Толковое значение слова Вы найдёте в наших онлайн словарях, онлайн справочниках и энциклопедиях
& . 1 2 3 4
A D E H K M O P R S
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я
ЦВ ЦЕ ЦИ

ЦВЕТ ОДЕЖДЫ



ЦВЕТ ОДЕЖДЫ

Появившиеся во второй половине XIX векасборники советов о правильном выборетуалета избегали давать рекомендацииотносительно конкретных оттенков цвета -речь всегда шла только о гамме, которая, помнению авторов, подходит тому или иномутипу. В одной из книг можно было найтиобъяснение этому: "Вообще цвета сильноподвержены моде, почему мы не можемприводить здесь примеров; во всяком случае,советуем избегать так называемых модныхцветов, которые часто через нескольконедель носят все. Такие цвета оченьнепрактичны, потому что по ним всегда можноузнать год их изготовления".
Так как с цветом связывали выражениечувств, то постепенно выработалась системасимволов, которой придерживались привыборе ткани и цветущих растений. Одницвета находили подходящими для людейзрелых, другие - для юных. В одной из книгконца XIX века приводится перечень значенийцветов: "Розовый цвет - любовь; ярко-красный- огонь и страсть; зеленый - надежда; голубой- вера; синий - верность; темно-серый -отчаяние".
Некоторые цвета связывались с возрастом.Например, форменная одежда ученицСмольного института различалась по цвету взависимости от класса, в котором училасьвоспитанница. Самые младшие носили платьякофейного цвета, подростки - голубого, авыпускницы - зеленого. На балах старшиедевушки появлялись в белых платьях, поэтомуих звали белыми.
В результате опроса мужчин и женщин всехвозрастных групп выяснились любопытныефакты. Оказывается, наибольшеепредпочтение люди отдают синему цвету - 38 %всех опрошенных. Немало поклонников и украсного - 20 %. Зеленый пользуется успехом уменьшего числа людей - всего лишь 12%. Воглаве аутсайдеров стоит черный цвет - 8 %опрошенных. Еще хуже положение у розового - 5%, белого и фиолетового - 3 %, желтого икоричневого - 2 %. У серого, серебряного иоранжевого вообще незавидная участь - онинабрали всего по одному проценту.
Специалисты утверждают, что естьустойчивые соответствия между цветом иэмоциями человека.
Умеренные тона (теплые серые и коричневые,темно-серый, оловянный и светло-коричневый)положительно влияют на окружающих. Онисчитаются в меньшей степени угрожающими инаиболее эффективными, когда надо, чтобылюди почувствовали доверие и могливысказать свое мнение.
Насыщенные, спокойные цвета - белый, серый,синий, зеленый - вместе с плавными линиямикроя одежды способны вызыватьпсихологическую разрядку.
Резкие, ослепляющие цвета с блестящейповерхностью могут провоцироватьнапряжение у собеседника. Одежду из нихможно надеть, чтобы морально подавитьсвоего конкурента.
Для создания атмосферы не простонапряжения, а даже испуга выбираютсяхолодные темно-синие и темно-зеленые цветас сильным ледяным блеском. Впечатлениестраха усилят острые, выступающие деталиодежды.
Если вы настроены весело и хотитеподобным образом настроить своегособеседника, отдайте предпочтение светлыми ярким краскам в контрасте с тяжеловеснымии темными с ненавязчивым блеском.
Спокойные нейтральные цвета (хаки,сдержанные зеленый, серый и коричневый) иотсутствие резких контрастов не оказываютна окружающих никаких впечатлений. Онибудут смотреть на вас, не испытывая ниположительных, ни отрицательных эмоций.
Для привлечения внимания окружающих ксебе стоит остановиться на ярких простыхоттенках (красный, желтый, оранжевый),сконцентрировав внимание на одной "фокусной"точке (к примеру, глубокое декольте иливысокий разрез).
Тем, кому хочется настроить собеседникана возвышенный, духовный лад, лучшеприбегнуть к таким цветам, как сдержанныйбелый или холодный сине-зеленый ифиолетовый. Усилить впечатление можно спомощью дорогих качественных материалов.
Недовольство собеседника легко можновызвать, если показать, что вы понятия неимеете о гармонии оттенков. Смело нужновыбирать кричащие нелепые сочетания, ткань- с ворсинками и катышами.
Оноре де Бальзак в "Теории красивойжизни" писал: "Множество красок всегдауказывает на плохой вкус. Умению носитьплатье надо учиться. Разорванный костюм -это несчастье, пятно на одежде - это грех.Только животное внешним прикрытиемзащищается, глупец с помощью одеждыразряжается, и только элегантный человекодевается. Какая сорокалетняя женщина непризнается, что умение одеваться - этосерьезная наука?"
Цвета, в соответствии с характеромвлияния на человека, делят на мужские иженские. К первым относят те, что оказываютстимулирующее воздействие (оранжевые,красные тона), ко вторым - успокаивающее (синие,зеленые тона). Желтый занимаетпромежуточное положение, уравновешиваяпротивоположности. По другой классификациитакое промежуточное положение у зеленогоцвета.
Выигрышнее всего смотрится цвет, которыйоказывается в середине цветового спектра, -серый, голубой, жемчужный. Черный и белый -крайние цвета спектра - значительнопроигрывают. Черный поглощает свет, белыйнаоборот его отражает. Красный цветвибрирует и часто дает расплывчатый контурна фотографиях. Таким же действиемотличается оранжевый цвет. Желтый и зеленыйпридают коже лица желтоватый и зеленоватыйоттенок.
Отношение к цвету на протяжении вековменяется. Так, в Древней Греции основнымицветами одежды были желтый, синий, красный,светло-зеленый, пурпурный (последнийсчитается дорогим, так как добывался изсока моллюсков).
В период раннего средневековья костюмыдля лиц высшего сословия шили из яркихцветов: синих, зеленых, пурпурных. Упростолюдинов в ходу были ткани скромныхнеярких расцветок - серые, коричневые.Одежду красного цвета носили палачи.
В XIII-XV веке преобладают яркие цвета водежде. Разнообразие красок в одежде весьмаметко отметил австрийский летописец XV века.Он отмечал: каждый носил то, что емунравилось. У одного был жакет из двух цветов,у другого - левый рукав был намного ширеправого, иногда даже шире, чем длина всегожакета. У некоторых рукава были украшеныполосами разных цветов и серебрянымиколокольчиками на шелковых шнурах. Иногдана груди носили платки разного цвета,которые были украшены буквами, вышитыешелком или серебром. Одни отделывали крайодежды одноцветным сукном, другие украшалиего каймой либо надрезами в виде кистей.
В период Ренессанса большим спросомпользуются такие жесткие и трудные дляшитья ткани, как парча с крупным узором,бархат.
Во второй половине XVII века одеждавыглядит проще. По этому поводу БогуславБалбин с грустью отмечал: "она была вомного раз дороже нашей. Мы никогда не можемс ней сравниться ни в великолепии, ни вблеске, ни в стоимости одежды. Теперь носятфальшивое золото и серебро, металл нашеговремени ослеп, выглядит больным, сукно,полотно и шелк кажутся комичными посравнению со старинной парчой, они неизлучают света, не имеют приятности красоки богатства старых времен".
В конце XX века в моде неконтрастныесочетания, размытые акварельные оттенки.Даже традиционно яркие краски прозрачные,как карамельки. Серый часто подменяетбазовый черный; бежевый, пастельный несходят с подиумов. В конце века модельерывновь вернулись к белому, по сути никакому,цвету. Параллельно сосуществуют этническийстиль и арт-деко, для которых характернамногообразная цветовая палитра, но не ониопределяют моду городских улиц.
Существует гипотеза, по которой развитиецвета связано со столетним циклом: концустолетия, как правило, соответствуютсложные цвета - сиреневый, болотный, серо-синий,а также бледные и нежные. Простые цвета -белый, черный, красный, желтый и т. п. - болеехарактерны для начала века.

Белый
Ни один цвет не способен так влиять нанастроение, как белый. Восторг, с которымоблачаются в одежду белого цвета, сравним сприобщением к таинству.

Символика цвета. Белый цветсимволизирует чистоту, невинность,добродетель, радость, добро, исцеление,удачу, победу над злыми духами. С белизнойсвязано представление об общепринятом,законном, истинном.
Он ассоциируется с верхнимипотусторонними сферами, небом, дневнымсветом, небесными светилами и водой,поэтому белый цвет во всех культурахсвязывается с божеством и духовностью. Ворганизме человека молоко и мужское семя -белого цвета, поэтому он ассоциируется совскармливанием и любовью, союзом матери иребенка, а также мужчины и женщины.
Белой была одежда жрецов. Белые животные иптицы у всех народов священны.
Невеста идет под венец в белом платье.Медперсонал, работники общепита ипредставители других профессий, длякоторых чистота имеет приоритетноезначение, также облачены в белые одежды.
Однако белый цвет может получить ипротивоположное значение, так как онвыражает и сияние снега, и холод льда.
По своей природе белый как бынейтрализует все остальные цвета исоотносится с пустотой, бестелесностью,ледяным безмолвием и в конечном счете - сосмертью.
Славяне одевали своих мертвецов в белыеодежды. У некоторых африканских иавстралийских племен принято раскрашиватьтело белой краской после кончины кого-нибудьиз близких. В Индии белый - цвет траура,поскольку смерть там рассматривают какрадостное событие, переход к предкам. ВКитае белый цвет символизирует осень изапад, потому что осенью закроманаполняются белоснежным рисом и на западеумирает солнце.

Действие цвета. Поскольку белый цвет -синтез всей цветовой гаммы, то являетсяидеальным цветом мечты. Он почти никого неотталкивает и нравится людям с разнымхарактером.
Белый цвет используют для лечениязаболеваний центральной нервной системы.

Цвет и мода. В моде белый цветпереживает периоды подъема и спада, ноникогда не выходит из употребления.Праздничная нарядная одежда обычночастично белого цвета - мужская сорочка илиженская блузка, традиционная белаякофточка у школьников советской ипостсоветской эпохи. Белыми воротничками иманжетами украшаются платья на выход. В XIXвеке джентльмены носили пикейныебелоснежные жилеты и пластроны -ослепительно белые накрахмаленныенагрудники на рубашках. Клерки отличалисьсвоими белыми воротничками.
До 1815 года белый - излюбленный цвет ввеликосветском обществе. И бальное, идорожное платье было белого цвета. В 1815-м, спадением Наполеона, кончилась целая эпоха,белые платья стали редкостью. Онипризнавались излишне скромными илицеломудренными. Считалось, их могли носитьтолько барышни из обедневших дворянскихродов, у которых не хватает денег идти вногу со временем.
Стендаль (устами мадам де Шателле) писал вромане "Люсьен Левей": "Что значитэто белое платье? Неужели в таком виде мыпокажемся на таком торжестве".
В конце XX столетия белый как никогдаактуален. Многие ведущие модельеры миравидят свои изделия в белом цвете. ВивьенВествуд создает платье-халат. Валентиноделает топ и прозрачную юбку. Ямамотопредлагает сразу несколько изделий изчисто-белого цвета. В белом великолепносмотрятся модели, выполненные в новойтехнике оригами (платье очень напоминаетфигурку из промокашки, сложенную в разныхнаправлениях).

Цвет и имидж. Белая одежда можетсделать человека унылым и даже неопрятным.Все зависит от того, какого цвета это белое.Важно обращать внимание на свойственныеконтрасты.
Человек с очень светлой кожей, светлымиглазами и волосами выглядит в беломдовольно скучно. Ему предпочтительнеепастельные тона. Смуглым от природы изагорелым тоже не стоит подчеркиватьтемный оттенок кожи холодной белизной. Приэтом можно добиться противоположногоэффекта, поскольку кожа в таком соседствепокажется серее, а не золотистее, какожидалось. Холодный белый цвет подойдет приконтрастных чертах внешности - темныхволосах и глазах и относительно белой коже (типженщины-зимы, об этом см. выше). Цветотбеленной шерсти, слоновой кости (экрю),кремовый, раскаленного белого песка, белыйс сероватым оттенком (так называемый белыйлилейный) - все эти оттенки белого можетносить любой человек.
Кроме того, белый зрительно увеличиваетизображение, - значит, надев белое платье, выбудете выглядеть толще, чем на самом деле.

Желтый
Академик А. Ферсман писал, чточеловечество постигало цвета в такойпоследовательности: желтый, красный,зеленый и синий. По мнению некоторыхисследователей, дети также начинаютразличать первым желтый, а в 10-11 лет ему явноотдают предпочтение среди всех остальных.

Символика цвета. Желтый символизируетспокойствие, непринужденность,интеллектуальность.
Он ассоциируется с солнцем, золотомсловом.
Этот цвет производит на человека теплое иприятное впечатление. Те, кто может видетьауру, говорят, что голова человека с высокимуровнем интеллекта окружена золотистымсиянием.
В XVI веке в Англии золотисто-соломенныйцвет был символом просвещения, благодати,славы, мудрости, милости и избранности.
Гете в своем "Учении о цвете"построил круг по вершинам разностороннеготреугольника, на которых находятсяосновные цвета - желтый, синий, красный.Желтый Гете отнес к теплым, активным, сбольшой светосилой. "Желтый - первыйсреди светлых", - заключал он.
Немецкий живописец Франц Марк назвалжелтый по-женски утешающим цветом. "Содним зеленым красное не перестает бытьгрубым, следует привлечь синий и желтый",- советовал он.
В современном мире любовь к желтомусвязывают с общительностью, любопытством,легкой приспособляемостью. Этот цветхорошо заметен на фоне других, поэтомулюбитель желтого получает удовольствие отпристального внимания к своей персоне. Еслипри виде желтого возникает неприятноечувство, значит человек сосредоточен в себе,пребывает в пессимизме, испытываетзатруднения при контактах.

Действие цвета. Специалисты в областицветопсихологии Г. Фрилинг и К. Ауэрзакрепляют за этим цветом качествасветлого, солнечного, контактирующего,лучезарного, радостного, активного. Он, поих мнению, как и красный, остается в памятигораздо глубже других и стимулирует,создает душевный подъем.
Желтый цвет, считалось, помогаетизбавиться от многих недугов. В однойстаринной книге писалось: "Один тольковзгляд, брошенный на ноготки, прогоняетплохое настроение и укрепляет зрение".
С точки зрения медицины, желтый цветактивизирует мышцы, усиливаетжелчеотделение, помогает при депрессиях,меланхолии, при процессах, связанных сзастоем и атрофией, показан призаболеваниях селезенки и поджелудочнойжелезы, нормализует работу желудочно-кишечноготракта.
В Англии были выработаны рекомендации поприменению цветущих растений в интерьере.Так, специалисты советовали при депрессии,вялости, похудании ставить в вазы оранжево-желтыеноготки, бархатцы и т.д., а при напряженнойумственной работе - золотистые.
Однако желтый цвет может беспокоить,возбуждать воображение; золото, кстати,тоже желтого цвета. Недавно в Англии сжалобой на соседа обратились в суд жильцынескольких домов. Дело в том, что желто-канареечныйцвет, в который ответчик выкрасил своежилище, и черные рамы его окон вызывали уместных жителей головную боль. Попредписанию суда владелец особнякавынужден был его перекрасить.
Желтый цвет мог связываться с болезнями исмертью, а также с потусторонним миром. Унекоторых народов Азии желтый - цвет траура,цвет скорби и печали.

Цвет и мода. Относительно желтогосуществует предубеждение, будто желтый -цвет измены. Тем не менее в прошлом нередконосили одежду, выдержанную в желтой гамме. Умногих народов мира женщины отдавалипредпочтение одежде желтого цвета, Вглубокой древности невесты красили своиплатья во все оттенки шафранового. НаВостоке символика цвета была тесно связанас социальным положением. Так, в белом,красном и желтом могли ходитьпредставители верхних слоев общества. ВКитае даже существовал строгий закон: никто,кроме императора, не мог пользоватьсяшафрановой краской.
В период средневековья желтый икоричневый считались безобразными. Но ужево второй половине XV века появляетсякомбинация желтого с синим. Она становитсянастолько популярной, что вытесняетсчитавшееся ранее элегантным сочетаниебелого с черным. И это только начало. Позже,в эпоху Возрождения, парчовые, в том числезолотистые, ткани пользуются небывалымуспехом.
Для обозначения модных желтых оттенковпридумывались замысловатые названия.
В начале XIX века были популярны тканижонкилевого, или жонсилевого цвета (цветанарцисса). Приближались к желтой гамме и такназываемые волосяные, или блондиновыецвета, вощаной цвет - цвет воска от желто-серого,медового до янтарно-желтого оттенка.Желтовато-коричневые тона именовали какцвет лани, жирафовый, или камелопардовый.Желто-рыжий цвет назывался "последнимвздохом жако". Возможно потому, что упопугая жако глаза в последние минуты жизнижелтеют.
Ярко-желтый периодически вновьпоявляется на подиумах мира. В конце XXстолетия в радужные цвета (в том числе ижелтый) были окрашены полушубки Тома Форда (Гуччи).

Цвет и имидж. Специалисты по цвету несоветуют носить желтый в больших объемах,так как он быстро надоедает: если вы носитежелтый костюм год, то у окружающих можетсложиться впечатление, что он у васвечность. Ярко-желтый цвет не всем идет, онбросает отблеск на лицо, придавал емужелтоватый нездоровый оттенок. Поэтомулучше использовать желтый умеренно - дляаксессуаров.

Оранжевый
Символика цвета. Символика закрепляетза оранжевым цветом выражение притворстваи лицемерия. Возможно, это связано с мифом оГеракле, который погиб, надев на себя одежду,пропитанную оранжевой кровью кентавра. Этаодежда приросла к телу исполина и началажечь его огнем. Не случайно древние люди воранжевый цвет окрашивали одежду скорби.

Действие цвета. Этот цвет считаетсяодним из могущественных. Его предпочитаютлюди, наделенные интуицией, и мечтатели.
Он ассоциируется с солнцем и способен нетолько помочь восстановить силы, вызватьприлив жизненной энергии, но и укрепитьволю.
Оранжевый используют при лечениивенозного и лимфатического застоя, принарушениях терморегуляции,новообразованиях, он стимулирует работупочек, помогает при диабете. Утверждают, чтоэтот цвет улучшает пищеварение и вызываетэйфорию.

Цвет и имидж. Этот сверкающий цвет неподходит почти для всех оттенков кожи.
Лучше остановиться на землистых тонах,близких к оранжевому, но на коричневойоснове: терракотовом, абрикосовом,кирпичном и т.д.

Коричневый
Коричневый цвет - это затемненный желто-красный.Импульсивность красного ослаблена иприобрела более спокойный характер.Коричневый таким образом лишен творческогоимпульса, активной жизненной силы красногоцвета.

Символика цвета. Коричневый цветсимволизировал у древних египтян жизнь, таккак связывался с почвой. Однако убольшинства других народов имел значение,близкое к черному цвету. В арабо-мусульманскойкультуре, например, это был оченьнегативный цвет, потому что онассоциировался с распадом, гниением игибелью.

Действие цвета. Коричневый цвет имеетотношение к физическому восприятиюорганизма. При недомогании коричневыйпередвигается в число первых. Лишенныекрова и средств к существованию, изгнанныеи не имеющие перспектив обеспечить своюбезопасность и физические потребностиобычно ставят коричневый цвет в начале ряда.
Коричневый также показывает, что длячеловека особенно важно ощущение своих "корней"- очага, дома, людей своего рода и племени.Это цвет "стадного чувства", семейногоуюта и безопасности. В современнойевропейской культуре этот цветпредпочитают те, кто прочно стоит на земле,соблюдает традиции и крепко держится засемью.
Неприятие этого цвета свидетельствует осебялюбии, эгоизме (большом или умеренном),отсутствии простоты.
Когда коричневый цвет оказывается в концецветового ряда, потребность в безопасностии комфорте у человека полностьюотвергается. Такой человек считает, чтосоздан из прочного материала и желаетвыступать как непреклонный индивидуалист.Стремление к физическому комфортурассматривается как слабость, которуюследует преодолеть. Однако такоеподавление способности физическинаслаждаться легко может привести кэмоциональному дефициту.

Цвет и мода. Если в эпоху Возрожденияодежду серого и коричневого цветаразрешалось носить лишь "подлому"народу, то в наше время коричневый цвет -один из самых распространенных.Полюбившиеся в последнее время сложныеоттенки жухлых листьев, глубокой осени иувядающей природы психологи называютнездоровыми.
Еще в XVIII столетии получилираспространение чистые оттенкикоричневого: "кармелитовый", "капуциновый"и т.д. В дальнейшем оттенки коричневогоусложнялись, появились сложные цвета.Например, был оттенок "жженого хлеба"или "жженого кофе" и "лесныхкаштанов".
С XVIII столетия выходцы из Африкидостаточно часто встречались на московскихили петербургских улицах, поэтому один изкоричневых оттенков получил название "голованегра".
Отдельную группу составляли "кожаные"оттенки. Например, цвет юфти и цвет "лавальер"(желтовато-светло-коричневые). Цвет юфти былшироко распространен в первой четверти XIXвека, а цвет "лавальер" вошел в модутолько в середине столетия.
С рыжеватым оттенком, но довольно темнымибыли цвета: "лорд Байрон", "лесныхкаштанов", "орельдурсовый", или цвет"медвежьего ушка".
К красно-коричневой гамме с золотымотливом относились цвета: "савоярский","мордоре" и "майский жук". Дляполучения подобного цветового эффекта утоки основа ткани подбирались разного цвета,поэтому на сгибах при движении возникалоподобие блеска.
Современный язык моды довольно банален.Нет уже тех метафорических определенийоттенков одного коричневого цвета.Наиболее заметными в конце XX столетия былитакие тона, как шоколадный, бежевый, цветверблюжьей шерсти. Пастельные размытыеакварельные краски наиболее актуальны,когда девизом моды становитсяестественность и минимализм.

Цвет и имидж. Коричневый цвет даетощущение спокойствия, уюта, домашнего тепла.Однако психологи не советуют идти насобеседование в коричневом костюме. Так какэтот цвет скучноватый, не у всех к немупозитивное отношение.
Не стоит выбирать для делового костюматкань коричневого цвета с оттенкамикрасного. Шоколадный может выигрышносмотреться с темными волосами и темнойкожей.

Цвет

Красный
Красный цвет - это непреодолимое желаниедостичь результатов, добиться успехов, этострасть ко всему, в чем присутствуетинтенсивная жизненная активность ибогатство опыта. Красный цвет - это импульс,воля к победе, все формы жизненной силы,начиная от половой активности дореволюционного преобразования общества.

Символика цвета. У красного многооттенков, поэтому значение егоразнообразно и противоречиво. Общаясимволика этого цвета связана с жизнью. Онассоциировался с кровью и огнем, поэтомусвязывался с родами, узами родства ипоколений, с силой, энергией, могуществом,богатством, радостью, красотой.
Красный цвет у крови. Однако все зависитот того, какую кровь олицетворяет этот цвет:чистую или нечистую. Красное может означатьвражду, месть, войну, связываться сагрессивностью и плотскими желаниями.
В современном мире пристрастие к красномуцвету означает: смелость, волю, гнев,властность, альтруизм, общительность. Еслиэтот цвет раздражает, то это может говоритьо комплексе неполноценности, склонности кинтимности, верности, страхе переддискуссиями и спорами.

Действие цвета. Красному приписываютцелительные свойства. Например, в средниевека лечили от психических заболеваний тем,что ставили красного петуха на головубольного. Красный защищает от сглаза иколдовства, поэтому помогают красные нити,пасхальные яйца, красные ткани, кораллы,красные цветы и растения.
Красный цвет активизирует мышечную силу.Психологи утверждают, что, если натяжелоатлета надеть красные очки, онвозьмет больший вес, чем без них. В то жевремя, находясь в окружении красного,человек интуитивно старается быстрее изнего выбраться. Красные телефонные будкибыли рассчитаны на большую проходимостьабонентов.
Красный цвет стимулирует сенсорныецентры, возбуждает симпатическую нервнуюсистему, способствует образованиюгемоглобина, стимулирует процессзаживления ран, повышает тонус.
Этот цвет ускоряет пульс, поднимаеткровяное давление и увеличивает частотудыхания. Красный цвет - это выражениежизненной силы, активности нервной системыи желез внутренней секреции, поэтому онолицетворяет человеческие желания истремления.
Дети различают красный цвет первым послерождения. Однако ребенок, спящий лицом кстене, оклеенной обоями с красными цветами,более раздражителен и неспокоен.Айвазовский работал в комнате, окрашенной вкрасный, - это стимулировало его творить.
Замечено, что интерьер столовой,выдержанный в красном, посуда красногоцвета, яркое освещение возбуждают аппетит.Поэтому тому, кто хочет похудеть, лучшепринимать пищу в окружении спокойных синихтонов.
Тот, кто отвергает красный цвет, ужеперевозбужден, легко раздражается из-затого, что у него не хватает жизненных сил (например,из-за физического истощения или сердечнойнедостаточности). Импотенция или упадокполового желания часто выражаются тоже вотторжении красного цвета.
Если на первую позицию в качествекомпенсации красному ставят синий цвет, тоэто означает, что окружение необходимо как"успокоительное средство". При такомсочетании часто возникает мазохистскоетяготение к сексуальному партнеру,ощущение того, что человека не любят и неценят. В психологическом плане сочетаниеотвергнутого красного и компенсационногосинего часто бывает у деловых людей,страдающих от беспокойства, которыецеленаправленно движутся к сердечномузаболеванию. Сочетание этих цветов -своевременное предупреждение овозможности заболевания сердца.

Цвет и мода. Красный был любим напротяжении многих веков. Одежды древнихгреков окрашивались в желтый, синий икрасный цвет. И в средние века пурпурныйактуален. Платья красного цвета не носяткаждый день, но на торжествах этот цветглавенствующий.
Красный считался традиционным свадебнымцветом на Руси. Самые знатные дамы XVIII векавплоть до конца столетия украшалисвадебную фату красными цветами.
В XIX веке отношение к цвету претерпелозначительные изменения. Появилисьмногочисленные оттенки "адского пламени"и "адского огня". "Бордоское вино"- так называли один из модных оттенков длянарядных платьев и рединготов. "Винный"цвет означал желтовато-красный. Цвет "куропаткиныглаза" обозначен в периодике как светло-красный."Накаратовый" толковался как "жаркий".
После 1859 года стал особенно популярнымеще один оттенок красного - "сольферино"(ярко-красный), названный в честь битвы приСольферино в австро-итало-французскойвойне. "Массака" - темно-красный с синимотливом - хорошо известный в первойполовине XIX века. Еще один цвет, относящийсяк красной гамме, - "аделаида" (красно-лиловый).
О красном никогда не забывали. Женщина,выбравшая красный, выглядит необычайносексуально. Специалисты советуют дамам,желающим привлечь к себе внимание мужскогопола, надевать в ресторан обворожительноекрасное платье.
В моде последнего времени красныйиспользуют фрагментарно - его вводят вдополнение к другим оттенкам, в основном кбелому.
Итальянский модельер Валентине никогдане изменял своему любимому красному цвету.Красный цвет в модном бизнесе называют дажекрасным от Валентине.
"Красный - самый лучший цвет. В нем естьвнутренняя энергия, стержень. Красивейцвета просто не может быть! Он подходитлюбой женщине, просто нужно помнить, чтосуществует более 30 разных оттенковкрасного", - говорит модельер. Однако впоследнее время Валентине использует этотцвет очень аккуратно. "Если в 60-е и 70-егоды красный был цветом на каждый день, тосегодня работающие женщины предпочитаютмягкие тона. Даже самые состоятельные дамыкупят тот костюм, в котором они будут ходитьна службу днем и в театр вечером. Так чтосегодня предпочитаю видеть женщин не вкрасном, а в бежевом, потому что это самыйудобный дневной цвет", - добавляетдизайнер.
Тем не менее любимые клиентки Валентино -леди Диана, Джоан Коллинз, редакторамериканского Vogue Диана Врилэнд - отдалипредпочтение именно красному цвету.

Цвет и имидж. Абсолютно красный цветнежелательно использовать в деловой одежде,так как он способен подавлять окружающих.Красный цвет дает блики на кожу лица, этотцвет делает расплывчатым контур.Желательнее выбирать многочисленныеоттенки красного - вишневый, малиновый,бордовый и т.д.

Темно-красный
Пурпурный - цвет всего магического ипотустороннего. Он совмещает в себенесовместимые по природе части спектра -синюю и красную. Этот цвет власти и величия.Лишь император в Древнем Риме мог носитьпурпуровую тогу. В Византии толькоимператрица могла обуваться в пурпурныесапожки. Императоры и короли восседали напурпурных тронах и писали пурпурнымичернилами. Пурпурный считался в древностисамым дорогим цветом, потому что егодобывали из сока морских моллюсков.

Цвет и мода. У современного пурпурногодругие названия. Очень часто его именуютвишневым, ближайшие к нему тона - малиновым,бордовым.
Этот величественный цвет выбирали длякостюмов советских делегаций, выезжающихза границу. Малиновые пиджаки былинеобычайно популярны у российскихнуворишей.

Цвет и имидж. Психологи отмечают:бордовый, малиновый цвет обладаетпритягательной силой для окружающих. Он нетолько властно заявляет о себе, но и внушает,что человек, выбравший этот цвет, имеетвысокий жизненный тонус, работоспособен -он на "коне".

Розовый
Это необычайно жизненный цвет,свидетельствующий о потребности в любви идоброте. Те, кому он нравится, способныразволноваться от любой мелочи. Он вызываетнеприятие только у тех, кто лишенсентиментальности.
Розовый действует более умеренно и нежно,чем другие оттенки красного. Он невозбуждает, а согревает.

Цвет и мода. Разнообразие оттенковрозового цвета было чрезвычайно велико.Кроме цвета "бедра испуганной нимфы",существовал цвет "гортензия" (нежно-розовый),"иудино дерево" (ярко-розовый). Был цветсемги. Существовал даже такой оттенокрозового, который назывался "детиЭдуарда". Цвет парнасской розы - этооттенок розовый с отливом на фиолетовый.Один из розовых оттенков получил имямаркизы Помпадур.
Иногда одно и то же названиераспространялось на два абсолютно разныхцвета. Например, о цвете "гаити" писаликак о розовом и как о ярко-синем. Цвет "кашу"рекомендовали в качестве синего, анесколько позже его преподносили как ярко-красный.В толковых словарях этот цвет частотрактуется как табачный.
Розовый - сентиментальный наивный цвет -продолжает волновать модельеров. В конце 90-хгодов XX столетия он вдохновляет художниковна создание эксклюзивных моделей. Ноощущение такое, что мы уже где-то видели:розовый корсаж на шнуровке, юбку в мелкуюклеточку и цветочек по подолу (Нина Риччи). УЛагерфельда (Шанель) все то же светло-розовоеплатьице. Причем розовое спокойнонадевается с зеленым. "На вас зеленыйпояс, милая, а платье розовое, это нехорошо",- наставления такого рода давались у Чеховав "Трех сестрах". Но классика - не указ.Или, пожалуй, наоборот - руководство кдействию. Такое сочетание вполне допустимодля наивной, провинциальной девушки. И этостиль.
В течение нескольких лет розовый упорноне сходит с подиумов. Даже когда временноотступает красный (используется не в такихбольших объемах, как раньше), розовыйостается.

Цвет и имидж. Ярко-розовый обладаеттаким же действием, как и красный, - онделает контуры расплывчатыми (это можнозаметить на фотографиях). Бело-розовыйоттенок тоже выглядит нереспектабельно.Дама в розовом костюме воспринимается какнекомпетентная. Если уж выбирать розовыйдля делового костюма, то серовато-розовогооттенка.

Зеленый
Этот цвет символизирует развитие, юность,рост, надежду, веселье, незрелость,несовершенство, спокойствие, духовность.
Он ассоциируется с природой и жизнью. ВКитае его связывают с деревом и востоком -местом рождения молодого дня.

Действие цвета. Этот цвет - серединаспектра. Он предельно материален идействует успокаивающе.
Однако чрезмерная успокоенность угнетает- не случайно тоску называют зеленой, а самчеловек от злости "зеленеет". Зеленыйни радостный, ни печальный. Он никуда незовет, ничего не требует, никуда не движется.Этот цвет хорош для усталых, но скучен длябодрых и энергичных.
В современном мире считается: тот, ктопредпочитает зеленый цвет, боится чужоговлияния и ищет способа самоутверждения. Ктоне любит зеленый - боится проблем, поворотовсудьбы и трудностей.
Зеленый цвет выражает состояниенапряжения и одновременно волю к действию,упорство и настойчивость. Поэтому этот цвет- воплощение твердости, постоянства и,прежде всего, сопротивление переменам.
Он как свидетельство постоянной точкизрения и внимания к своей персоне, преждевсего потому, чтобы обеспечитьбезопасность и самоуважение.
Человек, поставивший зеленый цвет напервое место, желает убедиться всобственной ценности, либо самоутверждаясь,либо идеализируя себя, либо получаяпризнание от других людей.
Зеленый цвет имеет терпкий, вяжущий "вкус".Эмоционально он олицетворяет гордость.
Зеленый цвет символизирует напряжение,сдерживающее соблазны внешнихраздражителей. Это усиливает чувствогордости, сознания превосходства наддругими людьми, своей силы, способностиконтролировать события, управлять ими илинаправлять их. Человек стремитсяустановить контроль над своей жизнью.
Это ведет к дотошной аккуратности вотношении к фактам, выражается в хорошейпамяти, ясности самовыражения, способностик критическому анализу и логическойпоследовательности. Порой это можетпривести и к абстрактному формализму вмышлении.
Выбор зеленого означает стремление кулучшению условий жизни, заботу о здоровье,желание прожить долгую и полезную жизнь. Нобольше всего человек, выбирающий зеленыйцвет, хочет, чтобы его мнениевосторжествовало. Ему хочется, чтобы егопризнали, несмотря на сопротивление ипрепятствия.
Человек, ставящий зеленый на последниеместа в цветовой гамме, хочет того же, но онослаблен в борьбе против препятствий. А таккак преодолеть свои желания не может, то онистановятся источником напряжения ирасстройства в ощутимой физической форме (например,боли в груди и сердце), или в материальныхтрудностях, или в его подчиненном положении.Человек стремится преодолеть всепрепятствия. И чем дальше к концу ряда онставит зеленый, тем настойчивее пытаетсяпреодолеть давление неблагоприятныхобстоятельств. Человек готов винить во всемдругих.
Отвергнутый зеленый часто компенсируетсясиним - в надежде получить покой иизбавление от напряжения.
Иногда он компенсируется красным - встремлении к возбуждению и яркимраздражителям. Такой выбор может указыватьна нетерпение и утрату самоконтроля,высокое кровяное давление и негативныеизменения в сердечно-сосудистойдеятельности. Состояние сопровождаетсясумбурностью в мыслях, словах и поступках,частичной утратой сознания и дажеапоплексическими ударами.
Компенсация зеленого цвета возможнажелтым - в поиске выхода из трудностей.Такая компенсация редко бываетплодотворной и сводится к попыткам отвлечьсвое внимание поездками, посещениями новыхмест, появлением новых хобби и т.д.
Зеленый цвет лечит. Средневековые врачисоветовали: четыре действия рождают чудо:пей мед, смотри на воду, на зеленый цвет икрасивое лицо.
Зеленый стабилизирует эмоции, помогаетпри бессоннице, благотворно влияет нагипофиз, помогает при заболеванияхсердечно-сосудистой системы.

Цвет и мода. В средние века зеленый,как и синий, использовали редко. Эти цветасимволизировали любовь: синий - верность,зеленый - влюбленность. Платья зеленогоцвета надевали в основном на торжества.
Позже к зеленому стали относиться иначе.
Существовали многочисленные оттенкизеленого цвета. Например, змеиная кожа,саксонская зелень, русский зеленый и т. д.
Вероятно, благодаря тому, что темныйоттенок зелени был модным в первой четвертиXVIII столетия, форма у некоторых родов войскРоссии была светло-зеленая. Форменнаяодежда русских чиновников в XIX веке моглабыть тоже зеленой.
Зеленый болотный - цвет хаки - постоянноприковывает внимание художников-модельеров.Одежда в модном стиле милитари часто бываетвыполнена в этой сложной цветовой гамме.

Цвет и имидж. Зеленый помогает в техситуациях, когда хотят расположить к себесобеседника. Кроме того, зеленый хорошосмотрится на загорелой коже, какинтенсификатор, усилитель загара.
Для деловой одежды не рекомендуется ярко-зеленыйили желто-зеленый. Лучше остановиться натемно-изумрудном или оливковом.

Синий
Синий цвет символизирует духовнуючистоту, возвышенность, холод, вечность,тайну.
Он ассоциируется с небом и морем, поэтомусовмещает в себе ощущение возбуждения ипокоя.

Символика цвета. Поклонение этомуцвету уходит корнями в далекое прошлое.Вавилонский бог богов Мардук и персидскийбог Митра носили небесные накидки. Голубымисапфирами украшен был трон бога Ягве. Синиепокрывала лежали на священных предметах.
В христианской культуре синийассоциировался с непостижимыми тайнами ивечной божественной истиной. В голубыходеждах изображали Деву Марию, этот цветолицетворял единство "Отца, Сына иСвятого Духа".
В Древнем Египте синий цвет нравилсянильским божествам. Голубые платья носилабогиня Изида. В Китае с этим цветомсвязывали идею бессмертия. На Востоке ярко-голубойсчитался оберегом от черной магии и дурногоглаза. Этот цвет в арабо-мусульманскойкультуре всегда был связан с мистикой.
В Европу синева пришла с Востока, скореевсего из Китая и Индии. Отсюда и возниклоназвание "индиго" - "индийскаякраска". Индиго, добываемое изодноименного кустарника, привозили иззаморских стран португальские купцы. Лишьпозднее синюю краску стали получать изместных растений. Еще более редким былультрамарин, который изготавливался наминеральной основе, из порошка ляписа. Неслучайно поэтому Леонардо да Винчииспользовал ультрамарин только в техслучаях, когда на этом настаивал заказчик.
Иногда оттенки синего и черного цветовспособны сближаться, и тогда синийсчитается траурным, как в Древнем Египте и внекоторых племенах Южной Америки. Синийможет пророчить беду. Князь Святослав из"Слова о полку Игореве" видит в вещемсне, что ему черпают синее вино, с горемсмешанное. У славян синий символизировалпечаль, горе, ассоциировался с миром бесов.Синими и черными описывают чертей. Врусском фольклоре синего цвета была вода,которая считалась в древности местом, гдетаятся злые, враждебные человеку силы.Французы называют ужас синим страхом.Вспомним также "Синюю бороду" иголубые болотные огни, завлекающие втрясину неосторожного ночного путника.

Действие цвета. Сейчас о человеке,предпочитающем синий цвет, говорят, что оннаходится в состоянии меланхолии, емунеобходим частый отдых, но он верен ивлюблен. Хотя синий цвет - цвет преданности,но человек всегда может быть уязвимым,доверившись своим союзникам. При неприятииэтого цвета человек только создаетвпечатление, будто может охватитьнеобъятное, но сам крайне неуверен иуглублен в себя. Безразличие к этому цвету -знак легкомысленности в чувствах.
Когда синий цвет ставят на первое место,значит испытывают потребность вэмоциональном спокойствии, безмятежномсостоянии духа, гармонии иудовлетворенности или же потребность вотдыхе, разрядке или лечении.
У такого человека события развиваютсягладко, следуя строго заведенному порядку.Отношения с окружающими людьми носятспокойный характер и свободны отконкуренции. Такой человек хочет доверятьсам и чтобы доверяли ему.
Когда синий оказывается в конце цветовогоряда, потребность в безмятежном состояниидуха или взаимном доверии остаетсянеудовлетворенной. Человек начинаетбеспокоиться тем больше, чем дальше отначала поставлен синий цвет. Существующиеэмоциональные контакты с коллегами поработе отвергаются, потому что они несоответствуют его высоким требованиям икажутся утомительными. Человек может ихразорвать, бросив дом или поменяв работу.Даже если он в полной мере сознает своюответственность перед семьей или работой,все равно будет стремиться уходить отнеприятных обязательств.
Отвергнутый синий цвет может означатьнепоследовательное поведение и умственноевозбуждение. Это может ослабитьспособность к концентрации внимания. Детииспытывают трудности в учебе, взрослыемогут приобрести в дальнейшем нарушения вдеятельности нервной системы, заболеваниясердца и проблемы с кровообращением.
При отторжении синего цвета в качествекомпенсации может быть избран зеленый цвет.В этом случае зеленый, выражающийнастойчивое желание самоутвердиться, будетсвидетельствовать о гордом и бунтарскомстремлении к независимости. Это частобывает у молодых людей, которые хотятпорвать с семьей и родительской опекой.
При отказе от синего цветакомпенсационным может стать красный. В этомслучае эмоциональная неудовлетворенностьбудет сопровождаться равнодушнымповедением или повышенной сексуальностью (синдромДон Жуана). Если человек отвергает половоераспутство, он может энергично увлечьсяавантюрной деятельностью (автомобильныегонки, охота), в ходе которой будетпреодолевать острые опасности.
При компенсации желтым цветом человекбудет искать выход из трудностей. Поискможет быть направлен не только на решениепроблем, но и на обретение душевногосогласия. Это может заставить человеказаняться философскими изысканиями,религией, общественной деятельностью.
Синий цвет умиротворяюще действует нацентральную нервную систему. Уменьшаетсякровяное давление, сокращается частотапульса и дыхания, а самозащитные механизмыорганизма включаются в работу. Потребностьв этом цвете возрастает в случае болезни,упадка сил, а также когда появляетсясклонность к чувствительности иобидчивости.
Синий цвет придает человеку силы,олицетворяя собой неземную власть.Цветотерапевты советуют в состояниистресса ставить перед собой стакан воды,постелив под него лист синей бумаги. Нужносидеть спокойно десять минут, глядя на воду,а потом медленными глотками выпить ее.Сразу же придет облегчение. Оказывается,вода заряжается синим цветом, которыйвлияет на наше подсознание.
Синий - это не только уверенность, это ещеи нежность, тишина, покой. Синий цветуспокаивающе действует на агрессивных инетерпеливых.
Шеллинг в "Философии искусств" писал,что "молчание - это истинное состояниебезмятежного моря". Синий цвет являетсясимволом спокойных вод, ровноготемперамента, женственности.
Синий и голубой успокаивают психику,способствуют сопереживанию, эстетическимнаблюдениям и философским размышлениям. Неслучайно у мусульман нижняя частьархитектурных сооружений синего цвета - мирвоспринимается с колен (в отличие отхристиан). На Востоке верили, что синийсапфир дает отдых усталому телу. Магипропускают солнечный свет через синеестекло, так, чтобы лучи попадали на больнуючасть тела, и пациент выздоравливал.
Синий цвет снижает давление, стимулируетзрение.
Голубой цвет повышает тонус организма,помогает при нарушениях обмена веществ,органов дыхания.
На Востоке открыли еще одно свойствосинего цвета: он защищает человека от злыхдухов и дурного глаза, отпугивает хищников.В институте Бомбея пришли к любопытномувыводу. Оказывается, тигры боятся синегоцвета. Они боязливо обходят стороной теовчарни, стены которых выкрашены синим.
Обычай заворачивать новорожденных вголубые пеленки пошел от желания уберечьребенка от сглаза и порчи. В голубое рядилимальчиков, потому что на Востоке ценилинаследников только по мужской линии.Розовые пеленки для девочек появилисьгораздо позже.
Еще синий цвет обладает значительнойглубиной и объемностью. Он особеннопривлекает тех людей, кто весит большенормы.

Цвет и мода. Хотя синий вместе скрасным мог служить символом праздника, онвстречается и в траурных народных костюмах.Не случайно в журналах XIX века в статьях омоде "синий" писался в иноязычномварианте. Очень немногие названия синегорусифицировались, например "электрик"- ярко-синий. Другие же продолжали писать по-французски,хотя свободно владеющих французским языкомстановилось все меньше.
Синий цвет применялся довольно редко.Чаще его можно было увидеть в форменнойодежде, чем в модной.
Особой униформой служили придворныенаряды фрейлин, статс-дам или гофмейстерин.Только наставницы великих княжон носилисиние бархатные платья и на балах былиединственными дамами, одетыми в синее.
Насчет голубого цвета предубеждений несуществовало. Бытовало даже выражение "голубыештаны", которым обозначали служащихжандармского управления.
Волшебство синей краски давно оценилидизайнеры и специалисты по маркетингу.Вслед за голубыми джинсами в наш быт вошлиголубые шахматные компьютеры.
Ученые Кельнского университета находятболее прозаическое объяснение моде на всесинее. На их взгляд, она появляется, когдамассами овладевают настроения "концасвета". Специалисты по изучениюобщественного мнения отмечают синий цветсамым модным в Германии в последнее время.Опросы в других странах показали, что и тамполовина населения предпочитает синее.

Цвет и имидж. Имиджмейкерырекомендуют деловым дамам внимательнееоценить синюю цветовую гамму. В ней многооттенков, которые подойдут женщине любоготипа. Для выступлений перед телекамерамижелателен темно-синий костюм с однотоннойблузкой или блузкой с неярким расплывчатымрисунком, желательно серого цвета. Однаколучше отказаться от костюмов бирюзового,яркого ультрамаринового, бледно-серогоцвета.
Еще одно преимущество традиционноготемно-синего костюма в том, что его можнонадеть несколько раз в неделю и люди незаметят, особенно если часто менять блузки.

Серый
Серый - цвет равновесия между белым ичерным. Это любимый цвет рассудочных инедоверчивых натур, которые долго думаютперед тем, как принять какое-либо решение.Этот нейтральный цвет предпочитают такжете, кто боится быть скомпрометированным.
В некоторых культурах, например вмусульманской, серый цвет считается плохим,так как затемняет белый.
Серый цвет в общем-то "бесцветный", внем не заложено никаких стимулов и никакихпсихологических тенденций. Он нейтральный.Серый - это не оккупированная территория, аграница, линия разграничения, позволяющаяразличить контрастные части.

Действие цвета. Тот, кто ставит серыйцвет на первое место, хочет отделить себя отостального мира, хочет, чтобы его оставили впокое и ни во что не вмешивали. Он не желаетни в чем участвовать. Даже когда необходимополностью погрузиться в какое-то дело,человек, поставивший серый цвет на первоеместо, контролирует свои действия нарасстоянии, он как бы стоит в стороне инаблюдает за собой, не позволяя захватитьсебя целиком.
С другой стороны, человек, для которогосерый среди других цветов занимаетпоследнее место, стремится прикоснуться ковсему. Он считает, что имеет право приниматьучастие во всем, происходящем вокруг него. Врезультате окружающие начинают относитьсяк нему как к излишне любопытному,назойливому и сующему нос не в свои дела.Нейтральность серого цвета наводит на негоскуку.
Тот, кто ставит серый на второе место, нестоль однозначен. С одной стороны, онпытается компенсировать свои проблемы спомощью цвета, стоящего в первой позиции. Сдругой стороны, игнорирует оставшиесяцвета из-за боязни, что таящиеся в нихстимулы вовлекут его в какую-нибудьавантюру вопреки его воли. Такой человеккак бы "выключен" и изолирован отокружающего мира, хотя может казаться дажеслишком активным.
Если серый стоит на третьем месте, всеравно дисбаланс между другими цветаминастолько велик, что два первых цветаиспользуются лишь в качестве компенсации
Таким образом, люди, ставящие серый цветна первые три позиции, пытаются обманутьсебя. Многие крупные руководителипромышленности и коммерции отличаютсятаким компенсаторным поведением - ониставят серый цвет в начале цветового ряда.
Цвета, стоящие непосредственно передсерым в начале ряда и сразу же после него,указывают на наличие стресса. Нормальноесреднестатистическое положение серого -это 5-7-е место среди восьми основных цветов.Во всех других позициях серый значит оченьмногое. Например, в любой ситуации,вызывающей усталость, нервное состояниеили стресс, серый передвигается в началоряда.
Колористы считают, что любовь к серомуцвету - своеобразная защита психики истремление к выживанию. Импульсивному,легкомысленному человеку серый цвет обычноне нравится.

Цвет и мода. Серый цвет наши предки нежаловали. Древние люди предпочитали носитьодежду ярких оттенков. В средние века ониспользовался в костюмах лишь в качестведополнений, например к фиолетовому иличерному и белому (последняя цветоваякомбинация была по душе королю РенеАнжуйскому). Серый, как и коричневый,воспринимался тогда как цвета грусти.
Позже отношение к серому меняется.Разнообразие оттенков серого в текстильномпроизводстве минувшего века поражает.Существовал, например, "розовый пепел",цвет испуганной мыши (все это нежно-серыйцвет). Цвет "наваринского пепла" имелболее темный оттенок: жемчужный оттеноксерого назывался "гридеперлевый" (вначале века его называли и писали только по-французски).Некоторые названия серых оттенков неполучили русского эквивалента вообще и неприжились с иноземным названием.
Хорошо известно название темно-серогоцвета маренго (серый с вкраплениями черного).Оно появилось после битвы при Маренго в 1800году. Дело в том, что ткани местногопроизводства ручной работы были главнымобразом темно-серого цвета. Тот же темно-серыйцвет назывался "паук, замышляющийпреступление", правда, название цветаписалось на французском языке.
Был и цвет "влюбленной жабы" -зеленовато-серый. Цвет гавана - серый соттенком коричневого или наоборот.
К группе серых цветов относили оттенки,возникавшие при сочетании двух или трехвидов нитей. Например, ткань гриделен,грездолин представляла собой материалсерого цвета в черную или светло-серуюполоску.
Ткань "борода Абдель-Кадера", или "бородаАбдель-Керима" - материал цвета белого счерным оттенком и серым отливом.
Грезет, гризет, резет - ткань однотонная,сначала только серая, из шерсти или шелканизкого сорта, с мелким цветочным рисунком.Швеи, шляпницы, модистки, зарабатывающие нажизнь собственным трудом, умудрялисьодеваться модно благодаря этой ткани,поэтому сами девушки стали называтьсягризетками. Со временем этот материал могбыть уже не только серого, а любого другогоцвета.
Крестьяне называли темно-серый цветсмурым. Получался он таким образом. Придомашней выделке шерстяных тканей пряжуредко окрашивали. Материалы из нееполучались различных грязно-серых оттенковцвета натуральной шерсти - иногда скоричневатым оттенком.
Существовал еще "дикий" цвет -естественный цвет исходного материала, неподвергавшегося отбеливанию или окраске.
Серый был одним из самых распространенныхцветов в Советском Союзе. Пальто серогоцвета а-ля шинель, костюмы серые, платьянеярких, немарких расцветок. После того какЮНЕСКО провела исследования в Америке,Европе и СССР, она установила, что советскиелюди полностью выпали из мировой цветовойкультуры. Они предпочитали совершенно инуюцветовую гамму, чем все другие народы.
Отечественные текстильные фабрикипроизводили ткани в основном трех мрачныхцветов: серого, коричневого и черного. Помнению психологов, такая гамма построена наоттенках разрушения, но это и своеобразнаяпсихологическая защита.
Потом, словно очнувшись, женщины бывшегоСоюза ударились во все тяжкие. Былиувлечения ультрамарином, алым, огненно-рыжим,ядовито-зеленым, флюоресцентными красками.Но костюм серого цвета никогда не уходил вутиль.
В конце XX столетия серый цвет опятьактуален. Он воспринимается какальтернатива базовому черному. Его сталиносить без ограничений и днем, и вечером.Модные ткани - твид, кашемир, фланель -окрашены во всевозможные оттенки серого.Популярны ткани с эффектом блеска, онитакже часто серебристого цвета.

Цвет и имидж. Серый традиционносчитается вторым предпринимательскимцветом, как и темно-синий. Кроме того, дажетемно-серый производит более мягкоевпечатление на окружающих, чем черный, ипоэтому имиджмейкеры советуют, чтобырасположить собеседника к себе, надеватькостюм именно серого цвета. Но серый цветнеобходимо "оживлять" каким-то другимоттенком, например зеленым, желтым илипастельным. Один серый или в сочетании сбелым цветом выглядит скучновато.

Черный
Черный - самый темный цвет и по сутиявляется отрицанием цвета. Онсимволизирует ночь, зло, несчастье,страдание, горе, болезнь, могилу, мертвое,траур.

Символика цвета. Черное ассоциируетсяс мраком и землей, поэтому черный - эмблемаскрытого, тайного, неизвестного, колдовства,греха.
Ночь роднит черное со сном, то естьутратой сознания, провалом в памяти,временной смертью. В Китае черный цвет еще ицвет зимы, Севера, так как зима - самоетемное время года, а Север - царство Мрака.
Однако черный цвет может быть как хорошим,так и плохим. Значение черного и белогочасто меняются местами. Во многихпервобытных ритуалах танцор одевался вбелую одежду и чернил лицо. В Тибете приритуалах человеку, выбранному в качествесвященной жертвы, пол-лица красят в черный,а пол-лица - в белый цвет. Черный цвет могбыть положительным, если связывался сплодородием. В ритуале вызывания дождя,например, он считался уместным, так какдождевые тучи - темные. Египтяне почиталиэтот цвет, так как черной была плодороднаяземля.
У многих народов существует связь междучерным цветом и сексуальнойпривлекательностью. Возможно потому, чтолюбовная страсть скрыта темнотой и тайной.

Действие цвета. В современное времячерный, в отличие от белого, символизируетнеуверенность и отстраненность от жизни.Тот, кто предпочитает одеваться во всечерное, чаще всего отрицательно относится ксамому себе, находится в состояниидепрессии, несчастен и думает, что идеалыего жизни недостижимы.
Черный цвет очень сильно влияет насостояние души человека. Чтобы развеять этопессимистическое отношение, достаточнопоменять черное платье на что-нибудь яркое.
Тот, кто ставит черное на первое место,хочет отвергнуть все, выражает протестпротив существующего положения. Человекподнимает бунт против судьбы.
Если черный поставлен на второе место,значит человек хочет осудить все. Еслипервым оказывается красный цвет, то человекпреувеличенно хочет исполнения желаний,которых он лишен. Предшествующий синий цвет- свидетельство абсолютного спокойствия (именноэто, по мнению человека, может восстановитьнарушенную гармонию). Когда первым стоитжелтый, ожидается, что какое-то событие,пусть даже катастрофическое, положит конецбедствиям человека.

Цвет и мода. Знаменитую черную рясуносил Сократ. Позже монахи переняли ее исделали исключительно своей форменнойодеждой.
В средние века черный цвет был оченьпопулярен, из бархата черного цвета шилиплатья. Известно, что бургундский герцогФилипп Добрый в последние годы одевался вкостюмы черного цвета, и его свитаподражала ему в этом.
Черный цвет считался в России траурным,печальным примерно с XVI века. Однако втрадиционном народном костюме еще в XIX векетраурным был не только черный, но и синийцвет.
Именно потому, что черный цветвоспринимался исключительно как траурный,его устойчиво долго не принимали. Во фракахиз черного сукна рекомендовалось ходить вконце XVIII века. Но даже в первой половине XIXвека молодого человека могли не впустить вгостиную, если на нем был модный черныйнаряд. И причин тому было несколько.
Форменную одежду гражданских и военныхчиновников шили из цветных тканей в строгомсоответствии с рангом. Носить черные фракимогли только те молодые люди, которые небыли обременены государственной службой.Более того, одежда черного цвета внекоторых странах была признаком пониженияна службе. Это не нравилось, естественно,почтенным семействам, особенно в которыхбыли барышни на выданье. Только Бодлервозвысил черный костюм в ранг одеждысовременного героя.
Но постепенно мода на черное взяла свое. Иуже в начале 60-х годов прошлого века,благодаря богатым купцам, символомпреуспевания в жизни стал не только мундир,но и черная фрачная пара.
Широкое распространение черного фракасовпало с появлением в мужском костюмепиджака. Поэтому фрак был переведен вразряд бального, нарядного и визитногокостюма.
Черный цвет имеет меньше оттенков, но онисуществовали. "Прюнелевый" получилназвание по цвету спелых ягод тутовника;сначала оттенок связывался с тканьюпрюнель, бывшей когда-то только черной. "Воронийглаз" рекомендовали для модных фраков.Добиться этого оттенка можно было,используя только высококачественнуюшерсть. Низкосортная пряжа со временемприобретала рыжеватый оттенок.
Новое увлечение черным случилосьблагодаря Шанель, придумавшей маленькоечерное платье. В 1926 году американскоеиздание "Вог" предсказывало, что некоеплатье ошеломляющей простоты станет своегорода униформой, которую станут все дружноносить. Платье без воротника и манжетов, изчерного крепдешина, с длинными облегающимирукавами, с напуском на бедрах, плотнообтянутых юбкой. Доказывая своимчитательницам, что платье будетпользоваться успехом благодаря своейпростоте и удобству, издатели сравнили егос автомобилем. Разве покупатель будетколебаться при покупке машины под темтолько предлогом, что она не отличается отостальных? Напротив. Подобное сходствогарантирует качество. Применив этотпринцип к моде в целом и черному платью вчастности, журнал заключает: "Вот "форд",созданный Шанель".
Существует легенда по поводу того, какГабриэль Шанель создала свой шедевр.Однажды в ожидании своего любовникаГабриэль перебирала его вещи и случайнонаткнулась на английский большой теплыйсвитер черного цвета.
Уж вечер близится, а милого все нет. КокоШанель впадает в слепую ярость. Хватаетсвитер, прикладывает его к себе, что-топодкалывает, где-то подшивает и яростнощелкает ножницами... Потом она появляется вэтом умопомрачительном черном платье наскачках, и даже ее любовник не понимает, чтоэто его бывший свитер.
Прошли годы, а маленькое черное платьепользуется у особ слабого пола неизменнойлюбовью. Маленький кусок черной тканинастолько резко контрастирует с цветомкожи, что буквально высвечивает обнаженныеруки, шею, грудь, ноги. Чтобы носить черное,надо обладать незаурядной смелостью.
Американский "Учебник для выпускниц"давал своим читательницам совет: "Не носичерного. За исключением вечерних нарядов ималенького черного платья. Его можно купить,когда тебе исполнится 30, но если тыдостаточно умна, то можешь сделать это уже в25".
Хотя французский психолог Мартин Люшерговорит, что женщина, предпочитающая черныйцвет, подсознательно выражает протест,восстает против своей судьбы и внутреннеготова ее изменить.
Черный остается любимым у многих кутюрье.Том Форд признался как-то: "Была бы мояволя, я бы весь мир одел в черный цвет". Онсам неизменно появляется на публике водежде черной окраски. Даже интерьер егодома выдержан в аскетичных гонах, дополняютобщую картину убранства лишьметаллизированные, но такие же холодныепредметы.
Когда спросили Донну Каран, если бы ейпришлось выбрать только один цвет для ткани,то какой бы цвет она предпочла, та, нераздумывая, ответила: "Черное шерстяноеджерси".
Последняя коллекция Джанни Версаче былатоже выдержана в черных тонах. А Донателла.продолжая дело брата, полностью отказаласьот черного. "Оказалось, что в жизни такмного черных мыслей, черных поступков,черных дней, что этот цвет потерял для меняпривлекательность", - говорила она.

Цвет и имидж. Многие ведущиеимиджмейкеры не советуют передвыступлениями на публику надевать черныйкостюм. Вещи, окрашенные в черный, имеютобыкновение "исчезать" - не случайнокукловоды всегда одеваются в черное. Крометого, этот цвет бывает слишком контрастнымдля многих оттенков кожи, особенно дляженщин с нежным цветом лица и тем, лицакоторых уже начинает выдавать возраст, -черный еще резче обозначает мешки подглазами, складки. Ни в коем случае черный недолжен находиться близко к лицу - его нужночем-то освежать.
Нужно помнить еще об одном: черный цветковарен. Хотя он скрадывает недостаткифигуры, но дает четкую линию, обозначаетсилуэт. И любые выпуклости у женщинначинают проявляться. По этой причине ичерные колготки могут носить лишьобладательницы идеальных стройных ножек.
Психологи говорят, что черный цветотдаляет, создает дистанцию. Надев черное,вы будете сигнализировать окружающих своимвидом, что вы человек самодостаточный.



Loading
на заглавную Все словариО словареСловариТоп словарейДобавить слово к началу страницы

© 2003-2019
словарь online
энциклопедия
фарфор
XHTML | CSS
Цитирование только разрешено и даже приветствуется только с указанием линка на наш сайт.