
ШАНСОНЬЕ (франц. chansonnier, от chanson - песня) - франц. эстр. певец,часто автор текста и музыки. Иногда для своих (или принадлежащих др. поэтам)стихов используют известные мелодии. Наряду с лирическими исполняли сатирич. ,социально-политич. песни. Важную роль в развитии демократич. традиций иск-ваШ. сыграл П. Ж. Беранже; в числе Ш. -революционеров - Э. Потье (автор "Интернационала"). Продолжателем их традиций стал Г. Монтегюс. С кон. 19 в. назв. "Ш." закрепилосьза проф. артистами эстрады. Среди Ш. 20 в. : Ф. Лемарк, Ж. Брассенс, Э. Пиаф, Б. Виан, М. Шевалье, Ж. Брель, Ж. Беко, Ш. Азнавур, С. Адамо, М. Матьё, Дж. Дассен.
ШАНТАВУАН (Chantavoine) Жан (1877 - 1952) - франц. музыковед, критик. Печатался в ряде периодич. изданий. Руководил изданием серии "Les maitresde la musique" (с 1906). Совм. с М. Брене выпускал ежегодник "L'annee musicale"(P. , 1911 - 13). Автор работ о Л. Бетховене, В. А. Моцарте, Ф. Листе, К. Сен-Сансе. Опубликовал считавшиеся утерянными партитуры Ж. Визе: 1 -ю симфонию,оперы "Сид", "Иван Грозный" и др. Перевёл на франц. яз. либр. опер "Всеони таковы" Моцарта, "Тристан и Изольда", "Парсифаль", "Кавалер розы" идр.
ШАНТЫРЬ Григорий Михайлович (1923 - 87) - сов. композитор. Засл. деят. иск-в РСФСР (1981). Чл. КПСС с 1957. Ученик А. Н. Александрова, Е. К. Голубева. Среди соч. : оперы "Город юности" (1957, Челябинск; 2-я ред. 1961, Москва),"Два капитана" (по В. А. Каверину, 1965, Челябинск), "Пиквикский клуб"(по Ч. Диккенсу, 1978, Тарту), "Наша молодость" (1981, Львов), "Тень" (поЕ. Л. Шварцу, 1987) и др. ; произв. для фп. (2 сонаты и др. ), для хора, вт. ч. 4 лирич. поэмы о В. И. Ленине (сл. С. П. Щипачёва, 1968), цикл "Временагода" (сл. С. А. Есенина, 1971), "Триптих" (сл. М. Ю. Лермонтова, 1981); вок. циклы, романсы на сл. А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, С. Я. Маршака, Р. Г. Гамзатова, Р. И. Рождественского и др. Автор критич. статей.
ШАПОРИН Юрий (Георгий) Александрович (1887 - 1966) -сов. композитор, педагог,обществ. деятель. Нар. арт. СССР (1954). Ученик Н. А. Соколова (композиция),М. О. Штейнберга (инструментовка) и др. С 1919 (с перерывом) зав. муз. частью и дирижёр Большого драм. т-ра в Петрограде (Ленинграде), с 1928 - Ленингр. т-ра драмы (ныне - им. А. С. Пушкина). В 1925 - 30 пред. Лениигр. отд. Ассоциации современной музыки. С 1952 секр. СК СССР. В своёмтворчестве Ш. продолжил героико-патриотич. традиции рус. классич. музыки. Его монументальные соч. (опера "Декабристы", симфония-кантата "На полеКуликовом", оратории "Сказание о битве за русскую землю", "Доколе коршунукружить?") заложили основу героич. эпоса в сов. музыке; к её классич. образцампринадлежат также кам. -вок. произв. Ш. С 1939 проф. Моск. конс. Среди учеников:А. А. Бабаев, Г. А. Жубанова, М. А. Марутаев, А. А. Муравлёв, Е. Ф. Светланов,Н. Н. Сидельников, А. Г. Флярковский, Р. К. Щедрин, Р. М. -Х. Яхин. С 1933выступал со статьями. Чл. Сов. к-та защиты мира (1955). Гос. пр. СССР (1941,1946, 1952), Гос. пр. РСФСР (1966).
Опера Декабристы (1953, Москва; первонач. вариант - Полина Гебль, поА. Н. Толстому, не окончена, 1925, Ленинград); для солистов, хора и о р к. - симфония-кантата На поле Куликовом (1939), оратории Сказание о битвеза русскую землю (1944), Доколе коршуну кружить? (1963), кантата К Чаадаеву(сл. А. С. Пушкина, 1949); для о р к. - симфония (с дополнит, дух. группой,смешанным хором и фп. , 1932), Блоха (шутейная сюита из музыки к одноим. пьесе, 1928); соч. для фп. ; для голоса сор к. - баллады Кондор (сл. И. А. Бунина),Геральд Свенгольм (сл. А. К. Толстого), Матьяш Губец (все - 1915), ПесниЖар-птицы (с инстр. ансамблем, 1924); для голоса с ф п. - романсы, в т. ч. 6 романсов на сл. Ф. И. Тютчева (1921), 5 романсов на сл. Пушкина (1934 - 37),Далёкая юность (сл. А. А. Блока, 1939), Элегии (1945), Из лирической тетради(1947), Романсы на слова сов. поэтов (1948), Элегия и романсы (1959); музыкак спектаклям драм. т-ра, к. -ф. ; обработки 3 рус. нар. песен.
• Избр. статьи, М. , 1969; Лит. наследие: статьи, письма. . . , М. , 1989,и др.
• Гроссман В. [Васина-Гроссман B. A. ], Ю. А. Шапорин, М. - Л. , 1946; ЛевитС. И. , Ю. А. Шапорин, М. , 1964; Мартынов И. И. , Ю. Шапорин, М. , 1966; СадовниковЕ. (сост. ), Ю. А. Шапорин, Нотографич. и библ. справочник, М. , 1966; СмирноваИ. А. , Романсы Ю. А. Шапорина, М. , 1968. М. Ф. Леонова.
ШАПОШНИКОВ Адриан Григорьевич (1887 - 1967) - сов. композитор. Нар. арт. Туркм. ССР (1967). Учился у А. К. Глазунова, Н. Н. Черепнина, Я. Витола. В 1941 - 48 зам. пред, правления СК Туркм. ССР. Один из основоположниковтуркм. проф. муз. культуры. Ш. созданы первые нац. муз. -сценич. произв. :оперы, в т. ч. "Зохре и Тахир" (совм. с В. Мухатовым, 1941, Ашхабад), "Розаи соловей" (1943, там же; 2-я ред. совм. с Д. Овезовым, 1961, там же),"Шасенем и Гариб" (1944, там же; 2-я ред. 1955, Москва), "Айна" (обе - совм. с Овезовым, 1957. Ашхабад), балет "Пир короля" (1913) и др.
• ГуревичВ. , А. Шапошников, М. , 1985; Эшпай А. , Служение иск-ву, "МЖ",1987, № 13.
ШАПОШНИКОВ Сергей Николаевич (1911 - 73) - сов. певец (бари тон), педагог. Нар. арт. РСФСР (1957). С 1935 солист Ленингр, Малого т-ра оперы и балета. Среди партий: Евгений Онегин, Андрей Болконский; Олег Кошевой ("Молодаягвардия"). Выступал в концертах. Гастролировал за рубежом. С 1947 преподавала Ленингр. конс. (c 1958 доцент). Гос. пр. СССР (1951).
ШАРАИ (Sarai) Тибор (р. 1919) - венг. композитор, муз. -обществ. деятель. Чл. Венг. социалистич. рабочей партии с 1947. В 1971 - 78 чл. Междунар. муз. совета. В 1959 - 78 1-й секр. Союза венг. музыкантов. Среди соч. : балет "ВитязьЯнош" (1957, Будапешт); оратория "Вариации на тему о мире" (1964), кантата"De profundis" (1968); произв. для орк. - симфонии, "Весенний концерт" (1955),пьесы; кам. -инстр. ансамбли; хоры, песни. С 1953 преподаватель в муз. уч-ще,с 1959 проф. Высш. муз. школы в Будапеште. Пр. им. Ф. Эркеля (1959), пр. им. Л. Кошута (1975).
ШАРАКАН (от арм. шарк, букв. - ряд) - общее название арм. оригинальных(не библейских) духовных песен. Первоначально (с 12 в. ) термин "Ш." обозначалгимны разных видов, представленные в певч. книге "Шаракноц" ("Гимнарии"). В неё входили песнопения 3 жанров - к ц у р д (тропарь), к а ц ур д (кондак) и канон. Кцурды, поначалу представлявшие собойнебольшие парафразы библейских псалмов, затем развились в самостоят. 3-строфныегимны. Среди авторов первых кцурдов - Месроп Маштоц, Саак Партев, МовсесХоренаци (5 в. ), позднее - Анания Ширакаци, Саак Дзорапореци, Барсег Тчон(7 в. ; последний из них - составитель одного из первых сводов арм. гимнов). С 6 в. распространился кацурд - многострофное песнопение с элементами повествованияи с алфавитным акростихом, с 8 в. - канон. Степанос Сюнеци (второй) систематизировалгимны по гласовому принципу (см. Глас). наиб. активно арм. гимнодияразвивалась в 9 - 12 вв. ; её расцвет связан с именем крупнейшего поэта-мелодаарм. средневековья Нерсеса Шнорали (12 в. ). С 12 в. термин "Ш." применялсяуже как собирательный. В 13 в. большой вклад в развитие гимнодии внеслиВардан Аревелци, Ованес Ерзнкаци и др. ; в 15 в. эволюция Шаракноца завершилась. Ш. изучаются по нотному Шаракноцу (с армянской нотописью), старопечатнымизданиям и рукописям (с хазами), хранящимся, в частности, в Ин-тедревних рукописей "Матенадаран" им. Месропа Маштоца. Н. к. Тагмизян.
Мовсес Хоренаци. Шаракан из канона Рождеству. 5 в.
ШАРВЕНКА (Scharwenka) Ксавер (1850 - 1924) - нем. композитор, пианист,педагог. По нац. поляк. Ученик Т. Куллака (фп. ). С 1874 концертировал вомн. европ. странах, в США и Канаде. В 1881 основал собств. консерваториюв Берлине (в 1893 объединена с консерваторией Клиндворта под назв. консерваторияКлиндворта - Ш. ). В 1891 - 98 основал консерваторию в Нью-Йорке (носила егоимя). Автор оперы, симфонии, 4 концертов для фп. с орк. (пользовались популярностью),кам. -инстр. соч. и др. Написал кн. "Methodik des Klavierspiels" (Lpz. ,1907), автобиографию "Klange aus meinem Leben" (Lpz. , 1922).
ШАРИПОВА Венера Гареевна (р. 1927) - сов. певица (лирич. сопрано). Нар. арт. РСФСР (1970). Чл. КПСС с 1967. С 1950 солистка Тат. т-ра оперы и балета,с 1973 - Тат. филармонии. В репертуаре - партии в операх рус. и зап. -европ. ,а также тат. сов. композиторов. В конц. репертуаре - кам. вок. сочиненияи тат. нар. песни. Гастролировала за рубежом.
ШАРМАНКА (назв. от начальной строки нем. песенки "Scharmante Katharine" - "Прелестная Катарина", популярной с нач. 19 в. ), катеринка, - механич. инструмент в виде небольшого органа без клавиатуры. В ящике размещены внеск. рядов звучащие трубки, меха и дерев, или металлич. валик сошп ильками. При вращении валика выходящей наружу рукояткой шпильки, зацепляяспец. механизм, открывают доступ воздуха к звучащим трубам; одноврем. вмеха накачивается воздух. На каждом валике "записывалось" по 1 пьесе. Появиласьв кон. 17 в. во Франции как инструмент для обучения певчих птиц, усовершенствованаок. 1700 итал. мастером Дж. Барбери (отсюда франц. назв. Orgue de Barbaric). С кон. 19 в. валики заменили перфориров. картонные или металлич. круги,на к-рых записывались по неск. песен, танцев, преим. вальсов, арий из опер. Звучание отличалось монотонностью.
Шарманка.
Механизм шарманки.
ШАРОЕВ Георгий Георгиевич (1890 - 1969) - сов. пианист, педагог. Засл. деят. иск-в Азерб. ССР (1936). Чл. КПСС с 1941. Ученик А. Н. Есиповой. Выступал как солист и ансамблист. С 1919 работал в муз. уч-ще РМО (с 1921 - Азерб. конс. ; с 1930 проф. , в 1934 - 1952 зав. кафедрой, в 1948 - 50 проректор). В 1933 организовал муз. школу (ныне - имени Ш. ). Автор методич. пособий,уч. -пед. репертуара и др.
ШАРОЕВ Иоаким Георгиевич (р. 1930) - сов. режиссёр, педагог. Нар. арт. СССР (1984). Чл. КПСС с 1969. Сын Г. Г. Шароева. В 1954 - 1959 - режиссёрБольшого т-ра, в 1982 - 87 гл. режиссёр Моск. муз. т-ра им. К. С. Станиславскогои В. И. Немировича-Данченко. Среди оперных постановок: на моск. сцене - ряд спектаклей впервые в СССР, в т. ч. "Доротея" (1983), "Золотой телёнок"(1984) Хренникова, "Битва при Леньяно" Верди (1984), "Орфей и Эвридика"Гайдна (1985), "Орфей в Хиросиме" Акутагавы (1985); за рубежом - "Пиковаядама" (1984, Мюнхен), "Иоланта", "Сельская честь" (1987, Югославия). Постановщикмн. массовых театрализов. представлений, худ. рук. культурной программыОлимпиады-80 в Москве, поставил ряд фильмов-опер. С 1964 преподаёт в ГИТИСе(с 1977 проф. , с 1968 зав. кафедрой эстр. иск-ва). Автор оперных либр. ,а также кн. "Режиссура эстрады и массовых представлений" (М. , 1986) и др.
ШАРОНОВ Василий Семёнович (1867 - 1929) - сов. певец (баритон). Засл. арт. Республики (1925). Совершенствовался в Италии. С 1888 пел в хоре,с 1895 солист Мариинского т-ра (ныне - Ленингр. т-р оперы и балета). Средипартий: Кочубей, Иван Хованский; Бес ("Черевички" Чайковского), Вотан ("Валькирия",первый исп. на рус. сцене). Выступал в концертах.
ШАРП (Sharp) Сесил Джеймс (1859 - 1924) - англ. муз. фольклорист, педагог. Состоял в Об-ве нар. песни (с 1898), в 1911 основал Об-во англ. нар. танца(позднее объединилось с Об-вом нар. песни) в Лондоне. Собрал и издал всб-ках нар. мелодии - св. 5000 англ. песен и ок. 200 танцев (записаны насевере Англии и в Аппалачских горах США). Их использовали мн. англ. композиторы(Р. Воан-Уильямс и др. ). Рук. Школой нар. песни и танца (Стратфорд-он-Эйвон).
• English folk songs, some conclusions, L. , 1907, '1965; The dance. A historical survey of dancing in Europe, L. , 1924 (совм. с А. Р. Оррёи др. ).
• К а r р е l ё s М. , С. Sharp, his life and work, L. - Chi. , 1967.
ШАРПАНТЬЁ (Charpentier) Гюстав (1860 - 1956) - франц. композитор, муз. деятель. Чл. Ин-та Франции (1912). Ученик Ж. Массне. Рим. пр. (1887). Вопере ("муз. романе") "Луиза" (1900, Париж) претворил традиции лирическойоперы и муз. веризма. Автор опер, в т. ч. "Жюльен, или Жизньпоэта" (1913, Монте-Карло); кантат; драм. симф. "Жизнь поэта" для хораи орк. ; произв. для орк. , для голоса и орк. и др. Писал музыку для массовыхнар. празднеств. Основал Нар. конс. в Париже (1902).
• Delmas M. , G. Charpentier et le lyrisme francais. P. , 1931; BaserP. , G. Charpentier, "Musica", 1956, Jg. 10, S. 280 - 81.
ШАРПАНТЬЕ Л. И. - см. Леонов Л. И.
ШАРПАНТЬЕ (Charpentier) Марк Антуан (1634, по др. данным, ок. 1645 - 1704) - франц. композитор, педагог. Учился у Дж. Кариссими в Риме. Был капельмейстеромцерк. капелл. Сотрудничал с Мольером (написал музыку к его комедиям-балетам"Брак поневоле", 1672, и "Мнимый больной", 1673). Среди соч. : оперы "Давиди Ионафан" (1688), "Медея" (1693, обе - Париж) и др. ; оратории, в т. ч. "Отречение апостола Петра"; 11 месс, Те Deum, кантаты, св. 100 мотетов,гимны, псалмы, ламентации, инстр. произв. ; светские песни. Автор муз. -теоретич. руководств. Hitchcock H. W. , Les oiuvres de M. A. Charpentier. Catalogueraisonne, P. , 1982.
• Brenet M. , M. -A. Charpentier, "Tribune de Saint-Gervais", 1900, mars;CrussardC. , Un musicien francais oublie. M. A. Charpentier, P. , 1945, 2N. Y. , 1978; Hitchcock H. W. , The Latin oratorios of M. -A. Charpentier, AnnArbor, [1954]; его же, M. -A. Charpentier and the Comedie-Francaise, "JAMS",1971, № 24; Lowe R. W. , M. -A. Charpentier et 1'opera de college, P. , [1966];Massenkeil G. , M. -A. Charpentier als Messenkomponist, в сб. : Colloquiumamicorum, Bonn, 1967.
ШАСТРИ Шьяма (Венкатасубраманья) (1762 - 1827) - инд. композитор. С 18-летнеговозраста жил и работал в Танджавуре. Автор св. 300 вок. -инстр. композиций(тексты на языках телугу, тамили, санскрите), мн. из к-рых популярны иныне. Последователями Ш. стали его сыновья Панджу Ш. , Суббарайя Ш. , внукАннасвами Ш.
• Vidya Shankar, Shyama Sastry, Bombay, 1970.
ШАТРОВ Илья Алексеевич (1879 - 1952) - сов. воен. дирижёр, майор. ОкончилВаршавский муз. ин-т (1900). В 1903 - 10 капельмейстер Мокшанского полка. Участник Рус. -япон. войны. С 1919 (с перерывами) служил воен. дирижёромв Сов. Армии. С 1951 зав. муз. частью Тамбовского суворовского уч-ща. Авторпопулярного вальса "На сопках Манчжурии" (авторское назв. - "Мокшанскийполк на сопках Манчжурии", 1906), вальсов "Дачные грёзы" (1907) и "Осеньнастала" (1911).
ШАФРАН Даниил Борисович (р. 1923) - сов. виолончелист. Нар. арт. СССР(1977). Чл. КПСС с 1945. Ученик А. Я. Штримера. С 1943 солист Моск. филармонии. Игру Ш. - крупнейшего предст. сов. виолончельной школы - отличают благородствои изящество, романтич. приподнятость, лирич. одухотворённость, красотаи певучесть звука. Первый исполнитель мн. произв. сов. композиторов длявлч. , ряд к-рых посвящён Ш. Гастролирует за рубежом. 1-е пр. на Всес. конкурсескрипачей и виолончелистов (1937) и Междунар. конкурсе виолончелистов им. Г. Вигана (Прага, 1950). Пред, жюри ряда Междунар. конкурсов им. П. И. Чайковского в Москве (виолончель). Почётный чл. Междунар. академии артистовв Риме (1959). Гос. пр. СССР (1952).
• Я м п о л ь с к и й И. М. , Д. Шафран, М. , 1974; И в а ш к и н А. ,Д. Шафран, М. , 1980.
ШАХБЕРДЫЕВА Майя (Медениет) (р. 1930) - сов. певица (лирико-колоратурноесопрано). Нар. арт. СССР (1975). С 1962 солистка Туркм. т-ра оперы и балета. Среди партий: Снегурочка; Марфа ("Царская невеста"), Лакме, Розина, Виолетта,Джильда; Лавруша ("Безродный зять" Хренникова); впервые исполнила партииАкнаоат ("Тревожная ночь" Агаджикова), Айлар ("Конец кровавого водораздела"В. Мухатова), Биби ("Айна" Шапошникова и Овезова). Гастролирует за рубежом.
ШАХИДИ Зиядулло Мукадасович (1914 - 85) - сов. композитор. Нар. арт. Тадж. ССР (1964). Чл. КПСС с 1950. Ученик В. Г. Фере, А. С. Ленского, С. А. Баласаняна. Пред, правления СК Тадж. ССР (1956 - 60). Внёс значит. вклад в становлениеи развитие сов. тадж. музыки. Гл. область творчества - песни и романсы. Автор опер "Комде и Модан" (1960, Душанбе), "Рабы" (1980, там же); симф. произв. , в т. ч. "Бузрук" (1972), "Симфония макомов" (1977); соч. для оркестранар. инстр. ; музыки к к. -ф. и др. Гос. пр. Тадж. ССР (1984).
• О р л о в а Е. В. , 3. Шахиди, М. , 1986.
ШАХИДИ Толиб-хон Зиядуллаевич (р. 1946) - сов. композитор. Сын 3. М. Шахиди. Ученик А. И. Хачатуряна. В произв. , созданных в традициях тадж. нар. музыки, использованы новейшие средства муз. выражения. Автор оперы"Хранительница огня" (по произв. М. Турсун-заде, 1987); балетов "Смертьростовщика" (по повести С. Айни, 1978, Душанбе), "Рубай Хайяма" (1980,Центр. ТВ); 4 симф. (1970 - 85), 2 кам. симф. (обе - 1985), симф. поэм "Празднество"(1976), "Садо" (1984); концертов с орк. - для фп. (1985), для влч. (1987);сюиты для фл. и фп. ; вок. циклов, песен; музыки к спектаклям драм. т-раи к. -ф. и др. Пр. Лен. комсомола (1986).
ШАХЛАМЯН Нерсес Герасимович (1860 - 1904) - арм. певец (тенор). С 1889совершенствовался в Италии. В 1892 - 93 солист Мариинского т-ра, затем выступална сценах мн. оперных т-ров, концертировал в разл. городах России. Репертуарвключал произв. рус. , заруб. композиторов и арм. нар. песни. Работал какхормейстер.
ШАХЛЫЧА, шахлич, - чуваш, продольная флейта. Ствол из дереваили жести. Существуют открытая (с 5 - 6 пальцевыми отверстиями) исвистковая(с 2, 4 или 7 отверстиями, при этом седьмое - на тыльной стороне) Ш. ,
со свистковым устройством и дерев. втулкой, иногда - с клювовидной головкой. Дл. ок. 350 мм. Звукоряд диатонический. Ш. - муж. инструмент; на нём исполняютимпровизац. лирич. или танц. наигрыши:
ШАХНАЗАРОВА (Мелик-Ш ахназарова) Нелли Григорьевна (р. 1924) - сов. музыковед. Канд. философских наук (1955), д-р иск-ведения (1989). Чл. КПССс 1951. Ученица Э. И. Гроссмана (фп. ). В 1956 - 60 ст. ред. Музгиза, с 1960мл. , с 1966 ст. , с 1989 ведущий науч. сотрудник ВНИИ искусствознания.
• Интонационный "словарь" и проблема народности, М. , 1966; О национальномв музыке, 'М. , 1968; С. Баласанян, М. , 1972 (совм. с Г. Головинским); Проблемымуз. эстетики в теоретич. трудах Стравинского, Шёнберга, Хиндемита, М. ,1975; Музыка Востока и музыка Запада, М. , 1983; Проблема народности в сов. муз. иск-ве на совр. этапе, М. , 1987, и др.
ШАХОВСКАЯ Наталия Николаевна (р. 1935) - сов. виолончелистка, педагог. Нар. арт. РСФСР (1979). Чл. КПСС с 1977. Ученица С. М. Козолупова и др. Выступает с концертами. Гастролирует за рубежом. 1-я пр. на Всес. конкурсемузыкантов-исп. (1961), 2-я пр. на Междунар. конкурсе им. А. Дворжака (Прага,1961), 1-я пр. на Междунар. конкурсе им. П. И. Чайковского (Москва, 1962). С 1962 преподаёт в Моск. конс. (с 1980 проф. , с 1974 зав. кафедрой влч. и к-баса).
ШАХОВСКОЙ Александр Александрович (1777 - 1846), князь, - рус. драматург,либреттист, театр, деятель. Акад. Рос. академии (1810). Почётный чл. Петерб. АН (1841). Автор пьес, в т. ч. первого рус. водевиля - опера-водевиль "Казак-стихотворец"(1812, муз. К. А. Кавоса). Написал неск. оперных либретто, в т. ч. "ИванСусанин" для Кавоса, "Чурова долина, или Сон наяву" для А. Н. Верстовского. Предложил М. И. Глинке сюжет оперы "Руслан и Людмила". В пьесы, музыкук к-рым писали А. А. Алябьев, А. Е. Варламов, А. Н. Верстов-ский и др. ,вводил песни, танцы.
ШАЦКАЯ Валентина Николаевна (1882 - 1978) - сов. педагог, пианистка, деятельв области эстетич. воспитания. Действит. чл. Академии пед. наук РСФСР (1950). Чл. КПСС с 1930. Ученица В. И. Сафонова (фп. ). Концертировала до 1911. В 1911 включилась в организацию первых в России детских клубов (совм. смужем - С. Т. Шацким и др. ), в к-рых большое внимание уделялось эстетич. воспитанию, после Окт. революции 1917 - ряда детских садов и школ, в 1919 - Первой опытной станции при Наркомпросе РСФСР, где разрабатывались новыеформы уч. -воспитат. работы в сов. школе. Зав. кабинетом эстетич. воспитанияАкадемии пед. наук РСФСР (1944 - 48), директор НИИ художеств. воспитаниятам же (1948 - 62). В 1932 - 43 преподавала в Моск. конс. (с 1932 зав. кафедрой,с 1935 проф. и зам. директора, в 1937 - 39 и. о. директора). Среди учеников:Д. Л. Локшин, В. С. Локтев. Автор трудов "Музыка в школе" (кн. 1 - 2, М. ,1950 - 63), "Эстетич. воспитание детей в семье" (М. , 1954), "Муз. -эстетич. воспитание детей и юношества" (М. ,1975) и др.
• [Апраксина О. ], В. Н. Шацкая, [М. , 1972].
ШАЦКЕС Абрам Владимирович (1900 - 61) - сов. пианист, педагог. Чл. КПССс 1940. Ученик К. А. Киппа, Н. К. Метнера. Выступал с 1923. В репертуарецентр. место занимали произв. Метнера. С 1928 преподавал в Моск. конс. (с 1935 проф. ).
ШАЦКИЙ Станислав Теофилович (1878 - 1934) - сов. педагог, муз. -обществ. деятель. Чл. КПСС с 1928. С 1929 чл. коллегии Наркомпроса РСФСР. Пед. деятельностьначал в 1905 с организации первых в России детских клубов (с 1911 совм. с женой - В. Н. Шацкой). Возглавил созданную совм. с В. Н. Шацкой Первуюопытную станцию при Наркомпросе РСФСР (1919 - 32). С 1932 руководил центр. экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР, изучавшей опыт школ;одноврем. (1932 - 34) директор Моск. конс. Один из. организаторов Опернойстудии при консерватории (1934), а также Школы художеств. мастерства (аспирантуры,1933). Работы Ш. изданы в собр. его пед. соч. (т. 1 - 4, М. , 1962 - 65).
• Избр. педагогия, сочинения, т. 1 - 2, М. , 1980.
• Опыт пед. деятельности С. Т. Шацкого, (сб. ), М. , 1976.
ШАШМАКОМ (тадж. и узб. - шесть макомов) - 1) шесть образно-эмоц. и ладоинтонац. систем - Рост, Бузрук, Наво, Дугох, Сегох, Ирок, а также устоявшихся метроритмич. моделей, языково-композиц. норм и традиций музицирования. 2) Историч. формамакомов,сложившаяся в кон. 18 в. и бытовавшая в 19 - нач. 20 вв. в двух разновидностях:бухарский Ш. и хорезмский Ш. (ныне развивается в Таджикистане и Узбекистане). Ш. представляет собой многочастный и разноплановый цикл (каждый маком включаетсв. 40 номеров с индивидуализиров. ладовой и метроритмич. основой), объединяющийкак инстр. пьесы (Тасниф, Тардже, Гардун, Пешрав, Мухаммас, Сакил и др. ),так и вок. разделы (шуббе). Исполняются на тексты тадж. и узб. поэзии 10 - 20вв.
• Шашмаком, М. , 1924; Шашмаком, т. 1 - 5, М. , 1950 - 67; Шашмаком, т. 1 - 6,(Таш. , 1966 - 1975); Хорезмские макомы, т. 1 - 3, 2Таш. , 1981 - 85.
ШВАРЦ Исаак Иосифович (р. 1923) - сов. композитор. Засл. деят. иск-вРСФСР (1984). Ученик О. А. Евлахова. Среди соч. : балеты "Накануне" (поИ. С. Тургеневу, 1960), "Страна чудес" (1967, оба - Ленинград); симфония(1955) и др. соч. для орк. ; кам. -инстр. музыка; романсы. наиб. активноработает в области театр, музыки ("Идиот" Достоевского, "Горе от ума" Грибоедова,"Кремлёвские куранты" Погодина, "Бесприданница" Островского и др. ) и музыкик к. -ф. (ок. 80; "Братья Карамазовы", "Белое солнце пустыни", "Звезда пленительногосчастья", "Дерсу У зала" и др. ).
• С л о н и м с к и й С. М. , И. Шварц, М. , 1960.
ШВАРЦ Лев Александрович (1898 - 1962) - сов. композитор. Ученик К. Н. Игумнова(фп. ), Г. Л. Катуара (композиция). Осн. область творчества - музыка длядетей (в т. ч. опера "Джаннат", 1944, Ташкент), музыка к к. -ф. ("НовыйГулливер", "Золотой ключик"; трилогия "Детство Горького", "В людях", "Моиуниверситеты"; "Как закалялась сталь", "Мать" и др. ). Автор симфонии (1942);концертов с орк. - для фп. (1934), для скр. (1941); кам. -инстр. ансамблей;вок. произв. ; музыки к спектаклям драм. т-ра.
ШВАРЦКОПФ (Schwarzkopf) Элизабет (р. 1915) - нем. певица (сопрано) (ФРГ). Ученица М. Ифогюн. С 1938 выступала в Берлинской, с 1942 - в Венской гос. опере, с 1947 - в т-ре "Ковент-Гарден"; также пела в т-рах "Ла Скала" и"Фениче" (Венеция) и др. т-рах Европы н США. Участница междунар. муз. фестивалей. В 1971 оставила сцену, концертирует. С 1978 живёт гл. обр. в Швейцарии. Прославилась как исполнительница партий в операх В. А. Моцарта, Р. Штрауса,Дж. Верди, Р. Вагнера, Дж. Пуччини, К. Дебюсси, К. Орфа, а также камерныхи кантатно-ораториальных произведений.
• Рубин М. , Три портрета. Э. Шварцкопф, "СМ", 1962, №4;Тимохин В. , Мастеравок. иск-ва XX в. , в. 1, М. , 1974; L e g g e W. , Schwarzkopf E. On andoff the record, в её кн. : A memoir of W. Legge, [L. , 1982].
ШВЕДОВ Дмитрий Николаевич (1899 - 1981) - сов. композитор, педагог. Нар. арт. Груз. ССР (1979). В 1920-х гг. работал оперным дирижёром в Москве,Самаре, Саратове. Автор трёх опер, в т. ч. "Ревизор" (по Н. В. Гоголю,1934), "Аламыс" ("Честь", 1968, исполнение сцен, хоров; 1973, Сухуми);поэмы-оратории "Скифы" (сл. А. А. Блока, 1926), кантаты "На подвиг века"(1961); 3 симф. (1923 - 32); кам. -инстр. ансамблей; романсов, песен; музыкик спектаклям драм. т-ра. С 1923 преподавал в Ленинградской, с 1931 - вТбилисской (с 1941 проф. ; класс кам. пения) конс.
ШВЕЙЦАРИИ МУЗЫКА. В нар. музыке выделяется жанр альпийских горцев - йодль,инстр. пастушьи наигрыши, а также патриотич. песня (13 - 16 вв. ), гл. обр. антифеодальные. Среди нар. инструментов: свистулька, альпийский рожок. Проф. Ш. м. зародилась ок. 10 в. как церковная и культивировалась в монастырях,гл. обр. в Санкт-Галленском, одном из крупнейших муз. центров ср. -век. Европы. В 13 - 14 вв. распространяется светская музыка миннезингеровитрубадуров.
С 14 в. в связи с демократич. подъёмом начинает развиваться нац. муз. культура. К 16 в. относится деятельность комп. X. Коттера, Л. Зенфля, Л. Буржуа, муз. теоретика Глареана и др. В 17 в. появляются первые коллегиуммузикум в Цюрихе, Винтертуре. В 18 в. получают распространение светскиемуз. жанры (увертюры и трио-сонаты Э. Альбикастро, оперы-буффа, зингшпилиИ. Майера фон Шауэнзе и др. ). В 1-й пол. 19 в. видные швейц. музыкантыбыли также педагогами, руководителями хор. об-в, школ и др. , в т. ч. педагоги комп. X. Г. Негели (основатель Певч. ин-та; Певч. объединения Цюриха,ныне - Муж. хор Цюриха; муз. изд-ва, ныне - Изд-во "Хуг"), пианист и комп. Ф. К. Шнидер фон Вартензе, В. Баумгартнер (муз. директор Цюрихского ун-та),комп. Ф. Т. Фрилих, пианист Ш. С. Бови-Лисберг, композитор, дирижёр, пианистГ. Вебер.
В 19 в. возникают мн. проф. и любительские хоры, симф. орк. (в т. ч. Цюрихский, 1862), консерватории (в Базеле, Цюрихе и др. ). В 1900 созданСоюз швейц. музыкантов (Цюрих). Среди видных швейц. музыкантов кон. 19 - нач. 20 вв. : скрипач, дирижёр, комп. Ф. Хегар, педагог, комп. X. Хубер,комп. Э. Жак-Далькроз (создатель системы ритмич. воспитания).
В нач. 20 в. в Ш. м. в значит. степени обозначилась нац. дифференциациямуз. иск-ва, обусловленная особенностями историч. развития Швейцарии поязыковым регионам: композиторы т. н. нем. Швейцарии - О. Шёк, Г. Зутер,Ф. Андре, К. Бек, В. Фогель, Р. Кельтерборн, В. Буркхард, Г. Зутермейстер,Ж. Вильдбергер; франц. Швейцарии - педагог и комп. Э. Жак-Далькроз, комп. Г. Доре, Ф. Мартен, Ж. Ф. Цбинден, А. Ганьебен, дирижёр Э. Ансерме; с романскойШвейцарией связана деятельность Р. д'Алессандро; с итальянской - О. Нуссио,К. Ф. Семини, Г. Жиюфре. Среди швейц. музыковедов: А. Мозер, К. Неф, Ж. Хандшин, Э. Курт.
Произв. швейц. композиторов 1920 - 30-х гг. свойственны черты позднегоромантизмаи импрессионизма. С кон. 40-х гг. проявляется влияние авангардизма,усиливается интерес к джазу, мн. швейц. композиторы обращаютсяк серийной технике (В. Фогель, Р. Либерман). После 1945 муз. . жизньШвейцарии значительно активизировалась: здесь сосредоточились мн. междунар. муз. орг-ции (Междунар. музыковедч. об-во в Базеле, Европ. ассоциация муз. фестивалей в Женеве и др. ). Среди исполнителей: дирижёры - Э. Аппиа, С. Варвизо, П. Захер; органисты - К. В. Зенн, К. Функе; пианисты - Э. Фишер,П. Баумгартнер, Н. Магалов; певицы - Л. Дел л а Каса, Э. Матис.
В Швейцарии функционируют (1988): оперные т-ры в Берне, Цюрихе, Муниципальныйт-р в Базеле; оперные труппы в Базеле, Берне, Цюрихе, Люцерне, Санкт-Галленеи др. ; ок. 10 симф. оркестров (крупнейший - орк. Романской Швейцарии, 1918);кам. оркестры - Базельский (1926), Лозаннский (1945) и др. ; кам. -инстр. и хор. коллективы, в т. ч. Цюрихский Баховский хор; консерватории в Берне,Лозанне, Женеве, Цюрихе, Базеле (там же - Академия музыки и "Схола канторум");муз. ф-ты в ун-тах Женевы и Цюриха. Муз. жизнь Швейцарии координирует Швейц. муз. совет (1964).
• Soubies A. , Histoire de la musique. Suisse. P. , 1899; Schuh W. , SchweizerMusik der Gegenwart, Z. , 1948; В u г d e t J. , La musique dans le paysde Vaud sous le regime bernois (1536 - 1798), Lausanne, 1963; Tendenzen undVerwirklichungen. Festschrift des Schweizerischen Tonkflnstlervereins. . . ,Z. , 1975; В a u m a n n M. P. , Eln geschichtlicher Uberblick zu Volksliedund Volksmusik, в его сб. : Hausbuch der Schweizer Volkslieder, Wabern,1980; Volksmusik in der Schweiz, Z. , 1985; S e i d 1 M. , Steinbeck H. ,Schweizer Komponisten unserer Zeit, Winterthyr, 1983. H. А. Копчевский.
ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Альберт (1875 - 1965) - нем. -франц. мыслитель, теолог,врач, музыковед, органист. Д-р философии (1899), теологии (1900), медицины(1913). Ученик Эрн. Мюнха и Ш. М. Видора (орг. ). В 1902 - 05 руководил богословским. ф-томунта в Страсбуре. Концертировал как органист, занимался органостроением,науч. деятельностью. Работал в Габоне, где в 1913 в Ламбарене основал насобств. средства больницу. Выступал в печати против колониального режимав Африке. Крупнейший знаток и пропагандист творчества И. С. Баха (в 1904организовал в Париже Баховское об-во), автор фундаментальной монографии"И. С. Бах, музыкант-поэт" (Париж - Лейпциг, 1905; пер. с франц. , М. , 1934;пер. с кем. , М. , 1965). Нобелевская пр. (1952). В Веймаре открыт музейШ. (1984).
• Друскин М. . Швейцер и вопросы баховедения, в кн. : Швейцер А. , И. С. Бах,[пер. с нем. ], М. . 1965.
ШВЕЙЦЕР (Schweitzer) Антон (1735 - 87) - нем. композитор, дирижёр. С 1745служил в придв. капелле в Хильдбургхаузене, с 1769 капельмейстер театр,труппы Зейлера, к-рая в 1771 получила ангажемент в Веймаре. С 1774 служилв Готе. Автор ок. 20 зингшпилей (в т. ч. "Сельский наряд", 1772, Веймар),мелодрамы "Пигмалион" (по Ж. Ж. Руссо, 1772. там же), монодрамы "Поликсена"(1795, Гота), кантат, симфоний и др. соч. Героич. опера "Альцеста" (1773,Веймар) и зингшпиль "Розамунда" (1780, Мангейм) написаны Ш. под влияниеми при участии писателя К. М. Виланда.
• Maurer J. , A. Schweitzer a Is dramatischer Komponist, Lpz. , 1912.
ШВЕН (Schwaen) Курт (1909 - 84) - нем. композитор, муз. -обществ. деятель(ГДР). Чл. Академии иск-в ГДР (1961). Чл. Коммуни-стич. партии Германиис 1931. Учился у А. Шеринга, Ф. Блуме, К. Закса. В 1953 - 62 секр. СК и музыковедовГДР. С 1951 ответств. секр. , в 1962 - 79 през. Нац. к-та по нар. музыке ГДР,в 1965 - 70 2-й секр. секции музыки Академии иск-в ГДР. Работал с любительскимимуз. коллективами предприятий и школ ГДР, продолжая традицию т. н. бытовоймузыки (Gebrauchsmusik). Автор опер, вт. ч. "Леоне и Лена" (по Г. Бюхнеру,1961, Берлин), "Приключения Пиноккио" (1974, там же), "Ревнивый старик"(по М. Сервантесу, 1979); кантат; симф. произв. (в т. ч. симфониетта, 1962);концертов для инстр. с орк. и др. Опубл. ряд книг по музыке. Нац. пр. ГДР(1959, 1977).
• Ступени и интервалы. Воспоминания и высказывания, [пер. с нем. ], М. ,1982.
ШВЕЦИИ МУЗЫКА. О древности нар. -песенной культуры Швеции свидетельствуютсохранившиеся поныне пастушеские валльвиса (в алло т) и сэтерсонг, близкиейодлям,а также иск-во деревенских музыкантов- спельманов, играющих на скрипкеи др. смычковых йнстр. Среди швед. нар. инструментов: струнно-смычковые - трескуфиуль, нюккельхарпа; струнно-щипковые - хюммель, лонгспель; духовые - рог, лур, спельпипа, сэккпипа. С 17 в. в муз. фольклоре главенствуетпесенно-танц. жанр полоса. Церк. Ш. м. в 11 - 12 вв. формироваласьпод воздействием немецкой и английской (григорианское пение). Носителямисветской культуры до 13 в. были скальды. В эпоху Реформации (1527 - 39)и швед. абсолютизма (1611 - 1718) возник т. н. народный хорал, объединившийчерты григорианского хорала и нар. песни. С 16 в. центром светской муз. жизни стал корол. двор в Стокгольме. С 1526 функционировала придв. капелла. Среди её руководителей - Ю. Руман, автор кантат, симфоний и др. Большуюроль при дворе играли и иностр. композиторы, в т. ч. Ф. А. Уттини (1723 - 95) - автор опер, ораторий на итал. яз. , инстр. произв. Во 2-й пол. 18 в. К. М. Бельман положил начало нац. песенной традиции, виднейший предст. к-ройв 20 в. - Э. Тоб. В 1771 в Стокгольме основана Корол. муз. академия (скон. 19 в. - консерватория, с 1940 - Высш. муз. школа, с 1971 - Гос. высш. муз. школа). В 1-й пол. 19 в. особую популярность получило творчество комп. А. Ф. Линдблада, А. Ранделя, К. Стенборга, Ф. Бервальда (видный предст. романтизма и первый крупный швед. симфонист). В сер. 19 в. усилился интереск муз. фольклору, нац. тематике. А. А. Афцелиус, Э. Г. Гейер и А. И. Арвидсониздали первые антологии швед. нар. мелодий, к-рые были использованы комп. А. Ф. Линдбладом (прозванным "швед. Шубертом"), И. Хальстрёмом, А. Сёдерманом(автором баллад для голоса с фп. , музыки к драм. спектаклям и др. ). Активизироваласьмуз. жизнь в Мальме, Гётеборге, Норчёпинге и др. Представитель позднегошвед. романтизма, крупнейший симфонист В. Петерсон-Бергер стал создателемшвед. нац. -романтич. оперы, его младшие современники В Стенхаммар и X. Альвен - создателями нац. -романтич. симфонии. Среди авторов вок. миниатюр:Э. Шёгрен и Т. Рангстрём. Мировую известность приобрела певица Е. Линд. Отличит, черта швед. опер этого периода - тяготение к песенному мелосу(т. н. песенная драма); оперы писали также Т. Рангстрём. Н. Берг и др. Видныекомпозиторы 1930 - 50-х гг. - К. Аттерберг, И. Нюстрём, X. Русенберг, К. Б. Блумдаль. С неоклассицизмом связано творчество Д. Вирена, Г. де Фрумери, Л. Э. Ларссона, Э. фон Коха, Г. Букта. На рубеже 50 - 60-х гг. в Ш. м. проникли авангардистские течения, чему способствовала деятельностьшвед. секции Междунар. об-ва совр. музыки и посещения Швеции композиторами-авангардистамиК. Штокхаузеном, Д. Лигети (с 1961 преподавал в Высш. муз. школе в Стокгольме)и др. В этом русле работают А. Мельнес, К. Э. Велин, Я. Барк, Ч. Деак,Я. Мортенсон, Б. Хамбреус, Ф. Рабе, Б. Нильсон; студии электронной музыкисозданы в Стокгольме и Гётеборге. Широкое признание заслужили симф. произв. А. Петтерсона, X. Русенберга, Э. Тубина, а также И. Грандерта, М. Мароша,П. Альбума. Среди известных музыкантов: дирижёры - С. Эрлинг, С. Фрюкберг,С. Вестерберг, X. Блумстед; певцы - Ю. Бьёрлинг, Н. Гедда, Б. Нильсон,М. Халлин; пианисты - X. Лейграф, С. Эриксон; скрипачи - Л. Берлин, Д. Бартов, Э. Вольф; виолончелист - Э. Блёндаль-Бенгтсон. Среди музыковедов:Г. Коннор, Б. Вальнер, Я. Линг, Т. Норлинд. Муз. спектакли ставятся в швед. корол. опере, "Оскарстеатре" (Стокгольм), Большом т-ре (Гётеборг) и т-рег. Мальме.
Валлот. Из сборника Я. Линга "Шведская народная музыка" (М. , 1981)
В Швеции функционируют (1988) св. 10 проф. оркестров, в т. ч. Гётеборгскийсимф. орк. Среди проф. коллективов - Стокгольмский кам. хор. Имеются 3творч. объединения композиторов, 5 исполнительских, 6 муз. -пед. союзов,Гос. высш. муз. школа в Стокгольме, консерватория в Мальме. Издаются муз. журналы и др. периодич. изд. , в т. ч. "Svensk Tidskrift f6r Musikforskning","Musikrevy".
• Л и н г Я. , Швед. нар. музыка, [пер. с швед. ], М. , 1981; С n a 11i n g i u s С. М. , Contemporary Swedish music, Stockh. , 1973; A u 1 i nА. , С о n n о r H. , Svensk musik, Bd 1 - 2, [Stockh. ], 1974 - 77. H. H. Moxoe.
ШВИ, 1) Ш. , б л у л, с р и н г (от арм. - свистеть), - см. Тутак. 2)Ш. , п е п у к, - глиняная свистулька, род окарины.
Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2016
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.